Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 12:58, курсовая работа
Краткое описание
Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.
Суд среди других органов государственной
власти занимает особое место.
Только суд своим решением может положить
конец спору истца и ответчика, только
суд может признать человека виновным
в совершении преступления. Суд реализует
права граждан на обжалование действий
должностных лиц, рассматривает материалы
о некоторых видах административный правонарушений.
Никакой другой орган власти не правомочен
выполнять эти задачи.
Конституция РФ ст. 118 и ныне
действующий закон о судоустройстве ст.
1 предусматривают, что отправление правосудия
является особым видом государственной
деятельности, самостоятельной государственной
функцией, осуществлять которую во исполнение
законов вправе только специально для
этого предназначенные органы - суды. Передача
функций правосудия другим органам антиконституционна
и недопустима.
Т.е. в России нет и не должно
быть никаких иных, кроме судов, государственных
или общественных органов, которые имели
бы право рассматривать и разрешать гражданские,
уголовные и иные дела.
Цель работы: исследовать судебную
системы в РФ.
В соответствии с поставленной
целью в работе необходимо решить следующие
задачи:
Изучить понятие судебной системы и
принципы ее деятельности;
Изучить систему органов судейского
сообщества в России.
В основу работы положены работы
таких авторов, как Нажаев М. А., Терехин
В.А., Мещерякова А.Ф., Цалиев А.М., Шхагапсоев
З.Л., Тхабисимова Л.А.
Работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованных
источников.
ПОНЯТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ И
ПРИНЦИПЫ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятие и структура системы российских
судов
В настоящее время в Российской
Федерации существует четко структурированная
система судов. Можно их разделить на три
большие ветви — суды общей юрисдикции,
арбитражные и конституционные суды.
Конституционный суд — это самый
главный суд в нашей стране. Точнее, один
из самых главных. Только Конституционный
суд РФ может официально толковать Конституцию
страны, кроме того, он разбирает споры
о разграничении компетенции органов
и проверяет на соответствие Конституции
нормативные акты. Ещё в его функциях:
предъявление официальных обвинений главе
государства за государственную измену
или иное тяжкое преступление.
Конституционные (уставные)
суды субъектов — они могут быть, а могут
и не быть, это зависит от самого субъекта
федерации. У автономных республик они
называются конституционными, у остальных
субъектов (поскольку у них не конституции,
а Уставы), соответственно, уставные. Их
функции схожи с Конституционным судом,
но ограничиваются территорией субъекта.
Важная ремарка: в России также
существует система военных судов, но
она повторяет систему гражданских с поправкой
на дислокацию воинских частей (суд воинской
части — окружной военный суд — Военная
коллегия Верховного суда), так что писать
о ней отдельно нет смысла [6, с.12].
Верховный суд — Верховный суд
является последней инстанцией по всем
уголовным, гражданским и административным
делам. По первой инстанции рассматривает
очень ограниченный круг дел. Состоит
из 4 коллегий — гражданской, уголовной,
административной и Военной коллегии.
Верховный суд субъекта (республиканский,
краевой, областной суд) — верховный суд
субъекта рассматривает всё то, что не
вправе рассматривать нижестоящие суды.
Чаще всего его используют как апелляционную
инстанцию для обжалования нижестоящих
судов. По первой инстанции суды субъектов
рассматривают очень ограниченное количество
дел. В частности, они рассматривают уголовные
дела в отношении депутатов Федерального
Собрания, а также дела, содержащие государственную
тайну. Именно на этом уровне функционирует
суд присяжных.
Районный (городской) суд — подведомственность
гражданских и уголовных дел этим судам
определяется соответствующими законами.
Но если говорить обобщенно, то районные
суды рассматривают имущественные споры
свыше 50 000 рублей, неимущественные споры,
обжалования органов власти, а также большинство
уголовных дел.
