Модель антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 10:02, реферат

Краткое описание

Цель работы – характеристика моделей антикризисного управления на примере предприятий пищевой промышленности.
Задачи работы:
1) раскрыть основы антикризисного управления,
2) изучить основные инструменты, применимые в целях вывода из кризиса предприятия;

Содержание

1. Введение
2. Глава 1. Антикризисное управление: сущность, основные инструменты
2.1 Сущность антикризисного управления
2.2 Финансовый анализ в антикризисном управлении организацией

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

Кафедра менеджмента

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Антикризисное управление»

на тему: «Модель антикризисного управления»

 

 

 

 

Выполнила:                                                               студентка гр. 6-ВЗ-1              

                                                                                     Новиченкова Ю. В.

                                                                                     Зач.кн № 0731168

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

1.  
Введение

Антикризисное управление является особым типом управления, обладающим общими чертами для управления и собственными специфическими характеристиками, основанными на проблемах, решаемых именно этим видом управления.

Антикризисное управление представляется как комплекс мер, которые охватывают все сферы менеджмента предприятия.

Финансовый менеджмент и  использование различных инструментов является необходимой часть антикризисного управления. Данное исследование актуально  потому, что позволяет решить ряд  практических задач на основе полученных в исследовании данных.

В процессе исследования нами были изучены работы как отечественных, так и зарубежных авторов.

Цель работы – характеристика моделей антикризисного управления на примере предприятий пищевой промышленности.

Задачи работы:

1) раскрыть основы  антикризисного управления,

2) изучить основные  инструменты, применимые в целях  вывода из кризиса предприятия;

3) охарактеризовать  финансовый анализ как основной  инструмент антикризисного управления;

4) рассмотреть  маркетинговый аудит как инструмент антикризисного управления;

5) исследовать  антикризисное управление на  примере предприятий пищевой  промышленности.

Данная тема имеет практическую значимость.

Сегодня в условиях финансовго кризиса, руководители хозяйствующих  субъектов сталкиваются с необходимостью разработки и реализации антикризисных программ управления бизнесом. Понимание необходимости антикризисных мер в одних случаях самостоятельно формируется – у собственников субъектов хозяйствования или его управленцев; в других – вынужденно такие программы появляются – по решению арбитражного суда.

 

 

2. Глава 1. Антикризисное  управление: сущность, основные инструменты

2.1 Сущность антикризисного управления

 

Антикризисное управление в деловой жизни России стало одним из самых «популярных» терминов. Под ним понимают в одних случаях управление организацией в условиях общего кризиса экономики, в других - управление организацией в преддверии банкротства, третьи же понятие антикризисного управления связывают с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства1.

По мнению ряда ученых, следует принимать антикризисные  меры в случае, когда финансовое положение функционирующего на рынке  предприятия уже становится негативным и достаточно реальной перспектива банкротства. Исходя из этого они полностью игнорируют на ранних стадиях возникновения диагностику угрозы банкротства и акцентируют внимание только на «лечении» кризиса. Другие же, считают подобный подход неприемлемым.

Приведем пример. В книге «Справочник кризисного управляющего» профессор Уткин Э.А. писал: «Подобный подход - это все равно что «ставить телегу впереди лошади». Главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь стабильный характер. При этом подходе речи о банкротстве быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер»2.

Для исключения банкротства, организация должна мобилизировать собственные ресурсы на решении задач выхода из кризиса, а это уже не просто управления является целью, а способов управления, которые адаптируются к стратегическим неожиданностям антикризисного менеджмента. Диагностика кризисного состояния предприятия является методом в системе антикризисного управления. Помимо контрольной функции в кризисной ситуации диагностика состояния организации является своеобразной системой, которая предупреждает руководство об опасных ситуациях для бизнеса.

Актуальной  для собственников организации и внешних инвесторов является задача определения степени риска банкротства. Поэтому интерес вызывают любые научно обоснованные методики диагностики риска банкротства, которые являются эффективными финансовыми инструментами в управлении организацией.

Для разработки решения по выходу организации из кризисного состояния, нужно проведение углубленной финансовой диагностики. При этом должны учитываться особенности отраслевые и региональные.

Первым делом  следует осуществить предварительный  экспресс-анализ. Он позволит обнаружить в деятельности организации пробелы и наметить направления для углубленного анализа.

Для оценки риска  банкротства в практике финансово-хозяйственной  деятельности западных фирм широко используется метод Альтманав 1968 г. В данном методе индекс кредитоспособности представляет собой модель, построенную с помощью изучения данных в США по обанкротившимся предприятиям.

На сегодняшний  день в России система показателей  У. Бивера часто применяется для  целей прогнозирования состояния  банкротства в управлении организацией. Но в связи с внешними факторами в последнее время (ухудшение криминогенной ситуации, политическая нестабильность, рост инфляции, снижение объема национального дохода, замедление оборота платежного, нестабильность регулирующего законодательства и налоговой системы, снижение уровня реальных доходов населения в стране) в будущем очень затруднено прогнозирование финансового состояния организации, и, следовательно, нецелесообразно применение системы показателей У. Бивера.

