Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 12:58, курсовая работа
Краткое описание
Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.
– Высший орган судейского
сообщества – Всероссийский съезд судей,
представляющий интересы всего судейского
сообщества. Съезд определяет порядок
формирования органов судейского сообщества
и избирает Высшую квалификационную коллегию
судей. Органы судейского сообщества:
– обсуждают вопросы судебной
практики и совершенствования законодательства;
– проводят общественную экспертизу
проектов законов и иных нормативных актов,
касающихся деятельности судов и статуса
судей;
– рассматривают актуальные
проблемы работы судов, их кадрового, организационного
и ресурсного обеспечения, правового и
социального положения судей;
– представляют интересы судей
в государственных органах и общественных
объединениях;
– избирают соответствующие
квалификационные коллегии судей.
По обсуждаемым вопросам органы
судейского сообщества принимают решения,
а также обращения к государственным органам,
общественным объединениям и должностным
лицам, подлежащие рассмотрению в месячный
срок. Порядок формирования деятельности
органов судейского сообщества устанавливается
Всероссийским съездом судей [6, с.84-85].
Судейское сообщество - это
уникальная форма самоорганизации лиц,
наделенных государственными властными
полномочиями в сфере осуществления правосудия,
лиц, замещающих государственную должность
судьи.
Полномочия органов судейского сообщества и законодательные акты, регулирующие их
деятельность
Анализ законодательства о
судебной власти и статуса судей показывает,
что в общем виде полномочия органов судейского
сообщества можно свести к четырем группам:
Полномочия по формированию
судейского корпуса государства.
Полномочия по оценке профессиональной
деятельности судьи и регулированию процедуры
карьерного роста.
Полномочия по привлечению
судьи к ответственности за нарушение
статуса судьи и профессиональной этики.
Полномочия по нормативному
правовому регулированию организации
деятельности судебного сегмента государственной
власти и статуса судьи.
Наличие у органов судейского
сообщества полномочий в этих сферах определяет
уровень самостоятельности судебной власти
и независимости судей. Тем самым материализуются,
в частности, конституционные принципы
самостоятельности органов судебной власти
и независимости судьи, установленные
соответственно в ст. 10 и ст. 120 Конституции РФ.
Анализ законодательства, развивающего
и закрепляющего конституционные положения
о самостоятельности органов судебной
власти, позволяет сделать вывод о том,
что самостоятельность органов судебной
власти - это совокупность степеней свободы
функционирования органов судебной власти
в бюджетной, организационно-правовой
и кадровой сферах в целях организационного,
методического и кадрового обеспечения
осуществления правосудия судьями - носителями
судебной власти независимо от любых попыток
воздействия со стороны сторон судебного
процесса, представителей других ветвей
государственной власти, политических,
экономических, криминальных кругов [8,
с.46].
Самостоятельность органов
судебной власти и независимость судьи
- носителя государственной судебной власти
- суть разные понятия, и обеспечиваются
они принципиально разными организационно-правовыми
механизмами, хотя цель у них одна и та
же - гарантировать обществу объективное,
независимое и беспристрастное, основанное
на законе, рассмотрение любого конфликта
правового характера между субъектами
правоотношений
Самостоятельность органов
судебной власти тесно связана с независимостью
судьи. Тем не менее самостоятельность
органов судебной власти и независимость
судьи - принципиально разные понятия,
они имеют принципиально различное содержание
и обеспечиваются принципиально разными
организационно-правовыми механизмами,
но это "две стороны одной медали",
так как цель у них одна и та же - гарантировать
обществу объективное, независимое и беспристрастное,
основанное на законе, рассмотрение судьей
любого конфликта правового характера
между субъектами правоотношений при
абсолютном обеспечении соблюдения права
гражданина на судебную защиту.
Независимость судьи как гражданина
- носителя государственной судебной власти
- способность осуществлять исполнение
обязанностей по замещаемой им государственной
должности Российской Федерации, подчиняясь
только Конституции Российской Федерации и федеральному
закону. Соответственно этому различны
аспекты (компоненты) самостоятельности
государственных учреждений судебной
власти и независимости судей, а также
- соответствующие гарантии.
Органы судейского сообщества
избирают соответствующие квалификационные
коллегии судей. К их компетенции относится:
отбор кандидатов на должность судьи;
приостановление или прекращение полномочий
судьи; прекращение отставки судьи; обеспечение
неприкосновенности судьи; проведение
аттестации судьи и присвоение ему квалификационного
класса.
