Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 02:09, курсовая работа
Как показывает зарубежный опыт, в странах со стабильными экономическими системами их успешное функционирование не обходится без прямого вмешательства государства. Сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация в нашей стране диктует необходимость такого вмешательства со стороны государства в целях оказания позитивного воздействия на сферу экономических правоотношений. Эту роль и выполняют органы прокуратуры, осуществляя обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Введение …………… ………………………………………………………….…3
Участие прокурора в рассмотрении арбитражных
дел в суде первой инстанции …………………………………………………….5
Участие прокурора в рассмотрении арбитражных
дел апелляционной инстанции ……….. ……………………………………….16
Участие прокурора в рассмотрении дел кассационной
инстанции ……………………………………………………………………….20
Участие прокурора в надзорном судопроизводстве…………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы ……………………………………………………………...30
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
для судебной системы
(юридический факультет)
Курсовая работа
по дисциплине «Арбитражное судопроизводство»
на тему
«Участие прокурора в арбитражном процессе»
Студент 5 курса
заочной формы обучения
(группа выходного дня)
.
Научный руководитель:
Дата предоставления работы
« » 2013г.
МОСКВА
2013
Содержание
Введение …………… ………………………………………………………….…3
дел в суде первой инстанции …………………………………………………….5
дел апелляционной инстанции ……….. ……………………………………….16
инстанции ……………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………...30
Введение
На сегодняшний день прокуратура остается одним из основных механизмов обеспечения соблюдения Конституции РФ, и провозглашенных ею прав и свобод человека и гражданина, принципов и основ законности и правопорядка.
Как показывает зарубежный опыт, в странах со стабильными экономическими системами их успешное функционирование не обходится без прямого вмешательства государства. Сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация в нашей стране диктует необходимость такого вмешательства со стороны государства в целях оказания позитивного воздействия на сферу экономических правоотношений. Эту роль и выполняют органы прокуратуры, осуществляя обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
«Там, где интересы государства и общества требуют их эффективной защиты, участие прокурора в арбитражном судопроизводстве является реальным вкладом в укрепление законности в стране1.
Следует так же обратить внимание на то, что, по мнению некоторых авторов, у государства нет собственного интереса, поскольку интерес характеризуется принадлежностью социальным субъектам (личность, группа лиц, общество). В деятельности государства, его органов находят свое выражение те или иные интересы, которые становятся «государственными» лишь отражаясь в ней. В связи с чем, нужно рассматривать государственные интересы как отраженные в деятельности государства интересы отдельных социальных субъектов.2
Как бы то ни было, участие прокурора в арбитражном судопроизводстве следует рассматривать как дополнительную гарантию законности при вынесении судебного решения, что является благом для правосудия, а также для лиц, отстаивающих свои права в суде.
Выбор данной темы был продиктован той важнейшей ролью, которую играют органы прокуратуры, участвуя в процессе рассмотрения арбитражных дел. «Участие прокуроров в арбитражном процессе рассматривать, как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности»3
В начале рассмотрения данной главы, необходимо заметить, что функции судов I инстанции в России выполняют арбитражные суды субъектов РФ, а так же Высший Арбитражный Суд.
Целью деятельности органов прокуратуры (в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ») является: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства (ч. 2 ст. 1). Исходя из этого, прокурор реализует свои полномочия по участию в арбитражном судопроизводстве. Так же следует сказать о том, что участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами, регулируется: разделом IV ФЗ «О прокуратуре РФ»; АПК РФ (ст. 52 и др.); федеральными законами; нормативными правовыми актами Генеральной прокуратуры; актами Высшего Арбитражного Суда РФ.
Характерной особенностью является то, что, прокурор относится к группе лиц, участвующих в деле, которые имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, всегда выступают от своего имени, но в защиту интересов других лиц. Из смысла ст. 52 АПК следует, что прокурор принимает участие в арбитражном процессе в основном в защиту общественных или государственных интересов. На прокурора распространяются все процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле (ст. 41 АПК). В соответствии с ч. 3 ст. 52 прокурор пользуется процессуальными правами и обязанностями истца. Таким образом, очевидно, что прокурор в своем статусе сочетает признаки стороны арбитражного процесса и должностного лица правоохранительного органа – прокуратуры, одной из основных функций которой является надзор за точным и единообразным исполнением закона.
Основания, по которым прокурорам следует предъявлять иски (заявления) в арбитражный суд содержатся в ч. 1 ст. 52 АПК РФ:
- с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а так же юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;
- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а так же юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.
Другими словами, из ч. 1 ст. 52 АПК становится ясно, что, основное внимание в исковой работе прокуроров уделяется защите имущественных интересов государства и общества в лице государственных предприятии и организаций либо предприятий со значительной долей государственной собственности в их имуществе, населения регионов, трудовых коллективов.
