Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование стратегии и тактики в антикризисном управлении предприятия ОАО «Криница».
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть теоретические аспекты стратегии и тактики антикризисного управления;
– узнать роль стратегии и тактики антикризисного управления;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ…………………. 5
1.1 Роль стратегии и тактики антикризисного управления……………… 5
1.2 Разработка антикризисной стратегии организации………………….. 7
1.3 Реализация выбранной антикризисной стратегии: тактика
управления……………………………………………………………………... 14
1.4 Организация внедрения антикризисной стратегии…………………. 16
2 СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ОАО «КРИНИЦА…………………… 18
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Криница» и пути выхода из кризиса………………………………………………………………………….. 18
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей за 3 года…… 22
2.3 Формы стратегий применяемые на предприятии и совершенствование деятельности ОАО «Криница»………………………………………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….. 32
В 2001 году арендное
предприятие «Криница»
Первый этап
реконструкции предприятия
Учредителями Общества являются Минский городской комитет по управлению государственным имуществом и приватизации и коллектив работников арендного предприятия по производству пива и безалкогольных напитков «Криница».
Общество является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать обществу.
Сложнейшим оказался для завода и летний сезон 2002 года. Оставшееся после демонтажа оборудование, мощности по выпуску пива не могли обеспечить производство продукции в достаточных объемах для выполнения его обязательств перед бюджетом, банками, др. кредиторами.
В 2003 году в РБ была принята государственная программа развития пивоваренной отрасли. Государство передает ОАО «Криница» в доверительное управление ОАО «Приорбанк». Предприятие при активной поддержке государства и ОАО «Приорбанк» в конце декабря завершает 1-й этап реконструкции, который включает в себя: реконструкцию варочного, бродильно-лагерного цехов, цеха разлива пива, замену оборудования в компрессорном, электро- и теплосиловом цехах, инженерных сетей. В результате производственные мощности по выпуску пива увеличены с 6,1 до 15 млн. дал в год.
2004 год стал стартовым годом для начала окупаемости проекта реконструкции ОАО «Криница». Именно в этом году заработало приобретенное и смонтированное в 2001-2003 годах новое технологическое оборудование.
Пиво, выпускаемое ОАО «Криница» достигло европейского уровня качества. В сентябре 2004 года предприятие выпустило пиво класса «премиум». В результате объем производства и реализации пива за 2004 год составил более 9 млн. дал, что в 1,4 раза больше объема пива, произведенного в 2003 году.
В апреле 2008 года
закончилась вторая очередь реконструкции
пивоваренного производства, что
расширило возможности
Общество реорганизовано на основании решения общего собрания акционеров от 23 марта 2006г. путем присоединения к нему Открытого акционерного общества «Полоцкое пиво». Общество является преемником прав и обязанностей ОАО «Полоцкое пиво» в отношении всех кредиторов и должников ОАО «Полоцкое пиво», включая и обязательства, оспариваемые сторонами в объеме, предусмотренном передаточным актом.
Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Место нахождения ОАО: 220070, г. Минск, ул. Радиальная, 52.
Почтовый адрес: 220070, г. Минск, ул. Радиальная, 52
Цель предприятия
Обеспечить лидирующее
положение на рынке Республики
Беларусь на основе высокого
качества выпускаемой
Корпоративные цели
Завоевание преданности покупателя
Предоставлять продукты, услуги и решения наивысшего качества, а также повышать уровень обслуживания наших клиентов, зарабатывая их уважение и лояльность.
Увеличение доходов
Достигать доходов, достаточных для финансирования роста нашей компании, обеспечивать прибыльность вложений наших акционеров и предоставлять ресурсы, необходимые для достижения других наших задач.
Удерживание лидерства
Расти путем непрерывной поставки полезной и нужной продукции, услуг и решений на уже охваченные нами рынки и выходить на новые рынки, основываясь на наших технологиях, компетенциях и интересах клиентов.
Обеспечение роста
Рассматривать изменения на рынке как возможность для роста; использовать нашу прибыль и нашу способность развиваться и производить инновационную продукцию, услуги и решения, удовлетворяющие растущим потребностям клиентов.
