Планирование и моделирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Вышесказанное обусловливает актуальность темы работы, цель которой состоит в изучении содержания и технологии планирования деятельности предприятия в кризисной и предкризисной ситуации. Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
Определить содержание и технологии планирования деятельности предприятия в кризисной и предкризисной ситуации;
Рассмотреть особенности практических процедур планирования;
Рассмотреть процесс нахождения точки безубыточности и анализа ее чувствительности к изменениям;
Рассмотреть практические особенности ценообразования на основе определения уровня безубыточности на примере продукции ООО «Питерпрофиль».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1.Содержание и технологии планирования деятельности предприятия в кризисной и предкризисной ситуации 5
1.2.Практические процедуры планирования 6
1.3.Нахождение точки безубыточности и анализ ее чувствительности к изменениям 14
2.ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОДУКЦИИ ООО «ПИТЕРПРОФИЛЬ» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Приложение 1. Выпускаемая продукция 37
Приложение 2. Сертификат соответствия профиля оцинкованного металлического, производимого компанией «Питерпрофиль», эпидемиологическим правилам и нормативам 37

Вложенные файлы: 1 файл

17877_Антикризисное_управление_курс_работа.doc

— 2.10 Мб (Скачать файл)

В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование (таблица 1.1).

Таблица 1.1.

Сущность  долгосрочного и стратегического  планирования

Вид планирования

Цели

Тактические средства

Долгосрочное планирование

Установка показателей  на будущий период на основе экстраполяции  результатов показателей прошлого периода и на основе постановки оптимистических  целей

·выбираются 5-10 ключевых стратегий и вокруг них формируется  политика долгосрочного развития;

·одновременно принимаются среднесрочные планы для объединения стратегий в одно целое и увязки с распределением ресурсов;

·высшее руководство  определяет цели каждому подразделению, а последнее разрабатывает количественные планы достижения этих целей методом "снизу вверх".

Стратегическое планирование

Комплексное научное  обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в  предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы  на плановый период.

·анализ перспектив развития фирмы, задачей которого является выяснение тенденций и факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;

·анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в  определении, насколько конкурентоспособна продукция фирмы на разных рынках и что фирма может сделать для повышения результатов работы

·в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным  стратегиям во всех видах деятельности;

·выбор стратегии на основе анализа  перспектив развития фирмы в различных  видах деятельности и определение  приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;

·анализ направлений  диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных  видов деятельности и определение  ожидаемых результатов.При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу фирмы.


Составлено  автором на основании источников [2,3,5, 8,9]

В системе долгосрочного  планирования цели претворяются в программы действий, тактические планы и бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемые для каждого из главных подразделений фирмы. Затем программы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных. Системы долгосрочного планирования применяются в 70-80% крупнейших японских корпораций. 

Стратегический  же план выражен стратегией корпорации. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых  направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.

Среднесрочные внутрифирменные планы чаще всего  охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика (состав и структура кадров, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в  отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о  капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.

Реализация  оперативных планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению - центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план фирмы. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта (главным образом обеспеченности заказами и распределения ресурсов), что необходимо для достижения намеченных планом финансовых показателей (например, таких, как объем продаж, чистая прибыль и норма прибыли на инвестированный капитал). При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективным, текущим и другими видами планирования.

Бюджет фирмы  представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах; он как  бы увязывает оперативный и финансовый планы, давая возможность предвидеть конечный результат деятельности, т.е. размеры и норму прибыли. Составлением бюджетов занимаются обычно различные службы или специальные секторы. Особые комитеты, состоящие из высших администраторов, рассматривают уже готовый бюджет. Глава фирмы утверждает бюджет и несет ответственность за эффективность методов по его разработке. Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства. На основе прогноза продаж составляются планы производства, снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений и предприятий фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех звеньев фирмы.

1.3.Нахождение точки безубыточности  и анализ ее чувствительности к изменениям

Точка безубыточности в  широком смысле – это такой  объем продаж продукции предприятия, при котором выручка от продаж полностью покрывает все затраты на производство и реализацию продукции.  Понятие точки безубыточности является критерием эффективности деятельности предприятия.

Анализ безубыточности осуществляется на основе исследования соотношения "затраты - объем - прибыль", которое отражает взаимосвязь затрат, выручки, объема производства и прибыли. По существу, этот метод сводится к определению точки безубыточности производства (критической точки) такого объема продукции, при реализации которого достигается нулевой результат: предприятие не получает прибыли, но и не несет убытков.

  • Для определения точки безубыточности применяют такие методы, как математический;
  • метод маржинального дохода;
  • графический.

При использовании  математического метода для расчета  точки безубыточности определяется объем реализации в единицах продукции, который необходим для покрытия всех затрат:

выручка от реализации - суммарные переменные затраты - постоянные затраты = прибыль.

