Центральный банк Республики Узбекистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:36, реферат

Краткое описание

Выросла техническая оснащенность банковской системы, осуществляется целостная программа перевода банков на электронную систему платежей. Качественно обновился состав работников, в банковскую систему пришло много талантливой молодежи, осуществляется комплексная программа подготовки и переподготовки кадров. Указ Президента Республики Узбекистан "О создании Банковско-финансовой академии Республики Узбекистан", принятый в целях усиления подготовки высококвалифицированных кадров и организации фундаментальных научных и прикладных исследований в области финансовых рынков, стал еще одним знаменательным событием.

Содержание

Введение
1. Денежно-кредитная политика
1.1 Мероприятия, осуществленные в денежно-кредитном секторе
1.2 Национальная валюта
2. Платежная система
2.1 Вопросы развития платежной системы и информатизации в банковском секторе
3. Система обмена кредитной информацией
3.1 Информация о деятельности Национального института кредитной информации
3.2 Публикации в СМИ
4. Государственная пробирная палата

Вложенные файлы: 1 файл

реферат о ЦБ РУз.docx

— 321.30 Кб (Скачать файл)

Данный проект по улучшению Информационной Системы Финансового Сектора  по Займу Мирового Банка на Развитие Финансовых Институтов затрагивает  четыре основные взаимозависимые сферы:

  • Новая структура платежной системы, основанная, в частности, на обработке расчетов в режиме реального времени по платежным операциям с единым корреспондентским счетом и единым балансом коммерческих банков;
  • Система управленческой информацией (МИС), которая позволит коммерческим банкам увеличить их возможности по осуществлению эффективного руководства, в частности, по управлению рисками и ликвидностью, а представителям службы надзора Центрального Банка позволит получать достоверную и своевременную информацию;
  • Телекоммуникационная сеть, связывающая главные территориальные управления Центрального банка и коммерческих банков, которая сможет предоставить своевременные телекоммуникационные услуги, поддерживающие обмен платежей в режиме реального времени, а также информацию, требуемую в соответствии с системой МИС для управления банком.

Глобальная система безопасности, обеспечивающая соответствующий уровень  защиты информационных сетей банков.

Совершенствование платежной системы  в 2003-2010 гг.

  • Проведение межбанковских платежей через единые корреспондентские счета Головных коммерческих банков, открытых в Центре расчетов Центрального банка.
  • Создание единой базы данных и централизованной обработки платежных операций в головных офисах коммерческих банков.

Работы по переходу на единый корреспондентский  счет уже завершены к 8 сентября 2003 г., и все многофилиальных коммерческих банков перешли на единый корреспондентский счет. При этом сокращены все территориальные Центры расчетов и функционирует единый центр расчетов при Главном управлении ЦБ по г. Ташкенту.

С мая 2004 г. все операции, проводимые Расчетно-кассовыми центрами Территориальных главных управлений Центрального банка отражаются в едином балансе Центрального банка в режиме реального времени. В 2005-2008 гг. также завершены работы по созданию единой базы данных и централизованной обработки платежных операций в головных офисах коммерческих банков, кроме ГК Народного банка.

 

 

Создание системы МИС в банках

Современное развитие экономики обуславливает  необходимость проведения глубокого  изучения причин изменений экономических  показателей в разрезе банков, регионов и в целом по республике для выработки оптимальных решений. В связи с этим в настоящее  время становятся востребованными  и выдвигаются на первое место  не просто информационные, а аналитические  технологии, позволяющие повышать эффективность  управления. Учитывая это, учетно-бухгалтерское  ядро вновь создаваемых автоматизированных банковских систем базируется на принципиально  новой технологической базе с  учетом защиты и обеспечивающих полноту  информации, необходимой для функционирования системы поддержки принятия решений  по управлению банком.

Совершенствование банковской телекоммуникационной сети, начиная с 2003 г.

Вышеуказанные направления совершенствования  банковских информационных систем накладывают  определенные требования к банковской телекоммуникационной сети. В связи  с этим в 2003 г. закончен проект развития цифровой банковской телекоммуникационной сети до областных центров. В рамках данного проекта в г.Ташкенте проложен оптоволоконный кабель протяженностью более 38 км. Данное кольцо является транспортной средой АТМ-сети и охватывает районы города, в которых сосредоточено наибольшее число потенциальных пользователей БТС создающих основную часть сетевого трафика - банков, ведомств экономического сектора и государственного управления.

