Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 16:19, курс лекций
Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических исследований. Сегодня как западная, так и отечественная конфликтология все более тяготеют к психологии, к социально-психологическому пониманию конфликта. Следует отметить, что в отечественной науке, в отличие от западной, лидирующую роль в развитии конфликтологии как науки с самого начала играла психология. Для того чтобы проследить динамику развития конфликтологии, следует обратиться к истории.
Тема 1. История становления конфликтологии как науки.
Тема 2. Методы исследования конфликтов.
Тема 3. Структура, функции и типология конфликтов
Тема 4. Детерминация и динамика конфликтов и их особенность в управлении персоналом организации.
Тема 5. Модели конфликтного взаимодействия
Тема 6. Отдельные виды конфликтов (внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты)
Тема 7. Производственно-трудовые конфликты
Тема 8. Семейные конфликты
Тема 9. Практика разрешения конфликтов в области управления персоналом организации.
Тема 10. Моделирование конфликтов: конструктивные стратегии и тактики разрешения конфликтных ситуаций
Тема 11. Посредничество специалиста по управлению персоналом в разрешении конфликта.
Тема 12. Переговоры как способ разрешения конфликтов в производственной сфере.
Социально-групповые интересы сталкиваются на трех проблемных «полях», представляющих собой:
• социальные ресурсы (экономические — финансы, техника, технологии, продовольствие; силовые, информационные и пр.);
• социальный статус (равноправный — неравноправный, высший — низший, центральный — периферийный, основной — маргинальный);
• социокультурные ценности (религиозные, нравственные, консервативные, либеральные, этнические и т.д.).
Эти три «яблока раздора» и составляют объект межгрупповых конфликтов.
В динамике развертывания межгруппового конфликта может быть выделено несколько стадий, например, такие (по Л. Крисбергу):
1) объективные отношения, составляющие основу конфликта (конфликтная ситуация);
2) осознание целей как несовместимых (возникновение конфликта);
3) выбор путей достижения целей каждой из сторон;
4) прямое конфликтное взаимодействие (эскалация и де эскалация конфликта);
5) завершение конфликта.
Типология межгрупповых конфликтов
• классовые,
• сословные,
• национальные,
• территориальные,
• социопрофессиональные,
• элитистские,
• поколенческие (отцы и дети),
• родовые или клановые и т.д.
Но содержание этих конфликтов задают не группы как таковые, а то, что их разделяет, то есть объект конфликта. А в качестве его, как мы помним, выступают в основном 1) ресурсы, 2) статус и 3) ценности. Соответственно, получаем три главных типа конфликтов между любыми группами в трех основных сферах человеческой деятельности:
1) социально-экономические (делятся ресурсы);
2) политико-правовые (делятся власть и влияние);
3) духовно-идеологические (навязываются свои ценности). Внутри каждого из этих видов конфликтов далее можно выделять внутренние градации по самым различным основаниям:
• по степени проявленности (явные и скрытые);
• по степени осознанности (осознанные адекватно или неадекватно);
• по характеру целей (конструктивные и деструктивные);
• по итогам для каждой из сторон (конфликты с «нулевой суммой» — выигрыш — проигрыш, или с «ненулевой суммой» — выигрыш — выигрыш);
• по степени однородности участников (гомогенные и гетерогенные);
• по степени структурированности и институциализации (полностью или частично);
• по способам регулирования (управление, согласование, разрешение) и пр.
Л. Берковиц. Концепция фрустрационной детерминации агрессии. Основное понятие – относительная депривация. Это оценка положения своей группы как более плохого по сравнению с другими группами. Неудовлетворенность вызывается, прежде всего, относительной, а не абсолютной депривацией: объективно благополучные группы ощущают большую неудовлетворенность, если их ожидания были более высокими или они окружены людьми, которые находятся в лучшем положении, чем они.
Относительная депривация становится для группы источником фрустрации и последующей возможной агрессии. Объектом агрессии может стать не только тот, кто непосредственно вызвал фрустрацию, но люди, ассоциирующиеся с ним по признаку групповой принадлежности или по иным причинам оказавшиеся в положении козла отпущения.
Д. Кэмпбелл. Межгрупповой конфликт связан с конкуренцией в овладении ограниченными ресурсами (реальный конфликт интересов). Межгрупповой конфликт будет особенно интенсивным, если реальный конфликт интересов значителен, а предполагаемый выигрыш сторон велик. Реальная угроза обусловливает внутригрупповую солидарность и более полное осознание индивидом собственной групповой принадлежности (идентичности), приводит членов группы к преувеличению собственных достоинств и чужих недостатков. Реальная угроза уменьшает отклонения индивидов от групповых норм. Реальная угроза увеличивает меру наказания и степень отверженности нарушивших верность своей группе и отклоняющихся от групповых норм.
Г. Тэджфел. Детерминанты межгрупповых конфликтов – не кооперативное или конкурентное взаимодействие, а возникающие при этом социальные установки. Межгрупповые конфликты – не неизбежное следствие относительной депривации. Межгрупповые конфликты возникают, если не реализуются следующие стратегии. Группы могут выбрать и другие стратегии реагирования. Во-первых, человек может перейти из низкостатусной группы в высокостатусную, более привлекательную для него группу. Другая стратегия – «социальное творчество»: изменение критериев сравнения и пересмотр неудовлетворяющих результатов этого сравнения. Например, рабочая группа, «проигрывающая» другой группе в признании со стороны начальства, утешает себя тем, что «зато мы самые дружные и у нас самые хорошие отношения». В-третьих, можно сменить объект сравнения: низкостатусные слои населения находят такую низкостатусную группу, по сравнению с которой собственная группа оказывается наделенной более высоким в каком-то отношении статусом.
Тема 7. Производственно-трудовые конфликты
Межличностные конфликты в организации
Организация — это такая совокупность людей, в которой индивиды объединены определенными связями и отношениями.
Конфликт в организации — это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.
Предтечей конфликта в организации является социальная напряженность в коллективе. Можно назвать несколько точек зрения на сущность социальной напряженности.
1) Социальная напряженность в реальной жизни выступает как осознание большинством членов трудового коллектива очевидных нарушений принципа социальной справедливости и готовность найти выход из ситуации через ту или иную форму конфликта.
2) Социальная напряженность представляет собой противоречие между объективным характером социальных отношений и субъективным характером поведения субъектов этих отношений. На уровне организации проявление напряженности будет сопровождаться отклонением от нормального сотрудничества, которое является специфической качественной характеристикой социальных отношений в процессе трудовой деятельности.
3) Социальная напряженность — это нарушение нормальных отношений и неадекватное функционирование участников взаимодействия.
Выделяют две группы факторов, способствующих возникновению социальной напряженности в трудовом коллективе: внутренние и внешние.
1 К внутренним факторам относятся:
• невыполнение руководством организации своих обещаний и нежелание объяснить людям действительное состояние дел;
нарушение режима производства из-за постоянного срыва поставок сырья и материалов; невозможность для членов трудового коллектива хорошо заработать;
• отсутствие видимых результатов предметной заботы об улучшении условий труда, быта и отдыха работников;
• конфронтация персонала управления и работников из-за несправедливого распределения материальных благ и фонда оплаты труда;
• внедрение инноваций и радикальных преобразований без учета интересов работников;
• подстрекательская деятельность неформальных лидеров.
2 Внешние факторы:
• дестабилизация обстановки в стране, столкновение интересов различных политических групп;
• возникновение острого дефицита на продукты и товары первой необходимости;
• ущемление социальных льгот в новых законодательных актах;
• резкое ослабление правовой социальной защиты интересов членов трудового коллектива;
• обеспечение честного и добросовестного труда, незаконное обогащение отдельных граждан.
Нарастание социальной напряженности в организации, перерастающее в конфликт, может быть преодолено при адекватном разрешении конфликтной ситуации,
Конфликты в организации развиваются, как правило, через конфронтацию частных и общих интересов. Соотношение интересов может быть выражено как:
1) полное тождество, т.е. однонаправленность интересов;
2) различие в направленности интересов, т.е. то, что выгодно одним, другим выгодно не в той же мере;
3) противоположная направленность интересов — когда субъекты для удовлетворения своих потребностей должны двигаться в противоположных направлениях.
