Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:21, контрольная работа
Неплатежеспособность, кризис экономики и легального бизнеса, существование предприятий-невидимок, числящихся в реестре, но давно уже не имеющих ни руководства, ни работников, задолженность по зарплате, пробелы в законодательстве - породили теневое решение проблемы "освобождения от непомерных долгов" и ситуацию банкротства практически всех предприятий-производителей [27, с.2].
Новый закон "О несостоятельности (банкротстве)", вобравший в себя лучшее из западных аналогов и подведенный к современной российской действительности, принят с расчетом на десятилетия и призван способствовать стимулированию платежеспособности и оздоровлению нашей экономики [27, с.3].
Введение
1. Основные недостатки "Закона о несостоятельности" от 19 ноября 1992 года.
2. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства).
3. Банкротство и уголовная ответственность.
4. Возбуждение производства по делу о несостоятельности.
5. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству.
6. Процедуры, применяемые по отношению к должнику.
6.1. Наблюдения.
6.2. Внешнее управление.
6.3. Конкурсное производство.
6.4. Мировое соглашение.
7. Особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц. 19
7.1. Банкротство градообразующих организаций. 19
7.2. Банкротство сельскохозяйствующих организаций. 20
7.3. Банкротство кредитных организаций. 21
7.4. Банкротство граждан. 22
8. Особенности банкротства ликвидируемого должника. 23
9. Банкротство отсутствующего должника. 24
10. Примеры из арбитражной практики. 26
Заключение 31
Литература. 34
4.
Мировое соглашение.
На любой
стадии рассмотрения арбитражным судом
дела о банкротстве должник и кредиторы
вправе заключить мировое соглашение.
Заключение мирового соглашения, предусматривающего
отсрочку или рассрочку исполнения обязательства,
уступку прав требований должника, исполнение
обязательств должника третьими лицами,
скидку с долгов и т.п., вполне приемлемый
способ окончания дела о банкротстве.
Однако действовавший ранее закон выдвигал
практически непреодолимое препятствие
для мирового соглашения: в течение двух
недель после утверждения мирового соглашения
арбитражным судом кредиторы должны были
получить удовлетворение своих требований
в размере не менее 35 процентов суммы долга.
Закон снимает это и другие препятствия
на пути достижения мировою соглашения,
которое становится предметом свободного
волеизъявления сторон. Единственное
условие утверждения арбитражным судом
мирового соглашения - погашение должником
задолженности перед кредиторами первой
и второй очереди: по требованиям граждан,
перед которыми должник несет ответственность
за причинение вреда жизни или здоровью;
по расчетам по выплате выходных пособий
и оплате труда с лицами, работающими по
трудовому договору, и по выплате вознаграждений
по авторским договорам. Утверждение арбитражным
судом мирового соглашения влечет прекращение
производства по делу о банкротстве. Если
мировое соглашение заключается на стадии
конкурсного производства, принятое арбитражным
судом решение о признании должника банкротом
и открытии конкурсного производства
не подлежит исполнению [14, с.43].
Особенности
банкротства отдельных
Одним из основных
недостатков ранее
Новый Федеральный закон в полной мере
учитывает специфику отдельных категорий
должников и предусматривает связанные
с этим особенности применения к ним процедур
банкротства. Речь идет о таких категориях
должников, как должники - юридические
лица: градообразующие, сельскохозяйствующие,
страховые организации, банки и иные кредитные
организации, профессиональные участники
рынка ценных бумаг, а также должники-граждане,
включая индивидуальных предпринимателей
и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Рассмотрим особенности банкротства некоторых
категорий должников [14, с.44].
7.1. Банкротство градообразующих организаций.
Под градообразующими организациями
в Законе понимаются юридические лица,
численность работников которых с учетом
членов их семей составляет не менее половины
численности населения соответствующего
населенного пункта (ст. 132).
Определяя особенности банкротства градообразующих
организаций. Закон учитывает возможные
социальные последствия их ликвидации.
Этим, в частности, продиктовано включение
в число лиц, участвующих в деле о банкротстве
градообразующей организации, соответствующего
органа местного самоуправления. В таком
же качестве арбитражным судом могут быть
привлечены к участию в деле и федеральные
органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти соответствующего
субъекта Российской Федерации.
По ходатайству названных органов арбитражный
суд сможет ввести внешнее управление
в отношении должника - градообразующей
организации даже в том случае, когда собрание
кредиторов проголосует за признание
должника банкротом и открытие конкурсного
производства. Но тогда соответствующие
органы должны будут дать поручительство
по обязательствам должника и тем самым
взять на себя обязанность нести субсидиарную
ответственность перед его кредиторами
[14, с.44].
Кроме того, по ходатайству названных
органов внешнее управление может быть
продлено арбитражным судом на срок не
более года. Таким образом, общая продолжительность
внешнего управления, а стало быть, и срок
действия моратория на удовлетворение
требований кредиторов может составить
два с половиной года. В этот период соответствующими
органами может быть осуществлено финансовое
оздоровление градообразующей организации
путем инвестирования в ее деятельность,
трудоустройства работников, создания
новых рабочих мест. В исключительных
случаях срок внешнего управления может
быть продлен на срок до 10 лет при условии,
что должник и его поручитель приступят
к расчетам с кредиторами к. позже чем
через два с половиной года после введения
внешнего управления (ст. 135).
Российская Федерация, субъект РФ либо
муниципальное образование в лице их уполномоченных
органов могут в любое время до окончания
внешнего управления рассчитаться со
всеми кредиторами либо погасить иным
способом требования кредиторов по денежным
обязательствам или обязательным платежам.
В процессе внешнего управления должником
– градообразующей организацией может
быть осуществлена продажа предприятия
как единого имущественного комплекса,
что позволит получить средства, необходимые
для расчетов с кредиторами, не прибегая
к ликвидации должника, а также сохранить
рабочие места. Причем при наличии ходатайства
государственного органа либо органа
местного самоуправления продажа предприятия
будет производиться по конкурсу, обязательными
условиями которого станут сохранение
рабочих мест для не менее чем семидесяти
процентов работников предприятия, а также
обязанность покупателя в случае изменения
профиля деятельности предприятия произвести
переобучение или трудоустройство работников.