Социальное обеспечение
Помогать работникам разделять успехи компании, которые стали возможными благодаря их работе. Предоставлять людям возможности для роста, основываясь на результатах их труда, создавать вместе c ними безопасную, интересную и содержательную рабочую обстановку, в которой ценится их индивидуальность и признается личный вклад, а также помогать им получать чувство удовлетворенности от проделанной ими работы.
Развитие лидерских качеств
Воспитывать на каждом уровне лидеров, которые будут отвечать за достижение результатов в бизнесе и своим примером демонстрировать следование ценностным ориентирам компании.
Воспитание гражданина
Быть хорошим гражданином означает быть успешным в бизнесе. Мы придерживаемся наших обязательств перед обществом, являясь экономическим, интеллектуальным и социальным активом нашей страны и общества [12].
2.2
Анализ основных технико-
Анализ текущего
финансового состояния ОАО «
Таблица 2.1 – Основные показатели ОАО «Криница» за 2008-2010 гг.
Наименование показателей |
Ед. измер. |
2008 г |
2009 г. |
2010 г. |
Выручка от реализации продукции (с налогами) |
млн. руб. |
114 823,0 |
190 232,0 |
219 852,0 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг и расходы на реализацию |
млн. руб. |
63289,0 |
97 018,0 |
113 331,0 |
Прибыль от реализации продукции |
млн. руб. |
19 395,0 |
40 060,0 |
43 314,0 |
Рентабельность реализованной продукции (с торговлей, ресторанами) |
% |
30,6 |
41,3 |
38,2 |
Чистая прибыль |
млн. руб. |
10 985,0 |
17 451,0 |
21 828,0 |
Объем реализации продукции на экспорт |
тыс.$ |
105,2 |
213,7 |
713,7 |
Импорт важнейших видов продукции |
тыс.$ |
9 369,9 |
1 799,3 |
3 650,4 |
Сальдо внешнеторгового оборота |
тыс.$ |
-9 264,7 |
-1 585,6 |
-2 289,4 |
Товарная продукция в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
76 502,1 |
124 849,0 |
156 402,0 |
Товарная продукция в действующих ценах |
млн. руб. |
78 049,5 |
131 413,0 |
157 661,0 |
Товары народного потребления |
млн. руб. |
77 205,9 |
130 397,0 |
156 395,0 |
Индекс цен |
% |
123,32 |
113,32 |
106,28 |
Розничный товарооборот (темп роста в сопоставимых ценах). |
млн. руб. |
3 632,2 |
1 238,6 |
778,8 |
Начислено налогов за отчетный период (с ресторанами) - всего |
млн. руб |
44 650,3 |
73 113,8 |
87 636,3 |
Фонд оплаты труда - всего |
млн. руб |
7 477,4 |
10 486,2 |
16 296 |
Количество работников списочного состава |
чел |
1 234 |
1 286 |
1 599 |
Среднемесячная зарплата 1 работающего по объединению |
руб. |
510 063 |
680 052 |
855 215 |
Производительность труда |
тыс. руб. |
76 964 |
118 005 |
116 544 |
Себестоимость товарной продукции |
млн. руб |
59 816,0 |
89 058,3 |
109 156,0 |
Расход по теплоэнергоресурсам |
ТУТ |
12 244 |
14 262 |
15 812 |
Целевой показатель по энергосбережению |
% |
-33,0 |
-33,7 |
-10,2 |
Рентабельность произведенной продукции по ОАО "Криница" |
% |
30,45 |
47,61 |
41,60 |
Наименование показателей |
Ед. измер. |
2007 г |
2008 г. |
2009 г. |
Износ основных производственных фондов |
% |
28,4 |
24,60 |
25,11 |
Коэффициент обновления основных производственных фондов |
% |
25,24 |
4,00 |
87,00 |
Привлечено инвестиций в основной капитал |
млн. руб. |
39 752 |
16 213 |
14 856 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе баланса предприятия.
