Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:22, курсовая работа
Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур – непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная.
1. Концепция антикризисного управления___________________________3
1. Сущность антикризисного управления_________________________3
2. Место антикризисного управления в экономической стратегии фирмы____________________________________________________6
2. Финансовая диагностика предприятия ОАО “Каравай” за 2001-2003гг.
1. Исследование финансового состояния предприятия_____________14
2. Интегральная оценка угрозы банкротства ОАО “Каравай”_______17
ПРИЛОЖЕНИЕ. Отчётность ОАО “Каравай” за 2001-2003 гг._________19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА
МЕНЕДЖМЕНТА
Индивидуальная работа по дисциплине “Антикризисное управление” на тему:
“Концепция антикризисного управления”.
Финансовая
диагностика ОАО «Каравай»
Выполнил:
студент гр. УП-111 Безбожный
В.Л.
Проверила: ас. Чёрная
О.Ю.
Луганск-2004
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ. Отчётность ОАО “Каравай” за 2001-2003 гг._________19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1.
КОНЦЕПЦИЯ АНТИКРИЗИСНОГО
УПРАВЛЕНИЯ.
Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур – непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная.
Решению
именно этой задачи подчинена система
мер, именуемая антикризисным
Однако подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течение длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Поэтому,
с одной стороны, антикризисное управление
должно охватывать значительно более
широкие сферы деятельности, чем анализ
только финансового состояния фирмы. С
другой стороны, в процессе антикризисного
управления, протекающего под влиянием
страха постоянной угрозы банкротства,
не должно возникать своеобразного "эффекта
пустыни Тартари"1, деформирующего
поведение менеджеров, вызывающего неадекватные
их действия, еще более усугубляющие и
без того сложное положение фирмы.
Таким образом, антикризисное управление - это:
Разработка теории и анализ практики антикризисного управления, обобщение результатов первого этапа приватизации украинских предприятий – важнейшие задачи, без решения которых на макро- и микроуровне невозможно сколько-нибудь значительное изменение социально-экономической ситуации в стране к лучшему.
Реформирование экономики Украины началось на фоне глубокого кризиса всех его сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой. Негативные последствия либерализации цен, кризис украинских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.
Из вышесказанного следует, что тема антикрисного управления очень важна в нынешних условиях экономики, и при управлении предприятием необходимо учитывать все разработки проводимые в данной области.
Понятие антикризисного управления, как и понятие кризиса не имеет однозначного определения. Кризисное состояние отдельных предприятий в условиях рынка естественно: не все оказываются способными выдержать конкуренцию. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В Украине около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами. К сожалению, среди них много крупных. Основная причина рыночной несостоятельности – грубейшие просчеты руководителей, низкий уровень менеджмента, а также стремление многих из них обогатить себя, свою семью, приближенных за счет трудовых коллективов. Средства массовой информации преподносят тысячи примеров этого. Проводимая сейчас процедура ускоренного банкротства многих предприятий призвана привести к появлению на них новых собственников, новых менеджеров, способных эффективно функционировать на рынке, соблюдая действующее законодательство. Новым управляющим нужно в полной мере осознать, что "делают деньги" не они, а их труженики, трудовой коллектив и, создавая для последних трудности, (а порой и невыносимые условия), они режут курицу, "несущую золотые яйца". Главное – изменение сущности и стиля руководства предприятиями, которые нельзя рассматривать как кормушку и вотчину для руководителей, а как любимое дитя, которое нужно холить и лелеять, если они хотят добиться нормального функционирования в соответствии с требованиями рынка.
Весьма важно точно определить и саму концепцию антикризисного управления. Большинство авторов, имеющих публикации по данной проблематике, полагают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовые результаты функционирующего на рынке предприятия становятся уже печальными. Подобный подход – это все равно что "ставить телегу впереди лошади". Главное в антикризисном управлении – обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный, стабильный характер. Речи о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер.
Общеизвестна триада, определяющая ныне успех в бизнесе – "Люди–продукт–прибыль". Стабильность бизнеса, прочность позиций фирмы на рынке, ее финансов обеспечивают, прежде всего, люди. Предприятие должно располагать такими работниками, которые способны подходить к делу творчески, стремиться к нововведениям, развивать сотрудничество с другими, добиваться оптимального конечного результата. Нужна не просто группа специалистов, а дружный, творческий, самонастраивающийся коллектив-команда. Без этого никакие ухищрения в финансовой области дело не спасут.
Всё вышеперечисленное, предусматривающее меры по устранению кризиса учитывается на стадии разработки стратегии предприятия.
Экономическая стратегия фирмы складывается из ряда элементов, важнейшим из которых, обобщающим практически все разделы стратегической программы технического и социального развития фирмы, является стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы. Взаимопереплетение элементов экономической стратегии не позволяет достаточно строго элиминировать стратегию антикризисного управления из экономической стратегии, придать антикризисному управлению особые, только ему присущие черты. Вся экономическая стратегия в совокупности должна носить опережающий, предотвращающий характер. И товарная, и ценовая, и стратегия снижения производственных издержек, и стратегия поведения фирмы на рынке ценных бумаг, как и все другие элементы экономической стратегии, должны быть нацелены на предотвращение несостоятельности за счет постоянного поддержания высокого уровня конкурентного преимущества фирмы.
Тем не менее могут и должны быть определены особые, специфические правила и приемы, применяемые в управлении фирмой, непосредственно направленные на выполнение функции предотвращения банкротства.
В западной литературе по менеджменту основное внимание уделяется описанию решений по выходу из практических кризисных ситуаций, и практически отсутствуют алгоритмы (методы) поведения фирмы в кризисном положении. Один из крупнейших западных теоретиков стратегического управления И. Ансофф в своей книге “Стратегическое управление” предложил ряд моделей, характеризующих поведение фирмы в кризисной ситуации. Эти модели отражают три варианта управления фирмой в кризисной ситуации.
Когда некоторые неожиданные факторы лишь начинают влиять на фирму, их воздействие обычно остается скрытым в рамках нормальных колебаний в результате экономической деятельности. Таким образом, если возможная перемена не будет выявлена при помощи специального прогноза, первоначальной реакцией на нее станут меры (снижение затрат, повышение производительности труда, совершенствование производства, активизация сбыта), которые в прошлом помогали фирме корректировать периодические ухудшения ее экономических показателей.
Когда меры, которые в прошлом были успешными, все чаще оказываются недейственными, становится очевидно, что фирма столкнулась с новой проблемой. Момент, когда накопившиеся данные свидетельствуют с высокой степенью достоверности о том, что ухудшение результатов деятельности фирмы стало необратимым и необходимо принять специальные контрмеры, назовем моментом начала рационального действия. Обычно небольшие и возглавляемые молодыми энергичными руководителями фирмы не занимаются изучением внешнего окружения или прогнозированием. Однако они быстро учатся на неудачах обычных видов реакции и способны быстро сократить потери. Такой тип управления называется активным управлением. Как только данные показывают, что нарастающее снижение прибыли не может быть следствием нормальных колебаний, тотчас же со стороны управления следуют ответные действия. Таким образом управление реагирует в момент начала рационального действия ТD.