Финансовая диагностика ОАО «Каравай»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур – непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная.

Содержание

1. Концепция антикризисного управления___________________________3
1. Сущность антикризисного управления_________________________3
2. Место антикризисного управления в экономической стратегии фирмы____________________________________________________6
2. Финансовая диагностика предприятия ОАО “Каравай” за 2001-2003гг.
1. Исследование финансового состояния предприятия_____________14
2. Интегральная оценка угрозы банкротства ОАО “Каравай”_______17
ПРИЛОЖЕНИЕ. Отчётность ОАО “Каравай” за 2001-2003 гг._________19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Индивидуальная работа по дисциплине _Антикризисное управление_ (3).doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

      К моменту Т прекращения воздействия угрозы фирма терпит суммарный убыток от основной деятельности О, измеряемый площадью под верхней кривой, а также убыток С в размере затрат на прекращение убытка от основной деятельности. Таким образом, общие потери составят: LT = О + С.

      Задача  стратегической реакции состоит  в том, чтобы свести к минимуму потери LT и по возможности обратить их в прибыль. Во многих других случаях, в особенности - в крупных “старых” фирмах, имеющих многолетний опыт успешной деятельности, убедительных данных нередко оказывается недостаточно для того, чтобы с их стороны последовала быстрая реакция. В подобных случаях начало реакции запаздывает по отношению к моменту рационального начала действия ТD на отрезок времени Тd. Такое управление в кризисной ситуации называется реактивным.

      Все большее число фирм применяет  неэкстраполятивное прогнозирование  развития технологии, структурное экономическое  прогнозирование, сценарии и   т. д., непосредственно направленные на выявление возможных изменений, возникающих в связи с дискретными отклонениями стратегического характера. Полученные таким образом прогнозы представляют собой информацию, которая в принципе дает возможность предпринять упреждающие меры до события. Достаточно отдаленный горизонт прогнозов позволяет фирме завершить ответное действие до того, как возможная угроза успеет нанести ей сколько-нибудь ощутимый ущерб.

      Подобный  тип поведения называется плановым управлением. Момент начала рационального  действия TD находится в пределах горизонта прогнозирования. Реакция фирмы должна начинаться сразу же, как только прогноз определенно укажет на появление угрозы. Запаздывание в реакции системы при плановом управлении имеет меньшую величину, чем в остальных случаях. Механизмы задержки способны свести на нет потенциальные преимущества прогнозирования. Ущерб, который при этом будет нанесен фирме, зависит от соотношения между тремя факторами: горизонтом прогнозирования TD, задержкой вследствие медлительности Td и временем TR, которое потребуется фирме, чтобы отреагировать на возможную угрозу.

      1. Ситуация будет оптимальной, если  задержка Td находится под контролем, так что остается достаточно времени для того, чтобы отреагировать на возможную угрозу прежде, чем начнется ее воздействие. При этом, с одной стороны, реакция не будет преждевременной и, с другой стороны, единственным видом издержек для фирмы будет стоимость реакции. Этот случай можно описать при помощи уравнения:

Td = TD - TR.

      2. Если реакция начинается прежде, чем начнет проявляться действие угрозы, но слишком поздно для того, чтобы реакция была завершена до начала этого воздействия, издержки будут выше, поскольку они будут включать стоимость реакции и убытки от основной деятельности. Уравнение в этом случае примет вид:

Td > TD - TR.

      3. Если продолжительность задержки  вследствие медлительности Td чрезмерна (Td > TD), преимущества, создаваемые прогнозированием, большей частью сводятся на нет, и реакция становится либо реактивной, либо активной.

      4. Наконец, может получиться так,  что продолжительность реакции TR выйдет за горизонт прогнозирования TD:

TR > TD.

      В этом случае реакция не завершится до начала воздействия угрозы, даже если будет устранена задержка вследствие медлительности Td.

      Стремясь  обеспечить своевременную реакцию  на дискретное отклонение при минимальных издержках, руководители фирм в определенных пределах могут регулировать все три определяющих фактора: горизонт прогнозирования TR, продолжительность реакции TR и задержку вследствие медлительности Td.

      Таким образом, чтобы не потерять преимущества, создаваемые прогнозированием, необходимо не только совершенствовать прогнозирование, но одновременно повышать готовность руководителей учитывать долгосрочные прогнозы, несмотря на их определенную расплывчатость и неполноту.

      Кризисная ситуация требует применения чрезвычайных и нестандартных мер. Эти чрезвычайные меры нужно разделить на 2 категории:

      1. Меры, составляющие первую категорию,  принимают с тем, чтобы привести  деятельность фирмы в соответствие  с дискретными изменениями в ее отношениях с внешним окружением, в ее внутренней динамике и ее системе ценностей. Такими мерами, изменяющими лицо фирмы и в перспективе способствующими внедрению в практику нового “образа жизни”, являются проникновение фирмы в новые сферы бизнеса, отказ от текущей предметно-производственной специализации фирмы, ее существенная реорганизация и внедрение систем стратегического планирования. Эти действия называются стратегическими  мерами.

      2. Меры, составляющие вторую категорию,  не приводят к изменению привычных отношений. Тем не менее они достаточно радикальны: проведение необычно широких кампаний по стимулированию сбыта, резкое снижение цен для оживления ослабевшего спроса, крупномасштабное списание основного капитала, ликвидация больших запасов устаревших товаров, замена устаревшего оборудования, ограничение найма рабочей силы, приостановка программ повышения квалификации руководящих кадров, сокращение расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Эти действия называются чрезвычайными оперативными  мерами.

