Теоретические и методологические аспекты денежно- кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Как отмечал Президент Республики Узбекистан Каримов И.А.: “...разразившийся глобальный финансовый кризис продемонстрировал серьезные пробелы и необходимость кардинального реформирования действующей мировой финансово-банковской системы, подтвердил отсутствие должного контроля за деятельностью банков, которые в основном обслуживали свои корпоративные интересы, увлекаясь различными спекулятивными операциями на кредитном рынке и рынке ценных бумаг”[1].

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты денежно-

кредитной политики……………………………………………………….

1.1. Сущность, задачи и методы монетарного регулирования…………..

1.2 Механизмы воздействия денежно-кредитной политики

на экономику страны………………………………………………………

1.3. Инструменты и развитие денежно- кредитной

политики в Узбекистане……………………………………………………

Глава 2. Макроэкономические результаты денежно- кредитной

политики Узбекистана…………………………………………………..

2.1 Становление и стратегия развития денежного рынка Республики…

2.2 Монетарная политика Центрального Банка Узбекистана……….

2.3 Анализ развития денежно- кредитного регулирования

Республики Узбекистан………………………………………………….

Глава 3. Основные направления развития денежно-кредитной

политики Узбекистана…………………………………………………..

3.1 Пути развития рынка государственных ценных бумаг…………..

3.2 Создание децентрализованного электронного

межбанковского рынка………………………………………………..
3.3. Перспективы и цели монетарной политики в 2006 году ……….

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курс раб.ДКП.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

      В настоящее время в мировой  экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано их прежде всего необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

      В промышленно развитых странах рынок государственных облигаций высоко развит. Главной целью фискальной политики является - финансирование бюджетного дефицита.

      Казначейские  обязательства, являются беспрецедентным  инструментом в мировой практике. На финансовом рынке появился гибрид, обладающий одновременно свойствами векселя, государственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета.

      Главным результатом их использования при  реализации мероприятий монетарной политики являлось регулирование курса  американского доллара по отношению  к другим валютам, а отнюдь не изменение  совокупных резервов банковской системы.

      В Узбекистане рынок государственных ценных бумаг в виде краткосрочных облигаций (ГКО) существует с 1996 года, и в настоящее время ГКО стали важным источником финансирования дефицита бюджета. При этом происходит постепенное "удлинение" продолжительности государственного долга посредством эмиссии облигаций с большим сроком обращения и снижения стоимости обслуживания государственного долга.

      Внедрение института ГКО обеспечило альтернативным, безрисковым способом вложения средств  и получения дохода коммерческие банки и другие хозяйствующие субъекты, безэмиссионным способом финансирования дефицита государственного бюджета Министерство финансов, а также возможностью проведения необходимых операций в рамках осуществления денежно-кредитной политики Центральным банком.

      Таким образом, данный сегмент денежного рынка в Узбекистане относительно развит в отношении как объемов сделок, так и нфраструктуры. Однако отсутствие аналогичных по уровню ликвидности других сегментов денежного рынка дает Министерству финансов практически монопольное право на установление доходности ГКО и замедляет дальнейшее развитие данного сегмента.

      Учетная дисконтная политика является старейшим  методом кредитного регулирования: она активно применяется с  середины 19 века. Возникновение этого  метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя и получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций.

      Центральные банки, как правило, проводят учетную  политику посредством установления и пересмотра официальной процентной ставки двух основных видов: ставки редисконтирования (переучета ценных бумаг) и ставки рефинансирования (непосредственного кредитования банковских учреждений).

      Ставка  рефинансирования, или уровень платы  за кредитные ресурсы, предоставляемые Центральным банком другим банкам, сейчас несколько выше, чем ставки на рынке межбанковских кредитов (в терминологии США - федеральных фондов).

      При проведении государственной учетной  политики Центральный банк также  использует не только экономические инструменты (изменение уровня официальных ставок), но и административные - прямой контроль над рыночными ставками коммерческих банков, директивное распределение кредитной маржи (разницы между средними процентными ставками по активным и пассивным операциям), установление верхней границы процентных ставок по отдельным видам кредитов или их фиксированного отношения к официальным ставкам.

