Теория антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:02, курс лекций

Краткое описание

15. Признаки и порядок установления банкротства предприятия.
Переход страны к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики и экономики новых формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью прежде всего в экономике, где появляется хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации.

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление лекции.doc

— 748.50 Кб (Скачать файл)

Если качество выполнения управленческого решения  удовлетворяет критериям эффективности, т. е. оно выполнено и получены необходимые результаты, в деятельности организации произошли изменения к лучшему, осуществляется переход к следующему этапу антикризисного управления.

Блок 7. Теперь проверяется целесообразность проведения дальнейших работ по выводу организации из кризисной ситуации, которая состоит в определении того, на какой стадии выполнения находится антикризисная программа.

Если специалистами  дается заключение о выполнении антикризисной  программы, а ситуация кризисного положения  организации на рынке не изменилась, необходимо провести разработку мероприятий  по изменению статуса организации, в частности возможны признание  ее банкротом и проведение мероприятий, связанных с реализацией процедур признания банкротства.

В случае же, когда  антикризисная программа выполнена, а внешняя ситуация положения  организации изменилась, систему  антикризисного управления адаптируют к изменившимся условиям на рынке. Для вывода организации из кризисной ситуации проводится подготовка дополнительных управленческих решений антикризисного характера.

Блок 8. На заключительном для данной технологической схемы этапе антикризисного управления разрабатываются мероприятия по прогнозированию будущих кризисных ситуаций. Прогнозирование является неотъемлемой частью технологии антикризисного управления. Оно позволяет если не избежать кризисной ситуации, то подготовиться к ней и минимизировать ее последствия.

Важной является система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации. Укажем здесь лишь основные ее моменты.

1. Серьезным  предупреждением грядущего неблагополучия  предприятия может быть отрицательная  реакция партнеров по бизнесу,  поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые организацией, и их предложения. В этом смысле показательными являются всевозможные реорганизации предприятия (организационные, структурные, открытие или закрытие подразделений, филиалов, дочерних фирм, их слияние), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в его стратегии. Другим существенным признаком, также контролируемым кредиторами, является изменение в структуре управления и атмосфере, царящей в верхних уровнях управления. Крах организаций, фирм или предприятий, как правило, начинается с конфликтов в высшем руководстве.

2. Признаки грядущей  кризисной ситуации включают  также характер изменений финансовых показателей деятельности предприятия, своевременность и качество представления финансовой отчетности и проведения аудиторских проверок. Предметом тщательного наблюдения здесь являются задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее качество, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком уровне квалификации персонала.

Во всяком случае и то и другое может говорить специалисту  о неэффективности финансового  управления;

изменения в  статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушения определенной их пропорциональности;

увеличение  или уменьшение материальных запасов, что может свидетельствовать  либо о заинтересованности, либо о  возможной неспособности предприятия  выполнить свои обязательства по поставкам;

увеличение  задолженности предприятия поставщикам  и кредиторам;

уменьшение  доходов предприятия и падение  его прибыльности, обесценение его  акций, установление нереальных (высоких  или низких) цен на свою продукцию  и т. д.

Настораживающими признаками являются также внеочередные проверки предприятия, ограничение его коммерческой деятельности органами власти, отмена и изъятие лицензии и т. д.

 

  1. Параметры контроля кризисных ситуаций в технологии антикризисного управления.

Важнейшим моментом в правильно организованной деятельности по выводу предприятия из кризисной ситуации является сбор исходной информации о ситуации в нем и первичный анализ его деятельности. Такой сбор и анализ могут вестись в самых различных направлениях по самым различным методикам, что объясняется спецификой конкретной ситуации. Такими направлениями деятельности группы специалистов по выводу организации из кризисной ситуации может быть анализ:

потенциала  ее кадрового состава;

адаптации организационных  структур к изменяющимся условиям;

ее финансового  состояния;

информационной  культуры сотрудников;

изменения научно-технического потенциала организации и отрасли;

влияния правового  поля на деятельность организации в  целом и ее сотрудников;

изменения экологической  ситуации и ее влияния на деятельность организации;

решения проблем  безопасности;

экономической ситуации в организации.

Из всего  многообразия направлений работы группы специалистов по выводу организации  из кризисной ситуации прежде всего  необходимо выделить анализ финансово-хозяйственной деятельности, на первом этапе включающий анализ финансового состояния организации и финансовых результатов ее деятельности.

Финансовое  состояние выявляется на основе использования  системы показателей, отражающих наличие, размещение, использование, движение ресурсов предприятия в денежном измерении. Оно формируется под воздействием множества факторов.

К основным направлениям анализа финансового состояния  организации относят:

анализ динамики состава и структуры имущества  организации;

оценку движения источников финансирования;

анализ состояния  запасов и затрат;

анализ финансовых коэффициентов.

Финансовые  результаты деятельности предприятия  в рыночных условиях оцениваются  также целой системой индикаторов, определяющую роль среди которых  играет прибыль и ее производные.

Информация  о реальных размерах и местонахождении  денежных средств организации, как  правило, сосредоточена в следующих  источниках: балансе, главной книге, договорах.

На предприятии, находящемся в кризисе, часто  происходят кражи и хищения. Возможные методы хищений и их отражение в документах (в порядке убывания значимости и предполагаемых размеров хищений) таковы:

Регулярные  хищения через «обналичку». Оформляются  бестоварными договорами. Услуги, как  правило, списываются на себестоимость. Надо выявить фирмы, с которыми у предприятия большой суммарный оборот.