Проанализировав основные показатели деятельности ОАО «Криница», можно сделать вывод, что после принятия государственной программы развития пивоваренной отрасли и перехода предприятия под доверительное управление «Приорбанку» экономическая ситуация на ОАО «Криница» резко улучшилась и сохраняет положительные тенденции. В частности, с 2008 по 2010 год в 2,23 раза увеличилась прибыль от реализации продукции. На конец 2009 года рентабельность от реализованной продукции составила 38,2 %, что на четверть больше, чем в 2007, однако ниже, чем в 2008. Это объясняется появлением на белорусском рынке новых пивоваренных предприятий, которые составили ОАО «Криница» серьезную конкуренцию (таких как СЗАО ПК «Сябар»). Также в 2,56 раза снизилась зависимость предприятия от иностранных поставщиков сырья, при этом возрос объем экспорта: в 2008 году - только 105,2 тыс.$, а в 2010 – 713,7 тыс.$ (т.е. объем экспорта увеличился в 6,78 раз). Это объясняется успешным выводом на рынок новых марок пива: «Александрыя», «Крынiца Экспартнае», «Крынiца Премиум» и особенно лицензионного пива «Kaltenberg Pils», сваренного под руководством баварских мастеров пивоварения.
Проведенная в 2007-2009 годах реконструкция завода также принесла положительные результаты: износ основных производственных фондов снизился до 25,11 %, а производственные мощности стали использоваться интенсивнее и сейчас ОАО «Криница» является не только ведущим белорусским производителем пива, но и с успехом осуществляет выпуск безалкогольной продукции, слабоалкогольных напитков и сухих быстрорастворимых смесей.
В 2009 году можно наблюдать резкое увеличение численности работников предприятия. Это связано с присоединением к ОАО «Криница» предприятия «Полоцкое пиво». При этом в 1,5 раза выросла производительность труда. Также увеличилось и благосостояние работников предприятия: среднемесячная зарплата по объединению выросла с 510 063 руб. в 2005 г. до 855 215 руб. в 2007 г., т.е. в 1,68 раза.
Таким образом, экономическая ситуация на ОАО «Криница» после 2003 года значительно улучшилась и продолжает улучшаться до сих пор, а предприятие остается ведущим производителем пива в Республике Беларусь. Однако в связи с успешным освоением рынка отечественными заводами-конкурентами доля рынка отечественного, занимаемого продукцией компании, снижается.
2.3 Формы стратегий применяемые на предприятии и совершенствование деятельности ОАО «Криница»
Основной целью деятельности ОАО «Криница» является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.
Стратегия развития ОАО «Криница» направлена на:
• наращивание объемов производства и реализации продукции;
• завершение реконструкции производства;
• реализацию стратегии маркетинга;
• повышение узнаваемости продукции и улучшение ее потребительских свойств;
• внедрение современных технологий производства;
• увеличение производственного потенциала предприятия;
• повышение рентабельности производства и продаж;
• внедрение энергосберегающих технологий;
• увеличение конкурентоспособности продукции, как на внутреннем рынке, так и на рынках России и других стран СНГ.
В 2011 году завершается четвертый этап мероприятий по увеличению производственной мощности ОАО «Криница» – доведению их до 28 млн. декалитров пива в год. В рамках мероприятий по осуществлению второй очереди реконструкции предприятие ликвидирует три «узких места» в производственном процессе.
На предприятии применяются следующие формы стратегий развития организации – это стратегия маркетинга, стратегия оперативного реагирования (имитации) которая предполагает достижение успеха посредством быстрого реагирования на изменения во внешней среде (появление новых технологий), в максимально короткие сроки осуществление адаптации и получение дополнительного эффекта. И стратегия инновации предполагает приобретение конкурентных преимуществ при создании принципиально новых товаров или технологий, или удовлетворение потребностей новым способом; создание сверхприбыли за счет скачка в рентабельности продаж или за счет создания нового сегмента потребителей.
На практике в организации была применена новая технология производства работ. Была произведена реконструкция варочного, бродильно-лагерного цехов, цеха разлива пива, замена оборудования в компрессорном, электро- и теплосиловом цехах, инженерных сетей. В результате производственные мощности по выпуску пива увеличены с 6,1 до 15 млн. дал в год.
2004 год стал стартовым годом для начала окупаемости проекта реконструкции ОАО «Криница».
ОАО «Криница»
предпринимает следующие меропр
- Участие в
международных и
- Создание товаропроводящей сети в регионах РФ, налаживание дистрибьютерских отношений с крупными фирмами-оптовиками, работающими в своем регионе. Стимулирование работы оптовиков-дистрибьютеров предоставлением системы скидок либо путем заключения договоров комиссии.
Информация о работе Стратегия и тактика в антикризисном управлении