Программа антикризисных мер правительства РФ на 2009 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:04, реферат

Краткое описание

Программа учитывает решения глав государств и правительств, выработанные на саммите «Группы двадцати», который состоялся 2 апреля 2009 г. в Лондоне. К их числу относятся меры по восстановлению темпов экономического роста и расширению числа рабочих мест, укреплению финансовой системы и финансового регулирования, возобновлению полномасштабного кредитования, сдерживанию протекционизма.
Основные положения программы были представлены в рамках отчета Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год, с которым выступил Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин в Государственной Думе 6 апреля 2009 года.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 111.80 Кб (Скачать файл)

Будет разработан механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий  малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, а также обеспечено развитие системы  небанковских микрофинансовых институтов, для оказания финансовой поддержки микро предприятиям и начинающим предпринимателям, за счет средств Внешэкономбанка. До 30 млрд. рублей будет расширена программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемой Внешэкономбанком, в том числе на цели микрокредитования будет направлено до 1 млрд. рублей.

Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляться пропорционально доле малых и  средних компаний, действующих на территории региона. При определении  уровня софинансирования будет учитываться расчетная бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для 78 субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета будет финансироваться ориентировочно до 80 процентов расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства.

В 2009 году впервые предоставляется  возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета  на развитие малого и среднего бизнеса - до 60 процентов в течение первого-третьего квартала текущего года.

Будут также приняты дополнительные меры по поддержке развития малого и среднего бизнеса:

формирование законодательной  основы микрофинансовой деятельности, совершенствование законодательства о кредитной кооперации как составной части финансовой системы Российской Федерации;

развитие альтернативных форм организации торговой деятельности, включая ярмарки выходного дня, в целях обеспечения населения  доступными товарами повседневного  спроса;

совершенствование системы  сертификации сельскохозяйственной продукции, обеспечивающее максимально быструю  поставку скоропортящейся продукции  в торговые объекты;

совершенствование законодательства о преимущественном праве выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства  государственных и муниципальных  объектов недвижимого имущества  в части установления принципа добросовестности арендатора;

введение административной ответственности государственных  и муниципальных заказчиков за невыполнение требований федерального закона об обязательной квоте (до 20 процентов) для малого предпринимательства.  

 

5. Формирование  мощной финансовой системы  

 

Расширение ресурсной  базы и повышение ликвидности  финансовой системы - первое направление  антикризисных действий Правительства  Российской Федерации в данной сфере.

Совместно с Банком России реализуются меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы  финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2008 году на эти цели уже  направлено на возвратной основе из всех источников, включая бюджет, средства госкорпораций и рефинансирование со стороны Банка России, более 2 трлн. рублей. В 2009 году поддержка будет продолжена, в основном, за счет ресурсов Банка России.

Предусматривается возможность  выделения в 2009 году 495 млрд. рублей на поддержку банковской системы, в  том числе 280 млрд. рублей - на капитализацию  банков, 215 млрд. рублей - фондирование за счет Фонда национального благосостояния. При этом предоставление государственной  поддержки будет увязано с  кредитованием реального сектора.

На увеличение ресурсной  базы банков направлен ряд решений  Банка России. Расширен ломбардный список Банка России для обеспечения  дополнительных возможностей рефинансирования кредитных организаций. Увеличены  сроки предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами (векселя, поручительства, права требования).

Будет усилен контроль за реализацией мероприятий по предупреждению банкротства и ходом процедур банкротства небанковских финансовых организаций в целях создания возможности для сохранения активов и максимизации удовлетворения требований кредиторов, включая физических лиц.

Повышение доступности банковского  кредитования для предприятий реального  сектора - второе направление действий Правительства Российской Федерации.

Со стороны Банка России усилен контроль за работой органов управления банков, получивших средства государственной поддержки, включая субординированные кредиты. В такие банки назначены уполномоченные представители Банка России. Контроль будет осуществляться по вопросам размера кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами, вознаграждения органов управления кредитной организации.

Упрощена процедура предоставления государственных гарантий. Предусмотрена  возможность делегирования Правительством Российской Федерации Минфину России права принятия решения о предоставлении государственных гарантий по кредитам отдельных организаций в размере, до 10 млрд. рублей по каждой гарантии. Увеличен максимальный размер государственных  гарантий Российской Федерации для  оказания поддержки экспорта промышленной продукции (с 50 до 150 млн. долларов США), право принятия решения о предоставлении которых Правительство Российской Федерации может делегировать Минфину России.

С целью повышения устойчивости рынка корпоративных облигаций  срок исполнения обязательств по биржевым облигациям продлен с одного года до трех лет. Разрешен выпуск биржевых облигаций не только открытыми акционерными обществами, но и другими хозяйственными обществами, а также госкорпорациями.

Обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с  точки зрения общей устойчивости банковской системы - третье направление  действий Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  и Банк России будут стимулировать  консолидацию в банковской сфере, формирование крупных и финансово устойчивых банковских структур, конкурентоспособных  на международном уровне и способных  обеспечивать «длинное» финансирование проектов.

Банку России предоставлено  право заключать с банками соглашения, в соответствии с которыми Банк России компенсирует им часть убытков по кредитам, выданным организациям, у которых отозвана банковская лицензия.  

 

6. Обеспечение  макроэкономической стабильности  

 

Правительство Российской Федерации  во взаимодействии с Банком России будет реализовывать взвешенную макроэкономическую политику, направленную на поддержание баланса между  усилением социальной поддержки  населения и стимулирования развития отраслей экономики - с одной стороны, и сохранением приемлемого уровня инфляции и устойчивого курса  рубля - с другой.

Поддержание такого баланса  предполагает следующие приоритеты макроэкономической политики:

проведение бюджетной  политики, предусматривающей повышение  эффективности и целевой направленности бюджетных расходов, в том числе  за счет модернизации бюджетного сектора  экономики и реструктуризации бюджетной  сети;

последовательное снижение темпов роста инфляции с 13 процентов  в 2009 году до 10 процентов в 2010 году и 7,5 процента в 2011 году, в том числе  за счет проведения консервативной денежно-кредитной  политики (при обеспечении экономики  достаточным количеством ликвидности), стимулирования конкуренции и активизации  антимонопольного контроля;

повышение доверия к рублю  как средству сбережения;

содействие расширению банковского  кредитования и удешевление кредита  для предприятий и граждан.

Поддержание макроэкономической устойчивости российской экономики  требует сохранения определенного  уровня средств в Резервном фонде, достаточного объема золотовалютных резервов, поддержания положительного баланса внешней торговли и последовательного сокращения бюджетного дефицита. Правительство Российской Федерации планирует снизить дефицит федерального бюджета до 3 процентов ВВП в 2011 году. К концу 2011 года в Фонде национального благосостояния останутся средства на сумму порядка 2 процентов ВВП.

Такая политика обеспечит  доверие российских и иностранных  инвесторов, что позволит возобновить  приток капитала и восстановить рост экономики. При этом Правительство  Российской Федерации намерено воздержаться от существенного наращивания заимствований  на внутренних финансовых рынках, для  того чтобы инвестиционные ресурсы  банковской системы полностью направлялись на кредитование граждан и отечественных  предприятий.  

 

7. Реализация антикризисных  мер в субъектах Российской  Федерации  

 

На региональном уровне реализуется  единая система антикризисных мер, включающая мероприятия, софинансируемые как за счет средств федерального бюджета, так и самостоятельно реализуемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. На межбюджетные трансферты регионам из средств федерального бюджета в 2009 году будет направлено 1,31 трлн. рублей, что почти на 20 процентов больше, чем в 2008 году.

Основными целями системы  антикризисных мер, принимаемых  на уровне регионов, являются:

обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов с целью исполнения публичных  обязательств, выплаты заработной платы  работникам бюджетной сферы, оплаты первоочередных расходов;

содействие занятости  населения, сохранение и создание рабочих  мест.

Ключевое направление  антикризисной политики в субъектах  Российской Федерации - поддержание  сбалансированности бюджетной системы. Это направление обеспечивается как предоставлением поддержки  бюджетам субъектов Российской Федерации  средств из федерального бюджета, так  и проведением ответственной  политики на региональном уровне, включающей:

оптимизацию бюджетных расходов, в том числе, в части капитальных  вложений, и реструктуризацию бюджетной  сети;

недопущение роста кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам;

отказ от пополнения доходной базы бюджета субъекта Российской Федерации  за счет снижения доходной базы местных  бюджетов.

Предоставление поддержки  бюджетам субъектов Российской Федерации  из федерального бюджета будет осуществляться, в том числе за счет  предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, а также предоставления бюджетных кредитов. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 300 млрд. рублей. При этом будет учитываться реализация принятых Правительством Российской Федерации решений о снижении уровня финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, на которые предоставляются субсидии из федерального бюджета.

Другое направление - совместная реализация программы содействия занятости. Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации  на реализацию программ содействия занятости  населения и по социальной поддержке  безработных граждан направляются на проведение следующих мероприятий:

опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения;

организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных  учреждений, а также работников в  случае угрозы массового увольнения;

оказание адресной поддержки  гражданам, включая организацию  их переезда в другую местность для  замещения рабочих мест, в том  числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и  инвестиционных проектов;

содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Программы будут гармонизированы  с мероприятиями, осуществляемыми  субъектами Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета  в рамках реализации переданных полномочий в области содействия занятости  населения. С этой целью выделено дополнительно из средств федерального бюджета 33,9 млрд. рублей, в том числе на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными - 29,8 млрд. рублей, реализацию мероприятий активных программ занятости - 4,15 млрд. рублей.

Третье направление - государственная  поддержка реального сектора  экономики на региональном уровне в  целях сохранения рабочих мест.  Реализуются следующие меры:

субсидирование процентной ставки по кредитам предприятиям реального  сектора экономики (предусмотрено  в 69 регионах);

предоставление государственных  гарантий предприятиям реального сектора  экономики (предусмотрено в 57 регионах).

Мероприятия по поддержке  агропромышленного комплекса реализуются  в подавляющем большинстве субъектов  Российской Федерации. Они, как правило, предусматривают предоставление субсидий по основным направлениям сельскохозяйственного  производства, на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного  комплекса и организациям потребительской  кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.

Четвертое направление - оказание государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса:

предпринимаются меры по обеспечению  условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими  помещений (в 80 субъектах Российской Федерации приняты соответствующие нормативные правовые акты);

регионы широко пользуются предоставленными налоговыми возможностями по поддержке  малого и среднего предпринимательства (36 регионов уже приняли решение о снижении дифференцированных ставок);

практически все субъекты Российской Федерации заявили о  своем участии в федеральной  программе оказания государственной  поддержки малому и среднему предпринимательству.

Пятое направление - поддержка  регионов со сложными условиями ведения  экономической деятельности, включая  Дальний Восток, Арктику и районы Крайнего Севера. В отношении этих регионов будут разработаны дополнительные меры по предотвращению оттока населения  и обеспечению социальной защиты граждан.

Информация о работе Программа антикризисных мер правительства РФ на 2009 год