Да и в случае признания градообразующей
организации банкротом конкурсный управляющий
для первых торгов должен будет предложить
к продаже предприятие как единый имущественный
комплекс. И только если на таких торгах
не найдется покупатель, конкурсный управляющий
получит возможность продавать отдельные
активы предприятия [14, с.45].
Положения о банкротстве градообразующей
организации будут применяться также
и к иным организациям, численность работников
которых превышает пять тысяч человек.
7.2. Банкротство сельскохозяйствующих
организаций.
Банкротство сельскохозяйствующих
организации имеет отличительные особенности,
продиктованные, во-первых, особым характером
их деятельности, которая, как правило,
связана с использованием земельных участков
(преимущественно сельскохозяйственного
назначения) и, во-вторых, с сезонным характером
их работы. Согласно Федеральному закону
"О несостоятельности (банкротстве)"
сельскохозяйствующими организациями
признаются юридические лица, основным
видов деятельности которых является
выращивание (производство, производство
и переработка) сельскохозяйственной
продукции, выручка которых от реализации
такой продукции составляет не менее пятидесяти
процентов общей суммы выручки (ст. 139).
Суть первого специального правила, регулирующего
банкротство сельскохозяйственной организации,
заключается в том, что при продаже объектов
недвижимости обанкротившейся организации
преимущественным правом их приобретения
наделаются иные сельскохозяйствующие
организации или крестьянские (фермерские)
хозяйства. Отчуждение земельных участков
может осуществляться в той мере, в какой
их участие в обороте допускается земельным
законодательством [14, с.45].
Второе специальное правило состоит в
увеличении срока внешнего управления
сельскохозяйственной организацией с
учетом сезонного характера ее работы
я необходимости дождаться окончания
соответствующего периода сельскохозяйствующих
работ. Принимая во внимание также возможные
сроки реализации выращенной (произведенной)
продукции, законодатель счел возможным
увеличить срок внешнего управления до
1 года и 9 месяцев. Кроме того, если в период
внешнего управления имели место стихийные
бедствия, эпизоотии и т. п., срок внешнего
управления сельскохозяйственной организацией
- должником может быть увеличен арбитражным
судом еще на один год. Таким образом, максимальный
срок внешнего управления может составить
до 2 лет и 9 месяцев.
В остальном процедуры несостоятельности
(банкротства) сельскохозяйствующих организаций
должны проходить по общим правилам.
7.3. Банкротство кредитных организаций.
Процедуры банкротства банков и иных
кредитных организаций будут осуществляться
в соответствии со специальным федеральным
законом "О несостоятельности и банкротстве
кредитных организаций". Нормы Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)"
применяются субсидиарно при отсутствии
специальных правил.
Нельзя не заметить разницы в последствиях
возбуждения арбитражным судом дела о
банкротстве обычного должника и банка.
Определение арбитражного суда о принятии
к производству заявления о банкротстве
банка нередко служит детонатором панических
настроении среди кредиторов и провоцирует
их на возврат денежных средств, находящихся
на счетах и во вкладах в указанном банке.
Теряя денежные средства клиентов, банк
вместе с ними теряет и свою платежеспособность.
В то же время ранее действовавшее законодательство
не содержало никаких норм, ограничивающих
круг кредиторов, способных инициировать
судебное дело о банкротстве банков, либо
затрудняющих предъявление таких требований
по сравнению с заявлением о банкротстве
обычных должников [14, с.46].
Один из способов решения этой проблемы
– исключение из числа кредиторов, предъявляющих
заявления о банкротстве банков, граждан-вкладчиков
путем гарантирования (либо обязательного
страхования) банковских вкладов.
Другой путь, намеченный в проекте федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций", – введение
специальных досудебных процедур, предшествующих
возбуждению дела о банкротстве в арбитражном
суде.
Речь идет о том, чтобы допустить возбуждение
дела о несостоятельности (банкротстве)
банка в арбитражном суде лишь после соблюдения
кредитором обязательной детально регламентированной
процедуры рассмотрения Центральным банком
заявления кредитора об отзыве лицензии
соответствующего коммерческого банка.
Таким образом, финансовое состояние банка-должника
будет определяться Центральным банком
с учетом всего комплекса показателей,
характеризующих его платежеспособность.
При отсутствии признаков несостоятельности
Центральный банк откажет в отзыве лицензии.
Тем самым исключается возможность возбуждения
дела о банкротстве, а кредитор будет вынужден
ограничиться обычным иском, вытекающим
из гражданско-правового обязательства.
При наличии таких признаков Центральному
банку предоставится возможность принять
меры к оздоровлению неплатежеспособного
банка путем введения временной администрации
либо предложить его учредителям (участникам)
реорганизовать этот банк путем его присоединения
к другому банку, устойчивому и стабильному
в имущественном обороте. И только после
принятия таких мер должно состояться
возбуждение арбитражным судом дела о
банкротстве неплатежеспособного банка.
Названные вопросы решены в проекте федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций" с учетом всех
особенностей, присущих этой категории
должников [14, с.46].
7.4. Банкротство граждан.
Банкротство гражданина, не являющегося
предпринимателем, представляет собой
новый для российского законодательства
институт. Как отмечалось, в большинстве
правовых систем действуют нормы, регулирующие
несостоятельность граждан. Действовавший
ранее российский закон предусматривал
возможность банкротства лишь гражданина,
являющегося индивидуальным предпринимателем,
никак не регламентируя особенности такого
банкротства. А между тем институт банкротства
гражданина рассматривается в развитых
правовых системах как один из наиболее
эффективных способов защиты граждан,
попавших волею обстоятельств в тяжелое
материальное положение, который позволяет
в один момент очиститься от бремени долгов
и начать все сначала. В положении должника
с непосильным бременем обязательств
может оказаться не только индивидуальный
предприниматель, но и всякий гражданин,
взявший займ у банка, купивший недвижимость
или иной дорогостоящий товар в кредит
и т. п. Именно поэтому в федеральном законе
"О несостоятельности (банкротстве)"
специальная глава регламентирует особенности
банкротства гражданина [14, с.46].
