Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 15:28, дипломная работа
Цель дипломной работы: Раскрыть теоретические аспекты контроллинга в антикризисном управлении.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
• Изучить стратегический контроллинг и оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии.
• Раскрыть принципы и функции контроллинга.
• Провести анализ взаимосвязи стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии.
• Раскрыть понятие «контроллинг». Его применение на практике.
• Выявить значение контроллинга в деятельности и развитии предприятия
• Проанализировать роль контроллинга в антикризисном управлении
• Рассмотреть концепции системы контроллинга и инструментарий
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНТРОЛЛИНГА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ.……………………………………….….6
1.1 Контроллинг: понятие, цели и задачи ....................................................6
1.2 Принципы и функции контроллинга ……………..……………………...…9
1.3 Роль контроллинга в антикризисном управлении …………………….…12
1.4 Концепции системы контроллинга и инструментарий ………………….17
2 ОПЕРАТИВНЫЙ И СТРАТИГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………...………..23
2.1 Стратегический контроллинг ……………………………………………...23
2.2 Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии….25
2.3 Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии ………………………………………….…......27
3 КОНТРОЛЛИНГ, КАК КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ….............................................................30
3.1Значение контроллинга в деятельности и развитии предприятия……………………………………………………………….……..30
3.2Концепция контроллинга в системе менеджмента…...……………………36
3.3 Разработка маркетинговой стратегии и системы контроллинга в антикризисном управлении предприятием………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..48
1.4 Концепции системы контроллинга и инструментарий.
В настоящее время в экономической литературе выделяют две основные концепции: американскую и немецкую.
По немецкой концепции центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах:
документальной;
плановой;
контрольной.
В отличии от немецкой, американская концепция включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.
Таким образом, основное отличие американской концепции от немецкой заключается рассмотрением в первой проблем внешнего учета, анализа внешней среды. В тоже время следует заметить, что в немецкой концепции более детально разработаны методики внутреннего учета, планирования, контроля.
По мнению Д. Хана (Германия), современная цель контроллинга может находиться в плоскости оптимизации результата с учетом гарантии ликвидности. В этой же концепции в качестве главной выделяется задача реализации функций информационного обеспечения, ориентированных на результат планирования, регулирования и мониторинга событий на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, организации и координирования на базе системы показателей производственного и финансового учета.
Д. Хан выделяет также и специальные задачи контроллинга :
1. Пользовательские задачи:
планирование и контроль на предприятии (плановоконтрольные расчеты
планирование и контроль целей;
стратегические планирование и контроль;
оперативные планирование и контроль;
координация всех частных планов;
учет и отчетность;
информация:
формирование внутренней отчетности для различных групп заинтересованных пользователей;
2. Организационные задачи:
принятие решений;
участие в принятии решений.
В соответствии с вышеперечисленным Д. Хан предлагает следующую систему разграничения задач контроллинга (См. Приложение№ 3)
Приведенная в Приложение №3. система разграничения задач контроллинга может быть адаптирована и к американской концепции, и к российской. Различия могут быть только в содержании или раскрытии приведенных задач. С учетом последних достижений в науке для России можно рекомендовать следующую классификацию задач контроллинга:
Классификация задач контроллинга
1. Генеральное целевое планирование:
анализ и контроль внутренней и внешней среды;
выработка альтернативных локальных целей и стратегий;
многовариантное планирование;
система показателей системы планирования и контроллинга.
2. Оперативное планирование:
планирование и контроль программы;
имитационное моделирование;
реинжиниринг бизнеса.
3. Стратегическое планирование:
портфельные матрицы;
инновационные планы;
расчеты ФСА (функционально-стоимостного анализа);
анализ и контроль внешней и внутренней среды;
разработка и корректировка локальных и в некоторых случаях глобальных стратегий;
4. Финансовый и управленческий учет:
анализ эффективности производства;
анализ платежеспособности;
анализ рентабельности;
анализ ROI;
анализ производственного результата.
5. Сбыт. Производство. Снабжение:
реинжиниринг;
функционально-стоимостный анализ;
покрытие издержек;
управление ассортиментной политикой;
анализ безубыточности.
6. Ревизия и другие штабные функции (планирование по местам возникновения затрат)
Задачи контроллинга могут выполняться при помощи специальных инструментов. Инструментарий контроллинга имеет свою специфику и меняется в зависимости от конкретной концепции службы контроллинга.
