Проблемы и перспективы деятельности России и Кыргызстана в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: В конце XX века мировая экономика значительно трансформировалась. Новая фаза научно-технической революции и интернационализация потоков капитала трансформировали модель экономического развития.
Россия все активнее участвует в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях по мере интеграции страны в мировую экономику, мировой финансовый рынок.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы международных финансовых и кредитных отношений…………………………………………...5
1.1. Финансовая методология в сфере международных валютно-финансовых и кредитных отношений…………………………………….........................................5
1.2. Основы финансовых рисков в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений…………………………………………….12
1.3. Методология финансово-валютной и кредитной политики в ведущих странах мира……………………………………………………………………..…30
Глава 2. Анализ взаимодействия России и Кыргызстана в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений………….34
2.1. Регулирование деятельности участников России и Кыргызстана в финансовом рынке………………………………………………………………….34
2.2. Финансирование Россией Кыргызстана за счет стимулирующих грантов………………………………………………………………………………42
2.3. Анализ развития финансовой сферы республики за счет взаимодействия с Россией в финансовых кредитных и валютных отношениях…………………....56
Глава 3. Проблемы и перспективы деятельности России и Кыргызстана в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений………………………………………………………………………….69
3.1. Модернизации экономики Кыргызстана за счет международной валютно-финансовой и кредитной деятельности…………………………………………..69
3.2. Развитие международного финансового сотрудничества между Россией и Кыргызстаном………………………………………………………………………82
Заключение………………………………………………………………………..91
Список использованной литературы…………………………………………..96

Вложенные файлы: 1 файл

Россия и Кыргызстан в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений дипломная.docx

— 868.38 Кб (Скачать файл)

В различных стратегиях были определены конкретные секторы для дальнейшей реализации задач по развитию торговли. В Национальной стратегии устойчивого развития предусматривается развитие текстильной и швейной отрасли посредством реализации проекта «Технополис». В течение 2014-2015 годов для улучшения производства, логистики и инфраструктуры потребуются инвестиции на сумму 33,4 млн. долларов США, поскольку текстильно-швейная промышленность является важной экспортно-ориентированной отраслью для страны. Сектор сельскохозяйственной продукции был также определен в качестве сектора для реализации подобных инициатив. Строительство объектов инфраструктуры и создание логистической поддержки для упрощения экспорта сельскохозяйственной продукции в рамках Таможенного союза планируется на 2013-2014 годы.

     Национальная  стратегия устойчивого развития  Кыргызской Республики построена на одновариантном видении перспектив развития экономических процессов, в то время, как использование многообразных вариантов достижения поставленных целей и сравнение возможных затрат с ожидаемым эффектом позволяет выбрать наиболее выгодный для экономики путь развития. В этой связи нами предлагается методика прогнозирования внешнеторгового оборота, основанная на подходах, используемых в методике анализа регулятивного воздействия:

Постановка цели.

Прогнозирование внешнеторгового оборота Кыргызской Республики для всех альтернативных вариантов имеет одну цель – увеличение объемов внешней торговли при постепенном сокращении отставания темпов роста экспорта от импорта.

В последние годы отмечается устойчивый рост общего объема внешнеторгового оборота Кыргызской Республики. Однако наметилась устойчивая тенденция ускоренного роста импорта по сравнению с ростом экспорта. Сложившаяся товарная структура, как экспорта, так и импорта не способствуют формированию условий для динамичного экономического роста.

Рост основного показателя экономического развития страны – валового внутреннего продукта (ВВП) – в последние годы не обеспечивается ростом промышленной и сельскохозяйственной продукции, которые поставлены в неравные условия с иностранными производителями и поставщиками товаров на внутренний рынок республики. Использование таможенных тарифов ограничено обязательствами Кыргызской Республики как члена интеграционных объединений и международных экономических организаций.

Альтернатива 1. Не предпринимать никаких мер по усилению государственного регулирования внешнеэкономических связей, предоставить рыночным механизмам возможность действовать без ограничений.

Риски:

-банкротство большого  числа предпринимателей, не выдержавших  ценовой конкуренции с импортом;

-рост цен на товары  народного потребления;

-обесценение национальной  валюты;

-замедление роста и  возможное падение ВВП в связи  с сокращением объемов промышленного  и сельскохозяйственного производства;

-потеря рычагов государственного  воздействия на экономические  процессы.

Альтернатива 2. Проведение избирательной импортозамещающей политики и поддержка экспорториентированных производств.