Основанием для признания гражданина
банкротом признается неспособность исполнить
денежные обязательства или уплатить
налоги и иные обязательные платежи в
связи с тем, что сумма имеющихся долгов
превышает стоимость имущества гражданина.
Дело о банкротстве гражданина будет возбуждаться
арбитражным судом по заявлению как самого
должника, так и его кредиторов. При осуществлении
процедуры банкротства свои требования
к гражданину смогут предъявить также
кредиторы по обязательствам, связанным
с возмещением вреда жизни и здоровью,
взысканием алиментов и иным обязательствам
личного характера. Но если даже такие
требования не будут предъявлены, они,
в отличие от других обязательств гражданина,
сохранят свою силу и после окончания
процедуры банкротства [14, с.47].
После завершения расчетов с кредиторами
за счет выручки от продажа имущества
гражданина, за исключением имущества,
на которое в соответствии с процессуальным
законодательством не может быть обращено
взыскание, гражданин, признанный банкротом,
освобождается от всех, в том числе оставшихся
непогашенными, долгов.
Признание банкротом гражданина, являющегося
индивидуальным предпринимателем, будет
означать также, что утрачивает силу его
государственная регистрация в качестве
индивидуального предпринимателя и аннулируются
выданные ему лицензии на осуществление
отдельных видов предпринимательской
деятельности.
Положения о банкротстве граждан, не являющихся
индивидуальными предпринимателями, вызвали
наибольшее количество возражении при
принятии нового закона. Основной аргумент
противников введения института банкротства
граждан состоит в том, что это не соответствует
Гражданскому кодексу РФ. В связи с этим
следует отметить, что отсутствие в тексте
ГК статьи, специально посвященное банкротству
граждан, при наличии статей, регулирующих
банкротство индивидуальных предпринимателей
(ст. 25) и юридических лиц (ст. 65), вовсе не
означает запрета на включение соответствующих
норм в текст Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)".
Более того, реализация некоторых положений,
содержащихся в Кодексе, на мой взгляд,
в принципе невозможна без регулирования
порядка признания граждан несостоятельными
[14, с.47].
Прежде всего это касается норм, предусматривающих
субсидиарную ответственность учредителей
(участников) юридических лиц за доведение
должника до банкротства (ст. 56 и 105 ГК),
а также положения об ответственности
лиц, которые в силу закона или учредительных
документов юридического лица выступают
от его имени (п. 3 ст. 53 ГК). В подобных случаях
размер ответственности граждан, к являющихся
индивидуальными предпринимателями, может
во много раз превысив стоимость их имущества,
что будет иметь крайне негативные последствия
как для самих граждан, так и для иных их
кредиторов (к примеру, для их детей, получающих
алименты). Такие же проблемы могут возникнуть
и при реализации иных положений ГК, устанавливающих
субсидиарную. или солидарную ответственность
физических лиц по долгам юридических
лиц. Единственное решение этой проблемы
- введение института банкротства граждан,
не являющихся предпринимателями.
Кроме того, с точки зрения защиты прав
и законных интересов кредиторов невозможно
объяснить, почему они вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о банкротстве
индивидуального предпринимателя, не
оплатившего небольшую партию переданного
ему товара, и в то же время не могут добиться
возбуждения дела о банкротстве бывшего
руководителя банка, не возвратившего
многомиллионные суммы займов [14, с.47].
У этой проблемы есть и другая сторона.
Мировая практика исходит из того, что
институт банкротства граждан (так называемое
"потребительское" банкротство) является
благом для добросовестных граждан, поскольку
позволяет им в ходе одного процесса освободиться
от долгов, предоставив для расчета с кредиторами
свое имущество.
И тем не менее в соответствии со ст. 185
Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)" положения о банкротстве
граждан, не являющихся индивидуальными
предпринимателями, вступят в силу лишь
с момента введения в действие норм о банкротстве
граждан, которые будут внесены в Гражданский
кодекс. Дело в том, что в настоящее время
лишь формируется служба судебных приставов-исполнителей,
на плечи которых ляжет ответственность
за исполнение решений арбитражных судов
о банкротстве граждан. Однако данное
обстоятельство не означает, что положения
о банкротстве граждан, содержащиеся в
главе IX Федерального закона, вовсе не
будут применяться до внесения соответствующих
изменений в Кодекс. По правилам этой главы
будет осуществляться банкротство индивидуальных
предпринимателей и крестьянских (фермерских)
хозяйств, что позволит приобрести определенную
практику по исполнению судебных решений
о банкротстве граждан [14, с.48].
8. Особенности банкротства
Каковы же
особенности рассмотрения дела о
банкротстве ликвидируемого должника.
При подтверждении в ходе рассмотрения
дела неспособности должника удовлетворить
требования кредиторов в полном объеме
и наличия решения органа, уполномоченного
в соответствии с учредительными документами
должника или органа, уполномоченного
собственником имущества должника - унитарного
предприятия о ликвидации, арбитражный
суд принимает решение о признании ликвидируемого
должника банкротом и об открытии конкурсного
производства и назначает конкурсного
управляющего [26, с.82].
Конкурсным управляющим может быть назначено
арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное
в качестве индивидуального предпринимателя
и не являющееся заинтересованным лицом
в отношении должника и кредитора (пункт
1 ст. 19 Закона).
Особенностью назначения конкурсного
управляющего при банкротстве ликвидируемого
должника является то, что обязанности
конкурсного управляющего могут быть
возложены арбитражным судом на председателя
ликвидационной комиссии (ликвидатора)
независимо от наличия лицензии арбитражного
управляющего.
Права и обязанности конкурсного управляющего
определены в статье 20 Закона. Конкурсный
управляющий несет ответственность согласно
статье 21 Закона о банкротстве.
Анализ Закона о банкротстве позволяет
сделать вывод о том, что при банкротстве
ликвидируемого должника конкурсным управляющим
может быть назначено лицо, не зарегистрированное
в качестве индивидуального предпринимателя.
