Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 17:48, реферат
В современных российских условиях еще не накоплен достаточный опыт антикризисного управления, поэтому необходимо обращаться к зарубежному опыту. Накопленный западными странами опыт антикризисного управления, несомненно, имеет большое значение для решения задач, стоящих перед Россией, но необходимо учитывать, что это опыт управления в принципиально иных условиях. Прежде всего, антикризисное управление на Западе - это управление в условиях вполне сложившейся рыночной экономики с действующими законами конкуренции и относительно стабильной социально-политической ситуацией, где банкротство принято рассматривать как положительное явление, способствующее очищению рынка от слабых конкурентов.
Опыт антикризисного управления в Чехии.
Особенности антикризисного управления в Чехии во многом определяются условиями проведения приватизации и процессом приватизации в 1989-1993 гг.
Когда в ноябре 1989 г. были созданы политические условия для принципиальных экономических изменений, в Чешской Республике и во всей тогдашней Чехословакии была государственная централизованно планируемая экономика. Только 1,2% жителей было трудоустроено в частном секторе, который производил лишь 4,1% валового национального продукта. Из общего учтенного имущества частным лицам принадлежало только 3%. Последовательная и быстрая трансформация прав собственности стала главной стратегической целью экономической реформы в Чехии. Вся программа приватизации в Чешской Республике была направлена на то, чтобы в 1994 г. соотношение государственной и частной собственности было таким же, как в странах с развитой рыночной экономикой, т.е. доля государства составляла бы примерно 10-15% предприятий. Этой стратегической цели соответствует и активность Министерства управления народным имуществом и приватизации и Фонда народного имущества по реализации этих проектов.
Приватизация проходила в двух формах - малая приватизация и большая приватизация. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Государственные предприятия этой сферы приватизировались через аукционы, организацией которых занимались районные приватизационные комиссии.
Экономический эффект - ускоренная реализация приватизации, мгновенная возможность для широких слоев населения вступления в процесс частного предпринимательства.
Общественный
и политический эффект - возможность
проверить действенность
Большая приватизация государственных промышленных предприятий осуществлялась в два этапа.
1. Этап разработки, обсуждения и утверждения проектов приватизации - это комплект экономических, технических, проектных и временных данных, позволяющих определить содержательную деловую сторону приватизации и ее прохождение во времени. Проводится Министерством управления народным имуществом и приватизации.
2. Этап реализации - его проводит фонд народного имущества, который в соответствии с утвержденным проектом приватизации принимает приватизируемое имущество и использует следующие методы приватизации:
- основание акционерных обществ;
- продажу имущества заранее определенному собственнику в соответствии с постановлением правительства;
- продажу имущества на основе торгов;
- продажу имущества на общественных аукционах;
- бесплатную передачу имущества населенным пунктам;
- погашение
претензий правомочных лиц, т.
При образовании акционерных обществ Фонд имущества обеспечивает: продажу акций; передачу предприятия в соответствии с проектами приватизации новому владельцу; предлагает акции для приватизации за купоны.
На первой волне приватизации примерно 65% имущества было приватизировано купонным методом и 35% - стандартными методами приватизации. Общая величина стоимости имущества, принятого Фондом до конца 1992 г., была около 468 млрд. чешских крон (16,1 млрд. долл. США). На второй волне предполагается примерно такой же объем приватизированного имущества, т.е. 500 млрд. чешских крон (17,2 млрд. долл. США). Стратегическое решение о разделении имущества для приватизации за купоны и другими стандартными формами приватизации на второй волне предполагало следующее: 65% - стандартные методы приватизации и 35% - купонный метод.