Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 23:13, реферат
Цель работы определяет постановку следующего круга задач:
что такое кризис, какие бывают кризисы, роль государства в антикризисном управлении и виды государственного регулирования кризисных ситуаций. Базой написания работы послужили материалы учебных пособий российских авторов по данной проблематике.
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Что такое кризис. Классификация кризисов ……….................... 6
ГЛАВА 2. Роль государства в антикризисном управлении .………….….... 10
ГЛАВА 3. Государственное регулирование кризисных ситуаций ............... 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ......................................... 30
2
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
| |
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Антикризисное управление
Тема: Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике.
| |
|
|
|
|
| Оценка_____________________ Подпись____________________ |
Вологда
2008 год
ВВЕДЕНИЕ ..............................
ГЛАВА 1. Что такое кризис. Классификация кризисов ……….................... 6
ГЛАВА 2. Роль государства в антикризисном управлении .………….….... 10
ГЛАВА 3. Государственное регулирование кризисных ситуаций ............... 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..............................
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем обстоятельством, что
практические результаты проводимых в России экономических преобразований не привели к созданию полноценного рынка и потому не позволяют говорить о завершенности реформ. Основной вывод, который можно сделать из десятилетнего опыта реформирования, заключается в том, что лишь смена формы собственности на средства производства не приводит к росту эффективности деятельности предприятий.
Три волны приватизации разрушили реальный сектор экономики, поставили на грань банкротства многие предприятия. Ваучерная приватизация вывела администрацию предприятий из-под контроля собственника. В ходе ее произошла передача государственной собственности физическим лицам - руководителям предприятий без установления должного контроля и ответственности за эффективным использованием приватизированного имущества. Основная масса наемных работников не имела доступа к принятию важнейших решений по развитию производства, распределению дохода. В результате этого была утрачена взаимосвязь спроса и предложения. Продукция нередко поставлялась неплатежеспособному потребителю. Она стала обмениваться на неплатежи. Систему нормальных денежных расчетов заменили бартер и различного рода денежные суррогаты. Экономика столкнулась с таким феноменом, как дефицит денег. Вместо ожидаемого роста эффективности получили спад производства, снижение рентабельности и производительности труда.
Результатом второй волны - приватизации залоговой - стала передача государством крупному финансовому капиталу экспортно-ориентированных предприятий в топливно-энергетическом секторе, металлургии, химии.
Третья волна - приватизация долгов - развернулась в виде массовых банкротств потенциально эффективных предприятий, которые не удалось по тем или иным причинам приватизировать в предыдущие годы.
Современное состояние большинства хозяйственных объектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них являются «латание дыр» (или реактивная форма управления) и недопущение банкротства. Подобный подход не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе их финансово-экономического состояния. Данный подход неразрывно связан с антикризисным управлением. Это словосочетание прочно вошло в оборот теоретиков и практиков, занимающихся проблемами управления предприятием. Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса и т.д. Типичные признаки критического состояния предприятий следующие: снижается рентабельность, кредиты в основном начинают идти на погашение процентов и возврат взятых ранее кредитов (фирма попадает в «кредитную ловушку»); все чаще возникают срывы поставок клиентам, руководство с трудом может оценить объективное состояние фирмы, возникает неуправляемость, и любое неблагоприятное происшествие способно создать реальную угрозу банкротства. Ответ на вопрос «Что делать?» в общих чертах известен: привлечь кадры, способные эффективно работать в условиях переходной экономики; использовать зарубежный опыт работы в рыночных условиях; пригласить профессионалов-консультантов и т.п. и решить «под ключ», в комплексе, весь клубок проблем предприятия, начав с совершенствования системы управления. При реализации этих очевидных мер возникают серьезные трудности: отсутствие таких кадров; невозможность применения зарубежного опыта один к одному, так как он сформировался в других условиях. Поэтому лучше рассчитывать на своих, уже имеющихся специалистов и организовывать переподготовку, начиная с руководства и далее вплоть до создания команды, способной достаточно эффективно решать реальные проблемы, а также использовать зарубежный опыт уже в адаптированном виде.
Выявить и обозначить причины подъема производства, колебаний конъюнктуры, стагнации и нестабильности - такова цель исследовательской деятельности менеджера, государственного аппарата управления. Это главное условие для выработки и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуаций. Регулирование — это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы.
Итак, объектом данной работы выступает антикризисное регулирование, которое предполагает выработку специальных антикризисных стратегий для смягчения последствий кризисов. Основными задачами антикризисного регулирования являются смягчение кризисных процессов и использование кризиса как стартовой точки для нового витка развития экономической системы. Антикризисное регулирование существует как на макро -, так и на микроуровне. Поскольку именно предприятие является основным звеном национального хозяйства, то и кризисные процессы проявляются наиболее отчетливо на предприятиях. Антикризисные мероприятия на макроуровне создают благоприятную среду для преодоления предприятиями кризиса с наименьшими потерями. В то же время, ситуация на каждом конкретном предприятии в большой степени зависит от действий его руководства во время вхождения предприятия в кризисную фазу. Поэтому именно антикризисное управление на микроуровне имеет наибольшее практическое значение для состояния экономики в целом.
Для экономической науки России проблема антикризисного регулирования - новая, неразработанная тема. Особенно это касается антикризисного управления на микроуровне, ибо отечественная экономика после 70 лет плановой системы хозяйствования впервые переходит на развитие, когда предприятия функционируют на основе частной собственности, когда
управление фирмой, в том числе и антикризисное, во многом зависит от усилий самого предприятия. Проблемы антикризисного регулирования на макроуровне широко освещены в экономической науке зарубежными учеными самых разных экономических школ. Разработка проблем антикризисного регулирования на микроуровне в России имеет более короткую историю - с 70-80-х гг. XX века. Поэтому эти проблемы остаются менее изученными и более востребованными.
