Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:21, контрольная работа
Неплатежеспособность, кризис экономики и легального бизнеса, существование предприятий-невидимок, числящихся в реестре, но давно уже не имеющих ни руководства, ни работников, задолженность по зарплате, пробелы в законодательстве - породили теневое решение проблемы "освобождения от непомерных долгов" и ситуацию банкротства практически всех предприятий-производителей [27, с.2].
Новый закон "О несостоятельности (банкротстве)", вобравший в себя лучшее из западных аналогов и подведенный к современной российской действительности, принят с расчетом на десятилетия и призван способствовать стимулированию платежеспособности и оздоровлению нашей экономики [27, с.3].
Введение
1. Основные недостатки "Закона о несостоятельности" от 19 ноября 1992 года.
2. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства).
3. Банкротство и уголовная ответственность.
4. Возбуждение производства по делу о несостоятельности.
5. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству.
6. Процедуры, применяемые по отношению к должнику.
6.1. Наблюдения.
6.2. Внешнее управление.
6.3. Конкурсное производство.
6.4. Мировое соглашение.
7. Особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц. 19
7.1. Банкротство градообразующих организаций. 19
7.2. Банкротство сельскохозяйствующих организаций. 20
7.3. Банкротство кредитных организаций. 21
7.4. Банкротство граждан. 22
8. Особенности банкротства ликвидируемого должника. 23
9. Банкротство отсутствующего должника. 24
10. Примеры из арбитражной практики. 26
Заключение 31
Литература. 34
То что
касается действий кредиторов, не вызывает
вопросов. Чтобы они были признаны
неправомерными, необходима совокупность
двух факторов: осведомленность кредитора
о предпочтительном удовлетворении своих
требований в ущерб другим и его согласия
на такое удовлетворение.
Неправомерность действий иных лиц состоит
в их осведомленности о возможной или
наступившей несостоятельности и из умышленного
сокрытия имущества должника. [30, с.28].
Безусловно, в большинстве случаев само
наличие перечисленных действий (особенно
это касается действий иных лиц) дает основания
предполагать, что предприятие является
банкротом, но вывод об этом можно сделать
только если будет доказана связь между
кредиторами и должником, осведомленность
должника о действиях иных лиц (о действиях
кредиторов он, очевидно, осведомлен) и
согласие его на эти действия. Кроме того,
закон перечисляет действия, совершение
которых должником или собственником
предприятия-должника будет составлять
состав банкротства. В зависимости от
того, какая цель этих действий (создание,
увеличение неплатежеспособности или
заведомо ложное объявление несостоятельности)
должен решаться вопрос о том, является
банкротство умышленным или фиктивным.
Что касается возможного столкновения
двух юрисдикций – уголовного и арбитражного
судов, - на мой взгляд, коллизии юрисдикции
можно избежать, установив следующий порядок
двойного производства дел о несостоятельности
с признаками банкротства. Арбитражный
суд решает вопросы о несостоятельности
должника.
В случае обнаружения признаков банкротства
дело передается в следственные органы
для возбуждения и рассмотрения уголовным
судом дела о банкротстве.
В принципе, арбитражная практика пошла
по этому пути, если не учитывать нюансы,
связанные с тем, что разделение понятий
"несостоятельность" и "банкротство"
в нашем законодательстве не существует.
Так, 17 декабря 1993 г. арбитражный суд Тульской
области рассмотрел дело по заявлению
АО "Тульский трикотаж" к индивидуальному
частному предприятию "Ирина" о признании
последнего несостоятельным (банкротом)
[Дело №7/5 Тульского арбитражного суда.
19].
Суд вынес решение о признании предприятия
"Ирина" несостоятельным и пришел
к выводу о возможном наличии элементов
состава преступления в действиях учредителей
предприятия. В решении суда говорилось,
что это "решение необходимо направить
в следственное отделение Центрального
РОВД Тулы для установления в деятельности
учредителя индивидуального частного
предприятия "Ирина" возможного факта
преступных деяний" Таким образом, арбитражный
суд признал предприятие несостоятельным,
передав решение вопроса о его банкротстве
уголовному суду.
