Контрольная работа по "Антикризисному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:41, контрольная работа

Краткое описание

нтикризисный процесс в странах развитой рыночной экономики. Государственное регулирование и структурные сдвиги в условиях снижения инвестиционной активности. Государственная финансовая поддержка инноваций в экономически развитых странах в условиях кризисных явлений. Основные направления совершенствования государственного регулирования финансовых отношений в целях оздоровления экономического состояния предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности антикризисного государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой.docx

— 69.69 Кб (Скачать файл)

1. В Японии США в основном сохранили старый государственный аппарат во главе с японским императором, перестроенный и обновленный в ходе чистки, и поручили этому аппарату проведение в жизнь американских директив о послевоенных преобразованиях. В то же время США полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть и т.д.

2. Сразу же после капитуляции Японии было официально объявлено о роспуске ультранационалистических обществ, нелегальных правых организаций, всех воздушных сил страны, о замещении военного производства, об аресте главных военных преступников, о ликвидации тайной полиции, роспуск монополистических объединений (дзайбацу). Стимулирующим фактором для принятия решения о роспуске дзайбацу явилась директива генерала Макартура «о демократизации экономической системы Японии». В соответствии с указаниями оккупационных властей японское правительство разработало план роспуска концернов «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо» и «Ясуда», а их активы были заморожены. Дзайбацу получали полную компенсацию за ценные бумаги в виде правительственных долговых обязательств, которые подлежали оплате через 10 лет.

В декабре 1947 г. парламент  принял Закон против чрезмерной концентрации экономической мощи, предусматривавший  разукрупнение больших монополистических  компаний, в том числе и не входивших  в объединения дзайбацу.

Согласно этим и другим антимонополистическим законам  создавалась благоприятная среда  для развития свободной конкуренции. Роспуск подобного рода силовых  и карательных органов означал  устранение наиболее реакционных сил, стоявших на пути демократического развития Японии.

В течение первых двух лет  оккупации Япония занимала последнее  место в мире по темпам восстановления промышленного производства. В результате прекращения военного производства, демобилизации армии и флота, репатриации японцев из бывших Японских колоний и оккупированных территорий возникла массовая безработица (10 млн. чел.) Реальная заработная плата в  конце 1945 г. составляла 13,1% довоенной  уровня. Во многих районах страны население  находилось на грани полного истощения  и голода.

В частности, данная ситуация, объясняется политикой оккупационных  властей США, которые считали, что  «бедственное положение Японии является прямым следствием ее собственного поведения». Тем не менее США оказывало Японии солидную экономическую помощь для восстановления ее хозяйства.

3. В марте 1946 г. принят закон «О чрезвычайных мерах в области экономики и финансов», объявило об обмене старых денег на новые и предложило населению сдать в банки все имевшиеся в наличии старые денежные знаки. Подобная денежная реформа, по существу, свелась к замораживанию не только вкладов, но и заработной платы.

4. В августе 1946 г. по указанию оккупационных властей были созданы

·         Бюро экономической стабилизации

·         Комитет по регулированию цен

Согласно распоряжению оккупационных  властей, в полномочия Бюро экономической  стабилизации входило составление  общегосударственных планов и программ в области производства и распределения  товаров, рабочей силы, финансов, транспорта и т.д. Ему было предоставлено  право координации планов каждого министерства по вопросам экономики, а также надзора за осуществлением этих планов.

5. проведение земельной реформы в Японии. Ликвидация помещичьего землевладения поэтому имела особое значение для демократизации всей социальной, экономической и политической системы Японии.В основу земельной реформы был положен принцип превращения арендаторов в собственников путем выкупа государством помещичьей земли сверх установленного лимита с последующей продажей ее крестьянам. Государство регулировало цены на землю с учетом ее плодородия, назначения и развития инфраструктуры в регионах.Земельная реформа была в основном закончена в 1949 г. По официальным данным на 1950 г. государство выкупило и продало крестьянам 80% всей арендной земли. Частное крестьянское хозяйство на собственной земле стало преобладающей формой хозяйства.

6. В марте 1947 г. в Японии были изданы Закон о школьном обучении и Основной закон о просвещении, заменившие Императорский Рескрипт об основных принципах воспитания 1879 г.В соответствии с реформой период обязательного и бесплатного обучения был увеличен с шести до девяти лет; введен единый школьный поток, предусматривающий шесть лет обучения в начальной школе, три года  — в средней школе первой ступени, три года  — в средней школе второй ступени и преимущественно четыре года  — в высшем учебном заведении.Была проведена децентрализация управления школьным обучением, муниципальным и сельским органам власти предоставили в этой сфере большую автономию.