В современной экономической литературе преобладают два различных подхода к антикризисному регулированию предприятия. Первый из них - финансовый подход, характерный преимущественно для западной литературы, рассматривает предприятие (фирму) как совокупность товарно-денежных потоков (контрактов). Второй подход - организационно-структурный, чаще встречающийся в отечественной экономической литературе. Оба этих подхода являются однобокими, потому что классическое предприятие представляет собой целостный комплекс, сочетающий в себе как финансовую, так и организационно-структурную составляющие.
Антикризисные программы, которые разработаны с опорой только на одну из этих составляющих без учёта другой, терпят крах при попытке их внедрения на практике. Более того, автоматическое перенесение на российскую почву зарубежных антикризисных методик, проводимое без учёта особенностей российской экономики, законодательства и менталитета также приводит к отрицательным результатам.
Цель работы определяет постановку следующего круга задач:
что такое кризис, какие бывают кризисы, роль государства в антикризисном управлении и виды государственного регулирования кризисных ситуаций. Базой написания работы послужили материалы учебных пособий российских авторов по данной проблематике.
1. ЧТО ТАКОЕ КРИЗИС. КЛАССИФИКАЦИЯ КРИЗИСОВ.
Что такое кризис? Кризис - это тяжелое переходное состояние экономики. Он представляет диалектическое единство предела и стимула развития. С одной стороны, кризис выступает тормозом экономического развития, что выражается в падении цен, курсов акций, банковского процента, в сокращении производства, сокращении занятости, падении рентабельности предприятий (как в сфере промышленного производства, гак и в сфере услуг). С другой стороны, во время кризиса закладываются основы восстановления нарушенных законов движения экономики и дальнейшего ее развития. При этом стихийный рыночный механизм для разрешения противоречий использует кризисные параметры.
Важнейшее проявление кризиса - снижение цен. Падают цены на товары (перепроизводство товарного капитала), снижается заработная плата и обесценивается основной капитал (перенакопление производственного капитала), снижается покупательная способность денег (обесценение денежного капитала). Обесценение капитала принимает массовый характер. На длительность и глубину кризиса существенно влияет колебание инвестиций. Кризис образует исходный момент для новых массовых капиталовложений, причём на новом техническом уровне.
1. По причинам возникновения кризисы классифицируются на:
Стратегический кризис - затрагивает все сферы местной экономики, возникает при потере администрацией стратегического видения проблем развития территории, при желании сохранить преимущественно административный механизм управления и отказе переходить на рыночные методы хозяйствования, особенно характерен для территорий с относительно высокой долей государственного и муниципального сектора.
Кризис «успеха» - возникновение неплатежеспособности в связи с недостатками менеджмента, когда наблюдается необоснованный рост расходов бюджета, что в будущем может привести к необходимости расширенного использования заемных средств. Выражается в снизившейся доле собственных доходов бюджета.
Кризис неплатежеспособности - внешнее проявление нарушений в функционировании системы, когда предприятие не способно погасить свои долги. Причиной такого кризиса чаще всего является несвоевременное поступление средств в бюджет от других уровней бюджетной системы, разовые незапланированные расходы бюджета, необходимость формировать резервные фонды. Кредиторы отказываются ждать оплату за поставленные товары и оказанные услуги, а также выполнять работы или услуги по без предоплаты, банки отказывают в дальнейшей выдаче кредитов. Кризис неплатежеспособности может быть устранен за короткое время, но при частом возникновении фактов неплатежеспособности с некоторого момента платежи резко прекращаются.
2. По длительности кризисы бывают долгосрочными - для стратегического кризиса, среднесрочными - для кризиса «успеха» и краткосрочными - для кризиса неплатежеспособности.
3. По стадиям:
Обратимые кризисы - когда администрация предприятия самостоятельно или с участием заинтересованных сторон производит преобразования в экономической, финансовой, социальной и политической сферах, в результате которых восстанавливает платежеспособность.
Необратимые кризисы - когда администрация предприятия не в состоянии самостоятельно разрешить кризисную ситуацию, требуется федеральное вмешательство.
4. По сфере возникновения кризисы делятся на:
Эндогенные кризисы возникают внутри организации, как правило, в результате ошибочного управления. Для его выявления необходимы дополнительные исследования в области маркетинга и менеджмента на основе внутреннего анализа.
Экзогенные кризисы возникают по причинам, не зависящим от организации - высокий уровень инфляции, высокие проценты по кредитам, нестабильность налоговой системы и межбюджетных отношений, забастовки, несовершенство системы государственного регулирования цен и тарифов, особенно на услуги субъектов естественных монополий. Для диагностики необходимы дополнительные исследования региональных и местных рынков ссудного капитала, рабочей силы и другие меры.
5. По природе на:
Экономические. В основе экономических кризисов нерациональное использование ресурсов (трудовых, природных, земельных, производственных) или их недостаток в силу невыгодного географического положения или истощения месторождений природных ископаемых, физического и морального износа основных фондов, низкой квалификации рабочих и управленческих кадров, неэффективного использования муниципальной собственности, низкой инвестиционной привлекательности территории.
Бюджетно-финансовые кризисы возникают в связи с несбалансированной бюджетной политикой, низкой налоговой базой местного самоуправления, несвоевременным или неполным поступлением обязательных платежей, высоким уровнем заимствований, низкой платежной дисциплиной, недостаточным правовым и методическим обеспечением системы управления, прямыми нарушениями финансовой дисциплины
Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике