Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:35, курсовая работа
Выбранная тема курсовой работы очень актуальна в настоящее время в связи со сложившейся экономической ситуацией в стране, да и во всем мире.
Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности. Подъёмы и спады уровней экономической активности, следующие один за другим, принято называть деловым или экономическим циклом.
Циклы, в том числе и экономические, мы можем встретить всюду. Наша жизнь, карьера развивается циклически, т.е. в наше
Подлинная сущность российского финансового кризиса – это:
во-первых, явное “разрешение на махинации” в банковской сфере без использования жестких методов контроля над операциями банков – будущих банкротов;
во-вторых, очевидная и беспрецедентная
неликвидность реального
Поражает странная “неликвидность”
реального сектора российской экономики.
Так, по достаточно аккуратным оценкам
разных ведомств России, около 60-80% всех
сделок в этом секторе в 1998 г. осуществлялись
без участия живых денег: либо
в виде бартера, либо с применением
денежных суррогатов, либо с сопровождающимися
неплатежами. Такое “обезденежье”
большей части предприятий
Большую роль в обвале рубля сыграла
не столько “недостаточность”
Надо вернуть в Россию большую
часть незаконно вывезенного
капитала. Для выполнения этой трудной
задачи нужны новые, нетривиальные
подходы. Ясно, что одними административными
запретами тут не обойтись. Но остановить
“бегство капиталов”, разорение государства,
фирм и граждан можно только решительным
укреплением платежной и
Качество развития России существенно хуже по факторам коррупции, поголовной криминализации и утечке капиталов, чем в странах Центральной и Восточной Европы
Но качественная динамика разворачивания экономических процессов, как свидетельствует мой опыт предпринимателя, в этих странах совершенно различна. Украина более всего похожа на Россию, хотя ей и удалось избежать официального дефолта. В то же время постсоциалистическое развитие Румынии на качественном уровне более тяготеет к странам Центральной Европы: там не заметны столь чудовищные масштабы коррупции в государственном аппарате, как в России и на Украине, не столь баснословны утечки капиталов (хотя это вопрос скорее “идеологический”, чем экономический, ибо никто толком не знает, а сколько именно, так как трудно оценить долю собственности “новых русских” и “новых украинцев” по количеству вилл на Багамах и яхт в океанах).
Начиная с октября 1998 г. индекс экономической активности в России, который строится как среднее геометрическое весовых индексов промышленной продукции, сельского хозяйства, строительно-монтажных работ и розничного товарооборота, в течение 1999 г. уверенно растет, а интенсивность роста производства достигает 7% в год.
Для того чтобы тенденция
2.2. анализ перспектив российской экономики
На сегодня, как представляется,
можно говорить о том, что период
пассивного приспособления российского
Правительства к текущим
Расширение временных
границ прогноза до 2005-2010 годов, как
представляется, позволяет сделать
вывод о том, что на текущем
этапе Россия балансирует между
двумя вариантами развития событий:
формирование экономической ситуации
по линии прямого управления хозяйственными
процессами на фоне растущей склонности
к необеспеченной денежной эмиссии,
роста цен и падения
2.3. Пути преодоления кризиса
Дальнейшему успеху
Во-первых, нужно ориентироваться на реальный примерно 50%-ный рост потребительских цен в 2000 г. вместо прежнего ориентира 30%, т.е. “придавливать” инфляцию ниже ее нормального уровня не будет смысла: оптимистичный уровень инфляции для России – 80% годовых.
Во-вторых, не должно произойти искусственного сжатия конечного спроса, и реальный сектор экономики не должен быть принесен в жертву мнимой борьбе с инфляцией. Эффективность производства зависит прежде всего от развитости конкуренции, а на этот фактор сегодня в России, к сожалению, мало обращают внимания. Хотя правительство и научилось управлять валютным рынком, позволяя поддерживать регулируемые им темпы девальвации рубля при необходимой конвертации для целей импорта, но фактор конкурентоспособности фирм еще долго будет висеть как дамоклов меч.
Представляется необходимым
В-третьих, до конца 2000 г. следует ожидать сохранения реального курса рубля на сравнительно низком уровне – более благоприятном для производителя, чем до 17 августа 1998 г. Следствием чего должны быть продолжение начавшегося процесса импортозамещения и стимулирование российского производства, а также производства, ориентированного на экспорт. В то же время надо учитывать фактор либерализации торговли, которая отнюдь не автоматически способствует конкуренции. Не исключено, что при новом допуске экономической либерализации отечественный производитель будет вновь выброшен из ряда сегментов внутреннего рынка.
