Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 23:49, реферат
Краткое описание
Эффективное управление информацией и коммуникациями является очень важной составляющей успешной хозяйственной деятельности многих организаций и составляет неотъемлемую часть такого вида управления, как PR-менеджмент. Особую актуальность PR-менеджмент приобретает в период, когда организация испытывает кризис, поскольку ущерб репутации и доброму имени организации напрямую будет связан с неудачами в хозяйственной деятельности.
Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет
(МАДИ)
Кафедра социологии и управления
Реферат по дисциплине
«Социология и психология управления»
на тему: Особенности коммуникации
в кризисной ситуации
Работу выполнил:
студент 2бУЧР
Самородов Р.В.
Руководитель:
к. ф. н., доцент Сухорукова
Н.Ф.
Москва
2013
Оглавление
Введение
Эффективное управление информацией
и коммуникациями является очень важной
составляющей успешной хозяйственной
деятельности многих организаций и составляет
неотъемлемую часть такого вида управления,
как PR-менеджмент. Особую актуальность
PR-менеджмент приобретает в период, когда
организация испытывает кризис, поскольку
ущерб репутации и доброму имени организации
напрямую будет связан с неудачами в хозяйственной
деятельности.
Несмотря на значительный объем
работ, посвященных проблемам управления
коммуникациями, следует признать, что
большинство исследований абстрактны.
В тоже время вопросы формирования эффективных
систем коммуникационного управления
не так широко изучены в России и практически
не применяются на практике. Недостаточная
разработанность данных проблем послужила
основанием для проведения дальнейших
исследований в данном направлении.
Анализ современной литературы
позволяет сделать вывод о том, что тема
реферата "Особенности коммуникации
в кризисной ситуации" очень актуальна
и интересна для исследования. Организации
разного уровня управления, формата и
сферы деятельности повседневно сталкиваются
с огромным количеством препятствий для
собственного развития и попадают в положение
кризиса.
Целью реферата является анализ
процесса управления коммуникациями в
кризисной ситуации.
Для достижения цели были поставлены
следующие задачи:
-дать определение понятию
"коммуникации" и описать коммуникационный
процесс в организации;
-определить понятие "кризисной
ситуации";
-выделить особенности коммуникаций
в кризисной ситуации;
-представить правила и принципы
управления коммуникациями в кризисной
ситуации;
-описать современные технологии
управления коммуникациями в кризисной
ситуации;
-определить роль персонала
в процессе управления коммуникациями
в кризисных ситуациях.
Современная теория и практика
менеджмента предлагает множество методик
и технологий управления коммуникациями
в кризисных ситуациях, воспользовавшись
которыми, можно не только противостоять,
но и своевременно реагировать на подобного
рода негативные обстоятельства и процессы.
Таким образом, правильное управление
коммуникациями в кризисных ситуациях
позволит значительно повысить эффективность
работы всей организации.
Исходя из поставленных целей
и задач, реферат имеет следующую структуру:
-введение, в котором обозначается
проблема, цель и задачи реферата;
-две главы, отражающие содержание
темы;
-заключение, содержащее выводы;
-список литературы.
Глава 1. Организационные коммуникации
в кризисной ситуации
1.1. Правила и принципы управления коммуникациями
в кризисной ситуации
Практика управления
коммуникациями в кризисной ситуации
позволяет сформулировать ряд основных
принципов и правил эффективного управления.
Первое из них – предоставление
общественности достоверных данных. Второе
– предоставление однозначной информации,
не позволяющей СМИ трактовать ее по-разному.
Даже если невозможно обнародовать какую-либо
информацию, всегда возможно сформулировать
причины, почему этого нельзя сделать.
Возможно, в качестве еще одного правила
управления коммуникацией можно назвать
необходимость придерживаться "извинительной"
позиции в самой ранней стадии кризисной
ситуации. Выражение сожаления всегда
является более продуктивным в отношениях
с общественностью, чем попытка сделать
вид, что ничего не происходит и все в порядке.
Негативный эффект усилится, если впоследствии
окажется, что действительно произошло
какое-либо неприятное событие. Еще один
немаловажный управленческий аспект –
нельзя недооценивать скорость, с которой
распространяется информация во внешней
по отношению к организации среде.
Благодаря телефонам,
факсам, цифровым камерам, Интернету и
прочим технологическим возможностям
информация очень быстро может распространяться
во внешней среде. Поэтому сотрудники
организации, ответственные за связи с
общественностью, должны принимать как
данность, что к моменту, когда они впервые
дадут комментарий какому-либо событию,
во внешней среде уже будет циркулировать
определенная информация о событии, причем
не только в виде слухов, но и в виде реальных
документов, аудио- и видеозаписей. И вполне
вероятно, что внешние интерпретации этого
события будут далеки от той, которую имеет
и желает донести общественности организация.
Общественность всегда чувствительно
воспринимает плохие новости. Причем чем
неприятнее событие, тем вероятнее неадекватная
его оценка, т.к. СМИ всегда охотно выступают
в качестве проводника "горячих новостей"1, зачастую конкурируя друг
с другом и соревнуясь в оригинальности
подачи свежего материала. Затягивание
с официальной трактовкой событий всегда
приводит к росту возможностей для спекуляций.
Тем не менее даже если удается соблюдать
все принципы эффективного антикризисного
управления в отношении процессов коммуникации,
вопрос эффективности такого управления
зависит и от субъективного фактора, а
именно от действий сотрудников самой
организации и от управления персоналом
в режиме управления кризисной ситуацией.
Поэтому логично, что управленческие воздействия
должны затрагивать аспект обучения сотрудников
организации.
В отношении вовлекаемого
в управление кризисной ситуацией персонала
можно указать на возможность следующих
управленческих воздействий:
- необходимо определить
состав команды, вовлекаемой в
процессы коммуникации, определить
главное лицо в этой команде,
провести соответствующее инструктирование
сотрудников команды;
- отработка навыков общения
со СМИ, симуляции кризисных ситуаций;
- особое внимание необходимо
уделить обучению вспомогательного
персонала (сотрудников сервисных
служб, телефонистов, секретарей и
других сотрудников, которые, вероятнее
всего, будут принимать первые
обращения клиентов, первые телефонные
звонки относительно события);
- должна быть предусмотрена
возможность быстрой организации
"горячих линий"2, способных принимать многочисленные
обращения;
- план поведения в режиме
кризисной ситуации должен быть
известен максимально широкому
кругу сотрудников организации,
а не только ее отдельным
представителям; в отношении всех
сотрудников должны быть разработаны
соответствующие процедуры, описывающие
должное поведение сотрудника.
Также успешное управление
коммуникациями напрямую связано с уровнем
развития корпоративной культуры организации.
Высокий уровень развития и, самое главное,
соблюдения внутрикорпоративных правил
будет характеризоваться грамотным поведением
всех сотрудников, причем не только в условиях
возникающей кризисной ситуации, а в обычном
режиме деятельности. Внутрифирменная
этика поведения сотрудников должна давать
представление о том, кто в принципе может
выступать от лица всей компании с какими-либо
заявлениями, а кто этого не может делать
ни при каких условиях. Причем совсем не
обязательно, что если сотрудник компетентен
в вопросе и располагает полной информацией
по вопросу, то он может делиться ею с общественностью.
Ограничения в доступе к связям с общественностью,
несмотря на компетентность и даже высокий
должностной статус в организации, могут
объясняться как раз отсутствием у сотрудника
достаточных навыков общения, культуры
речи, адекватной реакции на возможные
вопросы, навыков взаимодействия со СМИ3. Кстати, специалисты по PR в
организациях рекомендуют лицам, не вовлекаемым
в процесс внешних коммуникаций, не строить
свои отношения с представителями СМИ
посредством фраз "без комментариев"
или "я не уполномочен отвечать на подобные
вопросы", т.к. подобные ответы можно
неоднозначно интерпретировать почти
всегда. Лучшим стереотипом поведения
в таком случае будет переадресация вопросов
компетентным сотрудникам4. Любой сотрудник в принципе
должен уметь в соответствующий момент
сказать: "На ваш вопрос подробно может
ответить наш РR-менеджер (пресс-секретарь,
юрист, заместитель директора и т.п.)".
Таким образом, помимо
методических аспектов, в управлении коммуникациями
немаловажную роль играет успешное вовлечение
сотрудников в процессы управления. В
кризисных ситуациях механизмы вовлечения
персонала можно и нужно применять более
широко, т.к. подобные ситуации несут в
себе, помимо негативного эффекта, еще
и интегративный потенциал, позволяя сотрудникам
действовать одной сплоченной командой,
объединяться вокруг одной общей идеи.
И поскольку этот процесс должен быть
подконтрольным и направленным, как любая
целенаправленная деятельность, эффективное
управление этим процессом зависит от
грамотных действий руководства организации.