Проблема банкротства (именно банкротства,
а не несостоятельности) стала актуальной
с появлением развитого конкурсного процесса.
Для возбуждения производства по делу
о несостоятельности судья направляет
копии определения о возбуждении дела
должнику, кредиторам, прокурору, трудовому
коллективу предприятия-должника в лице
органа, подписавшего договор. Круг лиц,
участвующих в делах данного рода, специфичен
и прямо определен в законе. Однако круг
этот достаточно широк, в связи с чем на
данном этапе могут возникнуть проблемы
у должника, подавшего заявление о возбуждении
производства по делу, связанные с нормой
о том, что информация, полученная арбитражным
судом в процессе рассмотрения дела о
несостоятельности (банкротства), не подлежит
разглашению в какой бы то ни было форме
до принятия решения о признании предприятия
несостоятельным (банкротом). В связи с
этим могут возникнуть, как минимум, две
проблемы. Во-первых, возможность разглашения
информации ограниченному кругу лиц установлена
законом, таким образом, уже нельзя говорить
о неразглашении "в какой бы то ни было
форме". Во-вторых, должник может быть
против разглашения информации о его хозяйственной
деятельности, о финансовом состоянии
и другое неограниченному кругу лиц. П.
Баренбойм считает, что решение данной
проблемы может выразиться в требовании
должника (если дело возбуждено по его
заявлению) рассматривать дело в закрытом
заседании суда и в требовании к суду не
предоставлять какой-либо информации
лицам, не участвующим в процессе [12, с.39].
Для анализа практики следует, что арбитражные
суды удовлетворяют подобные ходатайства.
Так, в деле о признании несостоятельности
арендного предприятия "Кожзавод"
кредитор заявил ходатайство о рассмотрении
дела в закрытом заседании. Ходатайство
было удовлетворено, дело рассматривалось
в августе 1995 г., в результате чего было
назначено внешнее управление имуществом
должника [Дело Арбитражного суда Санкт-Петербурга.
19].
В другом случае, до начала слушания дела
по заявлению ФУДН о признании несостоятельности
АООТ "Ремдеталь" должник заявил
ходатайство о слушании дела в закрытом
судебном заседании. Суд удовлетворил
ходатайство; в результате рассмотрения
дела была назначена санация [17].
Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству.
Подготовка
дела о банкротстве к судебному
разбирательству состоит из двух
этапов.
Прежде всего судья производит действия,
предусмотренные в статье 112 АПК, которые
могут иметь место в деле о банкротстве,
имея в виду, что это - не экономический
спор. Так, в деле о банкротстве нет истцов
и ответчиков, не участвуют третья лица,
поэтому пункт 1 не применяется. Остальные
действия, предусмотренные в статье 112
могут совершаться, однако вместо принятия
мер по обеспечению иска судья принимает
меры по обеспечению требований кредиторов,
вправе по собственной инициативе назначить
экспертизу (п. 5 ст. 46 Закона о банкротстве).
Вторая часть подготовки дела к судебному
разбирательству состоит в том, что до
рассмотрения дела по существу арбитражный
суд рассматривает возражения должника,
если они заявлены по требованиям кредиторов,
налоговых и иных уполномоченных органов,
и проверяет обоснованность этих возражений
(пункты 2 и 3 ст. 46).
Проверка обоснованности возражений ответчика
производится арбитражным судом коллегиально
в заседании. Заседание проводится не
позднее чем за один месяц до установленного
срока рассмотрения дела. О времени проведения
заседания суд извещает должника, временного
управляющего, а также лицо, по требованиям
которого рассматриваются возражения,
заказным письмом с уведомлением о вручении.
По результатам рассмотрения возражений
должника арбитражный суд выносит определение.
Обжалование этого определения законом
не предусмотрено [21, с.105].
