Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа
Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Одной из характеристик всякого управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда выступает деятельность человека. Управление организацией – это управление совместной деятельностью людей. Эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее.
В условиях сжатых сроков – всего 15 месяцев – и ограниченных возможностей требуется максимальная гибкость управленческих структур, восприимчивость производственных подразделений завода к быстро меняющимся финансовым, организационным, материально-техническим условиям, способность менеджмента вырабатывать и без проволочек реализовывать нестандартные решения. К сожалению, прежний аппарат управления многое из этого утратил, поэтому пришлось на ходу перестраивать заводские структуры и принимать непопулярные, но жизненно важные, и, как показало время, эффективные меры. Разумеется, при этом не обошлось без болезненного процесса сокращения численности персонала. С этого шага началась реализация мер по восстановлению финансовой устойчивости предприятия. Прежний коллектив насчитывал 532 человека, из которых 132 рабочих и 400 человек ИТР, вспомогательного и обслуживающего персонала, т.е. структурное соотношение равно 1:3. Современная численность составляет 350 человек с соотношением 1:1. Небольшой пример с отделом бухгалтерского учета: его численность сокращена почти в 7 раз – с 27 до 4 человек.
Сложность кризисной
ситуации, предельно ограниченное время
постоянно толкают команду
И все же главное в серии необходимых преобразований – это реализация нового подхода к управлению себестоимостью продукции. Для этого пришлось отказаться от многого, что обычно приемлемо в стандартной финансовой и производственной среде, выбрать наиболее эффективные продолжения уже действующих технологических процессов, кардинально изменить прежние стоимостные ориентации. Основные мероприятия этого плана:
- максимально возможный
отказ от приобретения на
- разработка и изготовление также своими силами заводской нестандартной технологической оснастки;
- переход в деловых
связях с внешними партнерами-
- повсеместный контроль
за использованием каждой
- жесткое управление структурой себестоимости продукции.
Поставлена и неукоснительно выполняется задача выдерживать такую структуру себестоимости, при которой одна треть приходится на стоимость сырья и материалов, другая треть – на фонд заработной платы, оставшаяся – на налоги, вспомогательные, накладные и прочие расходы. При неизменности этого соотношения допускается уменьшение лишь по первой составляющей себестоимости.
В рамках же третьего этапа
для выплаты первых и наиболее
значимых долгов, приобретения необходимых
материально-технических
Принятые меры в сочетании с использованием агрессивного маркетинга, а также проведение нелегкой процедуры реструктуризации внешних долгов позволили в сложных рыночных реалиях и за короткий срок добиться ощутимой результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия: при сокращении численности персонала более чем на треть среднемесячный фонд заработной платы увеличился в 5,7 раза, рентабельность – более чем в 2 раза. Объем продаж в мае 1998 г. составил 1626 рублей, в июне того же года – 266162 рубля, а уже в мае 1999 года – 2158092 рубля.
Но самый главный результат – удалось сохранить от полного разорения уникальное предприятие – единственное машиностроительное предприятие подобного типа на территории СНГ и третье в мире. Также сохранен в своей основе и трудовой коллектив, который за прошедший год поверил в свои силы и возможности своего завода. Устранена стандартная для многих предприятий причина социального напряжения – хронические невыплаты и задержки заработной платы. При этом полностью погашены бюджетные долги, принципиально изменились отношения с кредиторами по незначительному объему оставшихся долгов.
Подводя итог работе, можно сделать вывод, что не все процессы могут быть и являются управляемыми, управляемые процессы не могут быть абсолютно управляемыми. Это положение имеет прямое отношение к антикризисному развитию и управлению им.
К кризису может приводить "невидение" тех процессов, которыми можно управлять, которые надо направлять. Но они в этом случае превращаются в стихийные.
Антикризисное развитие –
это управляемый процесс
В практическй части работы мы рассматривали предприятие АО "Автосибмаш". В результате экспресс-диагностики было выявлено, что предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Внешние управляющие начали с элементарного восстановления финансового учета: инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности, выработки и согласования взаимоприемлемого графика их погашения. Далее была проведена фундаментальная диагностика финансового состояния предприятия. Принятые меры в сочетании с использованием агрессивного маркетинга, а также проведение нелегкой процедуры реструктуризации внешних долгов позволили в сложных рыночных реалиях и за короткий срок добиться ощутимой результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. У АО "Автосибааш" появились новые возможности для решения задач не только текущей конъюнктуры, но и реализации планов ближайшей и обозримой перспективы. В их числе: освоение новых видов продукции, отвечающей самым жестким требованиям рынка и технических условий, дальнейшее расширение производства, восстановление экспортного потенциала, создание инновационных заделов, формулирование и реализация собственной инвестиционной политики, направленной не только на решение научно-технических, но и задач социального развития трудового коллектива.
Библиографический список
1. Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Баринов В.А. Антикризисное управление М., Наука, 2002.
3. Основы антикризисного управления: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Ряховской. – М.: ИПК работников государственного и муниципального управления при Правительстве РФ, 2001.
4. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. М.: Изд-во ЮНИТИ, 2002.
5. Уткин Э.А. Антикризисное управление – М.: Изд-во ЭКМОС, 1997.
Информация о работе Инновационный процесс как фактор антикризисного управления