Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:44, контрольная работа
Развитие общества неразрывно связано с реализацией духовных и материальных потребностей людей. Удовлетворение потребностей - главный мотив участия людей в производстве, основа развития экономики.
На основе системы многообразных потребностей возникают экономические интересы человека, которые являются важнейшим мотивом его деятельности. Совершенствование производства увеличивает количество потребностей, дающих, в свою очередь, толчок развитию экономики.
Целью данной контрольной работы я вижу коротко - насколько это будет возможно в объёме данной работы - показать этапы развития экономического мышления человека. Коротко - в виде тезисов и коротких выдержек программ учёных экономистов - обрисовать суть тех или иных экономических теорий отечественных и зарубежных учёных-экономистов, которые были рождены в различных исторических эпохах, показать имеющиеся плюсы и минусы в каждой теории. Возможно, зная историю формирования экономической теории, мы сможем понять современное экономическое мышление. Возможно, это поможет более строго и более компетентно подходить к суждениям современных нам политиков в области экономики.
· Он отметил прогрессивную роль акционерной собственности.
· К. Маркс экономически доказал объективно преходящий характер современного ему общества, обусловленный прежде всего прогрессом производительных сил, обобществлением производства и труда.
· Он доказал также преимущества коллективных форм производства над индивидуальными, частными, обосновал объективно неизбежное возрастание роли крупных предприятий и процесс возникновения монополий, а также рост экономической роли государства в условиях капитализма.
· Вместе с Ф. Энгельсом К. Маркс раскрыл диалектику форм собственности (индивидуальной, акционерной, государственной), возрождение индивидуального присвоения на основе коллективного труда.
· К. Маркс создал теорию экономических кризисов, схемы воспроизводства, а также учение об общественно-экономической формации, причинах их смены на основе развития внутренних, противоречий.
· К. Маркс раскрыл сущность абсолютной ренты, обосновал теорию цены производства и дал общую характеристику капиталистической эксплуатации.
Однако марксистское экономическое учение не лишено недостатков:
· К ним относится, прежде всего, непоследовательное, в значительной мере, одностороннее применение закона единства и борьбы противоположностей к отношениям между двумя основными классами буржуазного общества - основоположники марксизма-ленинизма делали акцент только на борьбе, отмечая, что разрешение противоречия между основными классами буржуазного общества возможно лишь вследствие уничтожения одного класса другим.
· Кроме того, марксисты недооценили роль частной трудовой собственности в реализации сущностных сил человека. Их развитие они считали несовместимым с существованием частной собственности.
· Марксистская теория переоценивает
роль крупного производства в экономике
общества, значение процесса вытеснения
мелкого производства крупным. В
ней также необоснованно
· К. Маркс ошибочно считал, что социализм несовместим с товарно-денежными отношениями.
· Маркс и Энгельс недостаточно внимания уделяли закону спроса и предложения, влиянию субъективных оценок потребителей, в том числе поведения потребителей, на процесс ценообразования.
· К. Маркс необоснованно считал источником стоимости лишь труд наемных работников, игнорируя при этом труд предпринимателей.
Нельзя отрицать, что советской
экономической наукой догматически
объяснялись некоторые
Однако в целом множество
идей, положений, теорий и методология
К. Маркса имеют огромную эвристическую
ценность, выдержали проверку временем
и используются ведущими экономистами
многих стран мира. Вследствие жизненности
многих выводов и положений
Историческая школа и маржинализм
Причинами возникновения исторической школы и маржинализма были недостатки марксистской экономической теории, классической школы политической экономии, а также процесс вульгаризации политической экономии, обусловленный углублением противоречий капиталистического способа производства, стремлением представителей данных направлений найти пути решения названных проблем эволюционным путем в границах капиталистического способа производства.
Историческая школа -- одно из направлений западной экономической мысли. Возникла в Германии в середине XIX в. Название получила от своеобразного определения предмета политической экономии и исторического метода исследования, в соответствии с которым данная наука не изучает экономические законы, а описывает конкретно-исторические формы экономической жизни в той или иной стране. - экономические явления, по мнению представителей исторической школы, обусловлены исторической обстановкой.
Самыми известными представителями исторической школы были немецкие экономисты В. Рошер, В. Гильдебранд, В. Зомбарт, М. Вебер и др., справедливо полагавшие, что политическая экономия должна изучать не отношение людей к вещам, а отношения между людьми.
· Считая, что рынок не
способен обеспечить устойчивое равновесие
экономической системы, эти экономисты
выступали за активное вмешательство
государства в экономику, рассматривая
такое вмешательство как
· Для выживания общества, по их мнению, необходимо предоставлять бедным слоям населения больше благ, созданных благодаря прогрессу.
· Они считали, что психологические и исторические факторы не менее важны, чем экономические, отстаивали целесообразность широкого подхода к изучению экономической и социальной жизни.
· В. Зомбарт уделял большое внимание организационным и технологическим факторам, но смешивал экономические и юридические аспекты исследуемых явлений.
· М. Вебер утверждал, что социализм приведет к усилению бюрократизации общественной жизни.
· Некоторые представители
исторической школы выступали за
централизованное управление экономикой,
внедрение планирования, законодательное
регулирование, полагали, что государственные
финансы могут стать
Основными теоретико-методологическими недостатками исторической школы являются:
· игнорирование объективного характера экономической жизни,
· изъятие из предмета политической экономии экономических законов,
· переоценка национальных особенностей развития экономики,
· вольное трактование принципа историзма,
· антиисторический подход к капиталистическому способу производства,
· субъективистская трактовка ценностей (стоимости) и т. д.