В-четвертых, очевиден новый алгоритм перехода к экономическому росту в России: его инициация возможна на базе расширения на первоначальном этапе степени загрузки производственных мощностей путем стимулирования текущих расходов. Такой подход известен в макроэкономической теории как “парадокс бережливости”. Его суть в том, что при наличии свободных мощностей стимулировать нужно не сбережения и инвестиции, а текущие потребительские расходы – разумеется, на отечественную продукцию. И хотя в этом случае норма сбережений падает, общий объем сбережений и инвестиций не уменьшается (отсюда и парадоксальность ситуации), ибо на основе загрузки неиспользованных мощностей возрастает общий объем выпуска. И это отнюдь не абстрактная теория. Сегодня даже эксперты Мирового банка признают, что в тех постсоциалистических государствах, где имеет место действительный экономический рост, он начался раньше роста капитальных вложений. И лишь дальнейший рост производства потребует инвестиций в промышленность, что и будет явным признаком перехода стадии оживления в стадию долгосрочного роста.
В-пятых, приоритетной должна стать поддержка малого бизнеса. Нельзя допускать его затухания. Россия нуждается в новой волне предпринимательства. Предстоит упростить и ускорить процедуры выдачи разрешений на открытие собственного дела и процедуры регистрации; прояснить систему налогообложения мелкого бизнеса и предусмотреть в ее рамках четкие льготы; облегчить доступ мелких производителей на рынок, освободить их от криминальных крыш. В то же время надо подчеркнуть, что так называемые бизнесмены-челноки – это, как правило, лица, нарушающие таможенно-налоговое законодательство и даже подлежащие уголовному преследованию. Во многих случаях челноки – это лишь прикрытие для теневого бизнеса.
В-шестых, нужно поднять эффективность налоговой системы, где ключевыми должны выступать следующие два критерия: обеспечивает ли она стимулирование легального отечественного производства и реализует ли принцип социальной справедливости. Действующая налоговая система России не удовлетворяет ни первому, ни второму критериям, в связи с чем необходимо, резко снизив общий уровень налогообложения, расширить базу последнего. Для решения этих задач следует отменить введенные в 1998 г. новые налоги; восстановить и расширить целевые льготы (стимулирование инвестиций и инноваций, освоение приоритетных направлений хозяйственной деятельности); устранить индивидуальные (незаконные и полузаконные) льготы; уменьшить налог на прибыль минимум вдвое; интенсифицировать изъятие природной ренты; повысить на порядок экологические налоги; на основе введения государственной монополии на алкоголь и табак наладить действенную систему взимания акцизов с реализации этих товаров; ввести налог на имущество юридических и физических лиц исходя из его рыночной оценки; повысить начальный уровень обложения подоходным налогом до величины реального минимального потребительского бюджета; отказаться от планов взимания НДС по отгрузке продукции; изменить первоначальное распределение полученных от взимания налогов средств в пользу регионов.
В-седьмых, в социальной сфере наиболее остры и требуют безотлагательного решения две проблемы – бедность и безработица. В связи с первой важно констатировать: резервы дальнейшего снижения жизненного уровня основной массы населения исчерпаны. Чтобы не допустить такого снижения, которое может стать катастрофическим и увеличить масштабы бедности, необходимо завершить начатое погашение задолженности государства по заработной плате, пенсиям и иным социальным выплатам; принять меры по защите вкладов населения в банках; восстановить отмененное в 1998 г. льготное налогообложение ряда потребительских товаров, расширить этот ряд; поэтапно поднять минимальную зарплату и пенсию до прожиточного минимума. Фиксируемую часть экологического налога, акцизов на алкоголь и табак направлять во внебюджетные социальные фонды.
В-восьмых, надо изменить отношение к проблеме занятости, острота которой до сих пор явно недооценивается. Проводимая политика занятости в России до сих пор пассивно плелась за событиями, а не опережала и не предупреждала, во многом сводилась к выплате пособий по безработице.
Известно, что переход к активной
политике занятости предполагает преодоление
представления, что занятость –
пассивный результат
Лозунги активной политики занятости
таковы: “Работа вместо безработицы”;
“Финансирование труда, а не пособий
по безработице”. Государственные
расходы в сфере занятости
в перспективе необходимо переориентировать
на финансирование мер, активизирующих
промышленное производство. При определении
действительных приоритетов промышленной
политики как на федеральном, так
и на региональном уровнях следует
ранжировать отрасли в
Именно такой экономический
подход наиболее прогрессивен сегодня,
и для России он предполагает стратегическую
переориентацию структурно-инвестиционной
политики с капиталоемкой группы
отраслей (и с низким потенциалом
расширения занятости) в пользу отраслей
легкой и пищевой промышленности,
промышленности строительных материалов,
лесной и деревообрабатывающей промышленности,
сферы услуг, машиностроения и металлообработки.
Каждый рубль инвестиционных вложений
в указанные отрасли дает заметно
больший социально-
Предложенный перечень действий, которые
могут обеспечить процветание России
и Украины, естественно, может быть
продолжен и конкретизирован. Но
дело не только в этом. Нужно не только
снять остроту кризиса, но и выйти
на реализацию стратегической цели –
обеспечения устойчивого
К числу несомненных угроз
России нужно выйти из зависимости от внешних сил и использовать имеющуюся власть для эффективного управления
Информация о работе Особенности кризиса российской экономики и пути выхода из неё