Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 13:55, курсовая работа
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Как отмечал Президент Республики Узбекистан Каримов И.А.: “...разразившийся глобальный финансовый кризис продемонстрировал серьезные пробелы и необходимость кардинального реформирования действующей мировой финансово-банковской системы, подтвердил отсутствие должного контроля за деятельностью банков, которые в основном обслуживали свои корпоративные интересы, увлекаясь различными спекулятивными операциями на кредитном рынке и рынке ценных бумаг”[1].
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты денежно-
кредитной политики……………………………………………………….
1.1. Сущность, задачи и методы монетарного регулирования…………..
1.2 Механизмы воздействия денежно-кредитной политики
на экономику страны………………………………………………………
1.3. Инструменты и развитие денежно- кредитной
политики в Узбекистане……………………………………………………
Глава 2. Макроэкономические результаты денежно- кредитной
политики Узбекистана…………………………………………………..
2.1 Становление и стратегия развития денежного рынка Республики…
2.2 Монетарная политика Центрального Банка Узбекистана……….
2.3 Анализ развития денежно- кредитного регулирования
Республики Узбекистан………………………………………………….
Глава 3. Основные направления развития денежно-кредитной
политики Узбекистана…………………………………………………..
3.1 Пути развития рынка государственных ценных бумаг…………..
3.2 Создание децентрализованного электронного
межбанковского рынка………………………………………………..
3.3. Перспективы и цели монетарной политики в 2006 году ……….
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты денежно-
кредитной политики……………………………………………………….
1.1. Сущность, задачи и методы монетарного регулирования…………..
1.2 Механизмы воздействия денежно-кредитной политики
на
экономику страны……………………………………
1.3. Инструменты и развитие денежно- кредитной
политики
в Узбекистане…………………………………………………
Глава 2. Макроэкономические результаты денежно- кредитной
политики Узбекистана…………………………………………………
2.1 Становление и стратегия развития денежного рынка Республики…
2.2 Монетарная политика Центрального Банка Узбекистана……….
2.3 Анализ развития денежно- кредитного регулирования
Республики Узбекистан………………………………………………….
Глава 3. Основные направления развития денежно-кредитной
политики
Узбекистана…………………………………………………
3.1 Пути развития рынка государственных ценных бумаг…………..
3.2 Создание децентрализованного электронного
межбанковского рынка…………………………
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Как отмечал Президент Республики Узбекистан Каримов И.А.: “...разразившийся глобальный финансовый кризис продемонстрировал серьезные пробелы и необходимость кардинального реформирования действующей мировой финансово-банковской системы, подтвердил отсутствие должного контроля за деятельностью банков, которые в основном обслуживали свои корпоративные интересы, увлекаясь различными спекулятивными операциями на кредитном рынке и рынке ценных бумаг”1.
Поэтому в центре нашего внимания продолжали оставаться вопросы углубления и расширения масштабов реформ в банковско-финансовой системе. Сегодня в Узбекистане созданы достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесперебойную работу нашей финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики2.
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВВП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе.
Хотя
эта тема и была изучена многими
учёными, мы пытались в данной работе
более глубоко изучить проблемы организации
и управления денежно-кредитными инструментами
Центрального банка с учётом особенностей
развития нашей Республики в условиях
модернизации рыночной экономики.
1. Сущность, задачи и методы монетарного
регулирования
Механизм
воздействия денежно-кредитной
Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.
Главной
целью денежно-кредитной
Теории спроса и предложения денег, равновесия на денежном рынке дают научную основу для проведения обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на стабилизацию экономического развития.
Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Механизм регулирования, включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля динамики денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро-микроуровне. Он во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномочий Центрального банка. Государство может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.
К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами).
Административные методы, как правило, используются в странах с развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто административное регулирование вводилось в странах с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период глобального кризиса. Так, в США такие денежно-кредитные инструменты ФРС применяла в эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской войны. Российский же Центробанк частенько пытается сделать упор именно на административные методы. Видимо, сохраняется пережиток социалистической системы центрального хозяйственного управления.
К
экономическим методам
К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.
Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.
Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа с сильными традициями высококонкурентных рынков. Например в США Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль за финансовыми посредниками, практически не использует административных методов.
В большинстве стран в целях управления и регулирования государство ориентируется в основном на использование экономических методов, работая впрочем, и с административными инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Центральный банк делает выбор между двумя основными типами монетарной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.
Рестрикционная
(рестриктивная) денежно-кредитная
политика (так называемая политика
"дорогих денег") направлена на
ужесточение условий и
Экспансионистская
денежно-кредитная политика сопровождается
расширением масштабов
Денежно-кредитная
политика как экспансионистского, так
и рестрикционного типа может иметь
тотальный либо селективный характер.
При тотальной монетарной политике мероприятия
Центрального банка распространяются
на все учреждения банковской системы,
при селективной - на отдельные кредитные
институты либо их группы или же на определенные
виды банковской деятельности. Селективная
денежно-кредитная политика позволяет
Центральному банку оказывать выборочное
воздействие в определенном направлении.
При ее проведении практикуется использование
следующих инструментов или их разнообразных
сочетаний: лимитирование отдельных видов
операций банков (или их групп, например
по регионам), установление размеров вознаграждения
коммерческих банков при проведении различных
финансово-кредитных операций, регламентация
условий выдачи отдельных видов ссуд различным
категориям заемщиков, установление кредитных
потолков.
2.
Инструменты и развитие денежно- кредитной
политики в Узбекистане.
Основными
инструментами денежно-
Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используется как метод ее регулирования.
Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие Центрального Банка на их кредитные возможности.
Информация о работе Теоретические и методологические аспекты денежно- кредитной политики