Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 20:38, контрольная работа
Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.
Введение.
1.Роль руководителя в принятии решений.
1.1 Ключевая роль руководителя.
1.2 Поведенческие особенности руководителей.
2.Нормативные и дескриптивные модели принятия решения.
Заключение.
Список литературы.
Содержание:
Введение.
1.Роль руководителя в
1.1 Ключевая роль руководителя.
1.2 Поведенческие особенности
2.Нормативные и дескриптивные модели принятия решения.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.
Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений.
Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение (ЛПР) с помощью определённых правил.
Решение как результат выбора обычно
фиксируется в письменной или
устной форме и включает в себя
план (программу) действий по достижению
поставленной цели. Решение является
одним из видов мыслительной деятельности
и проявлением воли человека. Его
характеризуют следующие
- возможность выбора из
- наличие цели: бесцельный выбор
не рассматривается как
- необходимость волевого акта ПР при выборе решения, так как ПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.
Соответственно под
Высокая значимость управленческих решений
предопределяется тем обстоятельством,
что решения оказывают влияние
на все функции управления в любой
организации. Современная наука
об управлении и теория принятия управленческих
решений возникли после появления
организаций в современном
1.Роль
руководителя в принятии
В принятии решений руководитель выполняет основную роль. Он принимает решения на основе своих предпочтений и несет за них ответственность.
В процессе принятия решения можно
выделить следующие основные функции
руководителя. Во-первых, руководитель
должен управлять процессом выработки
решения, организуя данный процесс,
привлекая нужных специалистов, обеспечивая
их работу требуемыми ресурсами, определяя
сроки принятия решения, контролируя
их работу. Во-вторых, руководитель выдвигает
задачу для решения, участвует в
ее конкретизации и выборе оценочных
критериев. Умение правильно определить
и поставить задачу в чрезвычайно
сложной и противоречивой ситуации
является существенной обязанностью руководителя,
главной творческой частью его работы.
В-третьих, он выполняет сложную
работу по самому принятию решения. В-четвертых,
руководитель организует выполнение решения,
управляя работами на этапе реализации
принятого решения. В-пятых, руководитель
должен принимать участие в процессе
принятия решения по отдельным вопросам
выработки решения как
1.1 Ключевая роль руководителя.
Человеческий фактор предполагает, что в сложном процессе разработки управленческих решений ключевую роль играет человек. От слаженной работы всех работников зависит качество решений и эффективность совместной деятельности.
Человеческий фактор принятия управленческих решений включает:
1) Умелое делегирование
2) Осуществление коммуникаций, наличие обратной связи с персоналом и потребителями;
3) Поведенческие особенности
4) Стиль руководства, отношение
к нанятому персоналу и
5) Методы кадровой работы и система управления персоналом;
6) Своевременное предупреждение конфликтов.
Делегирование полномочий, обратная связь с персоналом, модель поведения руководителя, отношение к работникам, стиль общения с потребителем, климат, культура организации, все это факторы взаимодействия человека и процессов в организации. Особое значение придается способностям менеджеров, руководителей организовать персонал, привлечь его для участия в процессе разработки решений. Коллегиальные и коллективные решения более эффективны, нежели индивидуальные, поэтому руководитель должен умело направлять персонал к осуществлению целей организации и делегировать полномочия для решения задач.
Делегирование полномочий — это
передача прав и ответственности
от вышестоящего руководителя к нижестоящему,
от линейного руководителя к руководителю
штабной структуры, от руководителя
непосредственно к
Умелое делегирование
В классической литературе по менеджменту рассматриваются трудности, которые возникают у руководителей при делегировании ими полномочий. Так, Уильям Ньюмен приводит пять причин нежелания руководителей делегировать полномочия:
1) Заблуждение руководителя «Я
это сделаю лучше». Но если
руководитель не будет
2) Руководители так погружаются
в повседневную работу, что пренебрегают
более общей картиной
3) Отсутствие доверия к
4) Боязнь риска. Поскольку
5) Неэффективные механизмы
Причины нежелания делегировать полномочия
или напротив, принимать ответственность
на себя, кроются в особенностях
психологии личности работников. Значимым
является: эмоциональное взаимодействие
между членами трудового
Только сами руководители могут сделать процесс делегирования полномочий и разработки совместных управленческих решений эффективным. Руководитель направляет, стимулирует, организовывает, определяет политику, формирует культуру организации.