В соответствии со статьей 47 Закона о банкротстве
дело должно быть рассмотрено в срок не
более трех месяцев со дня поступления
заявления в арбитражный суд. Это означает,
что в указанный срок должно быть принято
решение о признании должника банкротом
и открытии конкурсного производства,
либо об отказе в признании должника банкротом,
либо об утверждении мирового соглашения,
либо о введении внешнего управления,
либо вынесено определение о прекращении
производства по делу.
Положение о банкротстве допускает возможность
отложения рассмотрения дела на срок не
более двух месяцев. Основания и порядок
отложения дела предусмотрены В Статье
120 АПК. Кроме того, рассмотрение дела может
быть отложено, если имеются доказательства,
очевидно свидетеяьствующие о наличии
у должника достаточного ликвидного имущества
и должник ходатайствует об отложении
рассмотрения дела для погашения задолженности.
В этом случае арбитражный суд устанавливает
срок с учетом норм статьи 47 (п. 2 ст. 51).
В статьях 5 и 29 Закона о банкротстве определены
признаки банкротства, являющиеся основанием
для обращения в арбитражный суд, то статья
3 этого Закона содержит признаки банкротства
гражданина и юридического лица, наличие
которых предопределяет принятие арбитражным
судом решения о банкротстве должника.
Для гражданина банкротство наступает,
когда он не способен удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей, если соответствующие
обязательства и (или) обязанности не исполнены
им в течение трех месяцев с момента наступления
даты их исполнения и если сумма обязательств
превышает стоимость принадлежащего ему
имущества. [21, с.106].
Для индивидуального предпринимателя
и фермерского (крестьянского) хозяйства
в понятие банкротства не входит превышение
суммы обязательств над стоимостью принадлежащего
имущества (статьи 164 и 167).
Для юридического лица банкротство наступает,
когда оно не способно удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей, если соответствующие
обязательства и (или) обязанности не исполнены
им в течение трех месяцев с момента наступления
даты их исполнения. Это правило не применяется
к банкротству кредитных организаций,
отсутствующего должника, ликвидируемого
должника.
Решение арбитражного суда должно соответствовать
требованиям статьи 127 АПК, но с учетом
характера дела о банкротстве и терминологии,
применяемой в деле о банкротстве. При
этом резолютивная часть решения излагается,
как это предусмотрено в пунктах 2 и 3 статьи
49 Закона о банкротстве.
В случаях, предусмотренных Законом о
банкротстве, арбитражный суд отказывает
в признании должника банкротом (ст. 51).
Если при принятии заявления было введено
наблюдение, в решении указывается о его
прекращении и прекращении всех действий,
связанных с ним. В частности, возобновляется
производство по приостановленным производством
делам, исполняются исполнительные документы
[21, с.106].
Процедуры, применяемые по отношению к должнику.
При отсутствии
признаков банкротства
1. Наблюдения.
При> разбирательстве дела о банкротстве
арбитражным судом вводится процедура
наблюдения в отношении предприятия-должника.
Суть установления данной дополнительной
процедуры состоит в том, что на момент
принятия арбитражным судом к производству
заявления о банкротстве должника еще
не ясно, является ли он фактически несостоятельным
(то есть в состоянии ли он удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей в полном объеме).
Поэтому введение наблюдения и ограничение
полномочий его руководителя позволят
определить состояние платежеспособности
должника, сохранить его имущество и кроме
этого является разумным компромиссом
между соблюдением интересов предприятия-должника
и кредиторов.
Наблюдение - одна из процедур банкротства,
применяемая к должнику с момента принятия
арбитражным судом заявления о признании
должника банкротом до момента, определяемого
в соответствии с Законом о банкротстве
(принятия арбитражным судом решения о
признании должника банкротом и открытии
конкурсного производства, или введения
внешнего управления, или утверждения
мирового соглашения, или отказа в признании
должника банкротом), в целях обеспечения
сохранности имущества должника и проведения
анализа финансового состояния. Указанная
процедура вводится арбитражным судом
на 3 месяца с момента принятия им заявления
о банкротстве.