Учитывая, что

выручка от реализации = цена на единицу продукции  * объем реализации;

суммарные переменные затраты = переменные затраты  на единицу продукции * объем реализации,

формула для расчета прибыли  предприятия может быть представлена в следующем виде:

(цена единицы  продукции * Х)- (переменные затраты  * X) - постоянные затраты = прибыль,

где

X- объем реализации  в точке безубыточности.

Так как прибыль  приравнивается к нулю (цель расчета  состоит в определении объема реализации или критической точки, при котором у предприятия  нет прибыли), то для расчета объема реализации используют следующую формулу:

X * (цена единицы  продукции - переменные затраты  на единицу продукции) - постоянные  затраты = 0.

Таким образом, для того чтобы рассчитать объем  реализации, при котором прибыль  равна нулю, или точку безубыточности, необходимо величину постоянных затрат разделить на разность между ценой продажи и величиной переменных затрат на единицу продукции:

X = постоянные  затраты : (цена - переменные затраты  на единицу продукции).

Определение точки  безубыточности с использованием маржинального дохода представляет собой альтернативу математическому методу.

Маржинальный метод основывается на определении разности между выручкой от реализации и переменными затратами. Следовательно, в состав маржинального  дохода входят прибыль и постоянные затраты. Точка безубыточности будет достигнута в том случае, когда предприятие получит доход, достаточный для покрытия постоянных затрат.

Для расчета прибыли используется следующая формула:

суммарный маржинальный доход - суммарные постоянные затраты = прибыль.

Так как в  точке безубыточности прибыли нет, то

маржинальный  доход на единицу продукции * объем  реализации = суммарные постоянные затраты.

Таким образом, формула для расчета точки  безубыточности с использованием метода маржинального дохода будет иметь  следующий вид:

точка безубыточности = суммарные постоянные затраты : маржинальный доход на единицу продукции.

Точку безубыточности можно определить и с помощью  графического метода. Основу этого  достаточно широко распространенного  метода составляет деление затрат на постоянные и переменные. Впервые он был предложен У. Раутенштраухом в 1930 г. и получил название графика критического объема производства, или графика безубыточности. При его построении предполагается, что в расчетный период не происходит изменения цен сырья и продукции; постоянные издержки считаются неизменными в ограниченном диапазоне продаж; переменные издержки на единицу продукции остаются постоянными при изменении объема продаж; реализация осуществляется равномерно.

При построении графика по горизонтальной оси откладывается объем производства в единицах изделий, а по вертикальной - затраты на производство и доход. При этом переменные и постоянные затраты откладываются по оси отдельно. Кроме того, на графике отображаются суммарные затраты и выручка от реализации продукции. Его построение осуществляется в несколько этапов:

  1. необходимо выбрать какой-либо объем реализации, найти точку переменных затрат, соответствующую данному объему, провести линию переменных затрат через нее и начало координат;
  2. чтобы нанести линию постоянных затрат, следует отметить на вертикальной оси точку, соответствующую этим затратам, и провести линию, параллельную горизонтальной оси;
  3. линия суммарных затрат выходит из точки на вертикальной оси, соответствующей этим затратам, и проходит параллельно линии переменных затрат;
  4. чтобы провести линию выручки, нужно найти точку выручки, соответствующую выбранному объему реализации, и провести линию через эту точку и начало координат.

Точка безубыточности находится  в точке пересечения линий выручки и суммарных затрат. Она соответствует такому состоянию предприятия, когда нет ни прибыли, ни убытков. Объем производства, соответствующий точке безубыточности, называется критическим. При объеме производства меньше критического предприятие полученной выручкой не может покрыть затраты и, следовательно, в результате понесет убытки. Если объем производства и продаж превышает критический, то предприятие получает прибыль. Запас безопасности показывает, до какого момента можно сокращать объем реализации, прежде чем предприятие начнет работать с убытками. На графике запасу безопасности соответствует область, расположенная между запланированным объемом производства и реализации продукции и точкой безубыточности.

Варьируя величинами издержек и объемов продаж, можно добиться изменения положения точки безубыточности, например, если фирма стремится увеличить объем реализации при неизменном спросе. В данной ситуации нужно в первую очередь воздействовать на сам спрос, что приведет к увеличению расходов на рекламу, маркетинг и т.д. Также необходимо создавать ценовые преимущества путем снижения цен, предоставления дополнительных скидок и т.д. В этом случае смещение точки безубыточности соответственно произойдет вправо. Смещение точки безубыточности влево (т.е. приближение момента получения прибыли) происходит при сокращении издержек, в первую очередь постоянных.

Применяется две графических  модели анализа безубыточности: экономическая  и бухгалтерская. В соответствии с экономической моделью, предприятие  может наращивать объемы продаж только путем уменьшения цены реализации продукции, в результате чего линия выручки от реализации, возрастающая вначале, постепенно замедляет подъем, а затем  опускается

Информация о работе Планирование и моделирование деятельности предприятия