Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 22:57, контрольная работа
Переход российской экономики на рыночные отношения предоставил предприятиям возможности для самостоятельного осуществления производственной, финансовой и инвестиционной деятельности. Вместе с новыми перспективами многие хозяйствующие субъекты столкнулись с угрозой финансовой несостоятельности вследствие реализации негативных внешних или внутренних факторов ведения бизнеса. К сожалению, не все организации оказались подготовленными к этому – в настоящее время многие промышленные предприятия убыточны.
1. Введение.
2. Исторический опыт банкротства в России.
3. Зарубежный опыт банкротства за рубежом.
4. Значение антикризисного управления в системе несостоятельности.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань)»
Экономический факультет
5 курс заочного отделения экономического факультета
Контрольная работа по дисциплине «Антикризисное управление» тема «Зарубежный и отечественный опыт антикризисного управления.» (вариант №17 ) за 9 семестр 2012/2013 уч.года
Домашний адрес г.Казань ул.Мусина д. 21 кв . 45с индексом 420144 и телефоном (дом. или раб.) сот. 89274287741
Казань – 2012
|
1.Введение
Переход российской экономики на рыночные
отношения предоставил
Основными причинами банкротства и в России, и за рубежом являются неэффективный менеджмент и рыночный спад реализации продукции предприятий. Неэффективный менеджмент может выражаться в нерациональном управлении производством, непродуманной системе взаимодействия с персоналом, ошибками и упущениями в финансовой политике предприятия. Снижение реализации продукции может быть следствием изменения рыночной конъюнктуры, усиления конкуренции, смены производственных технологий. И те, и другие причины приводят к финансовой несостоятельности, за которой следуют попытки финансового оздоровления, а в случае их неудачи - признания предприятия банкротом и ликвидации.
Проблема банкротства
2.Исторический опыт банкротства в России.
Российская история финансовой несостоятельности имеет давнюю историю, уходящую корнями в XIII в. Так, в одной из древнейших скрижалей российского правоведения, «Русской правде», содержатся положения, касающиеся отдельных аспектов несостоятельности и конкурсного производства. Упоминания о процедуре банкротства содержатся в Договоре Смоленска с Ригою от 1229 г., Судебнике Ивана III, Соборном Уложении царя Алексея Михайловича от 1649 г.
Нормы регулирования банкротства, встречающиеся в древнем российском законодательстве, свидетельствует о весьма высоком уровне законодательства того периода в области экономических взаимодействий. Причем уже в тот период вводилось разграничение несчастной (неосторожной) и злонамеренной (безответственной) несостоятельности предпринимателей, купцов. Например, в статье 68 Карамзинского списка (XIII в.), записано следующее: «Банкротство, утрата купцом взятых в долг денег… не влечет за собой уголовной ответственности. Ему дается возможность восполнить утраченное и в рассрочку выплатить долг. Эта льгота не распространяется на купца, утратившего капитал в результате пьянства и иных предосудительных действий. Судьба такого купца в этом случае зависит от кредиторов, которые могут получить возмещение также в рассрочку или, по мнению большинства исследователей, потребовать возмещения ущерба путем продажи имущества и его самого в холопы».
Высоким насыщением по формированию в России конкурсного права отмечен период XVIII–XIX вв. Его основные документы: «Банкротский устав» (1740); «Устав о банкротах» (1800); «Устав о торговой несостоятельности» (1832); «Устав Судопроизводства Торгового» (1905).
Наиболее яркими и полными нормативными актами по вопросам банкротства считаются «Устав о банкротах» и «Устав Судопроизводства Торгового».
В уставе 1800 г., состоявшем из двух частей (торговая, купеческая несостоятельность; несостоятельность дворянства), несостоятельность различалась на три вида: от несчастья, от небрежности и от своих пороков; от подлога.
Устав предусматривал возможность освобождения должника от бремени неудовлетворенных требований в случае несчастья, содержал правила об отсрочке платежей, допускал заключение мировой сделки, назначение куратора (конкурсного управляющего), условия признания недействительности сделок, составление активной (конкурсной) массы и др.
В Уставе 1905 г. случаи несостоятельности разделялись на три категории:
1) несчастная несостоятельность, «когда должник приведен в неплатежеспособность не собственною виною, но стечением обстоятельств, коих род и свойство определены в законе» (наводнение, пожар, неприятельское вторжение, нечаянный упадок кредиторов);
2) неосторожная несостоятельность, «когда неплатежеспособность последует от вины должника, но без умысла и подлога» (неведение торговых книг, неудачный выбор управляющих, неопытность, пожар при недоказанных убытках от него и т.п.);
3) подложная несостоятельность, «когда неоплатность соединена с умыслом или подлогом» (это считалось уголовным преступлением).