Следует обратить внимание на то, что суд
не во всех случаях назначает наблюдение.
Оно не вводится в отношении ликвидируемого
юридического лица, отсутствующего должника,
организаций, осуществлявших незаконную
деятельность по привлечению денежных
средств, а также граждан, не являющихся
индивидуальными предпринимателями [24,
с.107].
Специального внимания заслуживает норма
о назначении временного управляющего.
Арбитражный суд в определении о введении
наблюдения указывает о назначении временного
управляющего (наблюдателя).
При невозможности определения кандидатуры
временного управляющего при принятии
заявления о признании должника банкротом
арбитражный суд выносит отдельное определение
о его назначении не позднее десяти дней
со дня принятия указанного заявления
(п. 3 ст. 41 Закона).
Определение арбитражного суда о назначении
временного управляющего, в отличие от
определения о назначении внешнего или
конкурсного управляющего, не подлежит
немедленному исполнению. Кроме того,
оно не может быть обжаловано [12, с.39].
В Законе определен статус арбитражного
управляющего. Временным управляющим
может быть назначено арбитражным судом
физическое лицо, зарегистрированное
в качестве индивидуального предпринимателя,
обладающее специальными знаниями и не
являющееся заинтересованным лицом в
отношении должника и кредиторов (п. 1 ст.
19 Закона).
В пункте 1 статьи 59 Закона говорится о
том, что в случае невозможности определения
кандидатуры временного управляющего,
то есть при отсутствии кандидатур, предложенных
кредиторами, и предложений из числа лиц,
зарегистрированных в качестве арбитражных
управляющих, при принятии заявления о
признании должника банкротом арбитражный
суд обращается в государственный орган
по делам о банкротстве и финансовому
оздоровлению, который в недельный срок
с момента получения запроса предлагает
кандидатуру временного управляющего.
В случае отсутствия других кандидатур
арбитражный суд может назначить временного
управляющего из числа сотрудников государственного
органа по представлению последнего, но
не позднее, как было сказано выше, десяти
дней с момента принятия указанного заявления
(п. 4 ст. 185 Закона). Следует отметить, что
должник сам не вправе предлагать кандидатуру
временного управляющего [24, с.108].
Временный управляющий за неисполнение
или ненадлежащее исполнение возложенных
на него обязанностей, которое повлекло
убытки для должника или кредиторов или
даже при отсутствии таких последствий,
несет ответственность согласно статье
21 Закона о банкротстве.
Вознаграждение временному управляющему
за осуществление им своих полномочий
устанавливается в соответствии со статьей
22. Это вознаграждение выплачивается за
счет имущества должника, если иное не
предусмотрено Законом о банкротстве
или соглашением с кредиторами.
Практика показывает, что размер вознаграждения
управляющего равен приблизительно размеру
заработной платы руководителя организации-должника.
Последствия вынесения арбитражным судом
определения о принятии заявления о признании
должника банкротом содержатся в статье
57. С момента вынесения арбитражным судом
определения о принятии заявления о банкротстве
должника имущественные требования к
должнику могут быть предъявлены только
с соблюдением порядка, установленного
Законом (статьи 46, 63, 75 и 114).
Кредиторы могут предъявить свои требования
к должнику в месячный срок с момента получения
уведомления временного управляющего
о принятии арбитражным судом заявления
о признании должника банкротом. Указанные
требования направляются в арбитражный
суд и должнику. Установление размера
требований кредиторов необходимо для
участия голоса в первом собрании кредиторов
(ст. 63 Закона) и обладания на нем правом
[24, с.109].
Требования кредиторов направляются временному
управляющему с приложением документов,
позволяющих определить указанные требования
как установленные. Размер денежных обязательств
по требованиям кредиторов считается
установленным, если он подтвержден вступившим
в законную силу решением суда или документами,
свидетельствующими о признании должником
этих требований и в иных случаях, предусмотренных
Законом.