К АТМ-сети подключены 2 Mб тракты от всех областных центров и трафик сети г. Ташкента. Обеспечено сопряжение сетей с различными протоколами  АТМ, IP, Frame Relay и Х25, входящих в состав БТС. Управление всей сетью производится из единого центра управления в здании ЦБ и позволяет оптимизировать нагрузку в любой части БТС, а так  же имеются пакеты программно аппаратных приложений системы управления, которые  производят анализ, каналов, трактов, PVC, SVС и Soft VC из конца в конец и  по участкам. Для повышения эффективности  управления БТС обеспечена интеграция разнотипных средств управления сетями на основе платформы HP Open View. Для  управления сетями использован международный  протокол SNMP, что позволит наращивать сеть, используя устройства производителей, на которых поддерживается стандарт SNMP.

Пользователи БТС получили следующие  преимущества:

Абоненты сети-отделения коммерческих банков и учреждения финансового  сектора подключены к БТС на скоростях  передачи данных от 64 Кбит/с до 2 Мбит/с: головные офисы, расположенные в  г. Ташкенте, подключены к БТС на скоростях 1 Мбит/с и 2 Мбит/с, областные  отделения на скоростях 64 Кбит/с, 128 Кбит/с. В зависимости от потребности  пользователей могут быть использованы более высокие скорости до 2 Мбит/с.

На базе Банковской телекоммуникационной сети реализовано:

  • подключение 1383 локальных сетей абонентов к БТС и организовано более 3000 постоянных логических каналов связи;
  • более 40 закрытых корпоративных сетей коммерческих банков;
  • корпоративные сети Министерства финансов, Товарно-сырьевой биржи, Валютной биржи и Центра ценных бумаг;
  • Межведомственная корпоративная сеть в рамках Единой электронной информационной системе внешнеторговых операций между Центральным банком, коммерческими банками и Государственным таможенным комитетом;
  • Корпоративная сеть Центрального банка;
  • телефонная сеть Центрального Банка с единым планом нумерации, абонентами которой являются все территориальные подразделения Центрального банка;
  • система видеоконференции между аппаратом Центрального банка и территориальными управлениями ЦБ.

В связи с переходом коммерческих банков на единый баланс в режиме реального  времени и наличием филиалов в  районных центрах, требовалось решение  вопроса развитии цифровой БТС до районных центров для обеспечения  всех отделений коммерческих банков высокоскоростными каналами передачи данных. В соответствии с данной задачей в течение 2007-2008 гг. специалистами  Главного Центра информатизации Центрального банка во всех районных центрах и  городах республики установлено  оборудование, позволяющее работать абонентам БТС со скоростью от 192 Кб/с и выше.

Развитие карточных систем в  Республике

Отметим, что в республике созданы  и реально функционируют несколько  систем банковских карточных расчетов с общей эмиссией около 6 млн. карточек ( по состоянию на 01.01.2010 г., смотрите график внизу) . Карточные системы  на базе ДУЭТ имеют единый эмиссионно-процессинговый центр, обслуживаемый Единым общереспубликанским  процессинговым центром при Ассоциации банков Узбекистана.

 

 

Одновременно с этим, в семи банках на основе отдельных программно-технических  комплексов производится обслуживание международных магнитных карточек VISA и Europay / MasterCard с общей эмиссией около 128 тысяч карт.

Общее количество пунктов обслуживания по пластиковым карточкам достигло 61 004.

 

 

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 120 от 12 июня 2007 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию проведения платежей при осуществлении электронной коммерции» ведутся работы по разработке рекомендации по организации и функционированию системы дистанционного банковского облуживания клиентов банков через Интернет.

Кроме этого, учитывая динамичный рост числа владельцев сотовых телефонов  в республике, банки начали внедрение  систем мобильного банкинга. Примером подобного сервиса может служить  системы "SMS-банкинг”, позволяющая  возможность рассылки SMS-сообщений  о текущих остатках и движении средств по депозитным счетам через SMS-запросы, в том числе по карточным  счетам держателей банковских карт.

Широкое внедрение банками систем дистанционного обслуживания банковских счетов планируется в 2008-2010 гг.

 

3. Система  обмена кредитной информацией

 

3.1 Информация  о деятельности Национального  института кредитной информации

 

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.04.2004 г. № 197 «О мерах по формированию системы учета информации о кредитных историях заемщиков» в мае 2004 года был создан Национальный институт кредитной информации Центрального банка (далее НИКИ) на правах департамента.

Согласно данного постановления, разработаны и утверждены Правлением Центрального банка «Положение о  порядке формирования базы данных Национального  института кредитной информации и предоставления кредитной информации Межбанковскому кредитному бюро и коммерческим банкам» и «Положение об обмене информацией между Межбанковским кредитным бюро и коммерческими банками и порядке предоставления информации о кредитных историях», которые были зарегистрированы в Министерстве юстиции 1 июля 2004 года за номерами 1379 и 1380. А 2005 году был сформирован в НИКИ ЦБ единый реестр (базы данных) кредитных информацией.