Уход денег  по товарным договорам (договор на поставку есть, а товара нет). Фиктивные проводки через склад маловероятны (осведомленность  широкого круга лиц). Необходима проверка прихода товара на склад (накладных и др.).

Учреждение  новых фирм и перевод туда денег. Нужна доскональная проверка учредителей  фирм, с которыми предприятие сотрудничает, а также проверка учредителей, которые  создали их учредителей.

Хищения при  поставках. Могут быть выявлены только при хорошем знании цен на рынке.

Завышение расходов сырья, сбыт неучтенной готовой продукции (только если продукция пользуется спросом). Могут быть выявлены только хорошими технологами.

Фиктивный наем работников.

Для выяснения  всего вышеуказанного, а также иных возможных нарушений надо изучить и проанализировать калькуляцию себестоимости, которая в обобщенном виде есть в главной книге. Затем запросить и проанализировать документы, дающие расшифровку по подозрительным статьям. В результате первого ознакомления с бухгалтерской отчетностью возникает понимание необходимости и целесообразности изучения и изменения сложившейся практики бухгалтерского учета, которая при ее проведении включает оценку:

количества  работников, их краткую характеристику (возраст, образование, стаж работы на данном предприятии);

степени загруженности  каждого для обоснования существующей численности;

распределения обязанностей и ответственности;

качества работы (кем, как, по каким показателям) бухгалтерии  в целом и каждого бухгалтера в отдельности, в том числе главного бухгалтера;

иерархии подчинения;

взаимосвязи с  другими подразделениями и лицами;

документов, предоставляемых  в бухгалтерию (с какой периодичностью, из каких подразделений и от каких  лиц);

документов  и информации, предоставляемой бухгалтерией (с какой периодичностью, в какие подразделения и каким лицам.

Цель оценки — определить, во-первых, какой учет мы хотим иметь на предприятии; во-вторых, нужна ли структурная перестройка  в бухгалтерии и какая, и в  случае необходимости разработать новое положение о бухгалтерии, которое, с одной стороны, опиралось бы на существующую прежде систему учета, а с другой, — учитывало требования к постановке бухгалтерского учета на предприятии. При этом требования к работе бухгалтерии таковы: своевременное составление и предоставление финансовых отчетов в налоговые органы и предоставление оперативной информации для управленческого учета.

Положение о  бухгалтерии должно включать следующие  разделы:

1. Общий:

точное название (полное и сокращенное);

место в системе  управления;

задачи и  цель деятельности в общем виде;

в чьем непосредственном подчинения находится;

кем возглавляется (точное полное название должности);

порядок назначения на должность и освобождения от нее;

внутренняя  структура, название и количество должностей;

подчиненность и взаимодействие в общей структуре;

порядок утверждения  структуры и штатов;

чьи устные и  письменные распоряжения выполняют.

2. Основные задачи.

3. Функции.

4. Права и  ответственность.

5. Руководство.

6. Взаимоотношения. Связи внутренние; внешние.

Контроль, проверка и ревизия деятельности.

Условия оплаты труда. Показатели оценки качества работы.

Срок действия. Порядок утверждения и внесения изменений.

Управленческий  учет — это процесс в рамках организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации.

Технология  контроля в области управленческого  учета такова:

• требуется  выяснить, как организовано поступление управленческой информации руководству организации;

какая информация при существующей организации управления, из каких подразделений и от каких  лиц, как часто и кому поступает;

определить, достаточна ли она для специалистов по антикризисному управлению, обеспечивает ли она руководство информацией для оперативного управления.

Если нет, то определить:

какая информация нужна для осуществления эффективного оперативного управления;

источники информации (какие подразделения и лица);

внести в  положения о подразделениях и должностные инструкции пункты, обеспечивающие поступление руководству информации, необходимой для осуществления эффективного оперативного управления;

решить вопрос о своевременном предоставлении информации.

Управление  экономикой предприятия — это по сути управление себестоимостью. Именно в этом заключается сущность управленческого учета. Управлять себестоимостью — это планировать и контролировать ее, а потом предпринимать необходимые действия, связанные с маркетингом, бизнес-планированием, разработкой новых вариантов организации производства, управлением персоналом и т. д., с тем чтобы себестоимость вписывалась в требуемые рамки.

При работе с  себестоимостью можно воспользоваться  следующими рекомендациями:

Разбить бизнес-процессы компании на три части: поставки — производство — сбыт (основные сферы анализа). Оценить резервы снижения себестоимости на этих трех стадиях.

Определить, имеется  ли в организации программа снижения себестоимости посредством:

улучшения системы  закупок (маркетинг поставщиков и цен);

снижения издержек производства (улучшение планирования, повышение уровня организации, контроль времени исполнения операций и расхода  материалов);

повышения результативности сбыта и маркетинга.

При расчете  себестоимости и калькулировании  затрат учесть временной фактор (например, если заемные деньги участвуют в калькулировании затрат, понесенных до факта реализации).

Грамотно нормировать  себестоимость.

Производить калькулирование, учет, контроль и регулирование маржинального  дохода (объем реализации минус затраты на покупку комплектующих и полуфабрикатов), а также его сопоставление с условно-постоянными затратами.

Организовать  постоянный динамичный пересчет (т. е. скользящий режим планирования и  учета себестоимости в связи  с изменениями объемов выпуска продукции, динамикой цен) затрат, фактического перерасхода, экономии трудовых и материальных ресурсов и других существенных факторов.

Информация о работе Теория антикризисного управления