Мировые судьи — мировые судьи
в Российской Федерации являются судьями
общей юрисдикции субъектов Российской
Федерации и входят в единую судебную
систему Российской Федерации. Мировые
суды формируются субъектами федерации
самостоятельно. Мировые судьи назначаются
(избираются) на должность законодательным
(представительным) органом государственной
власти субъекта Российской Федерации
либо избираются на должность населением
соответствующего судебного участка в
порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации [1]. При этом на территории РФ сейчас
нет ни одного субъекта, который доверил
бы формирование мировых судов гражданам.
Мировые суды рассматривают
имущественные споры до 50 000 рублей, некоторые
категории неимущественных споров (вроде
разводов, если нет спора об имуществе),
мелкоуголовные дела, а также занимаются
рассмотрением дел о привлечении к административной
ответственной. Их решения можно обжаловать
в федеральный суд.
Высший арбитражный суд — ВАС
является высшим судебным органом в Российской
Федерации по экономическим спорам, но
по первой инстанции рассматривает совсем
небольшое количество дел. В основном
он служит высшей инстанцией для обжалования
нижестоящих судов, занимается обобщением
судебной практики. Упразднен — полномочия
перешли к Верховному суду РФ.
Арбитражный суд округа — по
арбитражной юстиции страна разделена
на специальные округа, на территории
которых действуют соответствующие суды.
Надо заметить, что федеральные округа
и арбитражные округа (равно как и военные,
разумеется), совсем не совпадают территориально
и количественно: всего их десять штук
[8, с.42].
Арбитражные апелляционные
суды — являются судами по проверке в апелляционной
инстанции законности и обоснованности
судебных актов арбитражных судов субъектов
Российской Федерации, принятых ими в
первой инстанции. Полномочия арбитражного
апелляционного суда [2]: 1) проверяет в апелляционной
инстанции законность и обоснованность
судебных актов, не вступивших в законную
силу, по делам, рассмотренным арбитражными
судами субъектов Российской Федерации
в первой инстанции, повторно рассматривая
дело; 2) пересматривает по вновь открывшимся
обстоятельствам принятые им и вступившие
в законную силу судебные акты.
Арбитражный суд субъекта —
в системе арбитражных судов отсутствуют
районные суды, в них всё начинается с
судов субъектов. Арбитражные суды рассматривают
в основном экономические дела, а также
дела о банкротстве.
Третейский суд — интересной
разновидностью судов в России являются
так называемые третейские суды. Грубо
говоря, это суды по договоренности. Стороны
могут предусмотреть, чтобы их спор рассматривали
не общие суды, а специальные люди, оговоренные
сторонами [5, с.35].
Принципы деятельности судебной
системы
Принципы деятельности судебной
системы РФ - характерные черты деятельности
судебной системы на территории РФ.
К основным принципам деятельности
судебной системы РФ и осуществляемому
ее правосудия можно отнести:
- принцип законности. (ссылке
на все)
- принцип единства судебной
системы РФ
- принцип осуществления
правосудия только судом.
- принцип равенства всех
перед законом и судом.
- принцип независимости
судей.
- принцип презумпции невиновности.
- принцип обеспечение
беспристрастного и компетентного
суда.
- принцип состязательности
сторон.
- принцип открытости судопроизводства.
- принцип соблюдения прав
и свобод человека и гражданина.
- принцип обязательности
судебных решений.
- принцип государственного
или национального языка в
судах [8, с.68].
Правосудие – это форма, составляющая
деятельность, которая заключается в рассмотрении
и разрешении судебного заседания отнесённого
к компетенции суда гражданского, уголовного
и иных дел. Правосудие осуществляется
специальным на то органом – судом [5].
Правосудие осуществляется
в определённой законом процессуальной
форме или в особом процессуальном порядке.
Порядок рассмотрения и разрешения дел
судебными органами, определяется процессуальным
законодательством. Правосудие осуществляется
путём рассмотрения судебных заседаний
в гражданском, уголовном и иных делах.
