Выводы
- ООО «Еврохимчистка» - это сеть химчисток центральных районов Екатеринбурга. В сеть химчисток ООО «Еврохимчистка» входит шесть пунктов химчистки. Основными конкурентами предприятия являются ООО «Чистюля», оказывающее услуги химчистки жителям района ВИЗ, «Уралмаш»; ООО «Кентавр», оказывающее услуги химчистки в районах «Втузгородок», «Химмаш». По количеству пунктов химической чистки, ООО «Еврохимчистка» лидирует в городе. В ООО «Чистюля» - два пункта химчистки, в ООО ««Кентавр» - три.
- Большинство факторов внешней среды благоприятны для деятельности предприятия. Неблагоприятны в основном факторы экономической составляющей, что обусловлено экономической рецессией в стране.
- Предприятие не обладает абсолютно ликвидным балансом. Это связано с высокой кредиторской задолженностью в течение двух лет и невысокой суммой абсолютно ликвидных активов. Показатели абсолютной ликвидности у предприятия в 2008 году стали хуже, чем в 2007 году.
- У предприятия присутствует недостаток собственных оборотных средств и этот недостаток в 2008 году возрос по сравнению с 2007 годом. Это грозит предприятию банкротством, так как оно не способно своевременно погасить краткосрочные обязательства (прежде всего, кредиторов). У предприятия отсутствуют долгосрочные заёмные средства для формирования запасов и затрат.
- Абсолютные показатели финансовой устойчивости предприятия показывают, что его финансовая устойчивость является кризисной.
- Показатель вероятности банкротства довольно высок и был положительным как в 2007, так и в 2008 году. Это показывает, что предприятие является полностью зависимым от кредиторов и может в любой момент потерять свою финансовую самостоятельность и быть обанкроченным.
Таким образом, предприятие
находится в состоянии кризисной
финансовой устойчивости. Причины
этого связаны с тем, что
предприятие имеет большой объём краткосрочной кредиторской
задолженности, что и влияет,
прежде всего, на показатели
финансовой устойчивости.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА
АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР И ОЦЕНКА ИХ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1. Анализ возможностей
предприятия
Для оценки возможностей
предприятия, необходимо провести качественный
анализ внутренней среды. Он основывается
на выделении сильных и слабых сторон,
а также возможностей и угроз.
На наш взгляд, можно
выделить следующие сильные и слабые стороны:
Сильные стороны:
- высокий уровень самых современных технологий химической чистки;
- более широкий, чем у конкурентов спектр услуг;
- высокий профессиональный уровень сотрудников;
- расположение пунктов химчистки в центральных районах города, в которых проживает население с более высокими доходами.
Слабые стороны:
- отсутствие филиалов в пригородах города.
На наш взгляд, можно
выделить следующие возможности
и угрозы:
Возможности:
- предприятие является малым и может рассчитывать на поддержку муниципальных властей;
- высокий темп роста показателей рентабельности;
- возможность расширения спектра услуг;
- наличие нераспределённой прибыли.
Угрозы:
- неустойчивое финансовое положение (высокий уровень краткосрочной задолженности).
На рис. 3 приведены результаты качественного
SWOT-анализа.
Рис. 3. Результаты качественного SWOT-анализа
Результаты качественного SWOT-анализа работы показали, что
факторы сильной стороны во внутренней
среде значительно доминируют над
факторами слабой стороны. Возможности
для развития предприятия существенно
превышают угрозы.
Таким образом, предприятию
необходимо снизить кредиторскую задолженность
за счёт долгосрочного займа, но при
этом использовать эти средства для
открытия филиала в пригороде
Екатеринбурга. У предприятия есть
договорённость с муниципалитетом
г. Белоярска о предоставлении в аренду производственной
площади бывшего МУП «Дом быта», ликвидированного,
в связи с отрицательными показателями
по балансовой прибыли в течение продолжительного
периода времени.
2.2. Разработка
антикризисной программы
Для повышения финансовой устойчивости и вывода
предприятия из кризисного финансового
состояния необходимо определиться
с общей стратегией развития.
Наличие стратегического плана
подразумевает иерархию целей.
Главной целью является повышение
финансовой устойчивости предприятия
и вывод его из кризисного
состояния для продолжения работы
предприятия на рынке бытовых
услуг.
Важнейшими направлениями антикризисной программы являются:
- Привлечение долгосрочных активов в коммерческом банке под инвестиционный проект. В рамках инвестиционного проекта планируется расширение сбытовой структуры а, именно, открытие филиала в г. Белоярске. Под этот проект необходимо привлечь 3000 тыс. руб. долгосрочных кредитных средств в банке сроком на 5лет. Это позволит увеличить общую выручку предприятия и, соответственно, получать дополнительную прибыль. Так как, в г. Белоярске в настоящее время отсутствует пункт химчистки, то спрос на данные услуги среди населения, -довольно высоким, что делает открытие филиала предприятия в данном городе привлекательным для инвестиционного проекта.
- Создание собственных мобильных средств за счёт долгосрочных займов в сумме 6000 тыс. руб. сроком на 5 лет. Данная мера позволит снизить финансовую нагрузку по кредиторской задолженности перед поставщиками (краткосрочная задолженность), а также позволит избавить предприятие от возможного банкротства, в случае предъявления финансовых требований со стороны кредиторов. Избавление предприятия от потенциальной возможности банкротства является наиболее краткосрочной целью в иерархии антикризисных мер.
- Распределение финансовой нагрузки по внешним обязательствам равномерно межу долгосрочными и краткосрочными займами. То есть, часть средств бытовой химии (30%), можно получать у поставщиков в кредит. Стоимость 70% объема закупаемых средств бытовой химии должна обеспечиваться собственными оборотными средствами (долгосрочный займ в банке). Получаемая прибыль должна направляться на погашение банковских процентов из суммы самого займа. По истечении строка погашения займа (прогнозируемый срок 3 года), предприятие будет иметь собственные оборотные средства для закупки продукции. Важно то, что получение долгосрочного займа для инвестиций в сбытовую инфраструктуру и обеспечения собственных мобильных средств улучшит финансовую устойчивость предприятия уже с момента получения долгосрочного кредита.
- Принятие мер по взысканию дебиторской задолженности. Поэтому, в рамках проекта по повышению финансовой устойчивости предприятие должно принять все возможные правовые меры по взысканию дебиторской задолженности в течение периода, оговорённого в договорах с дебиторами. В случае отказа возвращения дебиторской задолженности в срок, необходимо обратиться с гражданским иском в Арбитражный суд.
- Реорганизация организационной структуры управления предприятием. При реорганизации структуры управления планируется сократить часть управленческого аппарата, в связи, с чем снизятся производственные издержки, а значит, повысится общая прибыль от продаж.
Наиболее важной для
повышения финансовой устойчивости
является развитие сбытовой
инфраструктуры предприятия. Однако, имеет смысл
привлекать долгосрочные займы
под процент, только при условии
получения дополнительной прибыли,
превышающей годовую ставку
банковского процента. В таком случае
будет возможность для погашения
кредита банка и получения дополнительных
средств в виде чистой прибыли. Прежде
чем, привлекать долгосрочные
займы под инвестиционный проект,
необходимо, рассчитать экономическую
эффективность долгосрочного инвестиционного
проекта, а также все виды
рисков по инвестиционному проекту.
Проанализируем риски
предприятия.
На подготовительной стадии риски отсутствуют, так
филиал будет открываться на территории
бывшего дома быта г. Белоярска.
На строительной стадии существует только один
риск – это непредвиденные затраты. По
средней оценке экспертов он равен 0,5.
В случае осуществления данного риска,
предприятию придется искать дополнительные
средства на непредвиденные затраты.
Важным также является
оценка экономическо-финансовых рисков. В данном случае по оценкам экспертов
присутствует 5 рис