Ведь председатель ликвидационной комиссии
нередко будет являться физическим лицом,
не занимающимся предпринимательской
деятельностью.
Хотелось бы обратить внимание на иной
срок предъявления требований кредиторов
к ликвидируемому должнику [26, с.83].
В течение месячного срока, в отличие от
срока, установленного статьей 100 Закона
о банкротстве, после опубликования конкурсным
управляющим сведений о признании ликвидируемого
должника банкротом и об открытии конкурсного
производства, кредитор вправе предъявить
к нему свои требования.
Особенности рассмотрения дела о банкротстве
ликвидируемого должника не применяются
в том случае, если дело о банкротстве
возбуждено по заявлению собственника
имущества должника - унитарного предприятия,
учредителя (участника) должника или руководителя
должника, поданному до создания ликвидационной
комиссии (назначения ликвидатора).
В указанном случае применяются правила
главы VI Закона. В случае выявления органом,
осуществляющим государственную регистрацию
юридических лиц, обстоятельств, предусмотренных
пунктом 1 статьи 174 Закона о банкротстве,
т.е. при установлении, что стоимость имущества
ликвидируемого юридического лица, в отношении
которого принято решение о ликвидации,
была недостаточна для удовлетворения
требований кредиторов, а ликвидация не
была произведена в порядке, предусмотренном
Законом о банкротстве, указанный орган
отказывает ликвидируемому должнику во
внесении в единый государственный реестр
юридических лиц записи о прекращении
юридического лица [26, с.82].
Для юридического лица, как уже отмечалось,
банкротство наступает, когда оно неспособно
удовлетворить требования кредиторов
по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей,
если соответствующие обязательства и
(или) обязанности не исполнены им в течение
трех месяцев с момента наступления даты
их исполнения (статья 3 Закона). Это правило
применяется и к отсутствующему должнику.
Основанием для признания гражданина
банкротом признается неспособность исполнить
им в течение трех месяцев денежные обязательства
или уплатить налоги и иные обязательные
платежи в связи с превышением суммы имеющихся
долгов над стоимостью принадлежащего
ему имущества. В отношении отсутствующего
должника-гражданина данное положение
применяется [26, с.83].
9. Банкротство отсутствующего
Проблема
банкротства отсутствующего должника
нашла свое отражение и решение
в §2 главы Х Закона о банкротстве.
Заявление о признании отсутствующего
должника банкротом принимается арбитражным
судом независимо от размера кредиторской
задолженности [26, с.83].
К отсутствующим должникам Закон о банкротстве
относит юридические лица, которые фактически
прекратили свою деятельность, в том числе
не проводят текущие платежи в течение
длительного времени, не находятся по
адресу, указанному в учредительных документах,
и установить их местонахождение не представляется
возможным.
Под отсутствующим должником-гражданином
Закон о банкротстве понимает физическое
лицо, которое прекратило заниматься предпринимательской
деятельностью, отсутствует по месту жительства
и местонахождение его неизвестно.
Положения, предусмотренные §2 главы Х
Закона, применяются и в том случае, если
имущество должника юридического лица
заведомо не позволяет покрыть судебные
расходы по делу о банкротстве. Арбитражный
суд может установить отсутствие или недостаточность
имущества для покрытия указанных расходов
из баланса должника, представленного
по запросу суда государственной налоговой
службой.
Кроме того, указанные положения применяются
и в случае отсутствия операций по счетам
должника в течение 12 месяцев.
Заявление о признании отсутствующего
должника банкротом может быть подано
в арбитражный суд конкурсного кредитором,
налоговым или иным уполномоченным органом,
а также прокурором.
Как правило, арбитражный суд в трехмесячный
срок с момента принятия к производству
заявления о признании должника банкротом
его рассматривает и принимает решение
по делу (статья 47 Закона). В отношении
отсутствующего должника Закон предусматривает
сокращенный срок рассмотрения дела -
двухнедельный, так как в отношении отсутствующего
должника не вводится процедура наблюдения
и внешнего управления.
Государственный орган по банкротству
и финансовому оздоровлению обязан в недельный
срок после поучения решения арбитражного
суда о признании отсутствующего должника
банкротом и об открытии конкурсного производства
представить кандидатуру конкурсного
управляющего, отвечающую требованиям,
предусмотрежым статьей 19 Закона. Вместе
с тем, арбитражный суд, в случае отсутствия
такой кандидатуры, вправе назначить конкурсным
управляющим сотрудника государственного
органа по делам о банкротстве и финансовому
оздоровлению [26, с.83].
Размер вознаграждения конкурсному управляющемуу
устанавливается в порядке, предусмотренном
статьей 22 Закона.
Если обязанности конкурсного управляющего;
осуществляет сотрудник государственного
органа по деам о банкротстве и финансовому
оздоровлению, то размер и порядок выплаты
ему вознаграждения, видимо, должен быть
определен правовыми актами Российской
Федерщии или в установленном ими порядке.
Следует отметить, что порядок, предусмотренньй
для назначения конкурсного управляющего
(пункт 1 статья 99), в отношении отсутствующего
должника не применяется.
Конкурсный управляющий письменно уведомляет
о банкротстве отсутствующего должника
всех известных ему кредиторов отсутствующего
должника. Указанные кредиторы в месячный
срок со дня получения уведомления могут
предъявить свои требования.
Как представляется, конкурсный управляющий,
помимо указанного уведомления, должен
публиковать сведения о признании отсутствующего
должника банкротом и об открытии конкурсного
производства в соответствии со статьей
100 Закона о банкротстве, поскольку у управляющего
нередко будут отсутствовать сведения
о кредито-рах [26, с.84].
Установление размера требований кредиторов
произ-водится в порядке, предусмотренном
статьями 46 и 75 Закона о банкротстве.
Если в ходе конкурсного производства,
конкурсный управляющий обнаружит имущество
(как минимум имущество должника - юридического
лица должно позволить покрыть судебные
расходы и расходы на выплату вознаграждения
конкурсному управляющему) должника, то
он вправе ходатайствовать о прекращении
упрощенной процедуры и переходе к общим
процедурам банкротства. При наличии такого
ходатайства арбитражный суд может вынести
определение о прекращении упрощенной
процедуры банкротства и переходе к общим
процедурам банкротства. [26, с.84].