Согласно Постановлению Президента от 15 апреля 2005 г. «О мерах по дальнейшему реформированию и либерализации банковской системы» ПП-56, было переработано «Положение о порядке формирования базы данных Национального института кредитной информации и предоставления кредитной информации Межбанковскому кредитному бюро и коммерческим банкам» зарегистрировано в Министерстве Юстиции 18 апреля 2006 г. № 1562 и внесены соответствующие изменения в программный комплекс НИКИ.

За это время была организована стабильная система обмена информации, в которой участвуют все коммерческие банки (более 800 филиалов). На данный момент в НИКИ собрана база данных по всем действующим и погашенным за этот период кредитным договорам, (свыше 486 тыс. договоров свыше 376 заемщиков), охват - 98-99% кредитных вложений (5,8 трлн. сум) коммерческих банков и более 100 тыс. погашенных договоров, которые составляют кредитную историю.

В связи с тем, что в базе НИКИ накоплено достаточное количество договоров составляющих кредитную  историю заемщиков предоставляемая информация позволит коммерческим банкам более гибко управлять ценой кредита или отказывать в его предоставлении в зависимости от качества исполнения его предыдущих обязательств по кредитному договору или по выданным поручительствам.

Кредитную информации предоставляют  в НИКИ и получают из НИКИ пока только коммерческие банки. Рассматривается  вопрос участия кредитных союзов в системе обмена кредитными информацией  осуществляемой через НИКИ.

Большое значение придается сохранению конфиденциальности информации о заем и его кредитных операциях. Обмен информации осуществляется через зашифрованные электронные каналы Центрального банка. К томе же банки имеют право получать сведения о потенциальном заемщике только при наличии зарегистрированной заявки, что позволяет обеспечить сохранность банковской тайны. Обмен кредитными информации осуществляются через специальный зашифрованный канал ЦБ.

Благодаря бесплатному доступу  всем 29 коммерческим банкам к сведениям  единого реестра кредитной информацией, значительно снижена возможность получения кредитов «недобросовестными» заемщиками. А также снижены затраты коммерческих банков на сбор информации о потенциальном заемщике. Коммерческим банкам, со стороны НИКИ только за июнь месяц было предоставлено ответов по более чем 10 тыс. запросам о заемщиках. За день НИКИ обрабатывается в среднем около 50-60 тыс. запросов коммерческих банков.

В целях банковского надзора  НИКИ осуществляет мониторинг исполнения обязательств заемщиками, получившими  два и более кредита, или получившими  кредиты в разных банках, а также лицами, выступивших поручителем у двух и более субъектов. Для контроля за своевременностью и качеством передачи кредитной информации НИКИ проводит сравнение кредитных сложений по балансовым данным и сведений, переданных в единый реестр кредитной информации.

Кроме этого НИКИ разработаны дополнительные критерии оценки при классификации кредитов имеющих повышенные риски на возврата позволяют коммерческим банкам сформировать соответствующие кредитному риску резервы по возможным убыткам или привлечь дополнительное обеспечение и при этом одним из критериев является качество исполнения обязательств заемщиком.

Уникальность созданной системы  обмена кредитной информации заключается  еще и в том, что кредитный  сотрудник банка со своего рабочего места может оперативно получить сведения о потенциальном заемщике и его кредитных операциях  по всей банковской системе, что позволяет  выявлять недобросовестных заемщиков и рассчитывать возможные риски при выдаче кредита и проводить более дифференцированный подход к каждому заемщику.

В настоящее время из базы НИКИ можно извлечь кредитные информации более чем в 80 реквизитах, что  дает гибкий анализ кредитного портфеля банков в различных разрезах и  периодах.

Международные организации имеют  большую заинтересованность в новой  для Республики сфере обмена кредитной  информацией. Они также оказывают  консультативную поддержку в разработке законодательства по обмену кредитной информации. Представители Мирового банка во главе с господином Б. Колманом в текущем году посетили НИКИ ЦБ. Они ознакомились деятельностью НИКИ, порядком обмена и содержанием информации, методами анализа, а также программным обеспечением. Представители Всемирного банка выразили удовольствие системой обмена кредитными информацией осуществляемой через НИКИ.

В связи с принятием проекта  Закона регулирующего обмена кредитными информациями предусматривается внесении дополнении и изменении в некоторые  нормативных документах ЦБ.

Информация о работе Центральный банк Республики Узбекистан