Методы диагностики, благодаря своему разнообразию, позволяют сделать соответствующие выводы относительно экономического и социального развития организации на основе полученного комплекса принципиально новых данных относительно управления диагностируемым объектом.

Сегодня необходимо обеспечивать принятие управленческих решений, благодаря которым будет происходить уменьшение влияния негативных процессов на состояние организации: может быть, не для полного предотвращения кризиса организации, а хотя бы частичной локализации наиболее существенных проявлений его. Результаты и содержание диагностических исследований позволяют вывод сделать о том, что они являются одним из наиболее универсальных средств получения о состоянии и отклонениях в развитии исследуемой организации достоверной информации. Они важны особенно в связи с тем, что могут заранее, т.е. до момента проявления отрицательных тенденций в каких-либо внешних или внутренних процессах, которые охватывают их деятельность, выявить те моменты, которые порождают такие тенденции и принять по их ликвидации соответствующие меры или по уменьшению степени негативных воздействий на него.

Таким образом, в системе антикризисного управления положительный эффект от проведения исследований с использованием достаточно эффективных финансовых инструментов достигается, если носят они характер комплексного исследования3.

Глава 2. Финансовое оздоровление предприятий.

 

 

2.1. Модели восстановления  платежеспособности.

 

В настоящее  время многие российские промышленные предприятия находятся в кризисном положении, так как усилия органов государственной власти в ходе экономических реформ были направлены в основном на проведение рыночной макроэкономической политики.

 

В этой области  достигнуты определенные успехи: проведена  либерализация экономики, осуществлена приватизация объектов государственной собственности, подавлена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование привлеченными средствами.

 

Однако создание макроэкономических условий для  экономического роста не переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. Недостаточное внимание органов государственной власти к проведению активной макроэкономической политики, в частности отсутствие единой промышленной политики, не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма.

 

Реформирование  экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность производства, неконкурентоспособная продукция, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, неразвитая инфраструктура, негативные последствия либерализации цен, кризис сбыта и потеря управляемости экономики — это только некоторые из причин, обостривших проблему платежеспособности предприятий и поставивших на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

 

Банкротства производств, выпускающих продукцию с высокими издержками или товары, не пользующиеся спросом, в большинстве случаев могут привести к оздоровлению производства, прогрессивному изменению его структуры, подъему экономики в целом.

 

Причины неплатежеспособности предприятий. Эффективное преодоление  кризиса предприятий необходимо начинать с анализа причин его возникновения. Среди причин неплатежеспособности предприятий выделяют внутренние и внешние.

 

В Российской Федерации  к внутренним причинам можно отнести:

 

 неэффективное  управление;

 

 неразвитость  маркетинговых, финансовых служб;

 

 недостаточное  планирование;

 

 неудачу  проникновения на ключевые рынки;

 

 недостаточное  обновление продукции;

 

 ограниченные  источники стратегических или  дефицитных материалов;

 

 низкие стимулы  для сохранения ценных кадров;

 

 нехватку управленческих информационных систем;

 

 отсутствие  своевременной внутренней отчетности;

 

 недостаточную  капитализацию доходов;

 

 избыточный  долг.

 

Среди внешних  можно выделить следующие причины:

 

 неразвитое  законодательство;

 

 нестабильная  политическая ситуация;

 

 отраслевые  условия;

 

 общие экономические  условия;

 

 проблемы  с трудовыми ресурсами;

 

 иностранная  конкуренция;

 

 изменение  вкусов потребителей;

 

 сокращающийся  рынок;

 

 разрыв экономических  связей после распада СССР.

 

Вывод предприятия  из кризиса возможен только при полном искоренении причин неплатежеспособности, иначе через некоторое время предприятие снова станет неплатежеспособным.

 

Таким образом, арбитражный управляющий в своей  работе не должен ограничиваться только удовлетворением требований кредиторов. Его главной целью должно быть оздоровление бизнеса в целом.

 

Этапы проведения процедуры наблюдения. В настоящее  время процесс внешнего управления регулируется Федеральным законом  от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон «О несостоятельности

(банкротстве»)), в котором предусмотрены четыре  процедуры банкротства для юридического  лица: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое  соглашение.

 

С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и проведения финансового анализа вводится процедура наблюдения, в рамках которой необходимо осуществить последовательно следующие этапы.

 

Первый этап. Проведение инвентаризации всего имеющегося у предприятия имущества.

 

Директор предприятия  должен издать приказ о проведении инвентаризации, в которое указываются  состав комиссии и время проведения инвентаризации.

 

Особенностью  проведения инвентаризация при арбитражном  управлении является необходимость создания такого количества комиссий при котором становится возможным проведение всей инвентаризации в течение двух-трех дней. Такие короткие сроки обусловлены одно из целей наблюдения - обеспечить сохранность имущества должника.

Информация о работе Модель антикризисного управления