Основная
цель процедуры внешнего управления
(этапа арбитражного управления) —
финансовое оздоровление должника и
восстановление его платежеспособности
за счет смены прежнего руководителя
предприятия и реализации плана
внешнего управления, предлагаемого
внешним управляющим. Цель процедуры
финансового оздоровления — восстановление
платежеспособности должника без смены
прежнего руководителя предприятия
и реализация плана финансового
оздоровления.
Введение
(продление) внешнего управления и назначение
внешнего управляющего включают:
- мораторий
на долги;
- разработку
плана внешнего управления (ПВУ) и утверждение
его на собрании кредиторов;
- реализацию
ПВУ и накопление ресурсов для расчетов
с кредиторами.
Внешнее
управление несостоятельным предприятием
вводится решением собрания кредиторов
на определенный срок. Главной фигурой
здесь становится лицо, назначенное
внешним управляющим, который получает
большие права и возможности.
Важно учесть следующее:
- результативность
внешнего управления определяется в первую
очередь успехами в реструктуризации
предприятия, подъеме и совершенствовании
бизнеса, наращивании производства и реализации
конкурентоспособной продукции и услуг;
качественным улучшением финансов предприятия,
а не уровнем удовлетворения кредиторов;
- введение
внешнего управления создает только некоторые
предпосылки для реального оздоровления
предприятия, но ни в коей мере не является
гарантией этого;
- эффективность
внешнего управления почти полностью
предопределяется не только квалификацией,
деловыми и моральными качествами внешнего
управляющего, который должен быть высококлассным
управленцем, но и профессиональными качествами
консультантов и управляющей компании,
которые обеспечивают комплексный анализ
финансово-хозяйственной деятельности
должника, разрабатывают стратегию развития
предприятия и на базе этой стратегии
разрабатывают план внешнего управления;
- внешний управляющий
и управляющая компания (группа консультантов)
обязаны действовать очень быстро и энергично,
поскольку для решения поставленных задач
существует ограниченный временной лаг
и времени на раскачку нет.
План внешнего
управления разрабатывается на основе
всестороннего анализа финансово-хозяйственной
деятельности предприятия за последние
3–5 лет. В результате вырабатывается концепция
преодоления кризиса для конкретного
предприятия с учетом специфики производства,
местоположения, наличия квалифицированных
кадров в производственном и управленческом
звеньях и иных ресурсов.
Процесс
планирования начинается с производства,
а не со сбыта;
- при планировании
преобладает затратный механизм ценообразования:
цена формируется без учета рыночных цен,
исходя из полной себестоимости и норматива
рентабельности;
- наличие значительных
неиспользуемых ресурсов;
- предприятие
испытывает трудности при определении
потребностей в текущих ресурсах (люди,
мощности и т.п.);
- бремя социальной
сферы и т.д.
На базе
данных проведенного анализа разрабатывается
концепция выхода из кризиса, состоящая
из следующих взаимосвязанных этапов
в сетевом графике, позволяющем
определить приоритетность каждого
этапа, установить сроки его проведения,
назначить ответственных и распределить
ресурсы.
1-й этап
— выявление и реализация скрытых
ресурсов должника, т.е. нахождение и реализация
ликвидных средств.
2-й этап
— минимизация издержек путем выявления
основных статей затрат и их сокращение.
3-й этап
— создание новой организационной
структуры.
4-й этап
— создание в сокращенном виде системы
бюджетирования и управленческого учета,
которая в процессе внешнего управления
оптимизируется и развертывается под
нужды предприятия.
Введение
конкурсного производства
и назначение конкурсного
управляющего (управляющих)
предполагает:
- Формирование
и закрытие реестра кредиторов
- Составление
финансового плана конкурсного производства
- Инвентаризация,
оценка имущества и реализация конкурсной
массы.
В процессе
конкурсного производства после
вычленения из бизнеса должника рентабельных
производств в новое акционерное
общество (на стадии внешнего управления)
или продажи бизнеса должник
ликвидируется с частичным погашением
кредиторской задолженности.
По завершении
процедуры конкурсного производства
проводится ликвидация предприятия.
Мировое
соглашение можно заключить на любой
стадии рассмотрения арбитражным судом
дела о банкротстве должника. Решение
о заключении мирового соглашения принимается
собранием кредиторов. ((АПК РФ) от 24.07.2002
N 95-ФЗ)
Проводятся
расчеты с кредиторами из средств собственников
имущества должника, средств третьих лиц,
а также средств, которые удалось выручить
в процессе финансового оздоровления,
внешнего управления либо конкурсного
производства.
В случае
успешного завершения финансового
оздоровления, внешнего управления осуществляется
дальнейшее функционирование предприятия
или проданного бизнеса (при конкурсном
производстве).
По завершении
процедур антикризисного управления возможно
достижение следующих результатов:
- Программа
минимум: вся кредиторская задолженность
реструктуризирована, и подписано мировое
соглашение с кредиторами.
- Программа
максимум: вся кредиторская задолженность
погашена, на предприятии развернута система
управления, позволяющая в дальнейшем
гасить текущие обязательства и развиваться.
