Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 10:23, курсовая работа
Предмет исследования- трудовые отношения в организациях, подлежащих банкротству.
Цель исследования -анализ современного правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений в условиях банкротства работодателя сквозь призму защиты трудовых прав и интересов работников. При этом предметная область исследования ограничивается рассмотрением в заданном ракурсе указанных отношений в ходе реализации процедур несостоятельности работодателей-юридических лиц.
Задачи исследования:
1) обосновать необходимость отнесения особого состояния работодателя, связанного с применением к нему предусмотренных законодательством процедур банкротства, к числу оснований дифференциации правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений;
2) сформулировать понятие защиты трудовых прав и интересов работников;
3) выявить и обосновать наличие специфики защиты трудовых прав работников при реализации процедур банкротства работодателя;
4) проанализировать особенности защиты интересов работников в процессе процедур банкротства;
Введение………………………………………………………………………….……3
I. Банкротство: общая характеристика………………………….…………………...4
1.1Понятие и признаки банкротства…………………………………………………4
1.2. Общая характеристика процедур, применяемых к несостоятельному должнику………………………………………………………………………………8
II. Регулирование трудовых отношений в организациях………………………....16
2.1. Регулирование трудовых отношений в организациях, проходящих процедуры реорганизации. ………………………………………...……………….16
2.2. Регулирование трудовых отношений в организациях, подлежащих ликвидации…………………………………..……………………………………….19
2.3. Роль профсоюзов в регулировании трудовых отношений кризисных предприятий …………………………………………………………………………21
III. Защита интересов работников при банкротстве предприятия………..……...24
3.1. Содержание понятий и международный опыт………………………………..24
3.2. Международный опыт защиты интересов работников в условиях проведения процедур несостоятельности(Опыт США)………………….……………………..28
3.3. Международная организация труда (МОТ) о несостоятельности и защите интересов трудящихся……………………………………………………………….31
3.4. Российское законодательство о труде, несостоятельности, коллективных договорах и соглашениях: реальность и проблемы……………………………….36
Заключение………………………………………………….………………………..46
Список литературы…………………..………………………………………………47
Функции
органов управления юридического лица,
предусмотренные его
В контексте темы такое положение дела означает, что на практике рассматриваемую норму ст.16 Закона о коллективных договорах реализовать крайне затруднительно или невозможно. Причина в том, что юридический статус и регламентация отношений между работниками и их полномочными представителями, с одной стороны, и ликвидационной комиссией - с другой, по сути, принадлежат разным отраслям права и не стыкуются.
Надо обратить внимание на противоречия норм Закона о коллективных договорах в отношении их действия по кругу лиц. Согласно ч.2 ст.1, действие Закона распространяется на всех работодателей, работников, представителей работодателей и представителей работников, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В данный круг лиц не входят собственник имущества и лицо, осуществляющее реорганизацию организации, например в ходе проведения процедур несостоятельности (арбитражное, временное управление до начала конкурсного производства), а также лицо, занятое ликвидацией организации.
Все упомянутые лица прямо или косвенно причастны к процедурам, предусмотренным ст.14 и ст.16 Закона о коллективных договорах и соглашениях.
Вследствие
данного факта возникает
Во-вторых,
следует осознавать цели и задачи,
возникающие перед лицами, которым
дозволяется осуществление
Идеология
обязательного наличия
Управляющий
(временный, внешний, конкурсный) не является,
по нашему мнению, надлежащим лицом, которое
обязано выполнять условия
Во-вторых, данным законом закреплено, что ответственность за невыполнение условий коллективного договора возлагается исключительно на лиц, представляющих работодателя (ст.26, 27). Управляющий (временный, внешний, конкурсный) не является полномочным представителем работодателя. Он обладает другим юридическим статусом, т.е. уполномочен правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей лиц, представляющих работодателя.
В-третьих, Законом о банкротстве введен институт представителя работников должника.
По замыслу законодателя в условиях несостоятельности организации надлежащими лицами такого рода отношений являются руководитель должника, управляющий (временный, внешний, конкурсный) и представитель работников должника (ст.2). Таким образом, в период трудовых отношений в экстремальных условиях несостоятельности между сторонами, заключившими в свое время коллективный договор, появляется два основополагающих обстоятельства:
1)
прекращение выполнения
2)
изменение круга надлежащих
В данный круг надлежащих лиц входят, c одной стороны, руководитель должника или управляющий (временный, внешний, конкурсный), а с другой - представитель работников должника. Более того, законодательством предусмотрен специальный механизм передачи полномочий представителю работников должника на участие в процедурах несостоятельности. По смыслу ч.4 п.2 ст.34 Закона о банкротстве представитель работников должника обязан быть уполномочен представлять интересы работников организации - должника общим собранием работников должника.
Рассмотрим вопрос о квалификации отношений или взаимодействия управляющего (временного, внешнего, конкурсного) организацией-должником и полномочным представителем работников должника. По нашему мнению, необходимо дать ответ на основной вопрос: возможно ли взаимодействие между упомянутыми субъектами и сторонами, выражающими интересы разных социальных групп, квалифицировать как социальное партнерство? Предпримем такую попытку.
Теоретическая
основа идеологии социального
Если проанализировать этимологию слова "партнер", то смысл его заключается в следующем. Партнер - участник совместной деятельности, но без надлежащего участия этого лица в определенном действии или процессе совместная деятельность не может быть совершена; партнер может быть физическим и юридическим лицом. Объективно у партнеров могут существовать различные взгляды, подходы и цели, но их объединяет наличие общих интересов. Так, например, происходит при взаимодействии участников социально-трудовых отношений, вовлеченных в единый процесс создания материальных благ. Субъектами указанного рода общественных отношений являются представители различных социальных групп. Они не только в разной степени организованы, но и имеют разный уровень подготовленности к силовому противостоянию в конфликте. А.К. Зайцев уделяет внимание раскрытию понятий "потенциал", "ресурсы" сторон конфликтного взаимодействия и определению источников силы (см.: Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993. С.48). У Л.Козера понятие "сила" раскрывается как возможность влиять на поведение других согласно собственным желаниям (см.: Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000. С. 162.)).
К числу главных субъектов - участников взаимодействия и партнеров - относятся, с одной стороны, работники и их полномочные представители, включая объединения профсоюзов, а с другой - работодатели или предприниматели (лица, по юридическому статусу обладающие правами и обязанностями, идентичными тем, которыми в российском законодательстве наделены собственники; в первую очередь речь здесь идет о праве владеть, пользоваться, распоряжаться). Указанные партнеры общественных отношений в сфере производства материальных благ выступают как представители разных социальных групп с их специфическими, присущими только данной группе, целями и в то же время как участники, обладающие общими интересами. И те и другие заинтересованы в повышении жизненного уровня на основе увеличения доходов организации, в регулировании разногласий, не доводя их до открытого конфликта, поскольку в ходе него стороны отношений несут материальные издержки, приводящие к снижению доходов или даже к уничтожению организации. (См., например: Соловьев А.В. Почему забастовка порой заканчивается банкротством предприятия // Человек и труд. 1997. N 9.).
Категория "взаимодействие" основательно изучена представителями отечественной науки. Рассматривая взаимодействие как систему, А.Н. Аверьянов, например, обращает внимание на переплетение "взаимодействий борьбы и сотрудничества, противодействия и содействия". (См.: Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методология проблемы. М., 1985. С.118.). Нельзя не согласиться с тем, что "при рассмотрении любых взаимодействий необходимо учитывать форму их проявлений".
Для
нас важно, что именно форма проявления
взаимодействий сторон социально-трудовых
отношений в нормальных и экстремальных
условиях производственной деятельности
организации, а также взаимодействия
между работниками и
Прежде чем раскрыть данный тип взаимодействия, перефразизируем известного социолога Л. Козера и скажем: необходимо различать противоречивое взаимодействие и антагонистические интересы, возникающие в силу соотношения позиций индивидов или групп внутри социальной структуры. (См.: Козер Л. Указ. соч. С.164.). Уместно обратить внимание на то, что с учетом соответствующих ролей рабочих и менеджеров в капиталистическом обществе Л. Козер определяет интересы труда и менеджмента как "антагонистические". (См. там же.).
Вернемся
к вопросу о непротиворечивом
взаимодействии. Его можно охарактеризовать,
согласно А.Н. Аверьянову, как взаимодополнение,
взаимоподдержку, кооперацию и координацию
взаимодействующих сторон. (См.: Аверьянов
А.Н. Указ. соч. С.121.). Однако если управляющий
(временный, внешний, конкурсный), приступивший
к выполнению своих обязанностей
по выводу организации из состояния
несостоятельности, не получит определенного
кредита доверия от работников организации-должника
и не вступит с ними на путь непротиворечивого
взаимодействия, то его цель может
быть не достигнута. "Достижение цели
лицом, выполняющим функции
Таким
образом могут быть предприняты
попытки для достижения следующих
целей. Во-первых, намечены меры по преодолению
кризиса и недопущению
Если
непротиворечивого
К
более высокому уровню социального
партнерства, на котором предусмотрена
регламентация соответствующим
законодательным актом процедур
несостоятельности, относятся общественные
отношения при непосредственном
участии определенного органа местного
самоуправления. Речь идет о Федеральном
законе "О несостоятельности (банкротстве)"
и об органах местного самоуправления,
которые могут выступать в
двух ипостасях. Во-первых, они вправе
представлять одну из сторон социального
партнерства и являться стороной
соответствующего соглашения по социально-трудовым
отношениям. Во-вторых, они определены
законодателем в качестве лица, принимающего
участие при рассмотрении дела о
банкротстве градообразующей
Следует обратить внимание на модель процедуры внешнего управления для градообразующих организаций (юридических лиц, численность которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта или численность работников которых превышает 5 тыс. человек). Данная модель разработана законодателем и закреплена в гл.VIII Закона о банкротстве. Она отличается от общих правил процедуры внешнего управления, поскольку органы местного самоуправления (органы федеральной исполнительной власти, исполнительной власти соответствующего субъекта РФ) получают статус лиц, участвующих в деле о банкротстве. При этом, например, если они предоставили поручительство за должника, то суд по их ходатайству вправе принять решение о введении внешнего управления независимо от решения собрания кредиторов. Сам же срок внешнего управления в таком случае может быть продлен до 10 лет. Законодатель дозволил должнику и его поручителю приступить к расчетам с кредиторами не позднее чем через 2 года с момента начала процедуры внешнего управления.
Информация о работе Регулирование трудовых отношений в организациях, подлежащих банкротству