1.2 Поведенческие особенности руководителей.
Поведенческие особенности руководителей включают:
1) Используемые руководителем
2) Реагирование на возникновение в организации проблем или критических ситуаций.
3) Реализуемую ролевую модель, побуждающую работников к подражанию.
4) Критерии распределения
5) Критерии, по которым руководитель
определяет уровень
6) Критерии, которые использует
руководитель при найме,
Модель поведения руководителя фиксируются в сознании подчиненных через неформальные каналы коммуникации. Каждодневная информация, поступающая от руководителя — это поступки, рассказы, жаргон, символы, символические действия. Это основной механизм закрепления основ культуры.
Формирование культуры руководителями происходит через неформальные каналы коммуникации. Но действует руководитель формально, используя управленческие методы работы с персоналом.
Система управления персоналом должна быть сформирована таким образом, чтобы работники имели возможность обучаться, получать объективную оценку своей деятельности, продвигаться по карьерной лестнице, иметь социальные гарантии и мотивацию к участию в принятии важных решений. Имеет значение кадровая политика, социально-психологический климат в коллективе, культура, возможность реализовать демократический стиль руководства.
В управленческой литературе в основном выделяют три основных стиля руководства, которые сильно влияют на формы принятия управленческих решений: авторитарный, либеральный и демократический.
Авторитарный стиль
Демократический стиль руководства
характеризуется высокой
Либеральный стиль руководства
характеризуется определенным уровнем
возможностей для участия работников
в принятии управленческих решений.
Однако, ситуация в коллективе может
развиваться по-разному, иногда непредсказуемо.
Руководитель, использующий либеральный
стиль, может самоустраниться от
управления. В этом случае организацией
управляют представители «
Стили руководства оказывают
2.Нормативные
и дескриптивные модели
В теории принятия решений выделяют несколько подходов, которые
называют моделями принятия решений, к ним относят следующие
виды моделей: нормативная (классическая), дескриптивная (описательная),
модель Карнеги, модель инкрементального процесса принятия решений,
модель «мусорной корзины» и др.
Нормативная (классическая) модель предложена Г.А. Саймоном
позволяет ЛПР выявить наиболее эффективные пути достижения
поставленной цели. Они представляют собой функциональные уравнения,
где отражены связи между зависимыми и независимыми переменными.
Независимые переменные в таких моделях представляют собой параметры
действий, а зависимые переменные в этих моделях являются ожидаемыми
переменными, получаемыми в результате
воздействия независимых
E=f(a,b,c)
где E – анализируемая ожидаемая переменная; a, b, c – независимые
переменные, параметры действий (решений).
Эти уравнения дополняются системой ограничений, лимитирующих
свободу действий ЛПР.
Нормативная модель принятия решений основывается на
экономических предположениях:
1. ЛПР стремится к достижению
известных и согласованных
Проблемы определены и точно сформулированы;
2. ЛПР стремится к
информации, просчитываются все допустимые варианты и возможные
последствия;
3. известны критерии оценки
который несет наибольшую экономическую выгоду для организации;
4. ЛПР действует рационально и логически подходит к оценке
вариантов, расстановке приоритетов, его выбор, наилучшим образом
соответствует достижению целей организации.
Ценность модели состоит в том, что она побуждает менеджеров к
рациональным решениям. Распространенность нормативных моделей во
многом связана с появлением различных количественных методов принятия
решений с помощью компьютерной техники. Количественные методы
включают построение дерева решений, платежные матрицы, анализ точек
безубыточности, линейное программирование, прогнозирование и модели
операционной деятельности. Развитию нормативной модели способствуют и