      Дисконтный (учетный) кредит предоставляется, как  правило, на срок до трех месяцев. Максимальный срок предоставления ломбардного кредита в большинстве случаев не превышает полугода. Обычно в качестве покрытия такого рода займов выступают государственные ценные бумаги.

      К переучету, а также в качестве залога при предоставлении ломбардного  кредита могут быть приняты лишь самые надежные ценные бумаги. Сюда входят государственные облигации и некоторые виды обязательств клиентов по отношению к своим банкам, список которых утверждается органами Центрального банка.

      В настоящее время рефинансирование банков Банком Узбекистана осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов “овернайт”, а также ломбардных кредитов. Среди инструментов монетарного регулирования в странах с развитой смешанной экономикой учетная ставка является вторым по значению инструментом после операций на открытом рынке. А в некоторых странах именно учетная политика является основной составляющей набора денежно-кредитных методов. Важно проанализировать, как же взаимодействуют операции на открытом рынке и учетная политика, формируя единую стратегию и тактику монетарного регулирования.

      В случае, когда Центральный банк пытается сократить денежное предложение  путем продаж государственных облигаций  на открытом рынке, при неизменной официальной  процентной ставке объемы учетных операций резко возрастут. В эти периоды учетные операции будут действовать в противоположном направлении, нежели операции на открытом рынке, а не усиливать последние. Механизм учета в этом случае играет роль своеобразного предохранительного клапана. Поэтому необходимо координировать действия на открытом рынке с учетной политикой, что сейчас и реализуется при осуществлении монетарного регулирования.

      Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой хранение части  резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент или норму обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.

      Резервы для банков представляют собой активы, не приносящие процента. Пересмотр  резервных требований существенно  влияет на рентабельность банков второго  уровня, прибыльность банковского дела. Значительное изменение обязательных для выполнения норм может привести к серьезнейшему финансовому кризису, который, безусловно, самым пагубным образом отразится на состоянии всего народного хозяйства. А частый пересмотр резервных требований может просто привести к хаосу: сокрытию банками своих сделок, резким колебаниям денежной массы, и, как следствие, глобальному экономическому кризису.

      Нормативы резервных требований устанавливаются  дифференцировано в зависимости  от видов депозитов. Помимо этого, Центральные банки могут устанавливать различные резервные нормы в зависимости от срока деятельности банка, величины его активов, региона, где банк осуществляет основную массу своих операций и обладает развитой филиальной сетью. В некоторых странах для банков, нарушающих обязательные требования, устанавливаются повышенные штрафные резервные нормы.

 

       3. Монетарная политика Центрального Банка Узбекистана 

      Введение  собственной национальной валюты в 1993-1994 гг. ознаменовало в экономическом развитии республики начало независимого осуществления внутренней денежно-кредитной политики. Исходя из условий начального этапа преобразований, четко выделялись тактические и стратегические цели монетарной политики.

      Стратегической  целью Центрального Банка Узбекистана был выход на стандартное использование общепринятых инструментов денежно-кредитного регулирования, характерных для стран со  сформированной рыночной экономикой. Однако во многих развивающихся странах в начале переходного этапа преобладание государственного сектора препятствовало использование инструментов характерных для рыночных экономик.

      Учитывая  эти реалии, деятельность Центрального Банка Узбекистана была направлена на обеспечение радикальных перемен в области денежно-кредитной политики, а именно: перестраивалась кредитная и процентная политика в направлении последовательного снижения монетарных каналов инфляции.

      Для достижения поставленной цели, Центральный Банк Узбекистана применял инструменты рефинансирования. В 1994-1995гг. размер ставки рефинансирования Центрального Банка Узбекистана повышался следующим образом. С октября 1994- 150%, с 1 января 1995г.- 225%, с 1 марта того же года – 300%. В краткосрочном периоде проводимая Центральным Банком Узбекистана политика “дорогих денег” снизила выдаваемые банками кредитов, и привела к заметному снижению инвестиционной активности что в свою очередь охарактеризовалось спадом в производстве. Другая сторона проводимой рестрикционной денежно-кредитной политики соответствовало к тому времени долгосрочным целям Центрального Банка Узбекистана – снижению инфляции и укреплению национальной валюты. (плюсы и минусы проводимой политики рассмотрены мною в предложении)

      Со  второй половины 1994г. характер политики рефинансирования изменился. В большей  мере она была ориентирована на две взаимозависимые цели: подержание уровня денежно-кредитных показателей на заданных темпах и ликвидности банковской системы; во-вторых на достижение и поддержание макроэкономической стабильности.