В отличие от конкретных законодательных
предписаний специфика положений, именуемых
принципами (основами), состоит также в
том, что содержащиеся в них правила являются
обязательными не только для граждан,
должностных лиц и органов, призванных
соблюдать и исполнять законы, но и для
законодательных органов, которые, создавая
новые законы или корректируя их, должны
считаться с существующими демократическими
требованиями или традициями в той или
иной сфере, в частности в сфере организации
и деятельности правосудия [6, с.23].
Законность. ч. 2 ст. 15 Конституции
РФ : «Органы государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию Российской Федерации
и законы».
В наши дни законностью принято
считать неуклонное соблюдение и исполнение
предписаний Конституции РФ, законов и
соответствующих им иных нормативных
актов всеми государственными и негосударственными
учреждениями и организациями, должностными
лицами, гражданами. К законам относятся
федеральные законы и федеральные конституционные
законы, а также принимаемые в субъектах
Федерации конституции и уставы, другие
законодательные акты. Все они должны
соответствовать предписаниям Конституции
РФ. Акты, которые противоречат Конституции
РФ или закону, применяться не могут. Федеральные
законы обязательны к исполнению на всей
территории Российской Федерации. Соответственно
акты, издаваемые органами субъекта Федерации,
действуют на территории данного субъекта.
Если суд при разбирательстве конкретного
дела установит, что какой-то акт государственного
или иного органа противоречит закону,
то он вправе принять решение, руководствуясь
не этим актом, а законом [7, с.67].
Таковы конституционные положения,
лежащие в основе принципа законности,
который по праву считают универсальным,
поскольку он должен реализовываться
во всех сферах государственной жизни
и деятельности.
При характеристике этого принципа
важно знать, что он конкретизирован и
развит во многих законодательных актах
и ряде международных соглашений, обязательных
к исполнению на территории Российской
Федерации.
Для правосудия данный принцип
имеет особое значение в силу того, что
этот вид государственной деятельности
тесно связан с неуклонным соблюдением
требований закона и установленного им
порядка разбирательства гражданских
и уголовных дел. Там, где нет такого соблюдения
закона, нельзя говорить о правосудии
[9, с.75].
Таким образом, только суд, действующий
на основании предписаний закона, может
признать человека виновным и назначить
ему уголовное наказание. Применительно
к отправлению правосудия по гражданским
делам, осуществляемому общими, арбитражными
и военными судами, положение, содержащееся
в ст. 118 Конституции РФ, тоже конкретизируется
в ряде других законов, в первую очередь
в ГПК и АПК.
Судьи независимы и подчиняются
только Конституции РФ и федеральным законам.
Суть принципа состоит в стремлении обеспечить
такие условия, в которых суд смог бы иметь
реальную возможность принимать ответственные
решения без постороннего вмешательства
, без какого-то ни было давления, на прочной
основе предписаний закона. Реализацию
принципа независимости определяют правовые,
экономические и политические гарантии
судей, закреплённые законом.
СИСТЕМА ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО
СООБЩЕСТВА В РОССИИ
Организация и деятельность
системы судейского сообщества
Организация и деятельность
органов судейского сообщества урегулированы
Федеральным законом от 15 февраля 2002 г.
«Об органах судейского сообщества в Российской
Федерации» с последующими изменениями
и дополнениями.
Органы судейского сообщества как
выразители интересов судей – носители
судебной власти – важнейший институт
обеспечения их независимости.
Органы судейского сообщества
включают:
– Всероссийский съезд судей,
а в период между съездами Совет судей
РФ, избираемый Всероссийским съездом
судей;
– собрания судей ВС РФ и ВАС
РФ;
– съезды судей республик в
составе Российской Федерации, краев,
областей, городов Федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга, автономной
области и автономных округов, военных
округов, арбитражных судов, а в период
между съездами избираемые ими советы
судей;