Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 17:48, реферат
В современных российских условиях еще не накоплен достаточный опыт антикризисного управления, поэтому необходимо обращаться к зарубежному опыту. Накопленный западными странами опыт антикризисного управления, несомненно, имеет большое значение для решения задач, стоящих перед Россией, но необходимо учитывать, что это опыт управления в принципиально иных условиях. Прежде всего, антикризисное управление на Западе - это управление в условиях вполне сложившейся рыночной экономики с действующими законами конкуренции и относительно стабильной социально-политической ситуацией, где банкротство принято рассматривать как положительное явление, способствующее очищению рынка от слабых конкурентов.
В современных российских условиях
еще не накоплен достаточный опыт антикризисного
управления, поэтому необходимо обращаться
к зарубежному опыту. Накопленный западными
странами опыт антикризисного управления,
несомненно, имеет большое значение для
решения задач, стоящих перед Россией,
но необходимо учитывать, что это опыт
управления в принципиально иных условиях.
Прежде всего, антикризисное управление
на Западе - это управление в условиях
вполне сложившейся рыночной экономики
с действующими законами конкуренции
и относительно стабильной социально-политической
ситуацией, где банкротство принято рассматривать
как положительное явление, способствующее
очищению рынка от слабых конкурентов.
Вместе с тем, несмотря на эти
особенности рыночной экономики, характерные
для западных стран, имеются все же некоторые
черты сходства их с нами, которые делают
западный опыт антикризисного управления
полезным для России. Это развитие государственного
сектора на Западе, наличие там государственных
предприятий в ключевых отраслях экономики,
структурные сдвиги, низкая инвестиционная
активность и норма прибыли и т.д. Опыт антикризисного управления
рассматривается в контрольной работе
на примере трех стран: Германии, Чехии
и Италии. Выбор их неслучаен. Так, Германия
– наиболее характерный пример антикризисного
управления, ведь именно Германия после
своего объединения столкнулась с острыми
проблемами санации и банкротства предприятий,
находящихся в ее восточной части (на территории
бывшей ГДР). И надо отметить, что эти проблемы
сегодня уже во многом решены. Для Германии
– и это следует особо подчеркнуть – характерны
оборонительные санационные стратегии.
Иными словами, немецкое предприятие,
испытывающее в течение определенного
времени трудности с реализацией своей
продукции, стремится сократить объемы
производства, отказаться от убыточной
продукции, соответственно сократив численность
работников предприятия, распродать излишние
производственные мощности, чтобы выправить
свое финансовое положение. Особенностью
финансового оздоровления предприятий
в Германии является также то, что изучение
рынка не требует значительных затрат,
поскольку существуют детальные разработки
на эту тему. Хороший менеджер в Германии
знает своих конкурентов на память. Также
для немцев характерно особое внимание
к планированию: в Германии составляются
самые подробные планы санации, анализируются
внутренние причины финансового неблагополучия
предприятия и т.д. Чехия – еще один яркий пример
антикризисного управления. Чехия, как
и Россия, столкнулась с огромным количеством
проблем в процессе приватизации в 1989-1993
гг. Однако в отличие от нас в Чехии сразу
же сложилось понимание того, что банкротство
– элемент конкуренции, процесс, создающий
условия для дальнейшего эффективного
развития экономики. Для нас опыт антикризисного
управления в Чехии особенно интересен,
так как: 1) у нас те же проблемы, что и у
Чехии; 2) экономические и социальные условия
также очень близки. Поэтому чешский опыт
может оказаться весьма полезным и применимым
в российских условиях. Опыт антикризисного
управления в Италии представляет собой
весьма колоритный и специфический предмет
для исследования. Итальянское законодательство
подходит к банкротству дифференцировано,
выделяет целых четыре правовых нормы:
действительное банкротство, соглашение
с кредиторами (ввиду угрозы банкротства),
контролируемое управление (в случае угрозы
банкротства) и принудительная ликвидация
органов управления. Эти нормы во многом
близки с теми, которые имеются и в российском
законодательстве, однако их понимание
и практическое содержание несколько
различны. Надо отметить, что опыт антикризисного
управления в Италии в основном связан
с двумя событиями: 1) американским кризисом
на Уолл-Стрите в 1929 г. и последовавшей
за тем Великой депрессией 30-х годов (этот
кризис очень больно ударил по итальянской
банковской системе), 2) а также последствиями
Второй мировой войны, когда практически
вся Италия оказалась в руинах. Позже антикризисное
управление в Италии носило уже более
локальный характер и было связано с «Альфа
Ромео», «Группо Ланеросси» и т.п.
Государственное регулирование и структурные сдвиги в экономике стран Запада.
Важный аспект
структурных изменений в
Основные направления совершенствования государственного управления.
В целях совершенствования
государственного регулирования в
странах Запада и США значительное
внимание уделяется следующим
• процессу совершенствования управления, который рассматривается как организационная и процедурная основа для реформ;
• базе управленческого
законодательства, являющейся юридической
базой для осуществления
• задачам ведомственного уровня, обеспечивающим перевод общеправительственных курсов и целей в конкретные задания для каждого федерального министерства.