      Установление  норматива резервных требований к коммерческим банкам явилось в условиях переходного периода к рыночным отношениям одним из основных экономических инструментов реализации денежно-кредитной политики. Норма обязательных резервов как и учетная ставка повысились в 1994г.

      Целью вводимых изменений  явилось приспособление инструментов резервных требований к задачам денежно кредитного развития в условиях подготовки к введению собственной национальной валюты. Для этого были увеличены ставки обязательных резервных требований в целях снижения денежной массы. На средства привлекаемые на срок до 3-х лет ставка установилась в размерах 30%, а на срок выше 3-х лет -10%. Без сомнения по мере совершенствования рыночных отношений и использование Государственных Ценных Бумаг, ставка рефинансирования и резервные требования в последующих годах были заметно снижены.

      Как показывает история проводимой кредитно-денежной политики Центрального Банка Узбекистана по сдерживанию темпов роста денежной базы, наличных денег в обращении, совокупной денежной массы обеспечил в итоге четко выраженную тенденцию сокращения  темпов инфляции. Если годовой темп роста денежной массы в 1995г составил 2,6 раза то в последующих годах 1996, 1998, 2000, 2002 – 2,1,  1,9  1,7  1,6 соответственно. Уровень годовой инфляции  достигший в 1992-1996г более 12 раз сокращался до 7,8% в 2008г. Это в свою очередь положительно отразилось и на динамике процентных ставок на денежном рынке, и обменном курсе на внутреннем валютном рынке.

      Таким образом выходит что политика рефинансирования Центрального Банка Узбекистана была ориентированна не только на количественное снижение кредитов для сдерживания инфляционных процессов, но и на удовлетворение спроса коммерческих банков на предоставление кредитов небанковской сфере для финансирования объектов являющихся жизненно важными для экономики обеспечивающих экономическую независимость страны. 

      4. Анализ развития денежно- кредитного регулирования Республики Узбекистан. 

            

      Денежно-кредитная  политика Центрального Банка Узбекистана в 2008 году главным образом была направлена на обеспечение стабильности национальной валюты, удержание уровня инфляция в рамках заданных параметров (правительством страны на 2008 год была установлена нижняя граница инфляции в размере 7%, а верхняя граница - 8%), обеспечение стабильности процентных ставок депозитов и кредитов на национальном рынке ссудных капиталов, создание благоприятных условий для экономического роста посредством полного удовлетворения потребности экономики в денежных средствах.

    На  сегодняшний день в республике осуществляют деятельность 29 коммерческих банков, имеющих разветвленную инфраструктуру, включающую более 865 илиалов и 2056 мини – банков на всей территории республики, что уже свидетельствует о полном охвате всех регионов нашей страны банковскими учреждениями. 

    Именно поэтому важнейшими задачами, поставленными главой государства перед банковской системой стали : 

    * дальнейшее увеличение капитализации  банков, в первую очередь, за  счет средств населения, хозяйствующих  субъектов и потенциальных иностранных  инвесторов путем дополнительного выпуска акции и их размещения на фондовой бирже ; 

    * повышение роли банков в инвестиционных  преобразованиях экономики и  их превращении в инвестиционные  центры.  

    Задача  повышения капитализации банков служит необходимой составляющей для создания полноценного финансового сектора экономики, выполняющего роль накопления свободных денежных средств экономических субъектов и ее дальнейшей трансформации в инвестиции. 

    Обеспечение высокой капитализации банков позволит увеличить их возможности по кредитованию реального сектора экономики, повысит конкурентоспособность банков, создаст условия для привлечения иностранного капитала в банковскую систему и вхождение отечественных банков на международные рынки капиталов. 

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты денежно- кредитной политики