Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:44, автореферат
Институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая тот факт, что сама редкость этих ресурсов, обусловливающая трудность доступа к ним, составляет основу для соперничества и даже конфликтов в борьбе за обладание ими. Институты регулируют (структурируют и закрепляют как общественно признанные практики) подобную борьбу различных интересов.
Введение 2
1. Теоретические основы института как категории институциональной экономики 3
1.1 Определения института. Классификация институтов. 3
1.2 Функционирование и взаимодействие институтов в экономике 6
2. Анализ развития институтов в России 8
2.1 Историческая динамика развития 8
2.2 Особенности функционирования и развития 15
3. Предложения по совершенствованию развития институтов 20
Заключение 25
Список литературы 26
В качестве
другого наглядного примера можно
взять институт образования в
постсоветском обществе, который
после распада СССР стал нуждаться
в изменении самой концепции
образования, создании новых учебных
заведений, ином выборе предметов и
т.п., которые должны быть переориентированы
на потребности формирующихся
В истории развития общества можно найти ряд примеров эффективного, более-менее безболезненного реформирования социальных институтов, но чаще всего такие реформы все-таки завершались революционными событиями.
Следует отметить, что изменение каждого отдельного социального института, как и всей системы социальных институтов, может происходит как эволюционным, так и революционным путем. Как указывал Т.Парсонс, источниками изменения могут быть как эндогенные (т.е. внутренние), так и экзогенные (т.е. внешние) факторы, или те и другие одновременно. Среди экзогенных факторов наиболее важными являются воздействия со стороны культуры (изменение культуры, а также изменение ценностных ориентаций) и личности (всякого рода новаторская деятельность человека). Эндогенные изменения социальных институтов происходят в основном из-за того, что определенный институт перестает эффективно обслуживать цели и интересы тех или иных социальных групп и коллективов. Например, распад такого социального института, как семья, может быть обусловлен изменением ролевого поведения супругов (например, измена одного из них) или конфликтами, возникшими в семье из-за вмешательства в семейные отношения родителей супругов.
Таким
образом, социальный институт является
исторически сложившейся
Институт банкротства
Институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота. К сожалению, процедура банкротства юридических лиц зачастую используется отнюдь не в целях восстановления платежеспособности предприятия или удовлетворения требований кредиторов. Она оказалась действенным способом изменения прав собственности на предприятие и нередко служит способом уклонения от уплаты налогов и обязательных платежей.
Банкротство предприятий имеет следующие негативные последствия:
Банкротство компании означает
ее неплатежеспособность, т.е. несогласованность
денежных потоков, что является в
настоящее время критерием
в ходе развития общества.
Социальный институт
Социальный институт возникает
в процессе общественного разделения
труда и общественных отношений
как способ осуществления совокупной
целенаправленной деятельности определенных
групп людей. Сначала это стихийно
создававшиеся элементы регламентации,
контроля, упорядочения и другие процессы
институционализации
Каждый институт включает
в себя определенную сферу деятельности;
группу лиц, уполномоченных для выполнения
тех или иных общественных, организационных
или управленческих функций на основе
установленных прав и обязанностей;
организационные нормы и
Многообразие социальных
институтов определяется дифференциацией
социальной деятельности на различные
виды: экономическую, политическую, культурную
и др. С точки зрения содержания
исполняемых функций социальные
институты делятся на экономические
(банки, биржи, корпорации, предприятия
сферы потребления и услуг
и др.), политические (государство
с его центральными
и местными органами власти, партии, общественные
организации, фонды и др.), институты воспитания
и культуры (школа, семья, театр и др.) и
социальные в узком смысле (институты
социального обеспечения и опеки, различные
самодеятельные организации).
По характеру организации различаются формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия, школа. Формальные институты осуществляют управленческие и контрольные функции на основе строго установленных санкций: поощрение в виде наград, официальных званий и т.п. или административное и уголовное наказание. Формальные институты чаще всего являются бюрократиями, в которых обязанности чиновников обезличены, т.е. выполняются как бы независимо от их личных качеств. Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современных обществах.
Не менее важную роль,
особенно в сфере межличностного
общения в малых группах, играют
неформальные институты. Например, группа
ровесников-подростков, организующая
свой досуг, выбирающая лидера, и устанавливающая
специфические «правила игры»,
т.е. нормы, позволяющие разрешать возникающие
конфликты. Однако цели, методы, средства
решения задач в такой группе не установлены
строго и не зафиксированы в виде устава.
