Контрольная работа по "Антикризисному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:41, контрольная работа

Краткое описание

нтикризисный процесс в странах развитой рыночной экономики. Государственное регулирование и структурные сдвиги в условиях снижения инвестиционной активности. Государственная финансовая поддержка инноваций в экономически развитых странах в условиях кризисных явлений. Основные направления совершенствования государственного регулирования финансовых отношений в целях оздоровления экономического состояния предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности антикризисного государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой.docx

— 69.69 Кб (Скачать файл)

 

БИШКЕКСКАЯ  ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

По предмету: Антикризисный управлении

 

 

 

 

Выполнила: Райымбекова Бегимай гр.Э7-09

Проверила: Рысалиева Бактыгуль Болотбековна

 

 

 

Особенности антикризисного государственного управления в странах  с развитой рыночной экономикой

Антикризисный процесс в странах развитой рыночной экономики. Государственное регулирование и структурные сдвиги в условиях снижения инвестиционной активности. Государственная финансовая поддержка инноваций в экономически развитых странах в условиях кризисных явлений. Основные направления совершенствования государственного регулирования финансовых отношений в целях оздоровления экономического состояния предприятий.

1. Разработка теории и  практики антикризисного регулирования  получила широкое распространение  в промышленно развитых странах  в середине 80-х годов в связи  с обострением экономического  кризиса.Западный опыт, имеет большое значение для России, но необходимо учитывать, что этот опыт управления в принципиально иных условиях. Прежде всего, это то, что данный процесс осуществляется в условиях сложившейся рыночной экономики, с действующими законами конкуренции и относительно стабильной социально-политической ситуацией. В этих странах банкротство рассматривается как положительное явление, очищающее рынок от слабых конкурентов, и где государство, в зависимости от конкретных условий, начинает применять такие механизмы и инструменты антикризисного регулирования, как национализацию или приватизацию. Проводимая приватизация преследует следующие цели: поиск более совершенных структур для предприятий, решение бюджетных проблем, динамизация национальных финансов, в целях повышения конкурентоспособности предприятия.

 Особенности приватизации  определяются политической обстановкой  и состоянием финансового рынка.  Поэтому приватизация в каждой  стране имеет свои особенности.  Так, характерной чертой приватизации  в Великобритании, по заключениям  специалистов, являются смелость  и постепенность, в ФРГ - осторожность, в Италии - ярко выраженный прагматизм. Даже в скорости проведения  приватизации в развитых странах  имеются существенных различия: от очень быстрой во Франции до медленной в ФРГ.

В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию в качестве долговременной и устойчивой экономической тенденции. Характерной  чертой западноевропейской экономики 90-х годов стало создание смешанной  экономики и поиск путей сотрудничества между государственными предприятиями  различных стран ЕС, а также  с частным капиталом. Именно смешанные  предприятия в настоящее время  признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то время как  для большинства государственных  предприятий во всех странах характерна низкая эффективность в результате роста издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия, в этих странах, рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия. Государственные предприятия не подвергаются риску банкротства, имеют доступ к средствам государственного бюджета для осуществления своих инвестиций, а это расслабляет такие предприятия, снижает у их администрации чувство ответственности. Государственные предприятия функционируют достаточно эффективно только при благоприятных экономических условиях и особенно сильно страдают, когда экономика переживает трудности. Однако опыта тотальной приватизации государственных предприятий не существует. Приватизируются или национализируются отдельные отрасли, предприятия в зависимости от их значимости в структуре народного хозяйства. Основным побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в том числе и иностранного капитала. В развитых странах рыночной экономики приватизация принимает следующие формы: продажа государственных предприятий частным инвесторам - физическим и юридическим лицам; создание совместных предприятий с долевым участием частного капитала; продажа части акций предприятий, являющихся государственной собственностью.

Процедура приватизации, как  правило, осуществляется поэтапно: сначала  предприятие подвергается санации, затем оценивается экспертом-оценщиком  и только потом продается частному капиталу. Такая последовательность позволяет максимизировать выручку  от приватизации предприятия.

 П. При наличии кризисных  явлений государства осуществляют  процессы регулирования и структурные  сдвиги в экономики своих стран.  Основной предпосылкой структурных  изменений в экономике Запада - низкая инвестиционная активность  и низкая норма прибыли, что  является симптомами снижения  темпов экономического роста.  В таких условиях частные страховые  компании, пенсионные фонды вкладывают  средства, как правило, в различную  недвижимость, предоставление займов  под сравнительно высокие проценты  на короткие сроки, производят  экспортные инвестиции. Поэтому  государственная политики, в этих условиях, направлена на образование финансовых групп, состоящих из государственных и полугосударственных банков, страховых и холдинговых компаний (особенно во Франции, Англии, Японии). Целью создания этих групп является обеспечение капитальных вложений в промышленность, которая способна обеспечить рост основных фондов и повышение технического уровня производства.

