Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 11:52, контрольная работа
Суть механизмов антикризисного управления заключается во внедрении системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и своевременном проведении финансового оздоровления организации, обеспечивающего ее выход из
кризисного состояния. Само по себе финансовое оздоровление состоит из трех этапов: этап устранения неплатежеспособности, этап восстановления финансовой устойчивости, и этап обеспечения финансового равновесия.
1. Антикризисное управление……………………………………………………………….3
2. Антикризисное регулирование…………………………………………………………...4
3. Компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере финансового оздоровления и банкротства предприятий………………………………………………7
4. Государственное антикризисное управление в странах с развитой рыночной экономикой………………………………………………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………….………………11
Список использованной литературы………………………………………...…………12
Содержание
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...……
1.Антикризисное управление
Понятие «антикризисное управление» связано с непосредственным влиянием субъекта управления на объект управления. В кризисных ситуациях свои управленческие функции государство реализует в нескольких сферах:
1. Организация управления предприятиями федерального подчинения. При этом Министерство государственного имущества России осуществляет управление имуществом (имущественными комплексами), а оперативное руководство (управление) производством — отраслевые министерства и ведомства.
2. Участие в управлении предприятиями с государственной долей собственности. Осуществляется оно путём включения (выборов или назначения) в органы управления этих предприятий представителей государства.
3. Государство обладает недвижимым имуществом (золотой фонд государственной собственности). Правильное использование и управление этим имуществом способствует предотвращению или ликвидации последствий кризисных ситуаций.
4. В собственности государства находится преобладающая часть земельных угодий, в том числе сельхозугодья, лесной фонд. Здесь государство имеет право непосредственного воздействия и влияния на процессы, протекающие с участием земельных ресурсов.
5. Государство имеет право контроля отношений собственности в регионах, в том числе перевода собственности из региональной в федеральную.
По этим направлением в соответствии с Конституцией РФ государство имеет право непосредственно управлять кризисными ситуациями или, другими словами, осуществлять антикризисное управление.
2.Антикризисное регулирование
Антикризисное регулирование экономики — это косвенное воздействие государства на товаропроизводителей. Государственное регулирование призвано:
а) стимулировать позитивные социально-экономические процессы;
б) ограничивать возможные антисоциальные последствия игры стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.
В арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования кризисных ситуаций по следующим направлениям:
— нормативно-законодательная деятельность;
— финансы;
— производство;
— перераспределение доходов.
1. Нормативно-законодательная деятельность. В гражданском законодательстве «экономической конструкцией» по праву следует считать Гражданский кодекс Р Ф. Это образное выражение очень точно и ёмко характеризует особо важное значение Гражданского кодекса в регулировании экономики страны. Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции РФ имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».
Основы банкротства предприятий заложены в следующих статьях Гражданского кодекса:
— ст. 61 (ликвидация юридического лица);
— ст. 62 (обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица);
— ст. 63 (порядок ликвидации юридического лица);
— ст. 64 (удовлетворение требований кредиторов);
— ст. 65 (несостоятельность (банкротство) юридического лица).
Очень важное значение в антикризисном законодательстве имеет Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)», а также другие законодательные акты и постановления Правительства РФ.
В нашей стране законодательство о банкротстве предприятий только формируется. Так, первая редакция закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» действовала с 1 марта 1993 г. до 1 января 1998 г., вторая редакция — с 1 января 1998 г. по 2 декабря 2002 г. Со 2 декабря действует новый закон РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Новый закон в большей степени отражает экономические и социальные реалии современной ситуации в России.
2. Финансы. Финансовое
регулирование — это
Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов и прежде всего экономическим и финансовым кризисом.
Глубина и продолжительность кризиса в нашей стране во многом объясняются тем, что выбранный путь «финансовой стабилизации» не привёл к улучшению ситуации, а породил новые, весьма опасные тенденции.
К примеру, финансовая политика в годы перехода к рынку привела не только к вытеснению долгосрочных кредитов краткосрочными, но и к сокращению объемов кредитования.
Была завышена доходность по операциям с валютой, ценными бумагами. По этой причине значительная часть денежных средств банков, предприятий и населения стала уходить не на кредитование производства, а на финансирование бюджетного дефицита.