Например, Закон устанавливает, что кредиторы
вправе предъявить свои требования и в
любой момент в ходе внешнего управления.
Указанные требования направляются внешнему
управляющему. Кроме этого внешнему управляющему
кредиторы направляют установленные в
соответствии с Законом о банкротстве
требования с приложением документов,
позволяющих определить указанные требования
как установленные [24, с.109].
Внешний управляющий в двухнедельный
срок рассматривает соответствующие требования
и заносит их в реестр требований кредиторов.
В течение месяца с момента получения
указанного требования о результатах
его рассмотрения уведомляет кредитора.
Кредитор при несогласии с внешним управляющим
обращается в арбитражный суд в месячный
срок с момента получения уведомления
от внешнего управляющего. Арбитражный
суд рассматривает данное заявление в
порядке, предусмотренном статьей 46.
При отсутствии возражений в указанный
выше срок требования кредиторов считаются
установленными в размере, составе и очередности
удовлетворения, как они определены внешним
управляющим.
Арбитражный суд в указанных в Законе
случаях, в частности при непринятии руководителем
мер по обеспечению сохранности имущества,
вправе отстранить руководителя должника.
В этих случаях исполнение обязанностей
руководителя должника возлагается на
временного управляющего.
При отстранении руководителя должника
от должности арбитражный суд выносит
определение, которое может быть обжаловано,
в том числе и руководителем должника
[24, с.110].
Согласно пункту 5 статьи 58 Закона с момента
введения наблюдения аресты и иные ограничения
должника по распоряжению принадлежащим
ему имуществом могут быть наложены исключительно
в процессе банкротства.
Звакон содержит права и обязанности временного
управляющего (статьи 20, 60, 61, 150). Так, статья
20 содержит положения, определяющие права
и обязанности арбитражных управляющих.
В частности, согласно абзацу 2 пункта
1 статьи 60 временный управляющий вправе
предъявлять в арбитражный суд от своего
имени требования о признании недействительными
сделок, а также о применении последствий
недействительности ничтожных сделок,
заключенных или исполненных должником
с нарушением требований, установленных
Законом о банкротстве (сделки, заключенные
или исполненные с нарушением требований,
предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи
58).
Возникает вопрос, является ли такой иск
самостоятельным или он рассматривается
в деле о банкротстве? Думается, что такого
рода иски не должны рассматриваться в
деле о банкротстве.
Подробно раскрываются обязанности временного
управляющего по анализу финансового
состояния должника, установлению размера
требований кредиторов и созыву первого
собрания кредиторов (статьи 62-64 Закона).
Немаловажная роль в осуществлении процедур
банкротства отводится Законом собранию
кредиторов, образуемому в целях защиты
интересов всех кредиторов (статьи 12-14,
64-66 Закона).
Арбитражный суд на основании решения
собрания кредиторов принимает решение
о признании должника банкротом и открытии
конкурсного производства, или выносит
определение о введении внешнего управления,
либо утверждает мировое соглашение. Вместе
с тем арбитражный суд вправе принять
иное решение в установленных Законом
случаях. В частности, если имеются достаточные
основания полагать, что решение собрания
кредиторов об обращении в арбитражный
суд с ходатайством о признании должника
банкротом и открытии конкурсного производства
принято в ущерб большинства кредиторов
и установлена реальная возможностьвосстановления
платежеспособности должника, арбитражный
суд вправе ввести внешнее управление.
Здесь следует отметить, что арбитражный
суд, перед тем как принять решение о признании
должника банкротом и об открытии конкурсного
произ-водства, или вынести определение
о введении внешнего управления, или утвердить
мировое соглашение, обязан проверить
правомочность первого собрания кредиторов
[24, с.112].