В п. 1 письма Генеральной прокуратуры РФ от 22.08.02 № 38-15-02 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» говорится о том, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд только по основаниям, изложенным в ч. 1 ст. 52 АПК. Поскольку изложенный в названной статье перечень исков и заявлений не подлежит расширительному толкованию, по другим категориям дел прокурор не вправе обращаться с исками в суд либо участвовать в рассмотрении арбитражным судом этих дел.
Очевидно, что вышеперечисленные случаи связаны, как правило, с необходимостью защиты публичных интересов, когда отсутствуют их конкретные носители. Иными словами, речь идет о неограниченном числе лиц, интересы которых нарушены.
Существуют критерии, которыми должны руководствоваться прокуроры при использовании своего права на обращение в арбитражный суд, к ним относятся:
1) невозможность устранить выявленное нарушение закона иными средствами, кроме обращения в суд; при этом, органы и лица, его допустившие, отказываются от принятия мер по добровольному устранению правонарушения и его последствий;
2) наличие оснований полагать, что реагирование прокурора в иной форме (например, внесение представления или принесение протеста) не повлечет надлежащего, своевременного и полного устранения нарушений законности);
3) наличие оснований полагать, что пресечение правонарушения и предотвращение большего вреда государственным и общественным интересам могут быть достигнуты путем принятия арбитражным судом по заявлению прокурора мер по обеспечению иска.
Иск прокурора, направляемый в арбитражный суд, является средством прокурорского реагирования на нарушения законности, выявленные в процессе осуществления его надзорной функции. Обращению в суд прокурора предшествует проверка исполнения закона на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о его нарушении.
Предъявляя иск, прокурор занимает положение процессуального истца, в то время как истцом в материальном смысле является то лицо, в защиту интересов которого предъявлен иск прокурором. Прокурор имеет право обращаться в арбитражный суд и возбуждать производство по делу путем предъявления иска или путем подачи заявления независимо от того, имеется ли в этом волеизъявление субъектов спорного материально-правового отношения, в защиту прав и охраняемых законом интересов которых прокурор обратился в арбитражный суд. Прокурор же, в свою очередь, имеет право отказаться от иска, поданного им в интересах истца, последний при этом не лишен права требовать судебной защиты своих прав – ч. 4 ст. 52 АПК РФ.
Обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направляет Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют также прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители (ч. 2 ст. 52 АПК РФ).
Вместе с тем районное и городское звенья прокурорской системы не отстранены от работы по обеспечению участия в арбитражном процессе. На них (наряду с подразделениями аппаратов прокуратур субъектов Российской Федерации, проводящих надзорные проверки, осуществляющих изучение материалов, проверку законности решений по гражданским делам) возложены обязанности по своевременной и качественной подготовке проектов исковых заявлений (заявлений) в арбитражные суды в защиту государственных и общественных интересов4.
В связи с этим обращения руководителей предприятий, организаций и граждан – предпринимателей о проведении проверок и предъявлении прокурорских исков в арбитражные суды должны, как правило, рассматриваться соответствующим районным (городским) прокурором. Последний после проведения проверки направляет в вышестоящую прокуратуру проект искового заявления и все необходимые материалы.
Окончательное решение о предъявлении иска в арбитражный суд принимает один из руководителей прокуратуры субъекта Российской Федерации или приравненной к ней прокуратуры.
Отдел (группа) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе организует направление исковых материалов в арбитражный суд согласно установленным правилам о подсудности споров.
Важным является так же необходимость не простого участия прокурора, а квалифицированного участия в рассмотрении дел в первой, апелляционной или кассационной инстанциях. В связи с этим, в п. 4 Приказа Генерального прокурора РФ «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе» от 24.10.1996 г., № 59 говорится о необходимости комплектования отделов (групп) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе – подготовленными прокурорами, способными решать вопросы на высоком профессиональном уровне.
Согласно ФЗ «О государственной пошлине» органы прокуратуры освобождаются от уплаты государственной пошлины в арбитражных судах по искам, подаваемым в защиту государственных и общественных интересов.
Далее уместно сказать о форме и содержании искового заявления, направляемого прокурором в арбитражный суд.
В п. 6 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 24 октября 1996 г. N 59 «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе» сказано о том, что необходимо обеспечить качество, правовую и фактическую обоснованность обращений в арбитражный суд, оформление процессуальных документов в строгом соответствии с требованиями законодательства.
Согласно ст. 125 АПК РФ исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме и должно быть подписано истцом или его представителем. Применительно к искам прокуроров это требование означает, что в исковом заявлении следует указывать точное наименование должности прокурора, его фамилию и инициалы; исковое заявление должно быть подписано именно тем прокурором, должность и фамилия которого в нем указаны.
В исковом заявлении должны быть указаны:
1) полное наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
2) наименование лиц, участвующих
в деле (истца, ответчика, третьего
лица, не заявляющего
Информация о работе Участие прокурора в арбитражном процессе