Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 14:41, реферат
Под антикризисным управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.
Введение
Под антикризисным управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.
Однако подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды работы и осуществления, чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течение длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Поэтому, с одной стороны, антикризисное
управление должно охватывать значительно
более широкие сферы
· анализ состояния макро - и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;
· познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения "слабых сигналов" об угрозе приближения кризиса;
· стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;
· оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);
· разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;
· постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.
Реформирование экономики
Негативные последствия
Из вышесказанного следует, что тема антикризисного управления очень важна в нынешних условиях российской экономики.
В главе 1 описаны правовые аспекты антикризисного управления, как в российском, так и в зарубежном законодательстве.
Глава 2 описаны некоторые правовые методы антикризисного управления.
В главе 3 описан один из процессов антикризисного управления предприятий - реструктуризация.
Глава 1. Правовые аспекты антикризисного управления
1.1. Основы действующего
законодательства российской
Практика поведения
В Российской Федерации реализация процедуры банкротства впервые была законодательно оформлена Законом РФ № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», вступившим в силу с1 марта 1993 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г.№ Конечно, этот Закон имел много недостатков, но, по крайней мере, он впервые четко регламентировал основные понятия, имеющие отношение к несостоятельности предприятий, судебные и внесудебные процедуры банкротства и много других важных моментов. Поэтому имеет смысл кратко изложить основные положения Закона, несмотря на то, что с 1 марта 1998 г. он утратил силу.
Итак, в соответствии с этим Законом определялись условия и процедура, объявления предприятия несостоятельным и устанавливалась очередность удовлетворения требований кредиторов.
Руководствуясь этим Законом, можно
было выделить три основных признака
признания предприятия
.____________________________
№ В настоящее время этот Закон утратил силу в связи с принятием нового Закона о банкротстве.
в бюджет и внебюджетные фонды в
связи с превышением
Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
Заявление в арбитражный суд о признании банкротом могли подавать должник, кредиторы или прокурор.
Предприятие считается несостоятельным
(банкротом) только после признания
факта о его несостоятельности
арбитражным судом или
После признания предприятия
1) реорганизация;
2) ликвидация;
3) мировое соглашение.
Реорганизационные или ликвидационные процедуры назначаются по решению арбитражного суда. Реорганизационные процедуры направлены на поддержание деятельности и оздоровление предприятия должника с целью предотвращения его ликвидации и способствуют продолжению его существования. Они включают внешнее управление имуществом должника и санацию (финансовое оздоровление).
К ликвидационным процедурам относятся принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда или его добровольная (внесудебная) ликвидация под контролем кредиторов. Ликвидация предприятия из-за его несостоятельности осуществляется в порядке конкурсного производства специально назначаемым лицом (конкурсным управляющим).
Мировое соглашение - процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.
Отличительная особенность мирового соглашения, предусмотренная Законом, обусловлена тем, что при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), арбитражные суды не определяют спорное правоотношение сторон, а устанавливают факт несостоятельности конкретного предприятия. Поэтому утверждение мирового соглашения арбитражным судом не является рассмотрением дела по существу.
Естественно, Закон о несостоятельности
(банкротстве) от 19 ноября 1992 г. не предусматривал
многих важных положений, в частности
механизмов финансового анализа
и финансового оздоровления. Формулировки
данного Закона не были четкими. Поэтому
последнее мешало развитию института
банкротства в России. Например,
данное Законом определение
Однако именно этот Закон положил
начало становлению механизма
Согласно нашей хронологии отметим
еще несколько нормативных
1) постановление Совета
2) Указ Президента РФ от 22 декабря
1993 г. NQ 2264 «О мерах по реализации
законодательных актов о
3) постановление Правительства
РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых
мерах по реализации
4) Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. №1114 «О продаже государственных предприятий-должников
5) распоряжение Федерального
6) распоряжение Федерального
7) распоряжение Федерального
8) распоряжение Федерального
9) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
10) Федеральный закон от 8 января 1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве»). Он заменил Закон о несостоятельности (банкротстве) от 19 ноября 1992 г. Федеральный закон от 8 января1998 г. не является новой редакцией Закона РФ от 19 ноября 1992 г.. Его основой является совершенно иная идеология, которая базируется на отказе от принципа «неоплатности» долга при определении критерия банкротства (т.е. банкротом мог быть признан тот, кто не мог оплатить свой долг). В Федеральном законе от 8 января 1998 г. основой критерия банкротства является принцип «неплатежеспособности». Если по нормам Закона РФ от 19 ноября 1992 г. банкротству не подлежали организации, сумма кредиторской задолженности которых была меньше стоимости их имущества, то в Федеральном законе от 8 января 1998 г. этой нормы нет. Новый Закон иначе, чем предыдущий, определяет признаки банкротства;
11) постановление Правительства
РФ от 22 мая 1998 г. «О мерах
по повышению эффективности
12) постановление Правительства
РФ от 1 июня 1998 г. № 537 «О федеральной
службе России по делам о
несостоятельности и
13) Федеральный закон от 25 февраля
1999 г. № 40-ФЗ «О
14) Федеральный закон от 24 июня 1999
г. № 122-ФЗ «Об особенностях
несостоятельности (
15) Федеральный закон от 26 октября
2002 г. «О несостоятельности (
Анализируя приведенные выше нормативные
акты, можно сделать вывод, что
идет постепенная эволюция механизма
банкротства предприятий в
Итак, с 2002 г. изменилась экономическая
среда российского
Особое место в процессе банкротства
занимает независимая экспертиза. В
настоящее время судьи
Информация о работе Законодательство об антикризисном управлении