Общим случаем считалась неосторожная несостоятельность; остальные две требовали специальных доказательств.
После Октябрьской революции 1917 г. в связи с переходом на планово-социалистические условия хозяйствования институт банкротства потерял свою актуальность, исключение составляет короткий период НЭПа, во время которого в Гражданском процессуальном кодексе появились главы «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических» (1927 г.) и «О несостоятельности кооперативных организаций» (1929 г.).
В этом нормативном документе достаточно подробно описаны
конкурсное производство, условия признания
недействительными сделок, предусмотрен
механизм реабилитации предприятий и
др. Однако в дальнейшем, по мере усиления
административно-
С введением монополии
В условиях наметившегося
экономического подъема в России
положение в настоящее время
большинства организаций
Рис.1 Количество убыточных предприятий в экономике России.
Удельный вес убыточных
Рис. 2 Удельный вес убыточных предприятий в экономике России.
Несмотря на явную тенденцию к снижению удельного веса убыточных организаций (рис.1 и рис.2), данные статистики свидетельствуют о финансовой неустойчивости, неспособности хозяйствующих субъектов эффективно функционировать в современных условиях.
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» должен способствовать восстановлению финансовой устойчивости, платежеспособности предприятий, оказавшихся в сложном положении, но в принципе жизнеспособных, потенциально перспективных. Однако, как показывает практика, новый Закон не решает всех проблем, кроме того, ряд введенных им правил вызывает сомнения с точки зрения их эффективности и необходимости применения на практике.
Мировая история банкротства включает
достаточно длинные периоды различных
оценок неуплаты долгов и разных форм
воздействия в отношении
Основное содержание современного
(«гуманного») подхода к должникам
заключается в глубоко
Для законодательства США и Японии характерна его направленность на восстановление функций обанкротившихся фирм, поддержка их усилий по реабилитации путем урегулирования интересов кредиторов. В целом институты банкротства в США, Японии и Франции можно квалифицировать как радикально поддерживающие должников, что не скажешь о британском и современном российском законодательстве. В США первым официальным документом о банкротстве считается решение Конституционного Конвента в 1787 г. о наделении Конгресса полномочиями по разрешению споров между кредиторами и должниками. По своей сути это был отказ от жесткой английской системы в отношении должников, которая допускала даже смертную казнь. В 1898 г. в США был принят Закон о несостоятельности, в который вносились значительные изменения в 1938 и 1970 гг., а с 1979 г. действует новый закон. Последний предусматривает целый ряд процессуальных возможностей урегулирования споров между кредиторами и должниками. Его лейтмотивом является не ликвидация фирмы, а предоставление возможностей оказавшемуся в кризисной ситуации менеджменту реабилитироваться, исправить ошибки, наверстать упущенное и восполнить недоплаченное. В Германии первым нормативным документом по регулированию отношений между кредиторами и должниками считается Конкурсный Устав, принятый в 1877 г. на основе прусского закона. Он состоял из трех книг: «Материальное конкурсное производство», «Конкурсное производство» и «Уголовные постановления».
С 1 января 1999 г. (в объединенной Германии) вступило в действие новое законодательство о несостоятельности (Insolvenzordnung – порядок урегулирования несостоятельности).
Действующее германское законодательство ограничивает должника 21 днем на восстановление платежеспособности, за пределами которых он обязан подать в суд заявление о банкротстве.
В противном случае он подвергается уголовному преследованию. В случае открытия судом дела о банкротстве назначается конкурсный управляющий, который и осуществляет мероприятия по расчетам. По истечении полутора месяцев со дня открытия дела о банкротстве кредиторы обязаны решить: либо продавать имущество, либо проводить санацию (восстановление рентабельного бизнеса).
При этом предпочтение отдается сохранению целостности хозяйствующего субъекта (фирмы) или хотя бы способных к самостоятельному функционированию без изменения качества его производственных фрагментов (предприятий). Санация может проводиться или без смены собственника (путем дополнительных инвестиций в бизнес), или со сменой собственника (продажа бизнеса).
В общем, современное германское законодательство о банкротстве представляет собой четкую, одновременно жесткую, систему регулирования отношений между предпринимателями (должниками) и кредиторами, явно сориентированную на оптимизацию производства.
Информация о работе Зарубежный и отечественный опыт антикризисного управления