При наличии имущества у отсутствующего
должника, конкурсный управляющий осуществляет
расчеты с креди-торами. Практика показывает,
что имущество у такого должника, как правило,
отсутствует.
При обнаружении конкурсным управляющим
имущества отсутствующего должника и
после его продажи, прежде всего вырученная
сумма идет на покрытие судебных расходов
и расходов на выплату вознаграждения
конкурсному управляющему. После чего,
требования кредиторов в отношении отсутствующих
должников - юридических лиц удовлетворяются
в очередности, предусмотренной статьей
106 Закона о банкротстве.
Требования кредиторов в отношении отсутствующих
граждан-должников удовлетворяются в
порядке очередности, предусмотренной
статьей 161 Закона о банкротстве.
Кредиторы вправе оспорить в арбитражном
суде полное или частичное отклонение
конкурсным управляющим заявленных ими
требований, либо очередность их удовлетворения,
но до момента утверждения ликвидационного
баланса.
Возникает вопрос о том, кто будет утверждать
составленный конкурсным управляющим
ликвидационный баланс. Ответа нет, так
как собрание (комитет) кредиторов при
банкротстве отсутствующего должника
не созывается, а на арбитражный суд такой
обязанности не возложено Законом.
Расчеты с кредиторами должника - юридического
лица и должника-гражданина осуществляются
в порядке, предусмотренном статьями 107
- 111 настоящего Феде-рального закона.
После завершения расчетов с кредиторами
конкурсный управляющий составляет ликвидационный
баланс и представляет его в арбитражный
суд вместе с отчетом о своей деятельности.
После рассмотрения арбитражным судом
отчета конкурсного управляющего о результатах
проведения конкурсного производства
арбитражный суд выносит определение
о завершении конкурсного производства.
Конкурсный управляющий представляет
определение арбитражного суда о завершении
конкурсного производства в орган, осуществляющий
государственную регистрацию юридических
лиц, в течение десяти дней с момента вынесения
указанного определения.
Полномочия конкурсного управляющего
прекращаются, конкурсное производство
считается завершенным, а отсутствующий
должник - юридическое лицо ликвидированным
с момента внесения в единый государствен-ный
реестр юридических лиц записи о ликвидации
должника [26, с.84].
10. Примеры из арбитражной
Судебные
акты, принятые в связи с делами
о банкротстве по прежде действовавшему
Закону Российской Федерации "О несостоятельности
(банкротстве) предприятий". По недавно
вступившему в действие новому закону
судебной практики еще нет.
Пример 1.
Действующее законодательство не
содержит запрета на обращение налоговых
инспекций в арбитражный суд с заявлениями
о признании предприятий банкротами в
случае невнесения ими платежей в бюджет
[15, с.115].
Государственная налоговая инспекция
по Свердловскому административному округу
г. Иркутска обратилась в Иркутский областной
арбитражный суд с заявлением о признании
малого предприятия "Аверс" несостоятельным
(банкротом). Определением суда производство
по делу было прекращено. Постановлением
кассационной коллегии определение оставлено
без изменения.
В протесте заместителя Председателя
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации предлагается состоявшиеся
решения отменить и передать дело на новое
рассмотрение.
Президиум, принявший 9 апреля 1996 года
Постановление №8547/95, считает, что протест
подлежит удовлетворению по следующим
основаниям.
"Как видно из материалов дела, инспекция
обратилась в суд с заявлением в связи
с неуплатой малым предприятием налогов
и обязательных платежей в бюджет. В результате
образовалась задолженность в сумме 15920053
рубля. Она складывается из налогов и платежей,
не внесенных как в федеральный, так и
в местный бюджет.
Сумма недоимки по налогам в местный бюджет
была менее 500 минимальных размеров заработной
платы, установленных законодательством
на день обращения в суд.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Российской
Федерации "О несостоятельности (банкротстве)
предприятий", дела о несостоятельности
(банкротстве) предприятий рассматриваются
арбитражным судом, если требования к
должнику в совокупности составляют сумму
не менее 500 минимальных размеров оплаты
труда, установленных законом.
В соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 20.05.94 № 498 "О
некоторых мерах по реализации законодательства
о несостоятельности (банкротстве) предприятий"
выступать от имени государства как кредитора
при решении вопросов о несостоятельности
(банкротстве) предприятий вне зависимости
от их организационно-правовой формы и
формы собственности в случае неисполнения
предприятиями обязательной по платежам
в федеральный бюджет или внебюджетные
фонды поручено Федеральному управлению
по делам о несостоятельности (банкротстве)
при Государственном комитете Российской
Федерации по управлению государственным
имуществом (пункт 7).
Ссыпаясь на указанные выше нормы, арбитражный
суд пришел к выводу о том, что госналогинспекция
вправе выступать от имени государства
как кредитора только в отношении средств,
не поступивших в доход местного бюджета.
Поскольку размер этой суммы менее установленной
Законом о банкротстве, в принятии заявления
инспекции следовало отказать.
На основании вышеизложенного производство
по делу арбитражным судом прекращено.
Эту позицию поддержала кассационная
инстанция суда, указав следующее.
Согласно пункту 7 Указа Президента Российской
Федерации от 23.05.1994 №1006 "Об осуществление
комплексных мер по своевременному и полному
внесению в бюджет налогов и иных обязательных
платежей" в случаях неуплаты предприятиями
налоговых и иных обязательных платежей
налоговые органы обязаны информировать
Министерство финансов Российской Федерации.
Последнее, получив такую информацию,
по согласованию с Госкомимуществом России
принимает необходимые меры для возбуждения
дела о признании предприятия банкротом.
Таким образом, по мнению суда, законодательством
установлен особый порядок обращения
в суд, если дело по банкротству возбуждается
в связи с наличием задолженности по налогам,
и определены субъекты, имеющие право
на предъявление требований в подобных
случаях.