В середине XIX в. возникает и получает распространение в 70-е гг. новое направление политической экономии -- маржинализм (от фр. «marginal» -- предельный), ставший одновременно и методологическим принципом западной экономической науки. Его основателями были австрийский экономист К. Менгер, английский экономист У. Джевонс, швейцарский ученый Л. Вальрас. По мнению У. Джевонса, сфера изучения экономики -- чистая теория, обоснование универсальных закономерностей. В связи с этим он заменяет понятие «политическая экономия» термином экономике (экономическая теория).
Основой маржинализма является теория предельной полезности, согласно которой рыночная цена товара определяется не общественно необходимыми затратами труда, а степенью насыщения потребности в нем, полезностью последней единицы запаса определенного вида товара.
К положительным сторонам маржинализма относятся:
· детальный анализ функционирования рынка,
· выяснение закономерностей ценообразования, денежного оборота, спроса,
· стремление исследовать вопрос оптимального распределения и использования ресурсов.
К негативным:
· преобладание субъективной мотивации, субъективной оценки экономического поведения людей,
· абстрагирование от изучения
социально-экономической
· На первое место сторонники маржинализма ставили не отношения между людьми в различных сферах общественного воспроизводства, а отношение человека к вещи.
· Ошибочным был их тезис о возможности достижения равновесия экономической системы на основе взаимодействия спроса и предложения, без участия государства.
Во второй половине 19 в. центр
тяжести в экономическом
Качественный экономический анализ заменяется количественным, исследования концентрируются всё в большей мере на рассмотрении конкретных отношений рыночных агентов, выработке соответствующих практических рекомендаций. Учёные всё чаще стремятся к исследованию проблем оптимизации ограниченных ресурсов, широко применяя для этих целей аппарат предельных величин, математические методы. Вслед за этим меняется и название самой науки. Термин political economy(«политическая экономия») вытесняется новым названием - economics («экономическая теория»).
Неоклассическая экономическая теория
В последней трети XIX в. с развитием внутренних экономических и социальных противоречий капитализма начинается стадия, характеризующаяся возникновением монополий и активным вмешательством государства в развитие экономики, ее огосударствлением. Эта стадия неоднозначно трактовалась представителями различных направлений и школ экономической теории.
Своё новое имя экономическая
наука получила в вышедшей в 1890 г
книге выдающегося английского
экономиста, основоположника
· Объект исследования неоклассической экономической теории -- поведение Homo economicus -- «человека экономического», который в качестве продавца рабочей силы, потребителя или предпринимателя пытается максимизировать свой доход, свести к минимуму затраты (или усилия).
· Основной категорией анализа сторонники неоклассической экономической теории считают предельную полезность, противопоставляя ее теории трудовой стоимости.
· Стоимость товара они определяют полезностью последнего, наименее необходимого предмета потребления, то есть предельной полезностью.
· Дальнейшее развитие неоклассическая теория получила в трудах английских экономистов А. Маршалла и А. Пигу.
· А. Маршалл, в частности, дал определение «эластичности спроса» и «цены равновесия», развил теорию цены, согласно которой стоимость определяется затратами различных факторов, прежде всего, земли, труда и капитала.
· По мнению А. Маршалла, цена, по которой покупатель приобретает товар или услугу, определяется степенью их полезности, а цена, которую назначает продавец -- издержками производства. В процессе покупки товара происходит взаимный компромисс между покупателем и продавцом, в котором проявляется механизм действия закона спроса и предложения.
· Представители неоклассической школы выступают за нормативный характер экономической науки, то есть за нацеленность ее на разработку экономической политики, конкретных практических мер и рекомендаций.
· В центре внимания представителей неоклассического направления находился анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние.
Созданные неоклассиками
инструменты анализа и сегодня
составляют «золотой фонд» мировой
экономической науки. Это - эластичность
спроса, предельный анализ, различие между
коротким и длительным периодами
при учете временных
Кейнсианство
Между тем, кризисные явления, нараставшие в западных странах на протяжении 1920-х годов (по прогнозам неоклассиков, они вот-вот должны были рассосаться), вылились в грандиозный по своим масштабам и глубине мировой экономический кризис («Великую депрессию») 1929-1933 гг. Вместе с кризисом хозяйства наступил кризис и микроэкономической теории, в частности, неоклассического направления как ее сердцевины.
На авансцену экономической
мысли поднимается новое
· Двигателем экономики, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, и именно он выступаем решающим фактором развития производства и предложения.
· Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.
· Кейнс одним из первых в западной экономической науке обосновал макроэкономический подход к анализу социально-экономических процессов, оперируя такими глобальными категориями, как национальный доход, совокупные инвестиции, потребление, занятость, накопление и др., которые рассматривал в их взаимодействии и взаимосвязи.
· Он также исследовал количественными методами функциональные аспекты и закономерности расширенного воспроизводства, опираясь при этом на отдельные положения теории воспроизводства К. Маркса.
· Кейнс утверждал, что равновесие экономической системы -- исключительно редкое явление вследствие действия механизма свободной конкуренции, подвижности капитала и т.д.
· Обоснованной критике им был подвергнут закон Сэя. Чтобы приблизиться к равновесию, необходимо, прежде всего, регулировать спрос путем повышения эффективности инвестиционных процессов со стороны предприятий и государства («эффект мультипликатора») и тем самым воздействовать на производство.
· Расширение функций государства, по мнению Кейнса, необходимо для рационального использования трудовых ресурсов, борьбы с ростом безработицы, кризисами. С этой целью он предлагал увеличивать государственные закупки товаров, государственные расходы на общественные работы и даже на военные цели.
· Увеличение объема частных инвестиций государство должно стимулировать удешевлением кредита. От общей суммы инвестиций зависит объем национального дохода, уровень занятости, соотношение спроса и предложения.