7. 7 апреля 1947 г. был принят Закон о трудовых нормах. Закон установил 8-часовой рабочий день, часовой перерыв на обед, 25-процентную надбавку к заработной плате за сверхурочную работу, оплачиваемый отпуск в течение шести дней в году при наличии годичного стажа работы с последующим увеличением на один день за каждый проработанный год, но всего не более 20 дней, ответственность нанимателя за охрану труда, за санитарно-гигиенические условия, выплату компенсаций в случае производственного травматизма, выплату за производственное обучение и стажировку и т.д.

8. Важной позитивной мерой по оздоровлению социально-экономического развития явилось принятие 3 ноября 1946 г. новой конституции. Она упразднила абсолютную монархию и превратила японского императора в «символ единства нации», фактически отстранив его от политической власти.

Восстановление японской экономики шло крайне медленно. В 1948 г. индекс промышленного производства Японии по отношению к 1937 г., взятому  за 100, составлял 52, тогда как в  других побежденных странах, например, в Западной Германии, он уже достигал 100, в Италии  — 98.

9. В конце 1948 г. правительство США потребовало от штаба оккупационных войск в Японии повышения темпов восстановления японской экономики и более эффективного использования государственных расходов США.

В соответствии с этим японскому  правительству предлагалось:

1) сбалансировать государственный  бюджет;

2) увеличить налоговые  сборы;

3) строго ограничить выдачу  субсидий;

4) стабилизировать заработную  плату;

5) установить контроль  над ценами;

6) увеличить контроль  над внешней торговлей и иностранной  валютой;

7) улучшить систему снабжения  материалами, необходимыми для  расширения экспорта;

8) увеличить производство  важнейших видов местного сырья  и товаров;

9) улучшить систему продовольственных  поставок1.

20 марта 1949 г. главный  советник по экономическим и  финансовым вопросам штаба оккупационных  войск Джозеф Додж представил  японскому правительству свой  проект государственного бюджета  на 1949/50 финансовый год, в котором  был воплощен план «достижения  стабилизации и самостоятельности» японской экономики. Главными рекомендациями в проекте Доджа были упразднение правительственных субсидий на поддержание цен на продукцию тяжелой промышленности, повышение налоговых сборов (на 62% по сравнению с 1948 г.), изменение порядка перевода средств, получаемых от продажи в Японии американских товаров, поставляемых в порядке помощи. Они, по предложению Доджа, поступали в государственный бюджет, в эквивалентный фонд, который предназначался для долгосрочного кредитования частных компаний. В целях обеспечения условий для развития внешней торговли в 1949 г. был установлен единый обменный курс иены в соотношении 360 иен за 1 долл. США. Установление единого обменного курса иены, равно как и создание эквивалентного фонда способствовали вовлечению Японии в сферу американского рынка.

10. Чтобы воспрепятствовать чрезмерному проникновению иностранных товаров, еще в ноябре 1949 г. был принят Закон о контроле над валютой, в 1950 г. — Закон об иностранных инвестициях, на основании которого преимущество отдавалось импорту в Японию иностранной техники, технологии и конструкторских разработок. Японское правительство приступило к разработке нового таможенного кодекса. Кодек предусматривал возможность повышения существующих тарифов и введения новых пошлин, что способствовало защите японских производителей и развитию внутреннего рынка.В условиях отмены правительственных субсидий предприниматели стремились обеспечить прибыль за счет широкой рационализации производства, которая проводилась, главным образом, за счет установки нового оборудования, а также посредством усиления интенсификации и ухудшения условий труда, массовых увольнений, снижения заработной платы и расценок.Жесткие меры по обузданию инфляции, стабилизации денежного обращения, сбалансированию бюджета, форсированию экспорта и т.д. способствовали созданию благоприятных условий для накопления капитала и воспроизводства ведущих отраслей промышленности.

11. Война в Корее и последовавшие американские военные заказы послужили стимулом роста производства, увеличения прибыли японских компаний от военных поставок. По официальным данным, за вторую половину 1950 г., по сравнению с тем же периодом 1949 г., прибыли трех металлургических компаний увеличились в 28 раз, трех горнодобывающих — в 150 раз, четырех торговых компаний  — в 11 раз.Большой спрос на военные материалы, продовольствие и другие товары, военные перевозки, боеприпасы, ремонт танков, самолетов и другой военной техники способствовали созданию своеобразного бума в японской экономике.