Проводимая Правительством финансовая политика достигла критической ситуации в 1998 г., когда чистая выручка от реализации ГКО стала отрицательной. В этот период бюджет, по сути, стал работать исключительно на ГКО, что закономерно обернулось крушением пирамиды государственного долга.
Таким образом, в 1998 г. потерпела крах долговая модель российской экономики, что явилось основной причиной банкротства многих предприятий и банков.
3. Производство. Преодоление кризисного состояния в значительной мере определяется внедрением достижений научно-технического прогресса в производство, изменением направленности экспорта.
Обеспечить решение этой задачи может только государство. Однако у федерального Правительства на данном этапе возможности ограничены. Поэтому в решении этого вопроса велика роль местных органов власти.
Так, в ряде регионов страны принимаются меры по финансовой поддержке промышленных предприятий. В некоторых из них созданы советы по антикризисным программам, которые:
— разрабатывают
программы финансового
— анализируют их выполнение;
— содействуют осуществлению намеченных мер;
— заслушивают
сообщения территориальных
На смягчение последствий кризиса и оживление экономики направлены региональные программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства.
4. Перераспределение доходов. Главным в этой деятельности является предотвращение массовой безработицы, абсолютной бедности, поддержание уровня жизни бедных слоёв населения не ниже прожиточного минимума. Всё это крайне необходимо, чтобы вывести экономику страны из кризиса.
Таким образом, в условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях — от федерального до муниципального.
3.Компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере финансового оздоровления и банкротства предприятий
Государственную политику в сфере финансового оздоровления осуществляет Правительство РФ. В этих целях оно:
— возлагает
на один из федеральных органов
— определяет порядок подачи заявлений уполномоченным органом;
— осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам;
— определяет порядок проведения
учёта и анализа
— утверждает правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего и деятельности саморегулируемой организации.
В соответствии с новым законом «О несостоятельности (банкротстве)» контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляет федеральный орган исполнительной власти — регулирующий орган. Он действует в соответствии с поручением Правительства РФ.
Регулирующий орган:
— осуществляет контроль за
соблюдением саморегулируемыми
организациями арбитражных
— проводит проверки деятельности саморегулируемых организаций;
— обращается в
суд с заявлением об исключении саморегулируемой
организации из государственного реестра
или о дисквалификации
— оказывает поддержку саморегулируемым организациям и арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства;
— участвует в организации подготовки арбитражных управляющих и принятии теоретического экзамена;
— утверждает единую программу подготовки арбитражных управляющих;
— ведёт единый
государственный реестр саморегулируемых
организаций арбитражных
Федеральный регулирующий
орган по делам о банкротстве
и финансовому оздоровлению образует
территориальные органы, полномочия
которых устанавливаются в
Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» установлено, что:
— уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству;
— регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Министерство юстиции Российской Федерации.
4.Государственное антикризисное управление в странах с развитой рыночной экономикой
В странах с
развитой рыночной экономикой накоплен
богатый опыт по предотвращению и
преодолению кризисных ситуаций
на макро- и микроуровнях. Конечно, исторические
и социально-экономические
Система банкротства предприятий в этих странах включает ряд организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти, в частности:
— цели и принципы, которые должны быть достигнуты в результате функционирования механизмов системы;
— организационную структуру;
— диагностику состояния предприятия;
— юридическое и нормативное обеспечение;
— методическое обеспечение;
— применяемые процедуры;
— социальную защиту работников;
— подготовку кадров.
Как правило, в законодательных актах этих стран отмечаются общие признаки банкротства: неплатежеспособность, увеличение кредиторской задолженности; нерентабельность сделок или использования имущества. Ходатайство о возбуждении дела о банкротстве может быть подано от самого должника, одного или нескольких кредиторов. Большое внимание в законодательствах стран Запада уделено преступлениям в сфере банкротства предприятий. В частности, законодательство предусматривает не только простое, но и злостное банкротство, когда предприятие-должник, действуя из «своекорыстия», скрывает имущество, сознательно ставит других лиц под угрозу разорения, фальсифицирует отчётность.