Риски:

-усиление зависимости  от колебаний мировой конъюнктуры, что сопряжено с резкими скачками  цен и усилением социальной  напряженности в обществе;

-отсутствие у предприятий, находящихся под государственной  протекцией стимулов к повышению  производительности труда и улучшению  качества продукции;

-несоответствие методов  внутренней экономической политики  с международными обязательствами  республики.

Альтернатива 3. Использование валютного курса как инструмента регулирования объемов экспорта и импорта.

Риски:

-банкротство мелких и  средних предпринимателей, имеющих  ограниченный доступ к кредитным  ресурсам;

-сокращение возможностей  для открытия новых производственных  предприятий, поскольку все усилия  предпринимателей будут направлены  на получение прибыли в короткий  срок.

Альтернатива 4. Использование методов таможенно-тарифного регулирования.

Риски:

-увеличение коррупции;

-ухудшение положения  потребителей в случае роста  тарифов и снижение выигрышей  отечественных производителей в  случае их снижения;

-несоответствие принимаемых  мер международным обязательствам  республики.

5. Сравнение «затраты/выгоды»  Затраты государства 

Выгоды потребителей

Выгоды производителей

Выгоды общества

Альтернатива 1

-

0

0

Альтернатива 2

max

+

+

Альтернатива 3

-

+

+

Альтернатива 4

min

0

0


 

Из полученных нескольких вариантов прогноза показателей выбирается наиболее благоприятный с точки зрения получения наибольших выгод для общества в целом, в котором учитываются возможность сохранения позитивных изменений в структуре национальной экономики на более отдаленную перспективу.

Предложенная методика прогнозирования позволяет, с одной стороны, сохранить за государством возможность использования рычагов воздействия на экономические процессы, с другой, учесть вероятные последствия принятия или непринятия решений. Следует отметить, что приведенные риски и альтернативы достаточно условны и в реальности их может быть значительно больше. В частности, альтернативой может быть сокращение импорта в одну страну; увеличение экспорта в другую, риски могут быть увеличены, или ожидаться по другим позициям.

Применение такой методики целесообразно не только по укрупненным позициям, как экспорт – импорт, но и по отдельным товарным позициям, по отдельным странам – торговым партнерам, что в целом позволит улучшить качество государственного регулирования и снизить общественные издержки, связанные с потерей престижа государственных решений в связи с их непоследовательностью и неэффективностью.

Комплекс проблем, существующих в деятельности Фонда, связан с методами и инструментами реализации этой международной организацией своей стратеги.

Первой проблемой в истории МВФ был вопрос о его дальнейшем функционировании, появившийся в начале 80-х годов и связанный с проектами реформирования мировой валютной системы в целом. Некоторые проекты предлагали заменить МВФ более демократичным и конструктивным международным финансовым институтом. Со временем актуальность таких вопросов уменьшилась, но угроза ещё остаётся.

Современные проблемы вытекают из реализации стратегии МВФ в разных странах. В последнее время деятельность МВФ подвергается критике мировой общественностью, особенно общественностью развивающихся стран. Дело в том, что предоставляя займы на оздоровление экономики, МВФ выдвигает, как правило, примерно одинаковый пакет требований, который включает: приватизацию крупных предприятий, либерализацию цен и внешней торговли, жёсткую денежно-кредитную политику для стабилизации валюты, прекращение субсидирования убыточных предприятий, минимизацию бюджетного дефицита за счёт сокращения социальных программ и повышения налогов, девальвации валюты. В большинстве случаев выполнение этих требований не только не способствует улучшению состояния экономики, а, наоборот, ведёт к падению производства, обострению социальных конфликтов.

Мировой опыт свидетельствует, что МВФ финансировал не всегда успешные программы экономического переустройства в разных странах. В 90-е годы МВФ активно пытался внедрять на просторах СНГ концепцию монетаризма, подошедшую для преобразований в Великобритании, США и других странах с устоявшейся рыночной экономикой.20

В заключение второй главы можно сделать следующие выводы, что формами деятельности МВФ являются: инспектирование, консультации, предоставление услуг и финансирование стран-членов.

Наиболее же известной является такая форма деятельности МВФ, как финансирование. МВФ предоставляет финансовую помощь странам-членам в рамках разнообразных механизмов финансирования, которые отличаются в основном типом проблем платёжного баланса, для ликвидации которых они предназначены, и условиями предоставления кредитов.

МВФ осуществляет наблюдение и контроль над соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Во-первых, МВФ наделен полномочиями, создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР.

Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений.

В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам-членам.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Развитие международного финансового сотрудничества между Россией и Кыргызстаном

 

Кыргызская Республика в 1991 г. пошла по своему независимому пути, получив в наследство индустриально-аграрную многоотраслевую экономику с довольно неплохим, по международным меркам, ресурсным обеспечением. Однако экономика страны была довольно уязвима вследствие ее сильной зависимости от кооперационных поставок для киргизской обрабатывающей промышленности, ввоза продовольствия, энергоносителей, сырья и материалов, а также от финансовых трансфертов из других союзных республик, главным образом из России21.

Трудно не согласиться с независимыми аналитиками, которые ещё в 1990-е гг. были уверены в том, что современный Кыргызстан ожидают серьезные испытания, равно как всю Центральную Азию и мир в целом. Проблемы в энергетике, ухудшение продовольственной безопасности, дыры в социальной политике, последствия финансового кризиса - это и есть те главные проблемы, которые были очевидны для руководства страны в новом столетии. Преодоление этих и ряда других негативных факторов социально-экономического развития страны представляется невозможным без активизации инвестиционной деятельности и интенсификации международных отношений как важнейших предпосылок выхода национальной экономики из кризиса. В том, что участие Кыргызстана в двухсторонних партнёрских отношениях с Россией значимо для страны, сегодня мало у кого вызывает сомнение22.

Взгляды на экономику Кыргызстана в публичном пространстве можно разделить на две диаметрально противоположные точки зрения. Существует так называемая официальная позиция в лице государственной власти, которая показывает социально-экономическое развитие исключительно в радужных тонах. Информацию о своих больших планах власти Кыргызстана тиражируют не только в стране, но и всячески стремятся убедить в этом мировую общественность и иностранных инвесторов в том числе. На 68-й сессии генассамблеи ООН министр иностранных дел Кыргызстана выступил с докладом, предоставив «Стратегию устойчивого развития Киргизии на 2013-2017 годы»23. По данным Национального статистического комитета Кыргызстана, рост ВВП в январе-июле 2013 г. составил 7,8 % по отношению к январю-июлю 2012 г. В январе-июле 2012 г. отмечался спад экономики на 6 %.

В абсолютном значении объем ВВП в январе-июле 2013 г. составил 165 млрд 748,6 млн сомов, в том числе без предприятий по разработке месторождения «Кумтор» - 154 млрд 835,4 млн сомов. Реальный рост в 2014 г. прогнозируется в размере 6,9 %, в 2015 – 6,6 % % и в 2016 г. - 5,9 %24.

Дефлятор ВВП сложился на уровне 103,6 %. Как показывает структурный анализ по вкладам отраслей, экономический рост обеспечен всеми секторами экономики, положительный вклад которых оценивается в сельском хозяйстве - 0,2 процентного пункта, промышленности - 3,7, строительстве - 0,5, сфере услуг - 2,2 процентного пункта.

Данный подход властей Кыргызстана очевиден, что же это будет за президент и его правительство, если они не будут давать кыргызскому народу надежду на то, что и у них есть право на лучшую жизнь и возможность вырваться из беспросветной бедности, в которой страна пребывает со времен обретения независимости.

Безусловно, кыргызскому народу рано или поздно болезненные реформы осуществлять придется. Можно согласиться с мнением главы Совета по развитию бизнеса и инвестициям Т. Койчуманова, считающего, что первым делом правительству надо сосредоточиться не столько над привлечением новых иностранных инвесторов, сколько на защите уже существующих и вложивших свой капитал в экономику страны и рискующих потерять его, в частности, сейчас речь идет о главном стратегическом партнере Кыргызстана - Российской Федерации.

Бывшие руководители Кыргызстана в лице А. Акаева, Р. Отум- баевой, К. Бакиева и нынешнего президента А. Атамбаева были уверены и придерживаются этой уверенности по сей день, что «Укрепление и дальнейшее развитие стратегического партнерства и союзнических отношений с Россией было и остается одним из главных внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов Кыргызстана. Следовательно, ее экономические успехи будут содействовать эффективному включению в систему мирохозяйственных связей и оздоровлению экономики не только Кыргызстана, но и других стран СНГ. Поэтому расширение взаимовыгодных торговоэкономических отношений с Россией направлено на решение наших экономических проблем»25.

Информация о работе Проблемы и перспективы деятельности России и Кыргызстана в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений