Добросовестность и злоупотребление правом в Арбитражном судах РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 09:35, курсовая работа
Краткое описание
Целями данной работы является систематизация знаний о добросовестности и злоупотреблении правом, определение места данных категорий в налоговом праве и судебной практике Арбитражный судов. Сформулированные цели определили необходимость решения следующих задач: - определить категории «добросовестность» и «злоупотребления правом» в налоговом праве; - проанализировать современное российское законодательство, закрепляющего понятия «добросовестность» налогоплательщика и «злоупотребления правом»; - изучить судебную практику Арбитражного Суда РФ.
На сегодняшний день правоприменительная
и судебная практика, а также налоговые
специалисты рассматривают категорию
злоупотребления правом чаще в контексте
с действиями только налогоплательщиков,
в то время как закон, если не в большей,
то в равной степени дает возможность
налоговым органам злоупотреблять правами.
Судебная практика показывает
множество примеров злоупотребления налоговых
органов и их должностных лиц своими правами.
Так, налоговый орган своевременно не
принимает решение об отказе в зачете
или возврате излишне взысканных сумм
налога на добавленную стоимость. Налогоплательщик
обращается в суд с заявлением о признании
незаконным бездействия налогового органа.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции
или даже в апелляционной инстанции выясняется,
что решение уже принято. В результате
налогоплательщик вынужден обращаться
в суд повторно, если принятое решение
он считает незаконным, но уже не с обжалованием
бездействия, а с заявлением о незаконности
принятого решения, поскольку меняются
предмет спора и его основание11.
Злоупотреблению в налоговой
сфере способствуют противоречия между
Минфином России и ФНС России. Так, в письме
Минфин России закреплено положение о
том, что пени не начисляются, если сумма
платежа, несмотря на ошибку, поступила
в надлежащий бюджет12. Однако ФНС России в информационном
письме разъяснила следующее: если налогоплательщик
в платежном документе указал код бюджетной
классификации другого налога (сбора),
то по одному налогу возникает переплата,
а по другому недоимка13.
Положения НК РФ не предусматривают освобождение
от начисления пеней по одному налогу
(сбору) при наличии переплаты по-другому
даже при условии, что оба налога (сбора)
зачисляются в один и тот же бюджет.
Для улучшения правового положения
налогоплательщиков, а также предотвращения
различных злоупотреблений необходимо
определить, что следует понимать под
добросовестностью. По мнению С. А. Красновой,
недобросовестность лица влечет за собой
применение к нему мер ответственности14. Однако это мнение не вполне
корректно. Согласно Конституции РФ (ч.
2 ст. 54) никто не может нести ответственность
за деяние, которое в момент его совершения
не признавалось правонарушением.
Ответственность за недобросовестность
налогоплательщиков законодательством
не предусмотрена.
Как справедливо указывает
Д. В. Винницкий, необходимо различать,
по крайней мере, два типа недобросовестных
действий в сфере налогообложения15:
-злоупотребление субъективными
правами, вытекающими из положений частного
права, направленное на обход предписаний
налогового права;
- злоупотребление собственно
субъективными налоговыми правами.
Если первый тип недобросовестных
действий в большей степени характерен
для налогоплательщиков, то второй - исключительно
для налоговых органов, поскольку именно
налоговый орган может действовать в рамках
предоставленных налоговым законодательством
прав, но в то же время такие действия могут
быть направлены на достижение иной цели,
чем цели налогового контроля.
На возможность возникновения
злоупотребления налоговым органом своими
правами указал в Постановлении К РФ, отметив,
что не могут быть правомерными:
- превышение полномочий налоговыми
органами (должностными лицами) при проведении
налогового контроля;
- действия налоговых органов,
при которых налоговые органы (должностные
лица) руководствуются целями и мотивами,
противоречащими действующему правопорядку;
- использование полномочий
вопреки законной цели и охраняемым правам
и интересам граждан, организаций, государства
и общества16.
Как следует из приведенного
Постановления, использование налоговым
органом своих полномочий с целью, противоречащей
установленному законом правопорядку,
должно приводить к признанию его действий
неправомерными. Таким образом, формальное
соответствие закону не придает легальности
действиям налоговых органов. КС указывает
на обязательное требование к действиям
налоговых органов - это реальность и законность
целей и мотивов, которыми они руководствуются
при осуществлении мероприятий налогового
контроля. Правомерными могут быть только
те действия, цели и мотивы которых законны,
отвечают целям правового регулирования
и не противоречат действующему правопорядку.
Из вышеизложенного следует,
что важнейшие признаки, характеризующие
понятие злоупотребления в налоговом
праве:
- наличие закона;
- наличие субъекта права;
- наличие права, предусмотренного
законом;
- реализация субъектом своего
права;
- незаконность или необоснованность
цели, на достижение которой направлена
реализация права;
- недобросовестность;
- расширение своих интересов
субъектом права за пределы законных.
Таким образом, можно привести
следующее определение понятия злоупотребления
правом в налоговых правоотношениях –
это правовое поведение, которое противоречит
законным целям и реальному назначению
такого правового поведения, облеченное
в такую форму реализации субъектом своего
права, при котором субъект использует
действующее законодательство и тем самым
расширяет свои интересы.
При рассмотрении вопроса злоупотребления
налоговыми органами своими правами необходимо
отдельно остановиться на таком аспекте,
как наличие фактора частного интереса
в реализации публичных прав. Речь идет,
прежде всего, о том, что налоговые органы
действуют в лице государственных служащих,
статус которых позволяет им действовать
в рамках вменяемых должностных публичных
обязанностей, но в достижении своих частных
целей. То есть должностное лицо, с одной
стороны, является обязанным к исполнению
субъективной, частной обязанности, возложенной
на него статусом государственного служащего,
с другой стороны, это же лицо является
исполнителем публичной обязанности,
возложенной на орган, представителем
которого он является. О полномочиях, следовательно,
говорится лишь применительно к государственному
органу, тогда как государственный служащий
несет должностные обязанности, вытекающие
из полномочий органа17.
В этой связи потенциальная
возможность злоупотребления налоговыми
органами своими правами обусловлена
добросовестностью и надлежащим исполнением
должностным лицом налогового органа
своей функциональной обязанности.
Явление злоупотребления правом
со стороны налоговых органов наиболее
наглядно прослеживается через основную
функцию налоговых органов - функцию налогового
контроля.
Именно функция налогового
контроля является основополагающей в
работе налоговых органов, поскольку именно
она позволяет достичь реальной цели существования
налоговой системы - сбора налогов.
Налоговый контроль проводится
должностными лицами налоговых органов
в пределах своей компетенции посредством
налоговых проверок, получения объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов
и плательщиков сбора, проверки данных
учета и отчетности, осмотра помещений
и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли), а также в других формах,
предусмотренных НК РФ.
Наибольшая степень риска злоупотребления
налоговыми органами в лице проверяющих
инспекторов и иных должностных лиц своими
правами проявляется в форме активного
налогового контроля18.
Говоря о причинах возникновения
в налоговом праве такого явления, как
злоупотребление налоговым органом своими
правами, можно выделить следующие:
- экономические причины. Налоги
и сборы являются важнейшим и стабильным
источником пополнения бюджета страны.
В этой связи государство в лице налоговых
органов вынуждено предпринимать все
от него зависящее, и зачастую методы не
согласуются с понятием добросовестности;
- несовершенство закона. Из
анализа правоприменительной практики
становится очевидным наличие серьезных
пробелов в Налоговом кодексе РФ;
- политические причины. Формальная
неопределенность норм налогового права
выгодна государству, которое через налоговые
органы способно влиять на положение налогоплательщиков.
С одной стороны, государство
стремится к снижению налогового бремени
налогоплательщиков, оптимизации существующих
налогов и процедур их взыскания. С другой
стороны, государство, как будто опасаясь
непредвиденных последствий, оставляет
широкие пробелы в законе, образующие
правовые вакуумы. Но, к сожалению, для
налогоплательщиков, несмотря на провозглашенный
в Конституции, Налоговом кодексе, Конституционным
Судом РФ принцип толкования неточностей
закона в пользу налогоплательщика, правоприменительная
и судебная практика не всегда следует
данным принципам, чем и порождает необходимость
теоретического исследования вопросов
злоупотребления правом.