Но только осознанные интересы превращаются в источник активных социальных действий работника. Конфликт — это открытая форма существования противоречивых интересов.
Тип конфликта и его участники
При анализе конфликта важно понять, какой тип действия лежит в его основе. Участники конфликта иррационального типа (вытекающего из состояния аффекта, гнева, паники и т.д.) действуют, игнорируя расчет, соотношение возможного выигрыша и потерь. Пример такого типа — стихийные забастовки. Их последствия обычно не совпадают с осознанными интересами и даже могут быть совершенно им противоположны.
Участники конфликта рационального типа учитывают соотношение возможного выигрыша и издержек, шансов на победу и поражение. Такой конфликт начинается только при убеждении одной из сторон в высокой вероятности успеха.
Субъектами, или сторонами, конфликта в организации могут выступать как частные, так и официальные лица (представители учреждений и организаций), как отдельные сотрудники, так и целые группы.
Степень участия сторон в конфликте может быть различна: от непосредственного противодействия до опосредованного воздействия на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: 1) основных участников, 2) группы поддержки, 3) других участников.
Основные участники — это противодействующие стороны. Их интересы несовместимы и действия направлены друг против друга.
Группы поддержки — участники конфликта, но играющие, скажем, второстепенную роль. Они могут:
• влиять на ход конфликта и иметь свои интересы;
• не преследовать корыстных интересов и не влиять на ход борьбы. Но они могут быть случайно втянуты в конфликт или могут манипулировать другими для достижения своих целей;
• содействовать развитию конфликта советами, помощью или другими средствами;
• являться организаторами конфликта, планировать конфликт и его развитие. Они могут выступать как самостоятельные участники конфликтов (например, стачкомы).
К другим участникам относятся посредники и судьи. Это строго нейтральные лица. Они стремятся предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Внутренние конфликты.
Конфликты с внешней средой
В организациях различают: 1) внутренние конфликты и 2) конфликты с внешней средой.
1 Внутренние конфликты возникают в рамках организации (предприятия) и разрешаются, как правило, через существующие нормативы и соглашения, т.е. так называемые правила игры, принятые на определенном уровне и между заинтересованными сторонами. К этим конфликтам относятся:
1) межиндивидуальный конфликт — расхождение личных целей сотрудников. Примером такого конфликта может служить конфликт между авторитарным стилем управления руководителя и стремлением некоторых подчиненных к инициативе и творчеству;
2) внутригрупповой конфликт — между соперничающими сотрудниками внутри подразделения или между руководителями подразделений по вопросу «Кто важнее в иерархии отдела или предприятия?». Здесь часто возникают смешанные мотивации, связанные с амбициями, карьерными целями;
3) межгрупповой конфликт — например, конфликт между совладельцами предприятий. Эта ситуация особенно сложна, если собственность поделена между органами власти (федеральная, муниципальная собственность) и частными лицами.
2 Конфликты с внешней средой — это конфликты в большинстве своем руководителей и владельцев предприятий с конкурентами, клиентами, поставщиками, с собственным профсоюзом.
Наиболее характерными признаками конфликтных ситуаций в организациях могут быть:
• унижение достоинства личности в официальной и неофициальной обстановке;
• уклонение от выполнения указаний, распоряжений непосредственных руководителей;
• негативные высказывания в адрес члена коллектива, словесные или физические оскорбления;
• замкнутость, равнодушие, уединение, подавленность отдельных работников.
Условиями, влияющими на возникновение конфликтов в организациях, могут быть:
• сохраняющиеся в трудовых коллективах отрицательные обычаи и традиции;
• недоверие начальника к подчиненному (которое может проявляться в излишней опеке подчиненных при выполнении ими своих обязанностей);
• предвзятое отрицательное отношение одного члена коллектива к другому;
Информация о работе Курс лекций по предмету "Конфликтология"