Признаки и порядок установления банкротства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 23:25, реферат

Краткое описание

В период рыночных реформ большая часть российских предприятий оказалась в тяжелом экономическом положении. Это связано не только с общей ситуацией в стране, но и со слабостью финансового управления на предприятиях. Отсутствие навыков адекватной оценки собственного финансового состояния, анализа финансовых последствий принимаемых решений поставили многие из них на грань банкротства. Так что знание методов финансового анализа, умение разработать план оздоровления предприятия стали необходимой предпосылкой эффективного управления организацией. Каждый менеджер знает: худшее, что может случиться с предприятием, - это банкротство. Поэтому, принимая любое решение, руководитель прежде всего старается его избежать, а потом только уже соизмеряет возможные прибыли и убытки. Однако, рано или поздно, по вине ли плохой конъюнктуры рынка,

Содержание

Введение………………………………………………………….……………3
1. Понятие, виды и признаки банкротства…………………………… …….5
2. Порядок установления банкротства……………………………………….9
3. Ликвидация обанкротившихся предприятий……………………………18
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

антикриз.управление.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

      должника;

    - сведения о  финансовом  состоянии   должника  прекращают  относиться  к

    категории сведений, носящих конфиденциальный  характер либо  являющихся коммерческой  тайной.

Конкурсный  управляющий  с  момента своего  назначения   осуществляет

следующие функции:

    1) принимает в ведение  имущество   должника,  проводит  инвентаризацию  и

      оценку  имущества  должника  и  принимает  меры  по  обеспечению   его сохранности;

    2) анализирует финансовое состояние должника;

    3) предъявляет к третьим лицам,  имеющим  задолженность  перед   должником, требования о ее  взыскании в порядке,  установленном   законодательством Российской Федерации;

    4) принимает меры, направленные на  поиск, выявление и  возврат  имущества

      должника, находящегося у третьих  лиц;

    5) осуществляет иные функции в  соответствии с законом.

Все имущество  должника,  имеющееся  на  момент  открытия  конкурсного производства  и  выявленное  в  ходе  конкурсного  производства,  составляет конкурсную  массу.  После проведения  инвентаризации  и оценки   имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного  имущества на открытых торгах.

Вырученные  от  реализации   имущества   средства   используются   для удовлетворения  требований  кредиторов  в   соответствии   с   установленной очередностью:

    1) вне очереди покрываются судебные  расходы;

    2) в первую очередь удовлетворяются  требования  граждан,  перед   которыми

      должник несет ответственность  за причинение вреда жизни и здоровью;

    3) во вторую очередь производятся  расчеты по выплате выходных  пособий  и         оплате труда с лицами, работающими  по трудовому договору, и по  выплате вознаграждений по авторским  договорам;

    4)  в   третью   очередь   удовлетворяются   требования   кредиторов   по

      обязательствам, обеспеченным залогом  имущества должника;

    5)  в  четвертую  очередь   удовлетворяются  требования  по   обязательным

      платежам в бюджет и во внебюджетные  фонды;

    6) в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования  каждой очереди удовлетворяются  после полного удовлетворения требований  предыдущей  очереди.  При   недостаточности   денежных   средств должника  они  распределяются  между  кредиторами  соответствующей   очереди пропорционально суммам  требований,  подлежащих  удовлетворению.  Требования кредиторов,  не  удовлетворенные  по   причине   недостаточности   имущества должника, считаются погашенными.

После завершения расчетов с кредиторами  конкурсный управляющий  обязан представить в арбитражный суд отчет  о  результатах  проведения  конкурсного производства.  Определение  арбитражного  суда  о   завершении   конкурсного производства является  основанием  для  внесения  в  единый  государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

  Мировое соглашение.

На любой  стадии рассмотрения  арбитражным  судом  дела  о  банкротстве

должник и кредиторы вправе заключить  мировое соглашение.

Мировое соглашение должно содержать положения  о  размерах,  порядке  и

сроках  исполнения обязательств должника и (или) о  прекращении  обязательств

должника  предоставлением  отступного,  новацией  обязательства,   прощением

долга либо иными способами, предусмотренными гражданским  законодательством  Российской Федерации.

      Мировое соглашение может содержать  условия:

    - об отсрочке или о рассрочке  исполнения обязательств должника;

    - об уступке прав требования  должника;

    - об исполнении обязательств  должника третьими лицами;

    - о скидке с долга;

    - об обмене требований на акции;

    - об удовлетворении требований  кредиторов иными способами.

Мировое соглашение может быть заключено  после погашения  задолженности  по требованиям кредиторов первой  и  второй  очереди.  Утверждение  мирового соглашения арбитражным судом  в  ходе  наблюдения  или  внешнего  управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

Утверждение мирового соглашения  арбитражным  судом  в  ходе  внешнего управления  является  также  основанием   для   прекращения   моратория   на удовлетворение требований кредиторов.

Таким образом, современное российское законодательство  о  банкротстве преследует две основных цели (для достижения каждой  из  которых  выработаны особые средства).

Во-первых, необходимо изъять из  гражданского  оборота  субъектов,  не способных функционировать, принося прибыль  и  добросовестно  исполняя  свои обязательства  перед  контрагентами.  Ликвидация  таких  субъектов  способна только оздоровить экономику.

Закон призван осуществить ликвидацию таких юридических лиц, во-первых, быстро  (чтобы  они  не  успели   причинить   более   значительных   убытков кредиторам); во-вторых, с соблюдением баланса интересов как должника, так  и

кредиторов  и государства.

Во-вторых, закон должен помочь  восстановлению  финансового  положения должника,  испытывающего  временные  трудности,   обладающего   значительным финансовым потенциалом. 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Ликвидация обанкротившихся предприятий. 

Предприятие-должник  объявляется банкротом, если меры а процессе его санации не привлекли к ожидаемым результатам. Затем по решению арбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

Ликвидационная  комиссия в соответствии с действующим  законодательством осуществляет общее  управление имуществом предприятия-банкрота.

Процесс осуществления ликвидационных процедур при банкротстве  включает:

  1. Оценку имущества предприятия-банкрота по балансовой стоимости. Такая оценка производится на основе полной инвентаризации имущества предприятия;
  2. Оценку имущества предприятия-банкрота по рыночной стоимости. В этом случае имущество предприятия-банкрота подлежит реализации с целью удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительно оценено по минимальной рыночной стоимости;
  3. Определение ликвидационной массы. Основу для формирования ликвидационной массы составляет все имущество предприятия-должника, оцененное по рыночной стоимости, за предусмотренным действующим законодательством изъятием;
  4. Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества. Решение об этом принимает ликвидационная комиссия по согласованию с собранием кредиторов. Этот выбор основывается на получении максимально возможной суммы средств от реализации имущества;
  5. Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов. Эта процедура наиболее сложная в процессе осуществления ликвидационных процедур при банкротстве. Источником обеспечения такого удовлетворения претензий являются средства, вырученные от продажи имущества должника. Сумма этих средств распределяется в определенной очередности. В первую очередь возмещаются расходы:

       1) арбитражного суда;

         2) ликвидационной комиссии;

    1. распорядителей имущества;
    2. удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные  залогом.

    Затем выполняются обязательства перед:

    1. работниками предприятия-банкрота;
    2. удовлетворяются требования по общегосударственным и местным налогам, налоговым платежам в бюджет, органов государственного страхования и пенсионного обеспечения;
    3. требования кредиторов, не обеспеченные залогом;
    4. требования по возвращению взносов работников в уставный фонд и выплат по акциям трудового коллектива;
    5. прочих требований.

Требования  каждой последующей очереди удовлетворяются  после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности  средств от продажи имущества  для полного удовлетворения всех требований одной очереди, претензии удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому кредитору сумме;

    6) Разработку  ликвидационного баланса ликвидационной  комиссией после полного удовлетворения  всех требований кредиторов и  подачу его в арбитражный суд. Если по результатам ликвидационного баланса не осталось имущества после удовлетворения требований кредиторов, арбитражный суд выносит постановление о ликвидации юридического лица-банкрота. Если же у предприятия-банкрота достаточно имущества для удовлетворения всех требований кредиторов (достаточно с позиций законодательства для его функционирования в данной организационно-правовой  форме), оно считается свободным от долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Заключение. 

Неизбежное  в условиях формирования рыночной  экономики  реформирование предприятий  предполагает создание  в  обществе  законодательных  предпосылок для  развития эффективных взаимоотношений  между  предприятиями-заемщиками  и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок -  наличие законодательства о банкротстве, реализация  которого  должна  способствовать предупреждению случаев банкротства,  оздоровлению  всей  системы  финансовых взаимоотношений между  предпринимателями,  а  в  случае  признания  должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных  последствий  банкротства  для обеих сторон,  осуществлению  всех  необходимых  процедур  в  цивилизованной форме.

В настоящее  время основным  нормативным  документом,  регламентирующим процедуру  банкротства,  является  Федеральный  закон  “О  несостоятельности (банкротстве)”  от 26 октября 2002 года N271-Ф3.

Признаком  банкротства  юридического  лица   считается   неспособность юридического  лица   удовлетворить   требования   кредиторов   по   денежным обязательствам  и  (или)  исполнить  обязанность  по   уплате   обязательных платежей,  если  соответствующие  обязательства  и  (или)   обязанности   не исполнены  им  в  течение  трех  месяцев  с  момента  наступления  даты   их исполнения. Предприятие считается банкротом после признания факта о несостоятельности арбитражным судом, а также, если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения предприятия-должника, указанному в учредительных документах. Обращение в арбитражный суд возможно, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.

Внешнее управление имуществом должника осуществляет арбитражный управляющий. В его  обязанности входит ряд мер по восстановлению платежеспособности предприятия-должника и продолжению его деятельности. Все мероприятия внешний управляющий осуществляет согласно плану, утвержденному собранием кредиторов.

Предприятие-должник  объявляется банкротом, если меры а  процессе его санации не привлекли  к ожидаемым результатам. Затем  по решению арбитражного суда создается  специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

Экономическая «болезнь» предприятия часто  подкрадывается незаметно, и чтобы  вовремя распознать ее и предотвратить  опасный исход, необходим систематический  анализ финансового состояния предприятия. В современной России, экономика  которой нестабильна, а ее правовые основы не до конца и не везде разработаны, имеется множество предприятий-должников. Применительно к этим предприятиям финансовый анализ с применением различных методик должен ответить на вопрос, что с ними делать: зафиксировать неплатежеспособность и перейти к процедурам санации и финансовой поддержки, объявить безнадежных банкротами, ликвидировать, реорганизовать. При этом важно как можно раньше принять решение по выходу из кризисного состояния.

Информация о работе Признаки и порядок установления банкротства предприятия