Приведенные в определении и постановлении
суда доводы не могут быть признаны правильными,
а принятое решение – обоснованным.
Согласно пункту 15 Положения о Государственной
налоговой службе Российской Федерации
главной задачей налоговых органов является
контроль за соблюдением законодательства
о налогах, правильностью их исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующие бюджеты государственных
налогов и других платежей, установленных
законодательством.
В целях защиты прав и интересов государства
Законом Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации"
налоговым органам предоставлено право
обращаться в арбитражный суд с исками,
в том числе о ликвидации предприятий
по основаниям, установленным законодательством
Российской Федерации.
Статья 65 Гражданского кодекса Российской
Федерации устанавливает, что признание
судом юридического лица банкротом влечет
его ликвидацию.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской
Федерации "О несостоятельности (банкротстве)
предприятий" под несостоятельностью
(банкротством) понимается в том числе
и неспособность предприятия обеспечить
обязательные платежи в бюджет и внебюджетные
фонды.
Таким образом, анализ изложенных норм
позволяет сделать вывод: действующее
законодательство не содержит запрета
на обращение налоговых инспекций в арбитражный
суд с заявлениями о признании предприятий
банкротами в случае невнесения ими платежей
в бюджет.
Содержащееся в Указе Президента от 23.05.1994
№1006 предписание об обязательном информировании
о фактах наличия у предприятий недоимок
Министерства финансов Российской Федерации
не означает, что госналогинспекция лишена
права на обращение в арбитражный суд
в качестве кредитора по делу о банкротстве
должника.
Доводы суда об отсутствии у госналогинспекции
права выступать в суде в качестве кредитора
от имени государства по платежам, не внесенным
в федеральный бюджет, также не могут быть
признаны правильными.
Закон о банкротстве допускает предъявление
кредиторами совокупных требований.
Поскольку суммы недоимок по налогам в
федеральный и местный бюджеты отражаются,
как правило, в одном акте госналогинспекции,
суду следует принимать его в качестве
доказательства наличия требований нескольких
кредиторов. В таких случаях определение
суда о возбуждении производства по делу
о банкротстве необходимо направлять
и территориальному агентству по банкротству.
В силу вышеизложенного, оснований для
прекращения производства по делу у суда
не имелось.
Кроме того, из находящегося в деле письма
должника видно, что факт наличия задолженности
как перед местным, так и перед федеральным
бюджетом, а также и ее размер должником
не оспаривались и требования инспекции
об объявлении предприятия банкротом
признаны должником обоснованными (л.д.
65)
Учитывая изложенное и руководствуясь
статьями 187-189 Арбитражного процессуального
кодекса. Президиум Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации отменил принятые
по делу судебные акты и постановил материалы
его передать для рассмотрения по существу
в тот же арбитражный суд.
Пример 2.
Вынося решение о банкротстве банка, суд
не в должной мере выполнил требования
законодательства в части установления
наличия реальной платежеспособности
должника, в связи с чем дело направлено
на новое рассмотрение [15, с.116].
Закрытое акционерное общество "Технокомресурс"
обратилось в Арбитражный суд города Москвы
с заявлением о возбуждении производства
по делу о несостоятельности (банкротстве)
товарищества с ограниченной ответственностью
банк "Аэрофлот". В связи с тем, что
данное заявление подписано лицом, не
имевшим соответствующих полномочий (доверенность
от 10 января 1997 года, выданная Выпирахину,
подписавшему заявление ЗАО "Технокомресурс"
отозвана 12 марта 1997 года. Арбитражный
суд города Москвы своим определением
оставил указанное заявление без рассмотрения.
Этим же определением суд удовлетворил
ходатайства о вступлении в дело в качестве
кредиторов банка "Аэрофлот" других
юридических лиц: акционерного общества
закрытого типа "Центромонтажавтоматика",
акционерного общества закрытого типа
"Леонис", общества с ограниченной
ответственностью "Фирма "Казпромприбор",
республиканского инвестиционно-кредитного
банка "Сахакредитбанк", международного
детского фонда "Дети Саха-Азия",
закрытого акционерного общества "Топливно-энергетическая
компания "Петронефть" , Акционерного
коммерческого банка внешнеэкономической
деятельности Республики Беларусь.
В тот же день в отсутствии представителей
ответчика суд рассмотрел по существу
заявления названных кредиторов о признании
несостоятельным банка "Аэрофлот"
и вынес решение, которым признал названный
банк несостоятельным (банкротом) и ликвидировал
его.
В апелляционной и кассационной инстанциях
законность и обоснованность решения
суда первой инстанции не рассматривались.
В протесте первого заместителя Председателя
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации предлагается решение суда
первой инстанции отменить и производство
по делу прекратить.
Президиум, приняв 7 октября 1997 года Постановление
за №4002/97, считает, что протест подлежит
удовлетворению, но с направлением дела
на новое рассмотрение по следующим основаниям.
"При разрешении спора суд исходил из
следующих обстоятельств. Задолженность
банка "Аэрофлот" перед кредиторами
согласно картотеке к внебалансовому
счету №9920 – 168345386160 рублей. Остаток денежных
средств на его корреспондентском счете
– 837683500 рублей. В фонде обязательных резервов
Центрального банка Российской Федерации
у банка "Аэрофлот" – 62722162000 рублей.
Должник не располагает имуществом, на
которое может быть обращено взыскание.
Кроме того, у него отозвана лицензия на
осуществление банковских операций приказом
Банка России от 27.01.97 № 02-09.
В то же время согласно имеющейся в деле
исполни-тельной надписи нотариуса от
02.11.95 с Комитета по управлению имуществом
Москвы в пользу банка "Аэрофлот"
подлежат взысканию 403203125583 рубля. По данной
исполнительной надписи нотариуса Тверским
межмуниципальным (районным) народным
судом города Москвы ведется исполнительное
производство. Последним обстоятельствам
суд не дал какой-либо правовой оценки.
Таким образом, следует признать, что,
вынося решение о банкротстве банка "Аэрофлот",
суд не в должной мере выполнил требования
законодательства о несостоятельности
(банкротстве) предприятий в части установления
наличия реальной платежеспособности
должника".
