Курс лекций по предмету "Конфликтология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 16:19, курс лекций

Краткое описание

Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических исследований. Сегодня как западная, так и отечественная конфликтология все более тяготеют к психологии, к социально-психологическому пониманию конфликта. Следует отметить, что в отечественной науке, в отличие от западной, лидирующую роль в развитии конфликтологии как науки с самого начала играла психология. Для того чтобы проследить динамику развития конфликтологии, следует обратиться к истории.

Содержание

Тема 1. История становления конфликтологии как науки.
Тема 2. Методы исследования конфликтов.
Тема 3. Структура, функции и типология конфликтов
Тема 4. Детерминация и динамика конфликтов и их особенность в управлении персоналом организации.
Тема 5. Модели конфликтного взаимодействия
Тема 6. Отдельные виды конфликтов (внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты)
Тема 7. Производственно-трудовые конфликты
Тема 8. Семейные конфликты
Тема 9. Практика разрешения конфликтов в области управления персоналом организации.
Тема 10. Моделирование конфликтов: конструктивные стратегии и тактики разрешения конфликтных ситуаций
Тема 11. Посредничество специалиста по управлению персоналом в разрешении конфликта.
Тема 12. Переговоры как способ разрешения конфликтов в производственной сфере.

Вложенные файлы: 1 файл

Конфликтология.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

Но в этой тактике есть и минусы. Так, при определенных условиях она может повести к эскалации конфликта, поскольку причина, его вызвавшая не преодолевается, а только консервируется.

Эта тактика все же может быть применена при наличии следующих конкретных условий:

1) при небольшой значимости причин, породивших противоборство;

2) при некоторых временных параметрах  конфликта;

3) при ограниченности имеющихся  сведений о конфликте, отсутствии  достаточной информации и необходимости  дополнительной работы для сбора  данных, которые обеспечивали бы  завершение конфликта;

4) при наличии у одной из конфликтующих сторон более мощных сил, которые в состоянии быстро и успешно разрешить конфликт.

Тактика ухода характеризуется определенными действиями участников конфликта:

• утаивании, засекречивании информации, необходимой для урегулирования возникшего конфликта, с целью недопущения его возможного обострения при ознакомлении людей с «взрывоопасной» информацией;

• отказе от признания самого факта существования причин конфликта в расчете на то, что он так или иначе решится сам собой, без активного участия противоборствующих сторон;

• затягивании под теми или иными предлогами окончательного решения

проблемы, вызвавшей противоборство.

Силовое подавление

Его сущность состоит в принудительном навязывании одной из сторон своего решения. Для использования этой тактики существуют определенные предпосылки:

1) решающий перевес одной из  сторон в имеющихся материальных  и психологических ресурсах;

2) возникновение чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительных действий;

3) внезапно возникшая необходимость принятия непопулярного решения, которое будет заведомо негативно встречено другой стороной;

4) бесспорная правомерность действий  стороны, имеющей силовое преимущество, когда эти действия связаны  с обеспечением жизненно важных  для данной структуры проблем;

Силовая тактика выражается в следующих поведенческих формах:

• использовании преимущественно принудительных, силовых методов воздействия при ограниченном привлечении воспитательных средств;

• применении жесткого, приказного стиля общения, рассчитанного на беспрекословное подчинение одной стороны конфликта другой;

• использовании механизма конкуренции, который был известен уже древним римлянам под названием метода «разделяй и властвуй» и который нередко применяется и поныне под более обтекаемым названием механизма сдержек и противовесов; эти механизмы чаще всего используются на практике в виде сочетания средств наказания для нерадивых и мер поощрения для добросовестных работников.

 

 

Тема 10. Моделирование конфликтов: конструктивные стратегии и тактики разрешения конфликтных ситуаций

 

Тактики односторонних уступок и взаимовыгодных соглашений или сотрудничества

Их общая черта – нацеленность на конструктивное разрешение конфликта, снижение уровня возникшей напряженности, повышение уровня сплоченности.