      Реакция, имеющая целью избежать стратегических мер, типична для реактивного  управления. В ее основе лежит предположение  о том, что трудность можно  преодолеть при помощи привычных, хотя и радикальных, оперативных контрмер. В ходе такой реакции последовательно опробуется ряд мер, начиная с тех, которые оказывались успешными в прошлом. Фирма, управление в которой имеет реактивный характер, обращается к стратегическим мерам лишь в том случае, если она продолжает терпеть убытки, несмотря на оперативные меры и режим экономии. К этому моменту уже много времени упущено, накапливаются значительные убытки и фирма несет чрезвычайные расходы. Первоначальная реакция на оперативные меры является также характерной чертой активного управления. Фирма все еще не расположена и не готова к непривычным стратегическим угрозам, однако вместо того, чтобы прибегать к последовательному ряду ответных мер, она анализирует имеющиеся данные, выбирает и осуществляет комбинацию контрмер, которая представляется ей оптимальной. Когда же выясняется их безрезультатность, фирма решительно переходит к стратегическим мерам. Следующая модель относительно редко встречающегося поведения, характерна для фирм с плановым управлением. Экстраполятивное прогнозирование здесь дополняется изучением внешнего окружения с целью выявления возможных изменений. В ходе первоначального диагностического анализа рассматриваются возможности одновременного применения оперативных и стратегических мер. Организация этого типа способна осуществлять и те и другие меры параллельно.

      Питер Драккер – известный во всем мире специалист по управленческому консультированию, - предлагает свой вариант антикризисного управления. Основа этого варианта – управление, нацеленное на результаты. Драккер выделяет три экономические задачи антикризисного управления:

      1) существующий бизнес должен стать  эффективным; 

      2) его потенциал должен быть  определен и реализован;

      3) его следует превратить в другой  бизнес, отвечающий изменяющимся  задачам будущего.

      Эти задачи накладываются друг на друга. Они требуют унифицированной  стратегии. Для решения любой  из указанных задач, не говоря уже  о трех, взятых вместе, необходимо понимание  подлинных реальностей бизнеса  как экономической системы, ее возможностей в сфере экономики и связей между имеющимися ресурсами и возможными результатами.

      Основой антикризисного управления у Драккера является всесторонняя оценка бизнеса. Рассмотрению и анализу подвергаются следующие “области результатов”:

1. Изделия  и серии изделий (или услуги).

2. Рынки  (потребители, конкуренты и каналы  сбыта).

3. Соотношение  вклада “областей результатов”  в части доходов и долей  расходов, которые они вызывают.

4. Позиция  руководства и перспективы каждой  “области результатов”.

5. Выделение каждой области основных ресурсов.

6. Предварительный  диагноз “областей результатов”.

      Основной  анализ бизнеса начинается с исследования бизнеса в его теперешнем состоянии, т. е. в том состоянии, в котором  он дошел до исследователя, будучи подвергнутым влиянию всех тех решений, действий и результатов, происшедших в прошлом. Необходимо видеть сам скелет, суть, т. е. экономическую структуру.

      Крупнейший  западный теоретик в области конкуренции  М. Портер выделяет следующие способы конкурентной борьбы, которые могут быть применимы в антикризисном управлении. Первый способ – более низкие издержки. Второй способ – дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль.

      Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью  в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Дифференциация позволяет фирме диктовать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках опять-таки дает большую прибыль.

      Вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно достигается, можно  объединить в понятие типовых стратегий. Самая большая стратегическая ошибка – использовать все конкурентные стратегии одновременно. Это верный путь к стратегической посредственности и плохим показателям, потому что фирма, пытающаяся использовать все стратегии одновременно, не сможет как следует использовать ни одну из них из-за их “встроенных” противоречий.

      Для проведения антикризисных мероприятий  необходимо оценить настоящее состояние бизнеса и его будущие перспективы. И эффективное применение концепции антикризисного управление предприятия будет способствовать недопущению многих проблем, возникающих в сфере хозяйствования.

 

       2. ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 

      ОАО “КАРАВАЙ” ЗА 2001-2003 гг.

     2.1. Исследование финансового состояния  предприятия

     Исследование  финансового состояния предприятия  с целью раннего обнаружения  признаков его кризисного развития, вызывающих угрозу банкротства, является составной частью общего финансового  анализа. Вместе с тем, этот блок финансового  анализа имеет определенные особен ности как по объектам, так и по методам его проведения.

     Объектами наблюдения возможного "кризисного поля", реализующего угрозу банкротства, являются в первую очередь показатели текущего и перспективного потока платежей и показатели формирования чистого денежного потока по производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

     Уровень текущей угрозы банкротства диагностируется  с помощью коэффициента абсолютной платежеспособности ("кислотного теста"). Он позволяет определить в какой мере в рамках оговоренного законодательством месячного срока могут быть удовлетворены за счет имеющихся высоколиквидных активов все неотложные обязательства предприятия. Данный показатель определяется как:

     

     Соответственно определим данный показатель для объекта исследования в период 2001-2003 гг.

2001 год: 2002 год: 2003 год:

Информация о работе Финансовая диагностика ОАО «Каравай»