Кроме рассмотренных выше факторов, определивших успехи восстановления японской экономики, заслуживают особого  внимания методы, средства управления, которые применялись оккупационными властями, государственными органами и частными фирмами в различные  периоды послевоенного развития.Интенсивный рост масштабов деятельности и сфер приложения капитала толкал ряд корпораций на децентрализацию управления. К числу таких фирм относилась и фирма «Мацусита дэнки». По мере расширения сфер своей деятельности «Мацусита дэнки» столкнулась с проблемой  — усложнением задач по координации работы многочисленных подразделений.В 1934 г. «Мацусита дэнки» произвела реорганизацию управления фирмой, предусматривавшую внедрение дивизиональной структуры. Фирма была разделена на четыре отделения; в каждом из отделений были созданы управление сбыта и производственное управление. На каждое отделение была возложена ответственность за решение производственных вопросов, за поддержание сети торговых точек, за исследования производственного назначения, за координацию между производством и продажей, за рекламу и прибыльность своей деятельности в целом. Дивизиональные структуры «Мацусита дэнки» по своей эффективности опережала не только тяжеловесные структуры японских «дзайбацу», но и теоретические организационные разработки ведущих европейских и американских специалистов того времени. Осуществленная К. Мацусита реорганизация своей компании породила массу подражаний в Европе и США.

 

12. Японские методы хозяйственного управления пережили активный период «американизации». С 1947 г. в японских компаниях начали внедряться принципы фирменного бухгалтерского учета, скопированного с американского образца. Заимствованы из американского опыта и методы проведения финансовых ревизий, зафиксированные в Законе о дипломированных бухгалтерах-ревизорах, американские способы и нормы контроля были положены в основу Закона о контроле и порядке его осуществления.Изучение и внедрение американских методов управления происходило в большинстве случаев по инициативе японских компаний. В японских компаниях были внедрены такие американские разработки, как системы контроля над издержками производства, контроля бюджетов, ревизоров по финансовым вопросам и т.д. Для восстановления и повышения эффективности японской экономики, повышения конкурентоспособности ее товаров серьезную проблему представляло улучшение их качества. В 1950 г. в Японию был приглашен специалист по разработке систем и методов контроля качества профессор У. Дёминг.

Принципы статистического  контроля качества, разработанные У. Дёмингом, были восприняты японскими бизнесменами весьма положительно. Темпы внедрения методов контроля качества на японских предприятиях произвели на У. Дёминга большое впечатление. За полтора года действия системы контроля качества в фармацевтической фирме «Танабэ» выпуск продукции возрос в 3 раза при том же оборудовании и числе рабочих за счет рационализации. В честь У. Дёминга была учреждена в 1951 г. специальная медаль, ежегодно присуждаемая японской компании, добившейся наилучших успехов в области управления качеством.

Японские компании проявили оперативность во внедрении других компонентов американского менеджмента. Так, уже в начале 50-х гг. в организационных структурах японских компаний появились штабные подразделения, отделы, секторы, предназначенные для регулирования горизонтальных связей, сбора и анализа управленческой информации. Обострение противоречий между работодателями и работниками наемного труда в послевоенный период привлекло усиленное внимание японских предпринимателей к американским методам управления человеческими ресурсами, особенно к вопросам регулирования трудовых конфликтов. Органы управления японскими корпорациями активно внедряли такие способы американского менеджмента, как «беседы с персоналом», методы «участие в управлении», «система оценки персонала» и др. В сочетании с уже имевшейся практикой «пожизненного найма» традиционные японские ценности составили ядро патерналистского стиля управления на японских предприятиях. Распространение и закрепление системы «пожизненного найма» объясняется рядом причин: национальные и культурные традиции, необходимость повышения эффективности управления, повышение конкурентной борьбы между национальными и международными монополиями, а также позиция японских профсоюзов, заинтересованных в обеспечении своих членов постоянной работой.

Весьма распространенным методом управления в японском менеджменте  является система принятия решений  «рингисэй» (многократное согласование подготавливаемого решения на нескольких уровнях управления, начиная с рядовых и кончая высшими руководителями). Подобная практика подготовки решений является достаточно сложной и длительной, но согласование действий на стадии принятия решения обеспечивает эффективность и своевременность их последующего выполнения. Для японской системы управления в послевоенный период характерны групповое стимулирование и групповая ответственность. Группы формировались не только как формальные подразделения, т. е. штатные структурные компоненты организации, но и в качестве неформальных, временных формирований (группы контроля качества, советы и комитеты для менеджеров разных уровней, переход к системе децентрализованных отделений и т.д.).

Информация о работе Контрольная работа по "Антикризисному управлению"