В том случае, если собрание кредиторов
не приняло решения о введении внешнего
управления или решения о заключении мирового
соглашения либо временный управляющий
в недельный срок не представил ни одно
из указанных решений при наличии признаков
банкротства, арбитражный суд принимает
решение о признании должника банкротом
и открытии конкурсного производства.
Вместе с тем в случаях, предусмотренных
в Законе о банкротстве, в частности, если
после проведения первого собрания кредиторов
появились обстоятельства, дающие достаточные
основания полагать, что платежеспособность
должника может бьть восстановлена, арбитражный
суд вправе вынести определение о введении
внешнего управления. Определение арбитражного
суда о введении внешнего управления подлежит
немедленному исполнению и может быть
обжаловано.
С момента принятия какого-либо из указанных
выше решений арбитражным судом процедура
наблюдения прекращается. Временный управляющий
продолжает исполнять свои обязанности
до момента назначения внешнего или конкурсного
управляющего [24, с.112].
2.
Внешнее управление.
Процедуру
внешнего управления нельзя считать новой
для нашего законодательства, но стоит
отметить ее более детальное и тщательное
регулирование.
Пробелы ранее действовавшего закона
нередко дискредитировали саму идею восстановления
платежеспособности должника в период
осуществления внешнего управления. Как
известно, основным средством, создающим
условия для восстановления платежеспособности
должника, является мораторий на удовлетворение
требований кредиторов. Прежний закон
ограничивался нормой, в соответствии
с которой на период проведения внешнего
управления имуществом должника вводится
мораторий на удовлетворение требований
кредиторов к должнику (п. 3 ст. 12) и не связывал
введение моратория с прекращением начисления
на должника неустоек (штрафов, пеней)
по денежным обязательствам и финансовых
(экономических) санкции по обязательным
платежам. В результате шансы должника
на восстановление платежеспособности
сводились к нулю, ибо весь период внешнего
управления, стало быть, и действия моратория
над ним дамокловым мечом висел нарастающий,
как снежный ком, груз неустоек и финансовых
санкций. В этих условиях мораторий на
старые долги практически терял смысл
[14, с.41].
По новому Закону мораторий на удовлетворение
требований кредиторов будет означать
не только приостановление исполнения
судебных решении и иных исполнительных
документов о взыскании с должника задолженности,
возникшей по обязательствам, срок исполнения
по которым наступил до введения внешнего
управления.
За этот период не будут также начисляться
неустойки (штрафы, пени) по этим обязательствам
и финансовые (экономические) санкции
по обязательным платежам, а также проценты
за пользование чужими денежными средствами.
В целях компенсации потерь кредиторов
и государства (по обязательным платежам)
на все "замороженные" суммы должны
начисляться лишь проценты по ставке рефинансирования
Центрального банка РФ [14, с.41].
Осуществление процедуры внешнего управления
возлагается на внешнего управляющего,
кандидатура которого предлагается арбитражному
суду собранием кредиторов. Им может оказаться
и временный управляющий, который был
назначен арбитражным судом на период
наблюдения. Руководитель организации-должника
отстраняется от выполнения своих обязанностей.
Полномочия всех органов юридического
лица переходят к внешнему управляющему,
в том числе и полномочия по распоряжению
имуществом должника. Однако крупные сделки
- сделки с недвижимостью и сделки с иным
имуществом, стоимость которого превышает
20 процентов балансовой стоимости активов
должника, - внешний управляющий сможет
заключить только с согласия собрания
(комитета) кредиторов, если иное не будет
предусмотрено планом внешнего управления
[14, с.42].
Внешнему управляющему предоставляется
право отказаться от исполнения договоров
должника, которые носят длительный характер
либо рассчитаны на получение положительных
результатов лишь в долгосрочной перспективе,
а также от договоров, исполнение которых
повлечет убытки для должника. Правда,
кредиторы по таким договорам будут вправе
потребовать от должника возмещения убытков
в виде реального ущерба, но на данные
требования распространяется действие
моратория. Мероприятия, направленные
на восстановление платежеспособности
должника, будут осуществляться внешним
управляющим, как и прежде, на основе плана
внешнего управления, одобренного собранием
кредиторов. Федеральный закон "О несостоятельности
(банкротстве)" детально регламентирует
осуществление таких мер по восстановлению
платежеспособности должника, как продажа
предприятия, продажа имущества, уступка
прав требований должника, погашение обязательства
должника третьими лицами [14, с.42].
