Контроллинг в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: Раскрыть теоретические аспекты контроллинга в антикризисном управлении.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
• Изучить стратегический контроллинг и оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии.
• Раскрыть принципы и функции контроллинга.
• Провести анализ взаимосвязи стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии.
• Раскрыть понятие «контроллинг». Его применение на практике.
• Выявить значение контроллинга в деятельности и развитии предприятия
• Проанализировать роль контроллинга в антикризисном управлении
• Рассмотреть концепции системы контроллинга и инструментарий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНТРОЛЛИНГА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ.……………………………………….….6
1.1 Контроллинг: понятие, цели и задачи ....................................................6
1.2 Принципы и функции контроллинга ……………..……………………...…9
1.3 Роль контроллинга в антикризисном управлении …………………….…12
1.4 Концепции системы контроллинга и инструментарий ………………….17
2 ОПЕРАТИВНЫЙ И СТРАТИГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………...………..23
2.1 Стратегический контроллинг ……………………………………………...23
2.2 Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии….25
2.3 Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии ………………………………………….…......27
3 КОНТРОЛЛИНГ, КАК КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ….............................................................30
3.1Значение контроллинга в деятельности и развитии предприятия……………………………………………………………….……..30
3.2Концепция контроллинга в системе менеджмента…...……………………36
3.3 Разработка маркетинговой стратегии и системы контроллинга в антикризисном управлении предприятием………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом гот.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНТРОЛЛИНГА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ.……………………………………….….6

1.1 Контроллинг: понятие, цели и задачи ....................................................6

1.2 Принципы и функции контроллинга ……………..……………………...…9

1.3 Роль контроллинга в антикризисном управлении …………………….…12

1.4 Концепции системы контроллинга и инструментарий ………………….17

2   ОПЕРАТИВНЫЙ И СТРАТИГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………...………..23

2.1 Стратегический контроллинг ……………………………………………...23

2.2 Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии….25

2.3 Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии ………………………………………….…......27

3               КОНТРОЛЛИНГ, КАК КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ….............................................................30

3.1Значение контроллинга в деятельности и развитии предприятия……………………………………………………………….……..30

3.2Концепция контроллинга в системе менеджмента…...……………………36

3.3 Разработка маркетинговой стратегии и  системы контроллинга в антикризисном  управлении предприятием………………………………….39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..48

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…51

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Вне зависимости от экономической ситуации, отрасли и масштабов деятельности, времени присутствия на рынке, опыта и профессионализма менеджеров и многих других индивидуальных факторов с кризисами сталкиваются абсолютно все хозяйствующие субъекты. В условиях российской экономики, все еще характеризующейся нестабильностью, а порой и непредсказуемостью развития, важность изучения вопросов антикризисного управления приобретает существенную значимость. Таким образом, актуальность изучения проблем антикризисного управления в последние годы не только не снижается, но и имеет тенденцию к росту, в особенности для отечественных предприятий.

В условиях кризиса управление характеризуется специфическими особенностями, обусловленными агрессивностью среды деятельности. В частности, менеджмент предприятия существенно ограничен во времени на принятие решений, многократно увеличивается ответственность за каждое предпринимаемое действие, работа проводится в условиях лимитированных денежных и человеческих ресурсов.

В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность. Во-первых, в условиях рыночно капиталистического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути "реформ" в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий.

                   Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.

      Современное развитие контроллинга характеризуется усложнением рыночной ориентации предприятия, что ведет к повышению роли управления и качественным изменениям в структурах и методах управления. Динамично происходит процесс трансформации и интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую подсистему сбора, обработки и представления информации для принятия на ее основе управленческих решений, которая управляет социально-экономическими системами.

      Развитие и становление системы контроллинга обусловлены реалиями рынка, его стихийностью, нестабильностью цен и сбыта. Все это контроллингу как самостоятельному научному направлению придает свойства качественного и количественного ориентированного метода управления.

Цель дипломной работы: Раскрыть теоретические аспекты контроллинга в антикризисном управлении.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

        Изучить стратегический контроллинг и оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии.

        Раскрыть принципы и функции контроллинга.

        Провести анализ взаимосвязи стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии.

        Раскрыть понятие «контроллинг». Его применение на практике.