Для руководства всей работой в США созданы специальные органы. Президентский совет по честности и эффективности (создан в марте 1981 г.) должен координировать усилия различных ведомств по сокращению числа должностных преступлений, злоупотреблений и потерь при осуществлении федеральных программ. В его задачи входят координация деятельности генеральных инспекторов, разработка межведомственных подходов к проблеме, создание условий для ранней диагностики случаев злоупотреблений, потерь, некомпетентности управления и борьбы с ними (посредством использования бухгалтерского учета, компьютеризованных систем проверки и контроля). Кроме того, в 1984 г. создан Президентский совет по совершенствованию управления, цель которого - служить форумом для выработки решений проблем, встающих перед госаппаратом, и для обмена идеями. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:
• совершенствование управления финансовыми ресурсами. Например, для совершения эффективности предоставления государственных кредитов ряд функций по управлению кредитами передан частному бизнесу, что позволило сократить масштабы «невостребованных долгов», а также злоупотреблений, получивших широкое распространение в американской кредитной политике в последние годы;
• повышение отдачи от правительственных ведомств;
• рационализация управленческих инструментов и процедур;
• усиление управленческого контроля для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов.
Следует отметить,
что государственное
кр капиталовложение корпорация банкротство
Опыт антикризисного управления в Германии.
Особенности антикризисного управления в ФРГ обусловлены спецификой ее развития в предшествующие годы и в период создания единого государства. Общая экономическая и финансовая ситуация в стране определяется следующими моментами.
1. Высокая степень
концентрации капитала и
Наблюдается усиление воздействия крупного капитала на государственную политику по двум направлениям: масштабы концернов и их народнохозяйственное значение вынуждают государство действовать в интересах этих гигантов; концерны осуществляют определенную целенаправленную стратегию воздействия на государство путем использования лоббистов, союза предпринимателей, прессы и других рычагов.
2. Волна слияний и поглощений в промышленности отразилась на банковской сфере и способствовала дальнейшей монополизации в банковском деле. Число отделений «гроссбанков», например «Дойче банка», стремительно увеличивается. Среди банковских гигантов непрерывно меняется соотношение сил. Создаются банковские консорциумы по предоставлению особо крупных кредитов. Альтернативным методом предоставления особо крупных кредитов является так называемый параллельный кредит, при котором несколько банков, предварительно согласовав между собой условия и общие размеры предстоящей сделки, по отдельности заключают соглашение с заемщиком и предоставляют ему кредиты. Значительное развитие получили операции по лизингу.
3. Резко возрастает
роль государственно-
Высокие темпы развития подотраслей - носителей новых технологий определяют повышение общих темпов экономического развития в стране, рост занятости, рост доходов способствуют укреплению и сохранению позиций на мировых рынках.
За счет государственных средств (до 40% в микроэлектронике) финансируется значительная часть новых технологий. Кроме того, используются различные государственные фонды для кредитования и гарантирования кредитов в целях развития новых технологий. Правительственные органы принимают активное участие в финансировании рисковых исследований и создании технологических (индустриальных) парков или центров. В последнее десятилетие в ФРГ возрастает активность государства в области поощрения новых технологий. Правительство и монополии ФРГ стремятся к активному сотрудничеству в области новых технологий с партнерами по Европейскому Союзу, принимают активное участие в американских проектах и привлекают партнеров из США к научным разработкам в ФРГ и странах EC. Свыше четверти германских зарубежных инвестиций приходится на США. Один из побудительных мотивов этого - получение доступа к новейшей американской технологии.
4. В деловом
мире существует четкое
Однако содержание банка данных требует специальных знаний, поэтому часто отсутствуют именно те виды банков данных, которые особенно нужны предпринимателям. Подавляющее число управляющих предпочитает самый прямой метод доступа к получению информации: на основе личных контактов. Общеэкономическая ситуация в стране и состояние финансового рынка во многом определяют особенности механизма проведения банкротства и санации предприятий. Так, банкротами становятся в основном относительно мелкие и средние предприятия. Причем около 70% немецких предприятий ликвидируется без открытия конкурсного производства. Обычно это располагающие минимально допустимым капиталом небольшие предприятия, которые берут в банках кредиты, значительно превышающие их собственный капитал. Поскольку на начальной стадии вхождения в бизнес расходы значительны, а доходы весьма скромные, малые предприятия не в состоянии выплачивать проценты и погашать кредиты. Кредиты банка выдаются под залог товаров, и потому для других кредиторов не остается свободного имущества и, следовательно, средств для оплаты конкурсного управляющего. Другая особенность проведения санации в ФРГ заключается в том, что финансово-экономические мероприятия государства по санации предприятия не предусмотрены. Исключением может быть только очень крупный завод, имеющий важное значение для всего региона, руководство которого будет изыскивать средства для того, чтобы сохранить предприятие и рабочие места. Как правило, в качестве инструмента своей экономической политики государство использует предоставление коммерческим банкам гарантий по кредитам, без которых банки не предоставляли бы дальнейшие кредиты предприятиям. Только в редких случаях государство на короткий период может взять на себя участие в делах предприятия, перепродав его затем частным лицам.