Метод односторонних уступок или приспособления

Для применения этого метода существует ряд предпосылок:

1) обнаружившаяся в ходе конфликта  явная ошибка, допущенная одной  из сторон;

2) в условиях, когда значимость  необходимой уступки для одной  из сторон оказывается несопоставимой с ее значением для другой стороны. В этих обстоятельствах, идя на некоторые небольшие уступки, одна сторона предотвращает возможность значительного выброса конфликтной энергии другой стороной и тем самым опять-таки добивается восстановления согласия;

3) в преддверии возможных в  ближайшем будущем кризисных  событий для группы, когда необходимо  беречь силы, энергию, ресурсы для  этого будущего и ценой уступок  сохранить в данный период  мир и спокойствие;

4) к тактике уступок поневоле  приходится прибегать тогда, когда отказ от них грозит одной из сторон значительно более серьезным непосредственным уроном, когда складывается ситуация выбора, как говорят, «между жизнью и кошельком».

При его применении выгоду получает лишь одна сторона, а вторая так или иначе оказывается в убытке, что рано или поздно может оказаться источником новой напряженности.

Тактика сотрудничества

Для реализации этого метода необходим комплекс условий:

1) готовность обеих сторон к  реализации своих целей путем  взаимных уступок по принципу «выигрыш — выигрыш» или «отдай — получи»;

2) полную невозможность разрешения  конфликта силовым методом или  способом ухода, т.е. по принципу  «выигрыш — проигрыш».

В реализации этого метода большую роль играет такой универсальный механизм регулирования конфликта, как переговоры. Наиболее часто возникают такие трудности:

1) отказ одной из сторон от  первоначально занятой позиции  из-за обнаружения в ходе переговоров  ее нереалистичности;

2) выработанное решение из-за  содержащихся в нем взаимных уступок может оказаться противоречивым, нечетким и потому трудно осуществимым;

3) содержащийся в любом компромиссном  соглашении в той или иной  степени элемент отказа от  первоначально занятой позиции, ее некоторая корректировка могут  впоследствии повлечь за собой оспаривание принятого решения.

Такие решения являются оптимальными для разрешения конфликтной ситуации, поскольку они имеют много явных достоинств, важнейшие из которых состоят в том, что они:

• способствуют выявлению и учету взаимных интересов, будучи нацелены на взаимовыгодный результат по принципу «выигрыш – выигрыш»;

• демонстрируют уважение сторон к профессионализму и достоинству друг друга.

Таково основное содержание тактики сотрудничества, которая признается наукой в качестве наиболее эффективного способа регулирования конфликта.

 

Основные механизмы тактики взаимного выигрыша

Трансформация конфликтных взаимоотношений в отношения согласия

Трансформация конфликтных взаимоотношений в отношения согласия достигается, как показывает опыт, в результате осуществления следующих действий или шагов.

1 Необходимо выделить специальное время для общения, разговора, дискуссии.

2 Следует обеспечить благоприятную обстановку на весь период проведения встречи.

3 Соблюдение основных правил обсуждения проблемы:

• с самого начала диалога следует выразить оптимистическую надежду на достижение в результате взаимовыгодного решения.

• после этих вступительных замечаний целесообразно перейти к следующему моменту беседы: сформулировать суть возникшей проблемы и пригласить собеседника изложить свое видение возникшей ситуации, что и будет означать начало основного процесса переговоров.

• при налаживании такого процесса обмена жестами примирения и наступает в конце концов решающий момент диалога, в итоге которого ослабевает напряженность, усиливается доверие и достигается желанный прорыв во взаимоотношениях, позволяющий заключить договор о разрешении конфликта на взаимовыгодных условиях.

4 Заключение договора и является завершающей частью процесса урегулирования конфликта на основе тактики компромисса. Но для того чтобы договор стал прочным, выполнимым, он должен быть взаимовыгодный, сбалансированным, компромиссным.

Рассмотренный процесс проведения диалога с целью урегулирования конфликта на основе тактики компромисса получил наименование четырехшагового метода. Он рекомендуется конфликтологами как наиболее эффективный способ преобразования конфликтного поведения в отношения сотрудничества.

 

Универсальные средства разрешения конфликтов и его результаты

Универсальные приемы регулирования конфликта рассматривают методом контраста, подразделяя их на негативные и позитивные.

Негативные методы

Под негативными методами понимаются такие, которые не следует использовать в конфликтной ситуации, если участники хотят ее конструктивного разрешения, особенно в рамках рассмотренных выше тактик, основанных на принципе «выигрыш — выигрыш». К их числу относятся следующие методы:

• постоянное перебивание партнера в ходе беседы, создание препятствий к свободному выражению им своей позиции;

• проявление к другому своей личной неприязни, антипатии;

• мелочные придирки, не связанные с существом дела;

• принижение партнера, негативная оценка его личности;

• попытки запугать собеседника, угрозы;

• подчеркивание разницы между собой и партнером;

• преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своих заслуг;

• систематические отказы в ответ на конструктивные предложения партнера, постоянное отрицание справедливости его слов;

• проявления неискренности, лицемерия.

К числу негативных приемов невербального уровня относятся: нарушение персонального пространства партнера, пренебрежительные жесты в его адрес и др.

Всего этого надо избегать в условиях конфликта. Использование подобных приемов может повести к росту эмоциональной напряженности, к усилению конфликта, даже в условиях, когда его конструктивное разрешение кажется совсем близким.

Позитивные методы

Совсем иной характер носят позитивные методы регулирования конфликта. Они служат не только целям разрешения конфликтных ситуаций, но могут играть и профилактическую роль, предупреждать конфликты, особенно деструктивные. Их можно условно разделить на четыре группы:

1 Рекомендации самого общего характера, относящиеся не только к конфликтному взаимодействию, но и к любому виду общения людей. К их числу относятся такие правила, как постоянное внимание к собеседнику, способность терпеливо выслушивать его; доброжелательное, дружелюбное, уважительное отношение к нему; постоянное поддержание обратной связи с собеседником, соответствующее реагирование на его поведение; некоторое замедление темпа, ритма беседы в том случае, если обнаруживается, что собеседник излишне взволнован; стремление сопереживать партнеру, испытывать те же самые чувства, которые характерны для человека, находящегося рядом с вами, т.е. проявлять способность к сочувствию, эмпатию.

2 Блок методов, которые используются в начальной, преимущественно еще дословесной фазе бесед, переговоров, проводимых в целях разрешения конфликтной ситуации. На этой фазе важно дать возможность более полно выговориться собеседнику, не пытаясь его перебивать, дать ему возможность, как говорят, «выпустить пар»; показать мимикой, жестами, что вы понимаете состояние партнера; уменьшить обычно разделяющую вас социальную дистанцию, даже коснуться его плеча, улыбнуться.

3 Основные рекомендации на второй, основной фазе беседы или переговоров можно свести к следующему: нужно хотя бы на короткое время отвлечь или переключить внимание собеседника с предмета конфликта, дать ему небольшую передышку от эмоционального напряжения, предложив хотя бы выпить чашку кофе, закурить, или просто сказать ему что-либо приятное: предложить присесть, но желательно не напротив друг друга, поскольку такая позиция, как считают психологи, не уменьшает, а усиливает конфронтацию, а рядом, на расстоянии до полуметра, под утлом друг к другу; только после этих предварительных поведенческих акций следует приступить к обсуждению проблемы, вызвавшей конфликт; при этом полезно в случае необходимости признать и свою вину за возникновение противоборства; нужно признать и правоту собеседника в тех пунктах, где он оказался прав; важно в процессе обсуждения подчеркивать общность, а не только различия в интересах сторон; не менее важно обратить внимание на лучшие качества собеседника, которые есть в партнере и которые помогут ему справиться со своим волнением и найти оптимальный выход из сложившейся ситуации; конечно, лучше всего решить приведший к разногласиям вопрос сразу же или попытаться решить его в кратчайшие сроки, ибо промедление, как правило, только усугубляет ситуацию.

4 Рекомендации универсального характера, образующие блок специальных, оперативных приемов, могут быть использованы в сложных конфликтных ситуациях. Они предполагают учет слабых, уязвимых мест в позиции собеседника, а также некоторых болевых точек его как личности. Так, в некоторых случаях следует показать собеседнику, что он излишне резок, приняв с этой целью подчеркнуто вежливый тон; иногда бывает необходимо проявить к партнеру более сильную агрессию, чем та, которую продемонстрировал он; можно сказать собеседнику о тех негативных последствиях конфликтной ситуации, которые могут последовать для него лично; и наконец, иногда следует показать, что удовлетворение его требований может привести к негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит.

Свод правил поведения в конфликтной ситуации предлагает отечественный конфликтолог В. И. Андреев:

1. Не стремитесь доминировать  во что бы то ни стало.

2. Будьте принципиальны, но не  боритесь ради принципов.

3. Помните, что прямолинейность  хороша, но не всегда.

4. Критикуйте, но не критиканствуйте!

5. Чаще улыбайтесь! Улыбка мало  стоит, но дорого ценится.

6. Традиции хороши, но до определенного  предела.

7. Сказать правду тоже надо  уметь.

Информация о работе Курс лекций по предмету "Конфликтология"