Опыт антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 17:48, реферат

Краткое описание

В современных российских условиях еще не накоплен достаточный опыт антикризисного управления, поэтому необходимо обращаться к зарубежному опыту. Накопленный западными странами опыт антикризисного управления, несомненно, имеет большое значение для решения задач, стоящих перед Россией, но необходимо учитывать, что это опыт управления в принципиально иных условиях. Прежде всего, антикризисное управление на Западе - это управление в условиях вполне сложившейся рыночной экономики с действующими законами конкуренции и относительно стабильной социально-политической ситуацией, где банкротство принято рассматривать как положительное явление, способствующее очищению рынка от слабых конкурентов.

Вложенные файлы: 1 файл

антиреферата.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

В современных российских условиях еще не накоплен достаточный опыт антикризисного управления, поэтому необходимо обращаться к зарубежному опыту. Накопленный западными странами опыт антикризисного управления, несомненно, имеет большое значение для решения задач, стоящих перед Россией, но необходимо учитывать, что это опыт управления в принципиально иных условиях. Прежде всего, антикризисное управление на Западе - это управление в условиях вполне сложившейся рыночной экономики с действующими законами конкуренции и относительно стабильной социально-политической ситуацией, где банкротство принято рассматривать как положительное явление, способствующее очищению рынка от слабых конкурентов. 
Вместе с тем, несмотря на эти особенности рыночной экономики, характерные для западных стран, имеются все же некоторые черты сходства их с нами, которые делают западный опыт антикризисного управления полезным для России. Это развитие государственного сектора на Западе, наличие там государственных предприятий в ключевых отраслях экономики, структурные сдвиги, низкая инвестиционная активность и норма прибыли и т.д. Опыт антикризисного управления рассматривается в контрольной работе на примере трех стран: Германии, Чехии и Италии. Выбор их неслучаен. Так, Германия – наиболее характерный пример антикризисного управления, ведь именно Германия после своего объединения столкнулась с острыми проблемами санации и банкротства предприятий, находящихся в ее восточной части (на территории бывшей ГДР). И надо отметить, что эти проблемы сегодня уже во многом решены. Для Германии – и это следует особо подчеркнуть – характерны оборонительные санационные стратегии. Иными словами, немецкое предприятие, испытывающее в течение определенного времени трудности с реализацией своей продукции, стремится сократить объемы производства, отказаться от убыточной продукции, соответственно сократив численность работников предприятия, распродать излишние производственные мощности, чтобы выправить свое финансовое положение. Особенностью финансового оздоровления предприятий в Германии является также то, что изучение рынка не требует значительных затрат, поскольку существуют детальные разработки на эту тему. Хороший менеджер в Германии знает своих конкурентов на память. Также для немцев характерно особое внимание к планированию: в Германии составляются самые подробные планы санации, анализируются внутренние причины финансового неблагополучия предприятия и т.д. Чехия – еще один яркий пример антикризисного управления. Чехия, как и Россия, столкнулась с огромным количеством проблем в процессе приватизации в 1989-1993 гг. Однако в отличие от нас в Чехии сразу же сложилось понимание того, что банкротство – элемент конкуренции, процесс, создающий условия для дальнейшего эффективного развития экономики. Для нас опыт антикризисного управления в Чехии особенно интересен, так как: 1) у нас те же проблемы, что и у Чехии; 2) экономические и социальные условия также очень близки. Поэтому чешский опыт может оказаться весьма полезным и применимым в российских условиях. Опыт антикризисного управления в Италии представляет собой весьма колоритный и специфический предмет для исследования. Итальянское законодательство подходит к банкротству дифференцировано, выделяет целых четыре правовых нормы: действительное банкротство, соглашение с кредиторами (ввиду угрозы банкротства), контролируемое управление (в случае угрозы банкротства) и принудительная ликвидация органов управления. Эти нормы во многом близки с теми, которые имеются и в российском законодательстве, однако их понимание и практическое содержание несколько различны. Надо отметить, что опыт антикризисного управления в Италии в основном связан с двумя событиями: 1) американским кризисом на Уолл-Стрите в 1929 г. и последовавшей за тем Великой депрессией 30-х годов (этот кризис очень больно ударил по итальянской банковской системе), 2) а также последствиями Второй мировой войны, когда практически вся Италия оказалась в руинах. Позже антикризисное управление в Италии носило уже более локальный характер и было связано с «Альфа Ромео», «Группо Ланеросси» и т.п.

 

Государственное регулирование и структурные  сдвиги в экономике стран Запада.

 

Важный аспект структурных изменений в экономике  Запада - низкая инвестиционная активность и низкая норма прибыли, являющиеся симптомами снижения темпов экономического роста. Поэтому наибольшее внимание обращается на промышленность (ядро которой составляет обрабатывающая промышленность), которая способна обеспечить рост основных фондов и повышение технического уровня производства. В этих условиях усилия государственной политики направлены на образование финансовой системы из государственных и полугосударственных банков, страховых и холдинговых компаний (особенно во Франции, Англии, Японии) с тем, чтобы обеспечить капитальные вложения в промышленность. Частные страховые компании, пенсионные фонды вкладывают средства, как правило, в землю, недвижимость, предоставление займов под сравнительно высокие проценты на короткие сроки, производят заграничные инвестиции. Важным фактором структурных изменений в промышленном производстве стран Запада является интернационализация производства, основные признаки которой - рост доли международного обмена в валовом национальном продукте и расширение масштабов деятельности транснациональных компаний. Углубление разделения труда между развитыми и развивающимися странами все интенсивнее влияет на структурные изменения в промышленном производстве. Государственное регулирование в этих условиях направлено на защиту внутреннего рынка. Однако поскольку прямой тарифный протекционизм сейчас весьма не популярен, государственный аппарат разрабатывает в законодательном порядке требования к продукции, предназначенной для внутреннего рынка, учитывающие программы местных монополий и в то же время трудно выполнимые для иностранцев. По существу государственная политика направлена на создание новой формы протекционизма. В последние два десятилетия процесс интернационализации экономики подвергся серьезным изменениям, причины которых в том, что изменили свое направление потоки миграции капитала. В 50-60 гг. США выступали как экспортеры капитала, а с середины 70-х гг. - как импортеры капитала. Кроме того, в движении капитала появились новые черты. Например, отрасли с малой интенсивностью НИОКР обладают большой географической диверсификацией, и наоборот.

 

Основные направления совершенствования государственного управления.

 

В целях совершенствования  государственного регулирования в  странах Запада и США значительное внимание уделяется следующим направлениям:

• процессу совершенствования  управления, который рассматривается как организационная и процедурная основа для реформ;

• базе управленческого  законодательства, являющейся юридической  базой для осуществления перестроек в деятельности госаппарата;

• задачам ведомственного уровня, обеспечивающим перевод общеправительственных курсов и целей в конкретные задания для каждого федерального министерства.

Для руководства  всей работой в США созданы  специальные органы. Президентский  совет по честности и эффективности (создан в марте 1981 г.) должен координировать усилия различных ведомств по сокращению числа должностных преступлений, злоупотреблений и потерь при осуществлении федеральных программ. В его задачи входят координация деятельности генеральных инспекторов, разработка межведомственных подходов к проблеме, создание условий для ранней диагностики случаев злоупотреблений, потерь, некомпетентности управления и борьбы с ними (посредством использования бухгалтерского учета, компьютеризованных систем проверки и контроля). Кроме того, в 1984 г. создан Президентский совет по совершенствованию управления, цель которого - служить форумом для выработки решений проблем, встающих перед госаппаратом, и для обмена идеями. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

• совершенствование  управления финансовыми ресурсами. Например, для совершения эффективности предоставления государственных кредитов ряд функций по управлению кредитами передан частному бизнесу, что позволило сократить масштабы «невостребованных долгов», а также злоупотреблений, получивших широкое распространение в американской кредитной политике в последние годы;

• повышение  отдачи от правительственных ведомств;

• рационализация управленческих инструментов и процедур;

• усиление управленческого  контроля для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов.

Следует отметить, что государственное регулирование  значительно усиливается в периоды  экстремального развития (от усиления государственного контроля над отраслями  и предприятиями в период кризиса  до централизованного администрирования  в сферах производства и распределения продукции в период войн). Например, в Японии в послевоенные годы, когда коэффициент ущерба составлял для энергетики, машиностроения и химической промышленности 30-58%, экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов. Усилия государственной экономической политики в тот период направлены, прежде всего, на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949-1950 гг.) продолжается активная политика государства по демонополизации экономики и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении и поэтапно отменяется государственное регулирование цен.

кр капиталовложение корпорация банкротство

Опыт  антикризисного управления в Германии.

 

Особенности антикризисного управления в ФРГ обусловлены  спецификой ее развития в предшествующие годы и в период создания единого  государства. Общая экономическая  и финансовая ситуация в стране определяется следующими моментами.

1. Высокая степень  концентрации капитала и производства, усиление влияния крупного бизнеса,  рост его политической мощи. Процесс  концентрации и централизации  в ФРГ прошел две фазы: первая (период образования ФРГ и до  середины 60-х гг.) характеризовалась реставрацией и укреплением капиталистических структур в двух главных формах - восстановление крупных банков и сталелитейных концернов; вторая (начавшаяся с кризиса 1966-1967 гг. и продолжающаяся до сих пор) характеризуется концентрацией в форме слияний фирм и поглощений. Например, крупнейший концерн «Даймлер – Бенц» поглотил в последние годы такие гиганты, как МТУ, «Дорье», АЭГ. Начиная с 80-х гг. производство 510 важнейших видов промышленной продукции для трех крупнейших компаний составляет в среднем 41,8%. В целом уровень концентрации немецкой промышленности довольно высок и имеет тенденцию к росту.

Наблюдается усиление воздействия крупного капитала на государственную  политику по двум направлениям: масштабы концернов и их народнохозяйственное значение вынуждают государство действовать в интересах этих гигантов; концерны осуществляют определенную целенаправленную стратегию воздействия на государство путем использования лоббистов, союза предпринимателей, прессы и других рычагов.

2. Волна слияний  и поглощений в промышленности отразилась на банковской сфере и способствовала дальнейшей монополизации в банковском деле. Число отделений «гроссбанков», например «Дойче банка», стремительно увеличивается. Среди банковских гигантов непрерывно меняется соотношение сил. Создаются банковские консорциумы по предоставлению особо крупных кредитов. Альтернативным методом предоставления особо крупных кредитов является так называемый параллельный кредит, при котором несколько банков, предварительно согласовав между собой условия и общие размеры предстоящей сделки, по отдельности заключают соглашение с заемщиком и предоставляют ему кредиты. Значительное развитие получили операции по лизингу.

3. Резко возрастает  роль государственно-монополистического  регулирования в связи с переходом к новой модели экономического роста, для которой характерно ускоренное развитие новых технологий, основные черты которых: высокая степень использования научно-технических знаний; высокий уровень расходов на НИОКР; широкий спектр применения новых технологий в различных отраслях экономики; взаимное переплетение этих технологий; сильное воздействие на темпы экономического роста и структуру народного хозяйства на макро- и микроэкономическом уровне, а также на социальную сферу, международные экономические отношения и окружающую среду.

Высокие темпы  развития подотраслей - носителей новых  технологий определяют повышение общих  темпов экономического развития в стране, рост занятости, рост доходов способствуют укреплению и сохранению позиций  на мировых рынках.

За счет государственных средств (до 40% в микроэлектронике) финансируется значительная часть новых технологий. Кроме того, используются различные государственные фонды для кредитования и гарантирования кредитов в целях развития новых технологий. Правительственные органы принимают активное участие в финансировании рисковых исследований и создании технологических (индустриальных) парков или центров. В последнее десятилетие в ФРГ возрастает активность государства в области поощрения новых технологий. Правительство и монополии ФРГ стремятся к активному сотрудничеству в области новых технологий с партнерами по Европейскому Союзу, принимают активное участие в американских проектах и привлекают партнеров из США к научным разработкам в ФРГ и странах EC. Свыше четверти германских зарубежных инвестиций приходится на США. Один из побудительных мотивов этого - получение доступа к новейшей американской технологии.

4. В деловом  мире существует четкое понимание  того, что период спокойного развития  кончился, и в дальнейшем возможны бурные потрясения, вызванные сужением рынков сбыта, обострением проблемы обеспечения сырьем, колебаниями валютных курсов. В таких условиях могут выжить лишь те фирмы, которые умеют приспосабливаться к быстро меняющимся условиям, правильно определять решающие направления хозяйственной политики и сконцентрировать на них имеющиеся ограниченные ресурсы. Руководители предприятий пришли к выводу, что нужна обширная, достоверная и оперативная информация, чтобы справиться с возрастающим риском и неопределенностью. Поэтому проблеме информационного обеспечения внутрифирменного планирования, маркетинга и других сторон хозяйственной жизни предприятия уделяется особое внимание. Предприниматели пришли к пониманию того факта, что процесс производства невозможен без необходимой информации и потому интенсивно развивается рынок экономических банков данных: реферативный или библиографический банк данных; банк данных полных текстов; цифровой банк данных, ориентированный на текст; банк данных «реального времени».

Однако содержание банка данных требует специальных знаний, поэтому часто отсутствуют именно те виды банков данных, которые особенно нужны предпринимателям. Подавляющее число управляющих предпочитает самый прямой метод доступа к получению информации: на основе личных контактов. Общеэкономическая ситуация в стране и состояние финансового рынка во многом определяют особенности механизма проведения банкротства и санации предприятий. Так, банкротами становятся в основном относительно мелкие и средние предприятия. Причем около 70% немецких предприятий ликвидируется без открытия конкурсного производства. Обычно это располагающие минимально допустимым капиталом небольшие предприятия, которые берут в банках кредиты, значительно превышающие их собственный капитал. Поскольку на начальной стадии вхождения в бизнес расходы значительны, а доходы весьма скромные, малые предприятия не в состоянии выплачивать проценты и погашать кредиты. Кредиты банка выдаются под залог товаров, и потому для других кредиторов не остается свободного имущества и, следовательно, средств для оплаты конкурсного управляющего. Другая особенность проведения санации в ФРГ заключается в том, что финансово-экономические мероприятия государства по санации предприятия не предусмотрены. Исключением может быть только очень крупный завод, имеющий важное значение для всего региона, руководство которого будет изыскивать средства для того, чтобы сохранить предприятие и рабочие места. Как правило, в качестве инструмента своей экономической политики государство использует предоставление коммерческим банкам гарантий по кредитам, без которых банки не предоставляли бы дальнейшие кредиты предприятиям. Только в редких случаях государство на короткий период может взять на себя участие в делах предприятия, перепродав его затем частным лицам.

Информация о работе Опыт антикризисного управления