Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:46, курсовая работа
Государственный долг используется как инструмент проведения стабилизационой, антициклической, перераспределительной политики, стимулирования или сдерживания темпов экономического роста. Самая большая трудность при этом – ввиду наличия и давления особых интересов различных социальных групп – совместить самые разнообразные, а иногда и противоречивые, но все-таки взаимосвязанные цели экономической политики.
Управление
государственным
долгом как инструмент
регулирования экономики
Казакова
М.В.1
Согласно общепринятому мнению, в зависимости от цели заимствований, двумя основными эффектами политики государственных заимствований являются:
В любом случае, вне зависимости от поставленных целей, итоговое влияние государственного долга зависит от степени эффективности политики заимствований. Другими словами, при отсутствии последовательной политики управления задолженностью, накопленный объем долга становится существенным препятствием для экономического роста вне зависимости от цели полученных займов.
Изучение воздействия государственного долга на экономику, требует, прежде всего, анализа основных элементов управления долгом. В данной работе рассматривается, во-первых, содержание понятия управления государственным долгом; в дальнейшем раскрывается понятие системы управления долгом и, наконец, изучаются цели и инструменты управления долгом.
Содержание понятия управления государственным долгом.
Многообразные формы и пути воздействия государственной задолженности на функционирование экономики объясняют необходимость постоянного внимания со стороны правительства к проблеме регулирования государственного долга.
Государственный долг используется как инструмент проведения стабилизационой, антициклической, перераспределительной политики, стимулирования или сдерживания темпов экономического роста. Самая большая трудность при этом – ввиду наличия и давления особых интересов различных социальных групп – совместить самые разнообразные, а иногда и противоречивые, но все-таки взаимосвязанные цели экономической политики.
Естественно,
такое обширное использование государственной
задолженности в механизме
Именно
эти два взаимосвязанных
Управление государственным долгом может осуществляться на институциональном, техническом, собственно экономическом (макро- и микро) уровнях в зависимости от того, что выступает объектом регулирования. Так, в частности, если речь идет о законодательном регулировании, то есть разработке новых законодательных актов в этой области, пересмотре старых и т.п., то можно говорить об институциональном аспекте регулирования долга. Если речь идет об изменении таких параметров, как срок погашения или доходность ценных бумаг, такое регулирование является техническим.
Изменение же объема государственного долга при проведении той или иной макроэкономической политики, то есть воздействие различных макроэкономических показателей (например, инфляции) на величину государственной задолженности, является иллюстрацией экономического регулирования долга. В целом от методов и результатов такого регулирования во многом зависит, будет ли государственный долг бременем или стимулом для экономического развития.
Категория "управление" включает совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Искусство управления (регулирования) состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью наиболее быстрого решения поставленных задач и выполнения намеченных целей.
Управление государственной задолженностью следует понимать как в узком, так и в широком смыслах. Управление в широком смысле представляет по сути одно из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. При этом если речь идет о государственном долге, возникшем в случае предоставления государством гарантий по частным кредитам, то для более точного определения необходимо упомянуть и о деятельности государства как гаранта.
Управление в широком смысле обычно является прерогативой законодательных органов (иногда правительства) и включает в себя следующие элементы:
Управление государственным долгом в узком смысле представляет собой совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, операциями по обслуживанию и рефинансированию государственного долга, а также по регулированию рынка государственных ценных бумаг.
Многие
методы управления государственным
долгом в узком смысле (например,
определение оптимального срока
обращения государственных
Система
управления государственным
долгом
Понятие системы управления государственным долгом
Осуществление мероприятий по управлению государственным долгом (как в широком, так и в узком смысле) требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования государственной задолженности.
В частности, в Российской Федерации (РФ) функции по управлению государственным долгом возложены на Министерство финансов РФ в лице Казначейства, Центральный банк РФ, а также Счетную палату РФ. Следует отметить, что как Минфин, так и ЦБ не имеют возможности непосредственно воздействовать на величину совокупного государственного долга [1].
Таким образом, в процессе управления государственным долгом можно выделить несколько функциональных элементов:
Наиболее интересным из аспектов являются возможности изменения состава и структуры государственной задолженности при постоянном совокупном объеме, в зависимости от желаемости тех или иных воздействий государственного долга на экономическую политику и функционирование экономики. Следует заметить, что в зарубежной экономической литературе подобные меры регулирования государственной задолженности описываются термином "debt management".
В то же время, в ряде русскоязычных источников в области управления государственным долгом для этих целей используются такие понятия как конверсия (изменение доходности), консолидация (изменение сроков обращения), унификация (объединение нескольких займов в один), отсрочка погашения и аннулирование государственных займов [1].
Кроме того, большое значение имеет регулирование совокупного объема государственного долга. Также может быть поставлен вопрос о границах государственной задолженности, то есть о необходимости ограничение объемов совокупного государственного долга, начиная с того момента, когда он начинает оказывать дестабилизирующее воздействие или ввиду огромных расходов по его обслуживанию, становится трудноуправляемым.
Debt management является одной из важнейших сфер управления государственным долгом и представляет собой менеджмент состава и структуры государственного долга при неизменном совокупном объеме задолженности. Надо сказать, что до настоящего времени среди экономистов, занимающихся этой проблемой, не существует единства мнений, что понимать под debt management в точности.
Иногда представляется логичным включить в это понятие также мероприятия государства, направленные на изменение совокупного объема задолженности, то есть определить данное понятие в более широком смысле.
Однако, несмотря на то, что в принципе оба ведомства, проводящие кредитно-денежную политику и управление государственным долгом (Минфин и ЦБ), могут воздействовать на его совокупный объем (например, посредством изменения курсовой стоимости обращающихся обязательств), данный аспект является прерогативой скорее законодательных органов, определяющих направления бюджетно-налоговой политики.
В том случае, когда изменение объема задолженности происходит по решению парламента, Минфин и ЦБ обладают лишь свободой выбора форм государственного долга.
Объект регулирования debt management включает в себя следующие элементы:
Цели и инструменты управления долгом
По мнению Д. Тобина, одного из первых обративших внимание на важность государственной политики по регулированию структуры задолженности, благодаря правильному выбору подходящих форм долговых обязательств, государству удается избежать многих нежелательных последствий эффекта вытеснения, производимого государственным долгом. Цели управления задолженностью, то есть debt management, описанные подробнее в [2], рассматриваются далее в работе.
В зависимости от поставленной цели, существует ряд механизмов государственной политики в области регулирования структуры и состава государственного долга, то есть в области debt management [2].
Информация о работе Управление государственным долгом как инструмент регулирования экономики