Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:56, курсовая работа
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.
В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга ложно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов - как физических, так и юридических лиц.
Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.
Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.
Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д.Рикардо, Ж.Б.Сей, Дж.С.Милль, У. Петти, Я.Ф.Мелон, А.Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и другие.
Поэтому, целью нашей работы является изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям «государственный долг»;
- определить виды госдолга и дать их характеристику
- проанализировать современную ситуацию на рынке внешних и внутренних заимствований;
-выявить пути решения проблем госдолга РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ЕГО ВИДЫ……………...3
1.1. Понятие государственного долга ……………......…………………….5
1.2. Внутренний государственный долг…………………...……………….8
1.3. Внешний государственный долг……………………………………….11
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА.......13
2.1. Государственный долг РФ на современном этапе………..…………... 13
2.2. Пути решения проблем государственного долга……………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...……………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .………………..………....19
ПРИЛОЖЕНИЕ А Динамика суммы государственного долга РФ....….......20
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Платежи по госдолгам …………………………………..21
ПРИЛОЖЕНИЕ В Прогноз выплат госдолга……………………………….22
В международной практике существует несколько способов сокращения долга в государственном секторе, по-разному учитывающих интересы кредиторов. Поддержание темпов экономического роста, опережающих темпы роста государственного долга — самый дружественный по отношению к кредиторам и учитывающий интересы всех групп влияния. Однако этот способ очень долгосрочный, требующий не только поддержания низкой стоимости капитала, но и предельного уровня занятости, полной загрузки мощностей, повышения производительности труда, разработки принципиально новых технологий и т. д. Определенно, страны, испытывающие критические долговые проблемы, не могут позволить себе пойти по этому сценарию.
Повышение фискальной нагрузки и/или сокращение расходов государственного бюджета — следующий наиболее очевидный способ сокращения долга, учитывающий интересы кредиторов, но ограничивающий интересы бюджетополучателей. Этот способ уже используется многими странами с высокой долговой нагрузкой, но пока недостаточно интенсивно, чтобы решить накопленные долговые и бюджетные дисбалансы. Его оборотная сторона — дестимулирование экономического роста и возможное ухудшение глобального экономического цикла. В общем-то, этим объясняется осторожный подход центральных правительств в применении данного способа.
Третий способ лежит в сфере
денежно-кредитной политики и заключается
в поддержании отрицательных
реальных процентных ставок в долгосрочном
периоде или иначе —
Наконец, самый быстрый способ снижения
долга в государственном
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Как мы уже говорили, в настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным.
На протяжении всех лет, связанных с реформами проблема выплаты задолженности по государственному долгу остается одним из важнейших стратегических задач государства.
В целом по итогам работы можно сделать следующие выводы.
В первой главе мы рассмотрели понятие «государственного долга», под которым понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Существуют различные классификации государственных займов однако основная из них - это деление долга на внутренний и внешний.
Во второй главе мы рассмотрели текущую ситуацию, связанную с государственным долгом в России. Нужно отметить, что России удалось в 2005-2007 гг. выплатить большую часть своего долга. Это в основном происходило за счет сверхдоходов от вывоза природных ресурсов. Сейчас также наблюдается тенденция перехода от внешних заимствований к внутренним. Это обусловлено тем, что руководство страны хочет развития реального сектора экономики накопления капитала внутри страны, а не его вывоза.
Таким образом, проблема государственного долга на сегодняшний день по-прежнему остается и является одной из главнейших стратегических задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998г., № 145-ФЗ (ред. от 6.12.2007 г.).- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 29.03.08 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 26.01.1996г., № 14-ФЗ. - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 29.03.08 г.
3. Борисов С.М. Внешние долги России // Деньги и кредит. - 2007. - №2.-С. 21-25.
4. Вавилов Ю.Я. Вопросы
5. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. - М.: Институт международного права и экономики, 2006.
6. Вавилов А. Г. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. М.: Городец-издат, 2001.
7. 13. Пряшников В.И. О государственном долге – из первых рук. // ЭКО – 1996 г. № 11.
8. http://www.imf.org
9. http://www.cbr.ru (Центральный банк Российской Федерации)
10. http://server.vpk.ru/www-vpk/
11. http://www.minfin.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
ПРИЛОЖЕНИЕ В.