Понятие арбитражных судов и их система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами "О судебной системе в Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации", в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов.

Вложенные файлы: 1 файл

0364936_4E4E3_arbitrazhnyy_process.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

5. Принцип гласности  судебного разбирательства (ст. 11 АПК). В арбитражном процессе разбирательство  дел происходит в открытом заседании суда. Разбирательство дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственной тайне", а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны и в других случаях, предусмотренных федеральным законом. Судебные акты арбитражным судом объявляются публично.

6. Принцип национального  языка. Согласно ст. 12 АПК судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Однако участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика, право высказаться в суде на родном языке. Судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, на русском языке, а по их ходатайству - в переводе на язык, который они использовали в судебных действиях.

Функциональные принципы арбитражного процесса.

1. Принцип законности (ст. 6 АПК РФ). Законность при рассмотрении  дел арбитражным судом обеспечивается  правильным применением федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов, а также соблюдением  судьями арбитражных судов правовых  норм, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах. Законность по существу означает полное соответствие всех судебных актов арбитражных судов, процессуальных действий суда и участников арбитражного процесса действующим нормам материального и процессуального права.

В соответствии со ст. 13 АПК  арбитражные суды разрешают споры  на основании Конституции РФ, федеральных  законов, указов Президента РФ и постановлений  Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (ведомственных нормативных правовых актов), нормативных правовых актов субъектов РФ и международных договоров РФ.

Арбитражный суд, установив  при рассмотрении дела несоответствие актов государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, принимает решение согласно закону. Если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции России, он обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона.

Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотрены  законом, то применяются правила  международного договора.

В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, арбитражный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов (аналогия права).

В соответствии с законом  или международным договором Российской Федерации арбитражный суд применяет нормы права других государств, а также обычаи делового оборота.

Согласно ч. 4 ст. 170 АПК  в обоснование принятого решения  арбитражный суд может также  ссылаться на постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики.

2. Принцип диспозитивности.  Этот принцип означает, что лица, участвующие в деле, имеют возможность  распоряжаться своими материальными  и процессуальными правами. В  статье 1, п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса  РФ закреплено, что граждане и юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе и осуществляют их по своему усмотрению.

В соответствии с принципом  диспозитивности лица, участвующие  в деле, реализовывают процессуальные права по своему усмотрению в целях судебной защиты своих нарушенных или оспариваемых прав. Так, по соглашению сторон спор, возникший из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции решения может быть передан на разрешение не арбитражному суду, а третейскому (ч. 6 ст. 4 АПК).

Истец вправе заявить  об обеспечении иска, а может этого  не делать, истец вправе соединить  в одном иске несколько требований, связанных между собой, а может  подать несколько исковых заявлений  по каждому требованию отдельно. Ответчик вправе представить отзыв на исковое заявление либо до принятия решения по делу заявить встречный иск истцу.

Истец вправе в соответствии со ст. 49 АПК до принятия решения  по делу изменить основания или предмет  иска, заявить отказ от иска. Ответчик вправе признать иск полностью или частично. Стороны могут закончить спор заключением мирового соглашения (ч. 2 ст. 138 АПК).

Однако свобода распорядительных действий сторон имеет некоторые  ограничения, допускаемые в интересах  принципа законности. Например, арбитражный суд не принимает отказ от иска, уменьшение размера исковых требований, не утверждает мировое соглашение, если эти процессуальные действия противоречат законам, иным нормативным актам или нарушают права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 139, ч. 5 ст. 49 АПК).

3. Принцип состязательности (ст. 9 АПК). Содержание этого принципа  заключается в том, что стороны  и другие участвующие в деле  лица, если они желают добиться  в свою пользу благоприятного  решения, должны сообщить арбитражному  суду все значимые для рассмотрения дела юридические факты и представить соответствующие доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, чтобы аргументированно убедить арбитражный суд в своей правоте.

Лица, участвующие в  деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства суду и другой стороне  по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения.

Каждое лицо, участвующее  в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как  на основание своих требований и  возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 66 АПК).

Согласно ст. 41 АПК  лица, участвующие в деле, имеют  право знакомиться с материалами  дела, делать выписки из него, снимать  копии, заявлять отводы, представлять доказательства, задавать вопросы, заявлять ходатайства, знать о ходатайствах, заявляемых другими лицами, участвующими в деле, давать объяснения арбитражному суду и пользоваться другими правами, обеспечивающими состязательность в процессе, направленную на установление фактических обстоятельств по делу.