Важным фактором структурных  изменений в промышленном производстве стран Запада является интернационализация  производства, основные признаки которой - рост доли международного обмена в  валовом национальном продукте и  расширение масштабов деятельности транснациональных компаний. Углубление разделения труда между развитыми и развивающимися странами все интенсивнее влияет на структурные изменения в промышленном производстве. Государственное регулирование в этих условиях направлено на защиту внутреннего рынка. Однако поскольку прямой тарифный протекционизм сейчас весьма не популярен, государственный аппарат разрабатывает в законодательном порядке требования к продукции, предназначенной для внутреннего рынка, учитывающие программы отечественных производителей и в то же время трудно выполнимые для иностранцев.

 В последние два  десятилетия процесс интернационализации  экономики подвергся серьезным  изменениям, причины которых в  том, что изменили свое направление  потоки миграции капитала. Если  в 50-60г.г. США выступали как  экспортеры капитала, то с середины 70-х - как импортеры капитала. Кроме  того, в движении капитала появились  новые черты. Например, отрасли  с малой интенсивностью НИОКР  обладали большей географической  диверсификацией, и наоборот.

 Ш. Условия кризиса  вынуждают государство оказывать  финансовую поддержку инноваций.  Необходимость государственной  поддержки НИОКР в целях повышения  технологического уровня страны, её технологической конкурентоспособности  определяется, в данном случае, несовершенством  современного рыночного механизма.  Для повышения технологической  конкурентоспособности страны необходимы, прежде всего, действия государства  по улучшению общеэкономического  климата и создание необходимых  условий для увеличения капиталовложений  в сферу НИОКР.

В странах Западной Европы, США, Японии значительное место уделяется  проблемам поддержания высокой  инновационной активности, решение  которых достигается как на основе прямого государственно-монополистического регулирования, так и косвенными методами регулирования развития научно-технического прогресса. Государственные программы  поощрения НИОКР включают четыре раздела: выработка общих принципов  политики поощрения и её целей; исчерпывающее  информационное обеспечение; создание групп по оценке данных программ, действующих  независимо от аппарата управления, и  выбор рационального временного интервала для проведения таких  оценок; непосредственное проведение оценок.

 Государственная финансовая  поддержка в развитых странах  направлена на выбор ключевых, наукоемких технологий, оказывающих  революционизирующее воздействие  на экономическое развитие. Широко  используются агрессивная, защитная, абсорбирующая модели технологического  и производственного поведения.  Агрессивная модель предусматривает  наличие высокого научно-технического  потенциала и занятие национальными  фирмами лидирующих позиций в  разработке передовой технологии  и на рынках сбыта. В этом  случае научно-техническая политики включает осуществление рисковых и в то же время высокорентабельных научно-исследовательских проектов, крупных вложений в НИОКР. В случае оценки национальных возможностей как защитных, т.е. признания спорным технологического лидерства страны или факта его утраты, в арсенал государственной политики включаются меры, направленные на поддержание конкурентных позиций в передовых областях науки и техники, на активное использование рыночных и производственных возможностей. Если техническая ситуация оценивается как абсорбирующая (сильное технологическое отставание, низкорентабельное производство и др.), то необходимо расширять международное научно-техническое сотрудничество, отдавая при этом предпочтение освоению передовых технологий и созданию необходимой институциональной и технологической инфраструктуры. Формы и масштабы государственного воздействия на научно-техническое развитие зависят от конкретных условий конкурентоспособности и технологических возможностей страны.

 Процесс разработки  политики государственного стимулирования  НИОКР в промышленности включает  следующие элементы: идентификация  технологий, по отношению к которым  необходимо принимать политические  решения; характеристика потенциальных  возможностей нации в обладании  данными технологиями; оценка роли  правительства. Особое внимание  уделяется оценке эффективности  государственного стимулирования  НИОКР и методам, усиливающим  государственное регулирование.

1. В странах развитой рыночной экономики проблемам государственного регулирования и их разрешению уделяется постоянное внимание. В целях совершенствования государственного регулирования в странах Запада и США значительное внимание уделяется следующим направлениям: 1. совершенствование управления, которое рассматривается как организационная и процедурная основа для реформ; 2. управленческое законодательство, являющееся юридической базой для осуществления перестройки структуры госаппарата; 3. совершенствование ведомственного уровня, обеспечивающего перевод общеправительственных курсов и целей в конкретные задания для каждого федерального министерства.