Глава 2. Критерии «добросовестность»
налогоплательщика и злоупотребления
правом» в судебно-арбитражной практике
2.1. Добросовестность налогоплательщика
в судебной практике
Судебная практика в России
вплоть до сегодняшнего дня складывается
путем оценки поведения налогоплательщика
именно на основании понятий «добросовестность»
и «злоупотребление правом». Фактически
поведение налогоплательщика стало оцениваться
не столько с позиций соответствия нормам
закона, сколько в восприятии различий
между данными понятиями, которые не установлены
в законе и не имеют точного содержания.
Явным следствием такой неопределенности
стало огромное число обращений налогоплательщиков
в Минфин России с целью узнать исчерпывающий
перечень действий, которые должен совершить
налогоплательщик, чтобы его не посчитали
злоупотребляющим.
Таким образом, понятие добросовестности
в налоговом праве раскрывается в процессе
разрешения налоговых споров. Налоговые
органы могут опровергнуть презумпцию
добросовестности налогоплательщика,
представив в суд убедительные доказательства.
Арбитражный суд обязан исследовать доводы
налогового органа о недобросовестности
налогоплательщика, в противном случае
решение суда не может считаться законным
и обоснованным.
При рассмотрении спора суд должен
дать оценку доводам о недобросовестности
налогоплательщика на основе всестороннего,
полного, объективного и непосредственного
исследования имеющихся в деле доказательств,
оценив относимость, допустимость, достоверность
каждого доказательства в отдельности,
а также достаточность и взаимную связь
доказательств в их совокупности19.
Оценка добросовестности налогоплательщика
входит в компетенцию арбитражных судов.
В силу возложенных на арбитражные суды
полномочий в их компетенцию входит разрешение
вопроса о добросовестности либо недобросовестности
заявителя при исполнении им налоговых
обязанностей и реализации права на возмещение
сумм налоговых вычетов как связанное
с установлением и исследованием фактических
обстоятельств конкретного дела.
Так, в постановлении ФАС Московского
округа от 12 мая 2009 суд, оценив в соответствии
со ст. 71 АПК РФ, представленные по делу доказательства,
пришел к обоснованному выводу о том, что заявленная
сумма является неуплаченной суммой НДС,
поскольку в действиях общества усматривается
злоупотребление правом, предоставленным
ему НК РФ (ст. 176) при предъявлении НДС к возмещению
из федерального бюджета. Сделки, по поставке
на экспорт товаров совершались заведомо
против основ правопорядка, установленных
Конституцией РФ, согласно которой установлена
обязанность платить, законно установленные
налоги и соответственно не допускать действий,
направленных на незаконное получение
средств федерального бюджета.
Таким образом, арбитражным
судом правомерно отказано в удовлетворении
заявленных обществом требований по настоящему
делу, и поэтому доводы заявителя кассационной
жалобы признаются несостоятельными.
При таких обстоятельствах у суда кассационной
инстанции отсутствуют правовые основания
для отмены принятого по делу судебного
акта и удовлетворения кассационной жалобы20.
Право на возмещение из бюджета
суммы налога на добавленную стоимость
возникает у налогоплательщика в случае
документального подтверждения им фактов
уплаты суммы указанного налога и подтверждения
условий, определенных статьями 171, 172,
176 НК РФ. В соответствии с АПК РФ каждое
лицо, участвующее в деле, должно доказать
те обстоятельства, на которые оно ссылается
как на основание своих требований и возражений.
Поскольку одним из условий возмещения
из бюджета суммы налога на добавленную
стоимость является подтверждение спорных
операций, истец, претендующий на такое
возмещение, обязан доказать обстоятельства
хозяйственных операций и услуг. При этом
представленные документы должны содержать
достоверную информацию, а налогоплательщик,
обратившийся за возмещением, должен быть
добросовестным.