        Выявить значение контроллинга в деятельности и развитии предприятия

        Проанализировать роль контроллинга в антикризисном управлении

        Рассмотреть концепции системы контроллинга и инструментарий

Предметом дипломной работы особенности внедрения и применения инструментов контроллинга в рамках антикризисного управления. является стратегия и тактика антикризисного управления.

Объектом дипломной работы является антикризисное управление предприятием.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе раскрываются теоретическое аспекты контроллинга в антикризисного управления. Во второй главе раскрывается стратегический и оперативный  контроллинг в процессе планирования на предприятии. В третьей главе раскрыты концепции контроллинга на предприятие.

Источниковая база дипломной работы состоит из 3 групп источников: Первая группа включает нормативно-правовые акты: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 8 января 1998 года №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Вторая группа научно-экономическая литература: учебные пособия, учебники, Захарова В.Я. Круглова Н.Ю, Маренков Н.Л. Чумак В.Г. Короткова Э.М. Третья группа Интернет ресурсы: www.webkursovik.ru, www.lib.rus.ec, www.consultant.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНТРОЛЛИНГА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ.

1.1   Контроллинг: понятие, цели и задачи.

Контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

Контроллинг от анг. контролировать, (в свою очередь от франц. «реестр, проверочный список»).

В англоязычных странах термин не используется, используется термин – «управленческий учет».

Термин пришел от Германии. Поскольку отечественная терминология пока не устоялась, в России используются 2 термина: контроллинг, управленческий учет. Однако термин Контроллинг – более информационно емкий, он передает характер этого современного явления в управлении и включает в себя не только чисто учетные функции, но и весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов предприятия.

Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке  экономического анализа, планирования, управленческого учета, менеджмента.

Контроллинг – в экономическом смысле это управление и наблюдение, но поскольку эффективное управление и наблюдение невозможны без постановки целей и планирования мероприятий по реализации этих целей, то контроллинг содержит комплекс задач по планированию, регулированию и  наблюдению.

Контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятий, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

Необходимость появления на современном предприятии контроллинга можно объяснить следующими причинами:

1)     повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:

      смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

      увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;

      необходимость в непрерывном отслеживании изменений происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;

      необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;

      усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;

2)     информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;

3)     общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

4)     Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.

Контроллинг содействует достижению главной стоимостной (монетарной) цели предприятия – оптимизации финансового результата через максимизацию финансового результата через максимизацию прибыли и ценности.

Основная конечная цель любого предприятия – получение прибыли (контроллинг можно назвать системой управления прибылью предприятия), но в некоторых случаях цели предприятия могут быть иными – тогда контроллинг ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей.

Контроллинг связывает воедино все функции, интегрирует и координирует  их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень.

Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием.

Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:

                                     координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;

                                     информационная и консультационная поддержка предприятия управленческих решений;

                                     создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;

                                     обеспечение рациональности управленческого процесса.

Основополагающий элемент системы контроллинга на предприятии – управленческий учет.

Законодательство России обязывает каждое предприятие  вести бух/учет (финансовый учет). Для принятия решения, необходимо на основе управленческого учета.

За рубежом существуют разные подходы к этому вопросу: например, во Франции используются 2 плана счетов – финансового и управленческого учета, а взаимодействие между ними осуществляется через специальные счета – экраны. (счет – экран – специальный счет, через который осуществляется  взаимодействие управленческого и финансового учета). В Германии для управленческого и финансового учета существуют отдельные планы счетов; в США управленческий учет представляет собой отдельный блок внутри финансового учета. В России система управленческого учета встроена в систему обычного финансового учета.

Основная задача управленческого учета – предоставление релевантной информации для принятия управленческих решений.

Функции контроллинга шире -  они включают в себя не только управленческий учет, но и планирование, контроль, координацию, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений.

Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга  производная от целей самого предприятия.

Основные задачи контроллинга можно сгруппировать следующим образом:

      информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;

      регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;

      выполнение функции интеграции, системной организации и координации;

      планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);

      контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);

      управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач)

 

1.2   Принципы и функции контроллинга.

Особенность контроллинга как типа управления наиболее ярко проявляется в его принципах и функциях.

Известно, что принципы — это правила, в соответствии с которыми осуществляется управление. Контроллинг подчиняется всем принципам управления как такового. В то же время его специфика находит отражение в его собственных принципах, к которым, в частности, относятся (См. Приложение №1)

Информация о работе Контроллинг в антикризисном управлении