Можно выделить следующие инструменты контроллинга:
анализ баланса, результатов, прибыли и убытков;
расчет издержек, их покрытие;
отчетность;
система планирования, информации, контроля;
система показателей;
АВСанализ;
расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;
Breakevenanalise (анализ безубыточности);
программы снижения и оптимизации издержек;
портфолио-анализ;
планы, стратегии;
анализ жизненного цикла;
анализ стоимости;
анализ рабочего времени;
анализ инновационной деятельности.
В зависимости от конкретной фирмы (производственная, кредитная, страховая), ее размеров и структуры управления набор инструментов может меняться.
Схема № 2 - Основные концепции контроллинга.
Ориентация концепции | Сущность и основные задачи контроллинга в рамках данной концепции |
На систему учета | Переорганизация системы учета из прошлого в будущее, создание на базе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений, связанных с планированием и контролем деятельности предприятия |
На управленческую информационную систему | Создание общей информационной системы управления. Разработка концепции единой информационной системы, ее внедрение, координация функционирования информационной системы, оптимизация информационных потоков |
На систему управления: - с акцентом на планирование и контроль - с акцентом на координацию. |
Планирование и контроль деятельности структурных подразделений предприятия Координация деятельности системы управления предприятием (управление предприятием) |
Схема № 3 - Комплекс задач и инструменты контроллинга.
Задачи содействия: генеральное целевое стратегическое и оперативное планирование | |
Задачи | Инструменты |
Анализ, прогнозы | - Бенчмаркинг (анализ и сравнение с конкурентами) - Система раннего предупреждения о несоответствии результатов деятельности стандартам, разработка сценариев. |
Планирование проектов, продуктов | - Техника сетевого планирования - Стоимостной анализ - Анализ затрат и результатов - Калькуляция проектов и продукции, определение целевых издержек - Расчеты эффективности/инвестиционные расчеты |
Планирование функциональных областей деятельности | - Анализ накладных расходов - Бюджетирование - Анализ затрат и результатов - Калькуляция - Учет затрат по местам их возникновения - Расчеты эффективности/инвестиционные расчеты |
Планирование производственной программы со стратегическим планированием мощностей и оперативным планированием их загрузки | - Портфельный анализ - Анализ точки безубыточности - Анализ затрат и результатов - Расчеты эффективности/инвестиционные расчеты - Ступенчатый расчет сумм покрытия - Имитационное моделирование - Линейное программирование |
2 ОПЕРАТИВНЫЙ И СТРАТИГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
2.1 Стратегический контроллинг.
Стратегический контроллинг – важнейшая составляющая контроллинга управляющая внешней средой, стратегическим факторами успеха, альтернативными стратегиями, стратегическими целями. Стратегический контроллинг направлен на реализацию долгосрочных стратегий и программ.
Цель стратегического контроллинга – формирование системы управления и планирования, которая позволила бы движение фирмы к намеченной стратегической цели своего развития. Стратегический контроллинг призван обеспечить эффективное существование фирмы на длительную перспективу, формирование и управление потенциалом успеха организации.
Концепция контроллинга показана в Приложении №4.
Цель контроллинга – своевременное установление причин отклонения в целях внесения поправок в стратегию фирмы до возникновения оперативных недостатков.
В экономической литературе большое внимание уделяется вопросам направленности действия стратегического контроллинга. Так А. Гэльвайтер в своей книге “Стратегическое руководство предприятием” выделяет восемь проблем, которые может решить стратегический контроллинг :
1. Проверка стратегических планов на их полноту и формальную и материальную консистентность.
2. Текущий контроль “критических” внутренних и внешних условий, лежащих в основе стратегических планов.
3. Контроль стратегически важных решений, исходя из аспекта сроков.
4. Контроль важных этапных целей при реализации стратегически важных предпосылок, исходя из аспекта сроков.
5. Текущий контроль оперативных действий в отношении возможных стратегически вредных побочных и результативных действий.
6. Проверка стратегической ситуации предприятия на основе самостоятельных и поступающих анализов, предпринимаемая регулярно или в соответственно индивидуальные установленные промежутки времени.
7. Периодическая проверка разграничения стратегических единиц предприятия, а также соответственно для этого действующих критериев.
8. Периодический контроль определяющих для стратегических решений принципов деятельности предприятия.
Цель стратегического контроллинга по мнению А. Гэльвайтера состоит в своевременном установлении причин отклонения в целях внесения поправок в стратегию предприятия до возникновения “оперативных” проблем ( См. Приложение №5).