Создаются Высшая квалификационная
коллегия судей и квалификационные коллегии
судей ВС РФ, судей республик в составе
РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
автономной области и автономных округов,
судей военных судов, а также ВАС РФ и других
арбитражных судов.
Квалификационные коллегии
судей ВС РФ и ВАС РФ избираются на собрании
этих судов, квалификационные коллегии
судов общей юрисдикции в субъектах Федерации
избираются на съездах указанных судов,
квалификационные коллегии арбитражных
судов – на съездах судей соответствующих
судов, военных судов – на съездах судей
этих судов.
После образования Судебного
департамента при ВС РФ в его полномочия
входит создание необходимых условий
для работы органов судейского сообщества
и согласования ряда принимаемых им решений
с данными органами [5, с. 23].
Нормативные правовые акты,
регулирующие деятельность органов судейского
сообщества:
Федеральный
конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ
(ред. от 27.12 09) "О судебной системе Российской
Федерации";
Закон
РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.11.2009) "О статусе
судей в Российской Федерации";
Федеральный
закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 08.12.2010) "Об
органах судейского сообщества в Российской
Федерации";
Положение
о порядке работы квалификационной коллегии
судей;
Регламент
Всероссийского съезда судей Российской
Федерации.
Таким образом, судейское сообщество
– это судейский корпус, который через
своих представителей обладает определенными
организационными возможностями, обеспечивающими
реализацию независимого правосудия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под судебной системой следует
понимать совокупность всех судов России.
Конституция РФ предусматривает
следующие виды органов, которым принадлежат
полномочия по осуществлению судебной
власти: Конституционный Суд Российской
Федерации (ст.125), суды общей юрисдикции
(ст.126), арбитражные суды (ст.127). Все они
относятся к федеральным судам. Но Закон
о судебной системе определил и суды субъектов
Российской Федерации, отнеся к ним конституционные
(уставные) суды субъектов Федерации и
мировых судей (ч.4 ст.4).
Каждый суд осуществляет судебную
власть в пределах своей компетенции,
определенной законом. Юрисдикция (право
решать правовые вопросы, производить
суд) распространяется или на определенное
государственно-территориальное образование,
или на структурное образование Вооруженных
Сил Российской Федерации. В отдельных
случаях судебная юрисдикция распространяется
на определенных лиц или социальную группу
(дача заключения при возбуждении вопроса
об отрешении от должности Президента
Российской Федерации высшими судебными
органами в порядке ст.93 Конституции Российской
Федерации; рассмотрение уголовных дел
по обвинению в преступлении судей в случаях,
предусмотренных п.7 ст.16 Закона о статусе
судей).
Судейское сообщество - это
совокупность всех судей в конкретном
государстве.
В Российской Федерации, деятельность
судейского сообщества регулируется ФЗ
"Об органах судейского сообщества
в Российской Федерации", в соответствие
со статьей 1 данного закона, судейское
сообщество в Российской Федерации образуют
судьи федеральных судов всех видов и
уровней, судьи субъектов Российской Федерации,
составляющих судебную систему Российской
Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с изм. и доп. от 21.07.2014
N 11-ФКЗ). // СПС КонсультантПлюс.
Федеральный
конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ
(ред. от 27.12 09) "О судебной системе Российской
Федерации" // СПС КонсультантПлюс.
Закон
РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.11.2009) "О статусе
судей в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс.
Федеральный
закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 08.12.2010) "Об
органах судейского сообщества в Российской
Федерации" // СПС КонсультантПлюс.
Нажаев М. А. Проблема судейского усмотрения при применении условного осуждения // «Пробелы
в российском законодательстве» Юридический
журнал, — государство и право. Юридические науки — № 1. — 2012.
Терехин В.А., Мещерякова А.Ф.
Принцип светскости органов судебной
власти и его реализации в РФ//Администратор
суда. — 2011. — №4.
Тимошин Н.В. Судья — главный
правозащитник // Российская федерация
сегодня, — 2014. — № 4.
Цалиев А.М. Судебная власть в системе разделения властей субъекта РФ//Российская юстиция. — 2009. — №2.
Шхагапсоев З.Л., Тхабисимова Л.А. Судебная власть Российской Федерации и мировые судьи, 2009// СПС КонсультантПлюс.