Учитывая изложенное и руководствуясь
статьями 187-189 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации отменил решение Арбитражного
суда города Москвы и направил дело на
новое рассмотрение.
Пример 3.
В иске прокуратуры отказано, поскольку
производство по делу прекращено обоснованно,
в соответствии со статьями 1 и 3 (пункт
3) Закона о несостоятельности [15, с.117].
Гражданка Терновская Елена Владимировна
обратилась в Арбитражный суд Тульской
области с заявлением о признании должника
– акционерного коммерческого банка "Нива-Банк"
несостоятельным (банкротом) . Определением
суда производство по делу прекращено
со ссылкой на то, что спор не подлежит
рассмотрению в арбитражном суде. Апелляционная
жалоба заявителя возвращена в связи с
неоплатой госпошлины, так как судом не
найдено оснований для удовлетворения
ходатайства кредитора об отсрочке ее
уплаты. В кассационном порядке законность
определения не проверялась.
В протесте заместителя Председателя
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации предлагается названный судебный
акт отменить и передать дело на новое
рассмотрение.
Рассмотрев протест, Президиум не находит
оснований для его удовлетворения. В его
Постановлении от 22 июля 1997 года №3228/97
записано:
"Как видно из материалов дела, 21.07.94
между коммерческим акционерным банком
"Нива-Банк" и гражданкой Терновской
Е.В. заключен договор банковского вклада
сроком на 6 месяцев.
По окончании срока действия договора
вклад не был возвращен, в связи с чем кредитор
обратился в арбитражный суд с заявлением
о признании должника банкротом.
Приказом Центрального банка Российской
Федерации от 21.07.95 №02-169 лицензия у банка-должника
отозвана.
Факт наличия задолженности и ее размер
подтверждены вступившим в законную силу
решением Пролетарского районного суда
города Тулы от 04.11.95 по делу № 2-2990/95.
По этому решению в пользу заявителя взыскано
45525112 рублей, из которых 14550690 рублей –
основная задолженность, 7711866 рублей –
проценты, предусмотренные договором,
22262550 рублей – пени за просрочку исполнения
обязательства и 1000000 рублей – компенсация
морального вреда.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Российской
Федерации "О несостоятельности (банкротстве)
предприятий" дела о несостоятельности
(банкротстве) предприятий рассматриваются
арбитражным судом, если требования к
должнику в совокупности составляют не
менее 500 минимальных размеров оплаты
труда, установленных законом.
Прекращая производство по делу, суд обоснованно
исходил из того, что по смыслу статьи
1 Закона подлежащие уплате за неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязательств
неустойки (штрафы, пени) не учитываются
при определении размера денежных обязательств.
Поскольку без них сумма долга составляет
менее 500 минимальных размеров заработной
платы, установленных законодательством,
прекращение производства по делу следует
признать правильным, а определение суда
обоснованным".
Исходя из изложенного и руководствуясь,
статьями 187-189 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации. Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации оставил определение Арбитражного
суда Тульской области без изменения [12].
Заключение
В новом
Законе (как и в Законе 1992 г.) понятия
"несостоятельность" и "банкротство"
используются как синонимы. Согласно
ст. 2 нового Закона "несостоятельность
(банкротство) – признанная арбитражным
судом или объявленная должником неспособность
должника в полном объеме удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей".
С экономической же точки зрения понятие
"несостоятельность" отождествляется
с понятием "неплатежеспособность",
то есть "несостоятельность" и "неплатежеспособность"
– синонимы. Под неплатежеспособностью
(несостоятельностью) предприятия понимается
его неспособность своевременно и в полном
объеме погасить кредиторскую задолженность
[20, с.2].
Постоянное и продолжительное состояние
неплатежеспособности (несостоятельности)
может перерасти в состояние абсолютной
неплатежеспособности, при котором, предприятие
не может восстановить свою платежеспособность
и продолжение его деятельности представляется
невозможным и нецелесообразным.
Невозможность продолжения деятельности
предприятия заключается в отсутствии
шанса восстановить свою платежеспособность
и необходимых средств для ведения финансово-хозяйственной
деятельности.
Нецелесообразность продолжения деятельности
предприятия обусловлена отсутствием
его социально-экономической значимости,
экономического и производственного потенциала,
рыночной привлекательности и конкурентоспособности
выпускаемой им продукции и т. д. Такое
предприятие становится банкротом и подлежит
ликвидации и продаже в целях соразмерного
удовлетворения требований кредиторов.
Таким образом, с экономической точки
зрения банкротство – процедура ликвидации
и продажа имущества неплатежеспособного
предприятия в целях соразмерного удовлетворения
требований кредиторов в связи с невозможностью
и нецелесообразностью продолжения его
деятельности. Банкротство предприятия
является частным случаем его неплатежеспособности
(несостоятельности).
Из вышесказанного следует, что "несостоятельность"
и "банкротство" – два различных
понятия. Поэтому, на наш взгляд, их нельзя
использовать в Законе как синонимы. В
Законе следовало бы отдельно дать определение
"неплатежеспособности (несостоятельности)"
и "банкротства" [20, с.2].
По смыслу нового Закона процедуры банкротства
можно разделить на две группы: внесудебные
и судебные. В свою очередь, внесудебные
процедуры подразделяются на досудебную
санацию или финансовое оздоровление
(глава II Закона) и добровольное объявление
о банкротстве должника (глава XI Закона).
В целях сокращения судебных расходов,
по нашему мнению, целесообразно применять
внесудебное финансовое оздоровление
неплатежеспособных предприятий. Однако
в новом Законе этому уделено достаточно
мало внимания. Ст. 26 Закона называется
"Меры по предупреждению банкротства
организаций", но в ней не предусмотрено
никаких конкретных мер. Здесь следовало
бы рекомендовать меры по восстановлению
платежеспособности должника, которые
предусмотрены при судебной санации (ст.
85 Закона).
Судебное разбирательство дел о банкротстве
начинается с определения признаков банкротства.
