Подведомственность дел арбитражным судам: понятие, критерии виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

При понимании и практическом применении правил подведомственности арбитражным судам следует исходить из современных тенденций развития гражданской юрисдикции, отражающей становление системы арбитражных судов в качестве органов судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Существенное расширение компетенции арбитражных судов, осуществленное в рамках принятия новых АПК и ГПК 2002 г., подтверждает данную тенденцию. Поэтому вполне правомерен вывод о том, что арбитражные суды с точки зрения их компетенции не являются специализированными , она наделены общей компетенцией по разрешению большинства экономических споров.

Содержание

I. Подведомственность дел арбитражным судам: понятие, критерии виды. 3
Критерии подведомственности дел арбитражным судам 4
Виды подведомственности дел арбитражным судам 9
II. Понятие и виды арбитражных расходов. Распределение судебных расходов. 11
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле 20
III. Возбуждение кассационного производства. Порядок рассмотрения кассационной жалобы. Полномочия Арбитражного суда кассационной инстанции. 22
Объект кассационного обжалования 23
Состав субъектов права кассационного обжалования 24
Условия обращения с кассационной жалобой 25
Срок кассационного обжалования 25
Порядок и сроки обжалования определений 27
Форма и содержание кассационной жалобы (ст. 277 АПК) 27
Процедура принятия кассационной жалобы 29
Оставление кассационной жалобы без движения 30
Возвращение кассационной жалобы 31
Функциональные полномочия арбитражного суда кассационной инстанции 33
IV. Задача 48 37
Список используемой литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

АКТ 5 вар., подвед., арб. расходы, кассационное производство.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

Правила исключительной подведомственности характеризуются  тем, что определенные категории дел отнесены к исключительной подведомственности арбитражного суда независимо от субъектного состава и других критериев. Использование правил исключительной подведомственности позволяет устранить конфликты в сфере подведомственности и обеспечить единообразное рассмотрение определенных категорий дел.

По терминологии АПК к специальной (но более точно  — исключительной) подведомственности арбитражных судов отнесены следующие  категории дел (ст. 33 АПК):

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Указанные дела рассматриваются арбитражным судом  независимо от того, являются ли участниками  правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Правила множественной  подведомственности позволяют разрешать  определенные категории дел как государственным (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.

Договорной  является подсудность, определяемая взаимным соглашением сторон (ст. 37 АПК РФ). Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.

Императивной  называют подведомственность, при которой  дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

1) дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;

2) федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, включая возможность бесспорного списания средств либо обращения взыскания на имущество (налоговыми органами и т. п.).

Претензионный порядок установлен федеральным  законом, например, в следующих случаях:

1) по требованиям об изменении или расторжении договора иск может быть заявлен стороной в арбитражный суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок (п. 2 ст. 452 ГК);

2) по требованиям к перевозчику, вытекающим из договора перевозки груза, в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 797 ГК), в частности в соответствии со ст. 125 Воздушного кодекса РФ; ст. 22 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте"; ст. 120 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";

3) по требованиям, связанным с предоставлением услуг организациями связи (ст. 38 Федерального закона "О связи", ст. 37 Федерального закона "О почтовой связи");

4) в ст. 104 НК.

Альтернативной  называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно  принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе. Такой выбор имелся обычно между судом либо органом административной юрисдикции. Однако по ныне действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд.

Такое понимание  правил альтернативной подведомственности вытекает из ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется  судебная защита его прав и свобод, п. 2 ст. 11 ГК и иных законодательных актов. Поэтому и при наличии альтернативы между разрешением спора в судебном и административном порядке заинтересованное лицо вправе обжаловать решение, вынесенное органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в суд3.

II. Понятие и виды арбитражных расходов. Распределение судебных расходов.

Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят  из государственной пошлины и  судебных издержек, связанных с рассмотрением  дела арбитражным судом.

Судебными расходами  называются денежные затраты, связанные  с рассмотрением дела в арбитражном суде, которые производятся за счет лиц, участвующих в деле, и состоят из государственной пошлины и судебных издержек.

Как следует  из ст. 106 АПК, к судебным издержкам относятся расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. Государственная пошлина в состав судебных издержек не входит, поскольку она является сбором, взыскиваемым за совершение юридически значимых действий в арбитражном суде либо за выдачу им документов.

Оплата судебных расходов препятствует предъявлению необоснованных исков, доведению до арбитражного суда бесспорных дел, а также стимулирует стороны к принятию мер досудебного (претензионного) порядка урегулирования возникающих между ними споров, если этот порядок предусмотрен федеральным законом или договором. Выполнению этих задач служат установленные правила распределения между лицами, участвующими в деле, судебных расходов.

Оплата судебных расходов возлагается на стороны по делу - истца и ответчика, а также на других лиц, участвующих в деле.