- Результаты
антикризисного управления можно считать
успешными, если:
- достигнуты
поставленные на начальном этапе цели;
- в период
финансового оздоровления (внешнего управления)
полностью погашена просроченная кредиторская
задолженность либо достигнута договоренность
о реструктуризации задолженности в рамках
мирового соглашения;
- восстановлена
платежеспособность предприятия;
- стабилизировалось
финансовое состояние предприятия;
- возрос денежный
поток;
- проведена
реструктуризация активов предприятия;
- сохранен
бизнес и основные производственные мощности;
- оптимизированы
производственные мощности и организационная
структура (сохранены рабочие места основного
производственного персонала);
- поставлена
и функционирует система финансового
контроля на предприятии (система бюджетирования,
система управленческого учета и система
контроллинга);
- разработана
программа антикризисного развития предприятия
в долгосрочной перспективе;
- на постоянной
основе осуществляется оперативное и
стратегическое планирование деятельности;
- наблюдаются
тенденции к росту рыночной капитализации.
При любом
развитии ситуации (внешнее управление,
конкурсное производство) возможна реализация
схемы так называемого эффективного
рентабельного банкротства. Смысл
в том, что банкротные процедуры
должны быть направлены на то, чтобы
сохранить основной бизнес предприятия-должника
и соответственно рабочие места.
Заключение
Антикризисное
управление имеет два аспекта: недопущение
кризиса, а также эффективное
его преодоление. Необходимость
антикризисного управления определяется
целями развития. К основным целям
антикризисного управления предприятием
можно отнести:
- распознавание
предкризисных ситуаций
- формирование
миссии и цели управления, определение
пути, средств и методов управления в условиях
кризисной ситуации
- дифференциация
технологий управления
- селекция
персонала, которые всегда сопровождают
кризисные ситуации.
В отношении
стадий и этапов проведения антикризисного
управления российских компаний нет
единой точки зрения. В данной работе
сформулированы следующие этапы:
- 1-й этап —
комплексная диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия;
Возможность
использования различных методов
диагностики позволяет получить
комплекс принципиально новых данных
о диагностируемом объекте и сделать соответствующие
выводы. По результатам диагностики определяется
общая тенденция экономического развития
объекта; осуществляется деление процесса
развития диагностируемого объекта на
стадии и определение, на какой из них
находится объект.
- 2-й этап —
выработка стратегии развития организации
(стратегическое планирование). Новая
стратегия будет зависеть от эффективности
текущей стратегии, конкурентоспособности
предприятия, его сильных и слабых сторон
и т.д.
- 3-й этап —
разработка программы выхода из кризисной
ситуации. Тактические мероприятия по
выходу из экономического кризиса могут
быть следующими: сокращение расходов,
реализация непрофильных активов, сокращение
персонала, закрытие подразделений,
активные маркетинговые исследования,
повышение цен на продукцию, выявление
и использование внутренних резервов,
модернизация, получение кредитов и т.д.
-
4-й этап — внедрение. Отслеживание и сопровождение
антикризисных мероприятий наиболее эффективно
проводить с внедрением и использованием
системы контроллинга на предприятии.
- 5-й этап —
оценка результатов антикризисных мероприятий
по показателям деятельности организации;
- 6-й этап —
корректировка стратегии развития организации
с поправкой на результаты реализованной
антикризисной программы;
- 7-й этап —
разработка методик по прогнозированию
будущих кризисных ситуаций.
Отдельным
этапом автором данной курсовой работы
было выделено введение внешнего управления.
Введение внешнего управления и назначение
внешнего управляющего включают:
- мораторий
на долги;
- разработку
плана внешнего управления (ПВУ) и утверждение
его на собрании кредиторов;
- реализацию
ПВУ и накопление ресурсов для расчетов
с кредиторами.
Введение
конкурсного производства и назначение
конкурсного управляющего предполагает:
- Формирование
и закрытие реестра кредиторов
- Составление
финансового плана конкурсного производства
- Инвентаризация,
оценка имущества и реализация конкурсной
массы.
Таким образом,
результаты антикризисного управления
можно считать успешными, если полностью
погашена просроченная кредиторская задолженность,
восстановлена платежеспособность предприятия,
стабилизировалось финансовое состояние
предприятия; оптимизированы производственные
мощности и организационная структура,
на постоянной основе осуществляется
оперативное и стратегическое планирование
деятельности и т.д.
Список
используемой литературы
- Антикризисное
управление. Теория и практика: учебное
пособие для ВУЗов, обучающихся
по специальностям экономики и управления
(060000)/ В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА Методология антикризисного
управления: учеб.практ. пособие/ Г.Б. Юн.
- М.: Дело, 2004.
- Антикризисное
управление: учебное пособие/ Под ред.
К.В.Балдина. - М.: Гардарики, 2005
- Правовое
регулирование несостоятельности (банкротства):
учеб.-практ. пособие/ С.А. Карелина. - М.:
Волтерс Клувер, 2006.
- Антикризисное
управление: учебное пособие/Под ред. Э.М.
Короткова. М.: РИОР, 2009
- Антикризисное
управление: учебное пособие/ Круглова
Н.Ю. – М.: КНОРУС, 2009
- Антикризисное
управление предприятием. (Учебное пособие)/Жариков
В.В., Жариков И.А., Евсейчев А.И.
- "АРБИТРАЖНЫЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(АПК РФ) от 24.07.2002 N 95-ФЗ
- "ГРАЖДАНСКИЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ)
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
- Федеральный
закон «О несостоятельности (банкротстве)»
от 26.10.2002 N 127-ФЗ
- Бюджетный
кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
- Налоговый
кодекс РФ. Часть 1 от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ.
Часть 2 от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ.