Понятие государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.
В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга ложно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов - как физических, так и юридических лиц.
Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.
Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.
Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д.Рикардо, Ж.Б.Сей, Дж.С.Милль, У. Петти, Я.Ф.Мелон, А.Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и другие.
Поэтому, целью нашей работы является изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям «государственный долг»;
- определить виды госдолга и дать их характеристику
- проанализировать современную ситуацию на рынке внешних и внутренних заимствований;
-выявить пути решения проблем госдолга РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ЕГО ВИДЫ……………...3
1.1. Понятие государственного долга ……………......…………………….5

1.2. Внутренний государственный долг…………………...……………….8

1.3. Внешний государственный долг……………………………………….11

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА.......13
2.1. Государственный долг РФ на современном этапе………..…………... 13
2.2. Пути решения проблем государственного долга……………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...……………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .………………..………....19
ПРИЛОЖЕНИЕ А Динамика суммы государственного долга РФ....….......20
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Платежи по госдолгам …………………………………..21
ПРИЛОЖЕНИЕ В Прогноз выплат госдолга……………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.80 Кб (Скачать файл)

Статья 98.1 БК РФ, введенная Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержит новые положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к  погашению кредитором в течение  срока исковой давности, установленного законодательством РФ Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока не предъявит к погашению долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями обязательства  и нормативными правовыми актами действия, то долговое обязательство  считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, как государственная  гарантия России, считается полностью  прекращенным и списывается с  государственного внутреннего долга  РФ по истечении срока данной гарантии.

Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок  обслуживания государственного внутреннего  долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации. Затраты по размещению, выплате  доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего  долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления  операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства  Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов  в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации  выполнять функции эмитента государственных  ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции  генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга  безвозмездно.

Долговые обязательства России подлежат учету и регистрации  в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга  РФ (в Кодексе указанные книги  обозначены единым понятием – Государственная  долговая книга РФ). Государственную  долговую книгу РФ ведет Минфин России. Приказом Минфина России от 23 августа 2006 г. №107н утвержден Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации, который разработан с целью определения процедуры ведения Государственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета, своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по порядку ведения и хранения Долговой книги.

Правительство Российской Федерации  вправе определять объемы выпуска, формы  и методы эмиссии государственных  ценных бумаг, являющихся долговыми  обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего  долга Российской Федерации.

Российский внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, вырос за прошлый год на 29,3%. На 1 января 2010 года долг составил 1,837 трлн рублей против 1,421 трлн на 1 января 2009 года.

Предельный объем государственного внутреннего долга страны в этом году установлен на уровне 869,295 млрд рублей.

Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 5 ст. 103 БК РФ) предоставляет  Правительству Российской Федерации  право осуществлять внутренние заимствования  с превышением установленного федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год предельного  объема государственного внутреннего  долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).

Анализ структуры государственного внутреннего долга в период 2010–2011 годов, проведенный Счетной палатой, показывает, что увеличится доля государственных  ценных бумаг. В 2010 году более чем  в 2 раза увеличатся расходы на обслуживание внутреннего долга.

1.3.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса  внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых  иностранных кредитов (заимствований).

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

2) объем основного долга по  кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств по государственным  гарантиям Российской Федерации,  выраженным в иностранной валюте.

Внешний долг РФ в 2010г. составит 2 трлн 097,5 млрд руб. против 1 трлн 360,9 млрд руб. годом ранее . Объем внутреннего долга в 2010г. составит 3 трлн 591,8 млрд руб. против 2 трлн 698,3 млрд руб. в 2009г. Общий объем госдолга РФ, таким образом, вырастет с 10,5 до 13,4% ВВП.

Под государственными внешними заимствованиями  Российской Федерации понимаются государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая  целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства  Российской Федерации, выраженные в  иностранной валюте.

Государственные внешние заимствования  Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Право осуществления государственных  внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров  о предоставлении государственных  гарантий для привлечения внешних  кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации  осуществлять внешние заимствования  может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.

Внешняя задолженность Российской Федерации унаследована от СССР после  его распада, когда РФ приняла  на себя долг в размере 102 млрд. долл., в дальнейшем к этим обязательствам быстро стали прибавляться новые  долги, сделанные Российской Федерацией уже в качестве независимого государства.

В условиях масштабного погашения  внешних государственных долговых обязательств Российской Федерации  значительный рост совокупных долговых обязательств был обусловлен интенсивным привлечением заемных средств в корпоративный сектор российской экономики, задолженность которого выросла на 83,9 млрд. долл. США.

По заключению Счетной палаты, абсолютный размер внешнего долга в рублевом эквиваленте будет иметь тенденцию  к росту и составит к концу 2010 года – 1232,9 млрд. рублей (прирост  к 2009 году – 5,9%), или 2,8% ВВП. В структуре  внешнего долга уменьшится доля государственных  ценных бумаг, номинированных в иностранной  валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО, увеличивается доля государственных  гарантий.

Вопросы управления государственным  внешним долгом в последние годы стали одними из центральных в экономической и политической жизни Российской Федерации. Это было обусловлено как быстрым увеличением объема государственного внешнего долга Российской Федерации, так и значительным ростом уровня расходов по его погашению и обслуживанию.

ГЛАВА 2.

2.1.

См. приложение А, приложение Б, приложение В.

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга  –один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные показатели определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка, в том числе и для России.

Объем государственного внутреннего  долга РФ с 1993 года по 2011 год увеличился в 824раза. Объем государственного внутреннего долга за 9 месяцев 2011 года вырос на 35,9% и составил по состоянию на 1 октября текущего года 2940,39 млрд. рублей. За сентябрь текущего года внутренний госдолг увеличился на 8,1%.

Самый большой объем государственного долга среди субъектов Российской Федерации по состоянию на 2011год  занимает Приволжский федеральный  округ. Дефицит республиканского бюджета находится на предельном уровне в 15 процентов. Государственный долг республики в пересчете на одного жителя составляет 20,1 тысяч рублей. Кстати, если посмотреть этот показатель на одного жителя субъекта, республика вошла в тройку «лидеров » среди регионов России. Как ни странно, на первое место выходит Чукотка (40,6 тыс. руб. на одного жителя региона), на второе – Москва (28,1 тыс. руб.), а на третье  – Мордовия (20,1 тыс. руб.), далее Татарстан (19, 9 тыс. руб.), Калужская область (19,8 тыс. руб.) и Якутия (19,7 тыс. руб.). Если говорить о заимствованиях за рубежом, то они действительно невелики. Так, по данным Центробанка, на 1  октября 2011года внешний госдолг России составил 36 млрд. долларов США.

Несмотря на высокие цены на нефть, стране не избежать увеличения государственных заимствований для обеспечения расходов бюджета. Прогноз среднегодовой цены на нефть был повышен с прежних 75 долларов за баррель до 105 долларов. Исходя из этого снизился и планируемый дефицит бюджета с 3,6% до 1,3%. Поэтому планируется бюджет из расчета 93 доллара за баррель. Что, к сожалению, приведет к разрастанию дыры в государственном бюджете. По расчетам Минфина, при таком уровне цен на нефть, дефицит в будущем году может составить примерно 3% ВВП. И только к 2015 году в стране может быть бездефицитный бюджет. Если цена барреля нефти будет на $50 ниже прогноза ($93 – 2012 г., $95 – 2013 г., $97 – 2014 г.), уже в 2013-2014 гг. госдолг превысит 20-21% ВВП. А если цена упадет до $60 за баррель, дефицит достигнет 50% ВВП. Тогда и займов не хватит, и будут опустошать ФНБ, проводить массовую приватизацию и повышать налоги. Но использование ФНБ ударит по хронически дефицитному Пенсионному фонду, доходы от продажи госимущества приходят всего раз, а увеличение налогового бремени накаляет социальную обстановку. Такие показатели означают, что ежегодно России придется заимствовать около 2 трлн. рублей, что приведет к тому, что в 2013 году обязательства перед кредиторами достигнут 16-17% ВВП. По мнению Минфина, это безопасный уровень госдолга (для сравнения: у других стран, входящих в «большую восьмерку»,

госдолг превышает 75% ВВП), но наращивать его нельзя. В ближайшие три года Минфин планирует в большей степени опираться на внутренние займы, чтобы не вернуться к зависимости от внешних.

Подводя итог, можно сделать вывод  о том, что на современном этапе государственный долг России, по сравнению с другими странами, переживает, в своем развитии, наиболее благоприятный период.  В России низкая долговая нагрузка. Страна не сталкивается с проблемой финансовой устойчивости, так как у нее маленький госдолг, и она обладает валютными резервами на сумму свыше 520 млрд.5долларов. Тем не менее, нефтяной бюджетный дефицит, который имеет большое значение для долговременной финансовой устойчивости России, по-прежнему велик. Дело в том, что в составе поступлений бюджета отдельной строкой выделяются нефтегазовые доходы, которые состоят из экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых. Они полностью зависят от мировых цен на нефть, и если цена на нефть упадет, то дефицит бюджета будет гораздо больше, чем сейчас, поэтому стране следовало бы отказаться от наращивания госрасходов, в особенности расходов федерального бюджета, за счет конъюнктурных поступлений от нефтегазового сектора. Сейчас соотношение расходов бюджета и ВВП существенно растет: в 2007 году оно было равно 18%, а в прошлом году выросло уже до 22%. Но конъюнктура мирового рынка в любой момент может измениться – для этого есть много предпосылок, и правительству будет нечем оплачивать заявленные расходы на повышение пенсий и пособий. Тогда придется или сокращать расходы, или занимать деньги на внешнем рынке. Сейчас внешний госдолг составляет 11% ВВП, что вполне вписывается в нормы, определенные Маастрихтским соглашением стран. Но, скорее всего, Россия не станет занимать деньги на мировом рынке и наращивать внешний долг, а пойдет по пути плавного сокращения госрасходов. Расходы будут сокращаться за счет отказа от набранных за эти годы соцобязательств, что, естественно, будет иметь плохие социальные последствия. Так что правительству нужно вести благоразумную бюджетную политику и не наращивать обязательства перед пенсионерами, бюджетниками за счет текущей конъюнктуры, потому что это очень опасно.

2.2.

За последние четыре года номинальный  ВВП стран с развитой экономикой увеличился на $4,2 трлн, в то время как совокупный государственный долг вырос на $16,5 трлн. Стремительный рост долга в государственном секторе был связан с необходимостью масштабной поддержки частного сектора в период последнего финансового кризиса. За счет экстраординарных мер поддержки — фискальных стимулов, увеличения госрасходов, сверхмягкой денежно-кредитной политики и т. д. — взвешенная долговая нагрузка на бюджеты стран с развитой экономикой возросла с 73% ВВП в 2007 г. до 104% ВВП в 2011 г. Чрезмерная долговая нагрузка на центральные правительства развитых стран определенно является препятствием на пути к устойчивому восстановлению национальных экономик и тормозит рост мировой экономики в целом.

Информация о работе Понятие государственного долга