Процесс бюджетирования можно разделить на две составные части: подготовка операционного бюджета и подготовка финансового бюджета.

Операционный бюджет состоит  из: 1. Бюджета продаж 2. Бюджета производства. 3. Бюджета производственных запасов 4. Бюджета прямых затрат на материалы 5. Бюджета производственных накладных  расходов 6. Бюджета прямых затрат на оплату труда 7. Бюджета коммерческих расходов 8. Бюджета управленческих расходов 9. Отчета о прибылях и убытках.

Финансовый бюджет состоит  из: 1. Инвестиционного бюджета. 2. Кассового  бюджета. 3. Балансового отчета. За подготовку бюджета отвечают следующие основные отделы: 1. Отдел маркетинга – бюджеты  продаж и коммерческих расходов. 2. Производственный отдел – бюджет производства. 3. Отдел снабжения – бюджет затрат на материалы. 4. Отдел труда и зарплаты – бюджет затрат на оплату труда. 5. Планово экономический отдел – бюджет общепроизводственных расходов, бюджет управленческих расходов, инвестиционный бюджет. 6. Финансовый отдел – бюджет прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств, бюджет по балансовому листу. Кроме этого в подготовке бюджета участвуют главная бухгалтерия, отдел главного механика, отдел главного энергетика, технический отдел и производственные и вспомогательные цеха.  Управление бюджетированием начинается с назначения директора по бюджету. Он отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и составление отчетов. Директором по бюджету обычно назначается финансовый директор, он выступает в качестве штатного эксперта и координирует действия отделов. Для управления бюджетированием создается также комитет по бюджету – это обычно составленная из руководителей верхнего звена консультативная группа, которая может включать и внешних консультантов. Комитет по бюджету – это постоянно действующий орган, который занимается тщательной проверкой стратегических производственных и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деятельность предприятия.

 Комитетом по бюджету  также разрабатывается руководство  по управлению бюджетом. Которое  представляет собой набор инструкций, отражающих политику, организационную  структуру предприятия, разделение  прав, обязанностей и ответственности  исполнителей. Эти инструкции выполняют роль свода правил и рекомендаций для составления бюджетных программ. В них, кроме того, отражается, что, когда и, как и в какой форме нужно делать.

 Главным требованием  к бюджетированию в условиях кризиса является обеспечение гибкости, т.е. вариантности бюджетов в зависимости от объемов реализации и нормативов затрат.

При разработке гибкого бюджета  затраты подразделяются на постоянные и переменные (в расчете на единицу  продукции). В основе гибкого бюджетирования лежат нормативы затрат: идеальные базовые и реальные, которые оперативно уточняются при изменении условий.

 Основное различие  между гибким и статичным бюджетами  заключается в том, что последний  рассчитан на один объем реализации, а гибкий бюджет это несколько  вариантов бюджета для нескольких  объемов реализации. Гибкий бюджет  обеспечивает прогнозные данные  для различных объемов реализации  в пределах установленных границ.

 При более детальном сравнение гибкого и стандартного бюджетирования можно отметить различия по следующим позициям:

1. Границы бюджетирования. При стандартном – устойчивы, на предприятии существует принятый интервал составления и контроля бюджетов. Гибкое – сокращаются интервалы, устанавливаются в зависимости от требуемых кризисных ситуаций и пересматриваются по мере ее изменения.

2. Нормативная база. Стандартное  – имеются постоянные нормативы  «ценовой» и «технологической»  группы. Гибкое – форматируются варианты нормативов в «ценовой» группе, а при необходимости и в «технологической».

3. Критерии и шкалы  оценки отклонений по план-факторному контролю. Стандартное – устойчивы для достаточно продолжительного периода. Гибкое – пересматриваются допустимые отклонения, критерии признания их кризисными для различных объемов реализации.

4. Классификация затрат. При статичном существует в поэлементной форме. При гибком - в обязательном порядке вводится разделение затрат на переменные и постоянные.

5. Объем реализации. Статичном – принимается одно значение. При гибком – принимается несколько значений.

Особенности антикризисного регулирования Японии.

Поражение Японии во Второй мировой войне существенно подорвало ее экономические позиции. Немало аналитиков считали, что национальной экономике и культуре страны нанесен непоправимый ущерб. Однако, японская экономика достигла своего довоенного уровня к 1952 г. По основным экономическим показателям — валовому национальному продукту на душу населения, темпам промышленного производства  — Япония и в настоящее время одна из самых преуспевающих стран в мире.

Информация о работе Контрольная работа по "Антикризисному управлению"