Система антикризисного управления на примере ООО «Настюша-Елец»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является изучение деятельности предприятия в системе антикризисного управления на примере ООО «Настюша-Елец» Елецкого района Липецкой области.
Объектом исследования является ООО «Настюша-Елец» Елецкого района Липецкой области.
Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
Изучен обзор литературы по данной теме.
Проведена технико-экономическая и финансовая диагностика ООО «Настюша-Елец».
Проанализирована динамика производства продукции отрасли растениеводства.
Рассмотрено выполнение плана по производству продукции данной отрасли и выбраны культуры на основе системного подхода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ РАСТЕНИЕВОДСТВА………………………………………………...5
1.1.Научные основы антикризисного управления……………………….5
1.2.Состояние организации антикризисного управления отраслью предприятия……………………………………………………………………...15
2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ООО АФ «НАСТЮША ЕЛЕЦ» ЕЛЕЦКОГО РАЙОНА, ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………20
2.1.Технико-экономическая диагностика ООО АФ «Настюша Елец»……………………………………………………………………………...20
2.2.Эффективность производства продукции отрасли растениеводства……………………………………………………………….....33
2.3. Финансовая диагностика ООО АФ «Настюша Елец»…………...36
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВЫВОДУ ОТРАСЛИ РАСТЕНИЕВОДСТВА ИЗ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ……….39
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….48

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Антикризис.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

Для реализации задач  банкротства государство формирует  специальные органы исполнительной власти, занятые вопросами воздействия на кризисные предприятия. В России создан специальный орган ”Федеральная служба по финансовому оздоровлению и несостоятельности” (ФСФО) с разветвленной сетью территориальных служб.

Система мер антикризисного регулирования реализуется через  ФСФО, на которую возложены следующие функции:

    • рассмотрение экономического и финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготовка рекомендаций по их устранению;
    • обращение в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия-должника несостоятельным (банкротом) и внесение ходатайства о проведении внешнего управления имуществом предприятия-должника, о проведении его санации;
    • определение условий и критериев конкурса и организация конкурса при назначении арбитражного управляющего;
    • принятие решений о добровольной ликвидации предприятия-должника, организация работ по оценке стоимости активов предприятия-должника;
    • распоряжение средствами, выделенными из бюджета и внебюджетных фондов для проведения реорганизации, санации и ликвидации предприятий-должников.

В отношении государственных  предприятий ФСФО может принять  меры антикризисного воздействия (от финансовой помощи до продажи на аукционе и  ликвидации) даже без решения арбитражного суда. К частному предприятию (или  предприятию, основанному на групповой (коллективной) собственности частных лиц) все возможные меры антикризисного воздействия могут быть приняты только в соответствии с решением арбитражного суда или на основе добровольного соглашения между кризисным предприятием-должником и его кредиторами.

Само воздействие государства  на кризисные предприятие уже  предполагает взаимодействие макро- и  микроуровней экономики, в связи  с чем антикризисное управление, осуществляемое даже в отношении  отдельно взятого предприятия, нельзя относить исключительно к микроуровню экономики. Кроме того, взаимодействие несостоятельного предприятия с его кредиторами относится к мезоуровню экономики. В тоже время центральным звеном воздействия государства на неплатёжеспособное предприятие является именно оно, т. е. это воздействие осуществляется преимущественно на микроуровне, во взаимосвязи с макро- и мезоуровнями экономики.

Еще одна важнейшая часть  антикризисного управления: усилия государства  концентрируются преимущественно  на макроуровне, но при этом необходимо разрабатывать антикризисные макроэкономические меры также и в ракурсе их воздействия на микро- и мезоуровни экономики.

Третья важнейшая часть  антикризисного управления со стороны  государства нацелена на мезоуровень  экономики. Но при этом необходимо учитывать также и то, каким образом антикризисные мероприятия государства на мезоуровне экономики скажутся на ее микро- и макроуровнях. Например, проблема огромного разрастания взаимных неплатежей предприятий относится к мезоуровню экономики и, соответственно, требует воздействие государства именно на этом уровне. Однако и сама это проблема, и ее антикризисные управленческие решения имеют также четко выраженные микро- и макроэкономическое измерения.

