Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:44, автореферат
Институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая тот факт, что сама редкость этих ресурсов, обусловливающая трудность доступа к ним, составляет основу для соперничества и даже конфликтов в борьбе за обладание ими. Институты регулируют (структурируют и закрепляют как общественно признанные практики) подобную борьбу различных интересов.
Введение 2
1. Теоретические основы института как категории институциональной экономики 3
1.1 Определения института. Классификация институтов. 3
1.2 Функционирование и взаимодействие институтов в экономике 6
2. Анализ развития институтов в России 8
2.1 Историческая динамика развития 8
2.2 Особенности функционирования и развития 15
3. Предложения по совершенствованию развития институтов 20
Заключение 25
Список литературы 26
Институт банкротства.
Институт банкротства возник из отношений должника и его кредиторов, основан на этих отношениях, но в процессе своего развития перерос этот уровень и не может в настоящее время рассматриваться только с экономической или правовой точки зрения, изолированно от социальных, политических, организационных, нравственных проблем.
Историю развития взаимоотношений должника и кредиторов можно проследить со времен первобытного общества и рабовладельческих государств, когда к не способному выполнить свои обязательства должнику применялись такие наказания, как физическое насилие, посадка в долговую яму, изгнание из общины, обращение в рабство. 4
В первобытном обществе социальные отношения поддерживались с помощью традиций, обычаев, религиозных представлений, общих принципов доброго и правильного, что не исключало властного характера этих норм и принуждения к следованию им. В случае нежелания подчиняться этим правилам, в том числе и нравственной норме "взял – отдай" нарушитель подвергался избиению, изгнанию из общины или смерти.
Одним из последствий перехода человечества к производящей экономике стало образование государств в 7 – 5 тысячелетии до н.э., в которых получило развитие и регулирование имущественных отношений. Возникает такое явление, как долговая кабала – личная или имущественная зависимость должника от кредитора, включающая в себя возможность физической расправы или обращения в рабство. В Древнем Египте одной из форм возникновения рабской зависимости была самопродажа египтян за долги. В соответствии с Законами царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н.э.) должник должен был погасить долг за счет своего имущества или отработать его сам (или его жена, дети) в доме кредитора в течение срока до 3 лет. По законам Среднеассирийского царства (Ассирия, XII в. до н.э.) при неуплате долга должник переходил в собственность кредитора, который мог избивать его и продавать в рабство. В Древней Индии кредитору предоставлялось право использовать для получения долга хитрость, принуждение, захват животных, сыновей или самого должника, приводить силой его в свой дом, морить голодом и избивать до тех пор, пока долг не будет уплачен. В Древнем Китае невыплатившие долг люди подвергались уголовному преследованию с применением таких наказаний, как битье палками, обращение в рабство, отрубание конечностей, смертная казнь. 5
Генезис института банкротства
как части системы
Кредиторы выбирали также
управляющего имуществом должника, который
готовил закон о продаже
После гибели Римской империи в Европе столетия господствовали регрессивные тенденции в праве и практике регулирования взаимоотношений должника и кредиторов. Нарушение договора снова стало влечь за собой не только личную, но и имущественную ответственность должника, который, в случае неисполнения обязательств, становился рабом кредитора, а согласно Баварской правде (VIII в. н.э.) в рабство также обращались его жена и дети. В Германии в 16 веке несостоятельные должники приравнивались к ворам, которых можно было подвергнуть немедленной казни. До середины XIX века в ряде европейских государств законодательство предусматривало для банкротов применение различных телесных наказаний вплоть до смертной казни. И хотя позже снова появились нормы, дающие кредитору возможность обратить взыскание на имущество должника, это не всегда избавляло того от физической расправы. В первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществе взаимоотношения должника и кредиторов в случае невыполнения обязательств носили преимущественно характер долговой кабалы, направленной против личности должника, его здоровья и жизни. 6
По мере развития торговли, усложнения экономических связей, в качестве самостоятельного элемента системы взаимоотношений должников и кредиторов в области коммерческой деятельности выделился институт банкротства, который начал достаточно часто использоваться в отношении купцов и торговцев. Одним из первых начинает регулировать эти отношения английские статуты "о купцах" 1283 и 1285 г., а с XVI в. специальным законом вводится норма о пропорциональном разделении имущества должника между его кредиторами, которая стала применяться не только к купцам, но и ко всем должникам. В то же время, продолжают применяться и крайне жестокие физические наказания вплоть до смертной казни, обусловленные религиозно-моралистическим подходом к преступлениям. В связи с резким увеличением масштабов явления начинают различать неосторожное, несчастное банкротство (в отношении которого чаще используется понятие несостоятельности) и злонамеренное банкротство. К примеру, уже "Русской Правдой" в таких случаях были предусмотрены различные санкции.
На территории современной Беларуси до включения ее в состав Российской империи отношения должника и кредиторов регулировались нормами статутов Великого Княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 годов, которые достаточно четко и подробно, на высоком уровне правовой культуры рассматривали нюансы этих отношений.
Одним из наиболее прогрессивных, вобравшим в себя лучшие стороны законодательства ряда европейских стран, был российский Устав о банкротах 1800 года, который выделял несостоятельность от несчастья, от небрежности и от пороков и действовал, с некоторыми изменениями, до 1917 года (с 1903 г. – в составе Устава судопроизводства торгового).