Поскольку третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, пользуются всеми правами и несут все обязанности истца, они также несут судебные расходы, в том числе по уплате государственной пошлины при подаче заявления о вступлении в дело, апелляционной и кассационной жалоб. Что касается третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, то и на них должны возлагаться судебные расходы за совершаемые ими отдельные действия, так как они пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности сторон (кроме отдельных прав). Так, третье лицо без самостоятельных требований обязано оплатить государственной пошлиной апелляционную либо кассационную жалобу на решение арбитражного суда. При вступлении в дело или их привлечении к делу арбитражным судом эти лица государственную пошлину не уплачивают.

Согласно ст. 102 АПК государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы в порядке и в размерах, которые установлены федеральным законом.

При увеличении размера исковых требований государственная  пошлина уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска.

К заявлению  об увеличении размера исковых требований прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере. При непредставлении такого документа заявление об увеличении размера исковых требований возвращается по правилам статьи 129 АПК РФ.

При уменьшении цены иска уплаченная государственная пошлина не возвращается.

Арбитражный суд  исходя из имущественного положения  лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Взимание госпошлины производится в соответствии с Законом о государственной пошлине от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Госпошлина  по всем делам, разрешаемым арбитражными судами в Российской Федерации, зачисляется в доход федерального бюджета.

Плательщиками госпошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Если за совершением  одного и того же действия одновременно обратилось несколько лиц, государственную пошлину в полном размере уплачивает один из них или несколько в согласованных между ними долях.

Государственная пошлина предваряет подачу соответствующего заявления или жалобы. Исключения составляют случаи освобождения заявителя от ее уплаты, а также отсрочка или рассрочка в установленном порядке.

На основании  ст. 6 ФЗ "О государственной пошлине" госпошлина уплачивается в рублях в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм государственной пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием государственной пошлины осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы.

Ксерокопии, фотокопии  платежных документов на уплату государственной пошлины не могут быть доказательством ее уплаты.

К исковому заявлению, апелляционной и кассационной жалобам должны прилагаться документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.

Как указано  в п. 3 Постановления Пленума ВАС  РФ N 6, арбитражные суды при решении  вопроса о принятии заявлений и жалоб должны проверять соответствие суммы государственной пошлины размеру, установленному ст. 4 ФЗ "О государственной пошлине".

В тех случаях, когда размер государственной пошлины  установлен в кратном размере от минимального размера оплаты труда, апелляционная или кассационная жалобы оплачиваются государственной пошлиной в соответствии с п. 1 ст. 6 названного Закона исходя из минимального размера оплаты труда на день уплаты государственной пошлины.

Если уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере произведена за истца (заявителя), за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобы, другим лицом, арбитражный суд должен исходить из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в федеральный бюджет и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления (заявления), жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.

Согласно ст. 103 АПК цена иска определяется:

1) по искам  о взыскании денежных средств,  исходя из взыскиваемой суммы;

2) по искам  о признании не подлежащим  исполнению исполнительного или  иного документа, по которому  взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой денежной суммы;

3) по искам  об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;

4) по искам  об истребовании земельного участка,  исходя из стоимости земельного участка.

В цену иска включаются также указанные в исковом  заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

По исковым  заявлениям о признании права, в  том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.

Цена иска указывается  заявителем.

В случае неправильного  указания заявителем цены иска она  определяется арбитражным судом.

На основании  п. 2 ст. 4 Закона о государственной  пошлине по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, госпошлина взимается, в частности, в следующих размерах:

1) с исковых  заявлений по спорам, возникающим  при заключении, изменении или расторжении договоров, и по спорам о признании сделок недействительными - 20-кратный размер минимального размера оплаты труда;

2) с исковых  заявлений о признании недействительными  (полностью или частично) ненормативных  актов государственных органов,  органов местного самоуправления и иных органов - 20% от минимального размера оплаты труда - для граждан; 10-кратный размер минимального размера оплаты труда - для организаций;

3) с иных исковых  заявлений неимущественного характера,  в том числе с заявлений о признании права, о присуждении к исполнению обязанности в натуре - 10-кратный размер минимального размера оплаты труда;

4) с заявлений  о признании организаций и  индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами) - 10-кратный размер минимального размера оплаты труда;

5) с заявлений  об установлении фактов, имеющих  юридическое значение, - 5-кратный размер минимального размера оплаты труда;

6) с заявлений  о вступлении в дело третьих  лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, - по размеру госпошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера - по размеру госпошлины, исчисленной исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;

7) с заявлений  о выдаче исполнительного листа  на принудительное исполнение решения третейского суда - 5-кратный размер минимального размера оплаты труда. Согласно части 4 ст. 230 АПК также оплачиваются заявления об отмене решения третейского суда;

Информация о работе Подведомственность дел арбитражным судам: понятие, критерии виды