Процесс реализации антикризисных  процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом.

Антикризисный процесс  реализуется при помощи системы  методов антикризисного управления и антикризисных процедур применительно  к деятельности предприятий-должников. В действующем Законе вся совокупность процедур, применяемых к предприятиям-должникам (антикризисное управление), подразделяется на две основные группы: 1) процедуры предупреждения банкротства и 2) ликвидационные процедуры.

1)  К процедурам предупреждения банкротства относятся:

    • досудебная санация;
    • наблюдение;
    • административное управление,
    • внешнее управление.

Главная цель данных процедур - обеспечить выход предприятия из кризиса и его платежеспособность.

Таким образом, основное отличие всех процедур предупреждения банкротства заключается в том, что их применение не влечет за собой прекращения деятельности предприятий-должников.

 Главная задача здесь - обеспечить вывод предприятия из неплатежеспособного состояния и нормальное его функционирование.

2)  К ликвидационным процедурам относятся: принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда; добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

В отличие от предупредительных  ликвидационные процедуры ведут к прекращению деятельности предприятий. Ликвидационные процедуры отражают содержание банкротства в узком смысле слова, понимаемого только как ликвидация несостоятельных предприятий.

Совокупность процедур предупреждения и ликвидации представляет собой банкротство в широком  смысле слова. Всю эту совокупность процедур банкротства в широком смысле слова определяют как антикризисные процедуры.[2]

Собственно процедуры  банкротства (банкротство в узком  смысле слова) выступают составной  частью антикризисных процедур.

Антикризисное управление предприятием состоит из комплекса подсистем. Каждая подсистема антикризисного управления соответствует определенной подсистеме управления нормально функционирующим предприятием. При этом каждая подсистема управления применительно к здоровому предприятию определенным образом видоизменяется с позиции профилактики или преодоления кризисных явлений. Например, подсистеме маркетингового управления здоровым предприятием соответствует подсистема антикризисного маркетингового управления неплатежеспособным предприятием. При этом подавляющее большинство методов маркетинга, видов маркетинговых стратегий и тактик, применимых к здоровому предприятию, применяется также к предприятию, переживающему кризис, однако с определенными видоизменениями, дополнениями и т.п., учитывающими необходимость профилактики и преодоление кризисных явлений.

С учетом сказанного выше, очертим основные подсистемы антикризисного управления предприятием.

1. Подсистема диагностики  и прогнозирования финансового  состояния предприятия в единстве  с оценкой технико-технологических параметров производства, с учетом морального и физического износа. Важна ранняя диагностика кризисных явлении на предприятии, что позволяет быстрее, и тем с меньшими потерями, осуществить на него антикризисное воздействие. Еще более эффективным является  прогнозирование  возможных  кризисных  явлений  и  состояний, что  позволяет  принять предупредительные меры и вообще избежать кризисных процессов.

2. Подсистема маркетинга, включающая в себя разработку  антикризисной маркетинговой стратегии и тактики как относительно профиля деятельности предприятия в целом, так и применительно к конкретным видам продукции.

3.  Подсистема антикризисной инвестиционной политики, которая включает в себя разработку эффективной инвестиционной программы сразу в нескольких разрезах:

а) технико-технологической  обоснованности и эффективности  инвестиционных проектов;

б) их финансовой окупаемости  и рентабельности;

в) нахождении источников финансирования и инвесторов, в том  числе и при помощи получения  гарантии под заемные средства со стороны достаточно мощных и надежных экономических структур или органов власти.

4.  Подсистема управления персоналом (предполагает обновление части кадров, повышение квалификации работников, изменение системы управления персоналом, разработку более эффективных стимулов и санкций, улучшение трудовой и особенно технологической дисциплины, создание благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе).

5. Подсистема производственного  менеджмента, которая охватывает  управление технико-технологической стороной производства.

6. Подсистема финансово-экономического  менеджмента, охватывающая управление  финансовыми ресурсами и денежными  потоками предприятия. Это подсистема  тесно связанна с 
подсистемой финансовой диагностики.