Институт банкротства
в период позднего феодализма и становления
капитализма служил преимущественно
целям экономической
Социальный институт
Уже на ранних этапах развития общества началось формирование социальных институтов (производственных организаций институтов, духовной жизни, семьи). Но синкретический характер человеческой деятельности обусловил и синкретичность первых институтов, выразившуюся в многофункциональности, нерасчлененности их функций. “Неразвитость труда по всем его параметрам (орудия и прочие технические средства, производственный опыт и навыки, кооперация и дифференциация труда), преобладание... живого труда над овеществленным, привязанность производства к природным условиям... выступают причиной присущего первобытному обществу синкретизма общественных отношений, невычленности различных сфер общественной жизни, слитности материального и духовного производства. Община — универсальный институт, осуществляющий хозяйственную, семейно-бытовую, культовую и другие функции. Определяя собой все стороны общественной жизни, материально-производственная деятельность еще не обособляется от других видов деятельности. Кровнородственные отношения, связующие элементы социальной структуры и внутри общины, и между общинами, также характеризуются синкретизмом”.
Данные этнографических исследований свидетельствуют, что довольно скоро появились признаки распада синкретизма. Община, род и племя начали разделяться, “в общине при всей ее универсальности на первый план все больше выходит производственная деятельность, институты же рода и племени берут на себя функцию межобщинного общения, в силу экзогамии к ним естественно отходят и брачно-семейные отношения”. Начинает складываться тенденция усложнения общественной структуры.
Усложнение отношений внутри родов, племен, общин в результате произошедшего прогресса в изготовлении орудий труда, перехода к производящему хозяйству и обособления скотоводства и ремесла привело к формированию иерархии родов, племен, их союзов. В этот период появляются институты старейшин, вождей, жрецов, в обязанность которых входила организация коллективных трудовых процессов, военного дела, культовых действий, а также сохранение и передача от поколения к поколению социального опыта.
Дальнейшее развитие общества, “введение земледелия и животноводства переворачивает весь жизненный уклад первобытных людей. Внутри общины, перерождающейся в соседскую, все большую хозяйственную самостоятельность приобретает семья. Вместе с тем развиваются и усложняются формы кооперации труда, являющиеся условием существования семейного хозяйства”. Это, в свою очередь, ведет “к изменению форм обмена взаимной деятельностью, ее результатам, к постепенному нарушению равнообеспечивающего принципа распределения и потребления жизненных средств. Получающее все большую экономическую самостоятельность семейное хозяйство превращается в главную форму организации производительных сил, вытесняя в данной роли родовую общину”. Так постепенно (через ряд реформ) на смену кровнородственной общине приходит община соседская, земледельческая община.
Зарождение системы социальных институтов началось в период разложения первобытнообщинного строя и было связано с процессом общественного разделения труда. Разделение труда привело к появлению и развитию частной собственности, которая, в свою очередь, привела к разделению общества на классы, что и обусловило необходимость появления таких социальных институтов, основной функцией которых было осуществление классовых интересов и потребностей, охрана существующего социального порядка.8
Таким образом, уже на ранних этапах развития общества появляется потребность в формировании механизмов управления социальными процессами, Т.е. соответствующих социальных институтов. В качестве их предвестников на ранних ступенях первобытного общества выступали советы старейшин, родоплеменные советы, народные собрания, функции которых еще не были четко определены, в основном они выполняли военные, судейские и жреческие функции. В период становления классового общества формируется социальный институт управления, обеспечивающий функционирование общества в целом, его общностей и социальных групп в интересах господствующего класса, — государство.
В эпоху средневековья социальные институты выступали прежде всего как средства закрепления отношений личной зависимости и внеэкономического принуждения, “сращивания” политической власти и экономического господства, а также обеспечения устойчивости социального целого, общества. Среди институтов феодального владения можно отметить такие, как майорат, феод, иммунитет, вотчина и др. В классовом обществе в этот период происходит выделение сословия профессиональных служителей культа, возникают особые религиозные организации, что ведет к становлению церкви, религии в качестве особого социального института. Религия как социальный институт играла важную роль в интеграции политически и экономически раздробленного общества. Она приобрела и начала осуществлять нерелигиозные функции — политические, экономические (церковь была крупным земельным собственником в этот период). Ей были полностью подчинены наука, образование и искусство.9
Становление капитализма привело к развитию целостной системы социальных институтов, обеспечивающих функционирование разных сфер общественной жизни: производство и потребление материальных благ, духовное производство, распространение и потребление духовных ценностей и т.д. В это время возникают институты науки, образования, искусства и т.д.
История
появления и развития социальных
институтов — это история постепенного
превращения социального
Развитие
социальных институтов может осуществляться
двумя путями: 1) появление новых
социальных институтов; 2) развитие и
совершенствование уже
Первый путь развития институтов в настоящее время характерен для многих народов бывшего СССР, где создаются такие важнейшие институты, как финансы, армия, дипломатия, высшее образование, наука и т.д.10
Второй
путь — развитие и совершенствование
уже сложившихся социальных институтов
— в свою очередь также может
проходить по-разному: а) за счет внутренней
дифференциации, специализации связей,
функций, учреждений. Например, в настоящее
время в рамках института здравоохранения
появилась тенденция к