1.2. Механизмы коммуникативного воздействия
в условиях кризисных ситуаций
Вопросы коммуникативного
воздействия являются центральными в
современной цивилизации. Это и кризисные
коммуникации, и реклама, и паблик рилейшнз,
и избирательные технологии, и разного
рода проблемы, относящиеся к военной
сфере.
Кризисная коммуникация
протекает в особых условиях, которые
должны учитываться при разработке систематики
воздействия. Перечислим некоторые из
них:
1. Резкое сокращение числа
управляемых параметров.
2. Смещение в сторону
базисных потребностей по шкале
А. Маслоу.
3. Возрастание роли информации
вообще из-за отсутствия четкой
и понятной всем интерпретации
происходящих событий.
4. Изменение каналов коммуникации,
переход от официальных в сторону
неофициальных каналов.
5. Создание своих собственных
систем обеспечения жизнедеятельности
и безопасности, поскольку принятые
системы перестают работать адекватно.
А характерной особенностью
управления коммуникациями в условиях
кризиса становится разработка не только
моделей порождения информации, но и моделей
блокирования ненужной информации, которая
своей циркуляцией может приводит к саморазрушению
системы. Здесь коренится причина реализуемого,
как правило, в военных условиях того
или иного вида цензуры5. Так что мы можем изобразить
два основных коммуникативных процесса,
значимых для управления кризисом:
1. Порождение информации,
2. Блокирование информации.
При этом блокируется
не только информация, весьма значимым
в этих условиях становится блокирование
несистемного поведения. Это связано с
тем, что биологические потребности выдвигают
на первый план варианты асоциального
поведения. В связи с этим в кризисные
ситуации заранее вводятся определенные
стабилизаторы поведения, призванные
перевести его в социальное русло. Известными
примерами такого рода являются:
А. Поведение в период аварии
на воде, когда правила задают посадку
в шлюпку первыми детей и женщин, затем
остальных пассажиров, капитан и команда
обязаны покидать тонущее судно последними.
Б. Знамя части попавшей в окружение,
должно быть сохранено.
Такого рода примеры
показывают, что биологические требования
могут блокироваться более сильными социальными
нормами. Здесь заранее вводятся системы
ценностей, которые призваны противостоять
биологическим требованиям. Коммуникации
в кризисных ситуациях также направлены
на то, чтобы произошло сохранение социального
управления в принципиально новой ситуации,
когда в ряде случаев происходит отторжение
населения от властных структур. С другой
стороны, именно в кризисных ситуациях
общество оказывается максимально заинтересованным
в наличии лидера, поскольку оно также
негативно оценивает последствия потери
управления.
Глава 2. Направления совершенствования
процесса управления коммуникациями в
кризисных ситуациях
2.1. Современные технологии в управлении
коммуникациями в кризисной ситуации
Современная теория
и практика управления предлагает ряд
эффективных технологий управления коммуникациями
в кризисных ситуациях.
"Социально-коммуникационная
технология – это референтная модель
информационного и поведенческого взаимодействия
заинтересованных сторон, разработанная
с целью использования в коммуникационных
кампаниях"6.
Понятие "референтная
модель", или "эталонная модель",
все чаще применяется в теории и практике
организационного управления. Референтными
называют модели, обобщающие наилучшие
варианты действий или решений, найденных
для различных ситуаций, и часто учитывающие
отраслевую специфику. Их использование
не только позволяет передавать и воспроизводить
опыт продуктивной деятельности, но и
гарантирует устойчивость всего процесса
коммуникации. Следование им оберегает
от типовых ошибок, сокращает время на
выбор и реализацию решений.
Четыре слагаемых коммуникаций.
Как известно, простейшая модель коммуникаций
состоит из: источника сообщений, исходного
сообщения, канала передачи сообщения
и получателя.
В рамках этих элементов
могут использоваться различные психотехнологии,
то есть методы целенаправленного воздействия
на сознание и подсознание получателя.
Речь идет не о кодировании или "зомбировании",
а о более тонком влиянии на человека тех
или иных изображений, событий, слов и
т.д.
Цели их использования
могут быть различны:
- эффективное и экологическое
влияние на индивидуальное и
групповое сознание;
- оптимизация восприятия
рекламных и PR-обращений;
- депрограммирование мышления
и поведения личности, освобождающее
ее от множества современных
мифов, стереотипов, установок,
-развитие личности, рост
профессионального мастерства.