7. Подсистема организационно-управленческих мер по ликвидации предприятия, которая существует в нормальных условиях хозяйствования лишь в качестве возможности. Однако если предприятие становится банкротом и нет возможности его оздоровить, эта подсистема из потенциальной превращается в реальную; правовая сторона действия этой системы досконально прописана в Законе о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Основу действия этой подсистемы составляет продажа имущества предприятия по рыночным ценам и погашение его долгов за счет выручки от реализации в соответствии с очередностью, установленной законом[1]

 

1.2 Состояние организации антикризисного  управления отраслью

предприятия

 

Чтобы избежать искусственно принудительного банкротства, некоторые  экономисты предлагают вводить антикризисное управление только тогда, когда перспективы банкротства сельскохозяйственной организации становятся реальными. С этим трудно не согласиться. Но в современных условиях в основе антикризисного управления должно лежать управление на базе постоянного мониторинга деятельности предприятия. Это способствовало бы своевременному диагностированию причин ухудшения финансового состояния и определению путей его восстановления, обеспечению экономического роста и развитию сельскохозяйственной организации. Менеджер должен выполнять управленческие функции в комплексе с антикризисными мерами по обеспечению жизнедеятельности организации, устранению влияния внутренних и внешних «помех», он должен уметь принимать нетрадиционные решения для обеспечения эффективного функционирования организации. Ведь основные причины возникновения кризисной ситуации в сельскохозяйственных организациях лежат на макро- и микроэкономическом уровнях.

К макроэкономическим факторам следует отнести следующие:

  • рыночные (снижение емкости внутреннего рынка, нестабильность спроса и предложения на рынке сельскохозяйственной продукции, рост предложения сельскохозяйственной продукции иностранного производства);
  • социально-экономические (рост инфляции, высокая налоговая нагрузка, нестабильность регулирующего законодательства, снижение уровня реальных доходов населения в стране);
  • политическая нестабильность.

К микроэкономическим факторам возникновения кризиса следует  отнести:

  • управленческие (высокий уровень коммерческого риска, недостаточное знание конъюнктуры аграрного рынка, неэффективный финансовый менеджмент, плохое управление издержками производства, отсутствие гибкости в управлении, недостаточно качественная система бухгалтерского учета и контроля);
  • производственные (устаревшие и изношенные основные средства, низкая производительность труда, высокие энергозатраты, перегруженность объектами социальной сферы, низкая конкурентоспособность производимой сельскохозяйственной продукции);
  • отсутствие налаженных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции. [11,18]

Особенно хотелось бы подчеркнуть важную роль управленческих факторов, таких, как слабый финансовый и производственный менеджмент в  сельскохозяйственных организациях. Чаще всего именно по этой причине создается  неблагоприятная ситуация. Здесь необходимо отметить низкий уровень денежного компонента в расчетах. В хозяйстве деньги едва составляют две трети во всех расчетах, остальные же расчеты проводятся в не денежной форме. Видимо, нельзя забывать и о чрезвычайном обременении долгами. Объем долгов хозяйства приблизился примерно к объему их годовой выручки от продажи сельхозпродукции. А это значит, что средний срок расчета по долгам составляет больше года. [21]

И конечно, необходимо помнить  об особенностях сельскохозяйственного  производства: его большую зависимость от природно-климатических условий и низкую оборачиваемость активов, что сдерживает рост инвестиций в данный сектор экономики.

Безусловно, низкая эффективность  антикризисного управления обусловлена  и другими факторами, а именно:

  • отсутствием стратегии в деятельности сельскохозяйственного предприятия и ориентацией его на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
  • низкой квалификацией и неопытностью менеджеров;
  • низким уровнем ответственности руководителей агрофирмы перед собственниками за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективность использования имущества организации, за финансово-хозяйственные результаты деятельности.

Объективная необходимость государственного антикризисного регулирования аграрного рынка предопределяется сохраняющимся значительным диспаритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на технику и оборудование, продаваемые сельскому хозяйству отраслями -поставщиками материальных ресурсов. [5]

Информация о работе Система антикризисного управления на примере ООО «Настюша-Елец»