В неформальных институтах
отсутствуют четко определенные
и закрепленные в специальных
законодательных актах и
Поскольку большинство институтов - бюрократические организации, они подвержены своего рода "болезням". Во времена революций или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых задач. С другой стороны, формирование новых общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьезными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания общественного порядка в традиционных областях жизни. Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э.Дюркгейм назвал аномией. Поскольку жизнь каждого отдельного человека и деятельность социальных групп в решающей степени зависит от эффективной работы социальных институтов, социологи всегда придавали большое значение изучению этой проблемы. Ян Щепаньский указывает на следующие основные условия эффективного функционирования социальных институтов:
1. Четкое определение
цели и круга выполняемых
он не может без конфликтов включиться
в глобальную систему институтов данного
общества и наталкивается на различные
противодействия.
2. Рациональное разделение труда и рациональная; его организация.
3. Деперсонализация действий.
Предполагается, что официальные
лица будут выполнять свои
функции в строгом
с предписаниями, а не в зависимости от
индивидуальных интересов и представлений
своих прав и обязанностей. В противном
случае институт утрачивает общественный
характер, престиж и доверие со стороны
общества, превращается в учреждение,
зависимое от частных интересов. Конечно,
ни один институт не может полностью избавиться
от влияния личных интересов и вообще
индивидуальных особенностей чиновников,
но такое влияние должно контролироваться
обществом и сводиться к минимуму. Использование
ресурсов общественных институтов в эгоистических
интересах работающих
в них людей - очень распространенное явление,
которое социологи называют «бюрократизацией».
4. Признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах всей группы или ее преобладающей части.
5. Бесконфликтное включение
в общую систему институтов. Невозможен,
например, механический перенос
политических институтов
Институт банкротства
На наш взгляд, следующие меры могли бы способствовать реализации принципа равноправия и независимости при принятии представителями органов государственной власти решений, касающихся несостоятельности (банкротства) физических и юридических лиц.
1) Большинство должников-банкротов, в том числе отсутствующих должников (ст. 227 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г., далее – Закон о банкротстве), образуется из-за слишком поздней подачи в арбитражный суд заявлений о банкротстве.
Доведение
кредиторских активов до стадии безнадежных
к взысканию характерно для учреждений
кредиторов публично-правовых образований,
в том числе для Федеральной
налоговой службы России как уполномоченного
органа в делах о банкротстве
(абз.9 ст.2 Закона о банкротстве). Эти
действия, а точнее – бездействия
уполномоченного органа нельзя назвать
иначе как «политика выжженного
поля». К моменту подачи заявления
долги банкрота значительно перекрывают
неликвидные активы должника, и альтернативы
ликвидационной процедуре, как правило,
не бывает. То есть до равновеликого
распределения денежных средств
между кредиторами – что
Почему,
представляя имущественные
По
нашему мнению, целесообразно порядок
принятия решения по вопросу подачи
заявления о банкротстве
В связи со сказанным, ФНС и другие публично-правовые образования возможно и необходимо не только наделить правом, но и вменить в обязанность подачу заявления о банкротстве должников. Например, внести в действующий Закон о банкротстве правовую новеллу, дополнив его следующей статьей:
Статья 91. Обязанность уполномоченного органа по подаче заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Уполномоченный орган обязан обратиться с заявлением о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случае, если данное лицо подпадает под признаки, предусмотренные частью 2 статьи 3 настоящего закона, а требования к данному должнику в совокупности составляют не менее пятисот тысяч рублей.
Вменение уполномоченному органу такой обязанности (с сохранением права подачи заявления о банкротстве при наличии суммы задолженности меньше пятисот тысяч рублей) позволит включить в работу восстановительные процедуры банкротства: финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение (в настоящее время данные процедуры составляют менее 1 % всех ведущихся на территории РФ процедур банкротства), поскольку сохраненные активы позволят привлечь инвестиции, задействовать реорганизационные и инновационные процессы, укрепить статус и интерес должника в процедуре банкротства, и в итоге воплотить на практике прогрессивные антикризисные идеи действующего законодательства о банкротстве.
Причем
предлагаемое решение не только несет
в себе антикоррупционное
2) Вторым источником формирования коррупционных отношений, содержащимся в законодательстве о банкротстве, является отсутствие в законе порядка определения уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, которая указывается в заявлении о признании должника банкротом (абз.10 ч.2 ст.39 Закона о банкротстве), хотя и МЭРТом были утверждены конкретные методические рекомендации по этому вопросу.