Весь ход судебного  заседания имеет состязательную форму, при этом арбитражный суд  осуществляет руководство процессом, оказывая содействие в реализации прав лиц, участвующих в деле, и исполнением  ими процессуальных обязанностей.

4. Принцип непосредственности судебного разбирательства (ст. 10 АПК). В силу данного принципа арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта. Судебный акт может быть обоснован только теми доказательствами, которые непосредственно исследованы в судебном заседании в ходе разбирательства дела. Копии документов и выписки из них должны быть надлежащим образом заверены и при необходимости сверены с подлинными документами. Некоторые обстоятельства согласно закону могут быть подтверждены только подлинными документами.

С действием принципа непосредственности тесно связано  установленное процессуальным законодательством требование о неизменном составе судей, рассматривающих конкретное дело. В случае замены судьи или одного из судей при коллегиальном рассмотрении дела разбирательство дела должно быть произведено с самого начала (ч. 2 ст. 18 АПК). Перерыв в судебном заседании возможен на срок не более 5 дней (ст. 163 АПК).

 

Тема 4. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ

И ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ  АРБИТРАЖНОМУ СУДУ

§ 1. Подведомственность дел арбитражному суду,

основные критерии и  виды

Процессуальные нормы  о подведомственности устанавливают, какие споры подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Подведомственность определяет механизм, позволяющий через характеристику правовых споров и иных дел разграничить, распределить дела между различными органами, в том числе между арбитражными судами и судами общей юрисдикции .

Общие правила о подведомственности дел арбитражному суду установлены  ст. 27 АПК, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим  спорам и другие дела, связанные  с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основными критериями, определяющими  подведомственность дел арбитражному суду, если иное не установлено законом  или АПК, в совокупности являются:

а) характер спорного правоотношения;

б) субъектный состав участников спора.

Характер спорного правоотношения определяется сущностью взаимоотношений  спорящих сторон, а субъектный состав участников спора связывается с  наличием определенного правового  статуса.

Однако экономическое  содержание спора, характеризующее  спорное правоотношение, может выступать в ряде случаев основным критерием подведомственности.

Так, согласно п. 5 Постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 N 11 "О некоторых  вопросах, связанных с введением  в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <24> дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Субъектами споров, подведомственных арбитражному суду, согласно ч. 2 ст. 27 АПК могут быть:

а) организации, являющиеся юридическими лицами;

б) граждане - индивидуальные предприниматели;

в) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица;

г) образования, не имеющие  статуса юридического лица;

д) граждане, не имеющие  статуса индивидуального предпринимателя;

е) российские организации, граждане Российской Федерации, а также иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Характер спорного правоотношения как критерий подведомственности проявляется  в том, что согласно АПК арбитражный  суд осуществляет правосудие путем  разрешения экономических споров и  иных дел, отнесенных к его компетенции  самим АПК и другими федеральными законами.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся две группы споров:

1) экономические споры,  возникающие из гражданских правоотношений (ст. 28 АПК);

2) экономические споры,  возникающие из административных  и иных публичных правоотношений (ст. 29 АПК).

1-я группа экономических  споров рассматривается в порядке  искового производства, к ней,  в частности, относятся споры:

- о разногласиях по  договору;

- об изменении или  расторжении договоров;

- о неисполнении или  ненадлежащим исполнении обязательств;

- о признании права  собственности;

- об истребовании собственником  или иным законным владельцем  имущества из чужого незаконного  владения;

- о возмещении убытков.

2-я группа экономических  споров рассматривается в порядке  административного судопроизводства, к ней, в частности, относятся споры:

- об оспаривании нормативных  правовых актов, затрагивающих  права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, если федеральным законом их  рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

- об оспаривании ненормативных  правовых актов органов государственной  власти Российской Федерации,  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- об административных  правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

- о взыскании с организаций  и граждан, осуществляющих предпринимательскую  и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций,  если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

- другие дела, возникающие  из административных и иных  публичных правоотношений, если  федеральным законом их рассмотрение  отнесено к компетенции арбитражного  суда.

Информация о работе Понятие арбитражных судов и их система