3.
Конкурсное производство.
Принятие
арбитражным судом решения о признании
должника Должника банкротом влечет открытие
конкурсного производства.
Конкурсное производство - одна из процедур
банкротства, применяемая к должнику,
признанному банкротом, в целях соразмерного
удовлетворения требований кредиторов.
Открытие конкурсного производства означает,
что срок исполнения всех денежных обязательств
должника будет считаться наступившим,
прекратится начисление неустоек, финансовых
санкции и процентов по всем видам задолженности
должника; все требования к должнику, включая
требования налоговых органов, могут быть
предъявлены только в рамках конкурсного
производства [25, с.61].
Для осуществления конкурсного производства
арбитражный суд назначает конкурсного
управляющего из числа кандидатов, которые
будут предложены собранием кредиторов.
Одна из основных фигур в конкурсном производстве
- конкурсный управляющий, поскольку в
соответствии с пунктом 2 статьи 98 Закона
о банкротстве с момента принятия арбитражным
судом решения о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства
он выполняет функции по управлению и
распоряжению имуществом должника и к
нему переходят права и обязанности руководителя
должника.
В Законе о банкротстве определен статус
арбитражного управляющего, в частности
конкурсного. Арбитражный суд может назначить
конкурсным управляющим физическое лицо,
зарегистрированное в качестве индивидуального
предпринимателя, обладающее специальными
знаниями и не являющееся заинтересованным
лицом в отношении должника и кредитора
(пункт 1 статьи 14 Закона о банкротстве)
[25, с.62].
На конкурсного управляющего возлагаются
обязанности по аккумулированию имущества
должника и формированию конкурсной массы
в целях продажи имущества и расчета с
кредиторами в порядке очередности, предусмотренной
ст. 64 Гражданского кодекса РФ.
Необходимо еще раз обратить внимание
на очередность удовлетворения требований
кредиторов, в частности на то обстоятельство,
что новый российский Закон о несостоятельности
(банкротстве) вслед за Гражданским кодексом
отдает предпочтение требованиям работников
должника о выплате им задолженности по
заработной плате перед требованиями
кредиторов по обязательствам, обеспеченным
залогом.
В связи с этим целесообразно рассмотреть
положение кредитора в отношении обязательств,
обеспеченных залогом. В соответствии
с ГК (ст. 64) имущество, служившее предметом
залога по обязательствам должника, не
исключается из массы его имущества, а
кредитор с обеспеченным требованием
не имеет возможности обратить взыскание
на предмет залога вне очереди. Вместе
с тем кредитор по обязательству, обеспеченному
залогом, находится в третьей, льготной
очереди, опережая не только большинство
остальных кредиторов по гражданско-правовым
обязательствам, но и требования государства
по уплате налогов и иных обязательных
платежей [14, с.42].
Кроме того, в отличие от всех других правовых
систем, по российскому закону кредитор,
требования которого обеспечены залогом,
получает удовлетворение своих претензий
за счет всего имущества должника (а не
только того, что является предметом залога).
Кредиторы по обеспеченным обязательствам
пользуются также определенными преимуществами
на собрании кредиторов при принятии основных
решений. В частности, для заключения мирового
соглашения с должником требуется единогласное
решение всех кредиторов по обеспеченным
обязательствам (при наличии более половины
голосов всех остальных конкурсных кредиторов).
Необходимо подчеркнуть социальный аспект
законодательного решения о предпочтении
требований работников должника о выплате
им задолженности по заработной плате
перед требованиями кредиторов по обязательятвам,
обеспеченным залогом.