Согласно п. 2 ст. 3 нового Закона "юридическое
лицо считается неспособным удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей, если соответствующие
обязательства и (или) обязанности не исполнены
им в течение трех месяцев с момента наступления
даты их исполнения".
По смыслу данного определения признаком
банкротства является наличие, подчеркиваем,
просроченной кредиторской задолженности
свыше трех месяцев.
Содержание мирового соглашения установлено
в ст. 122 нового Закона. Однако необходимо
отметить, что в новом Законе (ст. 122) предусмотрены
конкретные размеры, порядок, сроки и гарантия
исполнения обязательств должника. Это
может значительно осложнить процесс
заключения мирового соглашения между
должникам и кредиторами.
Еще один важный аспект-это обеспечение
социальной защиты работников (акционеров)
при санации (досудебной и судебной) и
банкротстве (ликвидации по решению арбитражного
суда, добровольной ликвидации) предприятий-должников.
К этому относятся вопросы сокращения
численности работников: количество сокращаемых,
условия и сроки увольнения, обеспечение
выплаты компенсаций, обязательств вновь
созданного на базе предприятия-банкрота
предприятия по приему на работу части
старых работников, обязательства должника
по переподготовке и повышению квалификации
работников, и др. К сожалению, и те, и другие
вопросы в новом Законе о несостоятельности
(банкротстве) не предусмотрены [20, с.2].
Требование о ликвидации юридического
лица по основаниям, предусмотренным п.
2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской
Федерации, может быть предъявлено в суд
государственным органом или органом
местного самоуправления, которому предоставлено
законом право на предъявление такого
требования.
В частности, в соответствующих случаях
иски о принудительной ликвидации юридических
лиц могут заявляться налоговыми органами
(на основании ст. 14 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы
в Российской Федерации"), Центральным
банком Российской Федерации (на основании
ст. 26 Закона Российской Федерации "О
банках и банковской деятельности"),
прокуроров (на основании ст. 35 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации").
При рассмотрении указанных исков и оценке
обоснованности заявленных требований
необходимо выявить наличие основании
для ликвидации соответствующего юридического
лица, на которые ссылается истец. Исследования
вопроса о финансовом положении ответчика
по такого рода делам не требуется [7, с.81].
Если в ходе осуществления ликвидации
юридического лица на основании решения
суда выявляется недостаточность его
имущества для удовлетворения требований
кредиторов (п. 4 ст. 61 Гражданского кодекса
Российской Федерации), ликвидационная
комиссия (ликвидатор) от имени должника,
кредиторы ликвидируемого юридического
лица, а также иные лица, которым в соответствии
с законодательством о банкротстве предоставлено
право на обращение в арбитражный суд,
вправе обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании соответствующего
юридического лица банкротом [7, с.81].
1. Упростит ли новый Федеральный закон
о несостоятельности (банкротстве) процедуру
банкротства?
Федеральный закон о несостоятельности
(банкротстве), вступивший в силу с 1 марта
нынешнего года, создан с учетом опыта
применения старого законодательства
и содержит несколько совершенно новых
принципиальных положений [21, с.82].
В частности, он упрощает возбуждение
процедуры банкротства. Раньше, например,
для того, чтобы возбудить дело о банкротстве,
надо было доказать, что имеются признаки
неплатежеспособности, то есть должник
не в состоянии платить по счетам, потому
что накопил долгов больше, чем у него
имеется имущества. Теперь же для возбуждения
процедуры банкротства этих доказательств
не требуется. Достаточно того, что предприниматель,
скажем, в течение трех месяцев не оплачивает
свои долги. Получает энергию, приобретает
материалы, принимает товары, но не рассчитывается
[23, с.82].
Думаю, что с учетом этого нового обстоятельства
дел по банкротству в арбитражных судах
значительно прибавится.
2. Готовы ли арбитражные суды к рассмотрению
столь большого количества дел?
В отличие от общих судов арбитражные
суды пока еще справляются с теми нагрузками,
которые у них есть. Суды общей юрисдикции
более перегружены. Но в будущем может
появиться опасность, что и арбитражные
суды начнут задыхаться. Это может случиться,
когда будут внесены изменения в Гражданский
кодекс, которые позволят рассматривать
дела о банкротстве граждан-непредпринимателей,
граждан-потребителей, граждан-покупателей.
Иными словами, когда любой из нас может
быть объявлен банкротом, если набирает
товаров больше, чем может оплатить [23,
с.83].
Если это произойдет, то количество дел
о банкротстве, без сомнения, резко возрастет.
3. Является ли банкротство предприятия
панацеей от всех бед?
В каждом конкретном случае к процедуре
банкротства надо подходить осмотрительно.
Если есть возможность спасти производство,
перестроить его или перепрофилировать,
перевести на новый продукт, создать другие
экономические условия, то лучше это сделать.
Таким образом сохраняется производство,
сохраняются рабочие места. А это самое
главное. Все можно ликвидировать, но как
общество после этого будет жить, как будет
решать социальные задачи? [23, с.83].
С другой стороны, если предприятие безнадежное,
не имеет никаких перспектив и от его деятельности
сплошные убытки, то его, конечно, надо
ликвидировать, перевести в другую категорию.
Было бы ошибкой ликвидировать всех, кто
оказался в трудном экономическом и финансовом
положении.
4. Дополнение к только что введенному
в действие Закону о несостоятельности
- Постановление Правительства России
об ускоренной процедуре банкротства.
Постановление Правительства России с
точки зрения Закона в основном соответствует
Федеральному закону о несостоятельности
(банкротстве). Однако этот документ можно
толковать по-разному. Один вариант толкования
будет означать нарушение Федерального
закона, а другой - соответствие ему. Поэтому
следует внимательно отслеживать, в какой
интерпретации постановление Правительства
будет применяться соответствующими органами
управления, и в зависимости от этого давать
оценку. Потенциально угроза нарушений
Закона в этом документе, конечно, заложена.
Но их можно избежать. Надеюсь, что соответствующие
государственные органы будут применять
эту процедуру достаточно корректно, постоянно
сверяя свои шаги с Законом [23, с.83].