Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:07, реферат
Краткое описание
После объединения древнеегипетское государство достигло необыкновенной силы и могущества. На полях, орошаемых благодатным Нилом, трудились сотни тысяч крестьян и рабов. И вся мощь государства олицетворялась неограниченным владыкой -- фараоном. Царь считался сыном бога солнца Ра, и в тронное имя фараона входило имя бога (Хафра, Менкаура). Еще большее значение приобрел заупокойный культ; монументальные гробницы, храмы, скульптурные портреты должны были обеспечить земным владыкам вечную жизнь.
Содержание
Введение 3 1. Архитектура Древнего Египта 6 2. Шедевры Древнего Египта 14 Заключение 16 Список литературы 20
После
объединения древнеегипетское государство
достигло необыкновенной силы и могущества.
На полях, орошаемых благодатным Нилом,
трудились сотни тысяч крестьян и рабов.
И вся мощь государства олицетворялась
неограниченным владыкой -- фараоном. Царь
считался сыном бога солнца Ра, и в тронное
имя фараона входило имя бога (Хафра, Менкаура).
Еще большее значение приобрел заупокойный
культ; монументальные гробницы, храмы,
скульптурные портреты должны были обеспечить
земным владыкам вечную жизнь.
С древнейших
времен Египет удивлял народы мира
высокой художественной культурой.
Египетские жрецы первыми создали
иероглифы, древнейшие священные
«Тексты Пирамид», летопись, карту звездного
неба, солнечный календарь. Загадки религии
Древнего Египта до сих пор будоражат
умы людей.
Египет
находится в Африке. Взгляните
на карту этой части света!
Долина
Нила представляет собой длинный оазис, протянувшийся
с юга на север до впадения реки в Средиземное
море.
Оазис
лежит в границах, четко определенных
самой природой. С запада Нил ограничивает
Ливийская пустыня - часть знаменитой
Сахары. К востоку от реки простирается
Аравийская пустыня.
На
юге естественной границей Древнего
Египта были первые пороги Нила и остров
Элефантина. Здесь в XX веке южнее
города Ассуана была построена Ассуанская
плотина.
Пирамиды
Египта - одно из семи чудес света - уже
пять с половиной тысячелетий
удивляют мир своим величием и
грандиозным масштабом.
При
помощи веревки и мерной палки, рычага
и блока египетские архитекторы
создали уникальные сооружения. Для
понимания их строительных секретов
современные инженеры делают сложные
расчеты.
Эта
работы посвящена технологиям возведения
храмов, обелисков, а также методам, применявшимся
при создании огромных статуй - колоссов.
В искусстве
Древнего Египта архитектуре принадлежала
ведущая роль. Еще издавна для
захоронения мумий царей и
вельмож сооружались из облицованных
кирпичей земляных холмов
так называемые «мастаба»
(араб, скамья) -- прямоугольные гробницы.
Позже эти сооружения стали делать из
обработанных каменных плит. Поиски новых
архитектурных форм для возвеличивания
царской власти привели к появлению таких
сооружений как пирамида. В XXVIII в. до н.э.
зодчий фараона Джосера Имхотеп создал
удивительное, устремленное вверх сооружение
из семи поставленных одна на другую уменьшающихся
мастаба высотой более 60 м. Это была первая
ступенчатая пирамида. Имя создателя пирамиды
навсегда вошло в историю Египта, и впоследствии
знаменитый ученый и строитель был даже
причислен к сонму богов. Последователи
Имхотепа, развивая дальше его идеи, пришли
к созданию пирамид так называемого классического
типа с гладкими гранями, поражавших воображение
современников и далеких потомков. Недалеко
от древней столицы Египта города Мемфиса
на западном берегу Нила в местечке Гиза
высятся три великие пирамиды фараонов
Хуфу, Хафра и Менкаура. Величайшая из
них пирамида Хуфу (Хеопса) достигает в
высоту 146,6 м, длина стороны ее основания
-- 233 м, площадь пирамиды около 50 тыс. кв.
м. Строили пирамиду около 20 лет и на ее
сооружение пошло 2 млн. 300 тыс. каменных
блоков весом от 2,5 до 30 т. Блоки пирамиды
были пригнаны друг к другу с удивительной
точностью, а ее поверхность была покрыта
отшлифованными плитами из известняка.
В сердце пирамиды находилась погребальная
камера с мумией фараона, заключенной
в гранитной саркофаг. Древние зодчие
соорудили над усыпальницей несколько
пустот с перекрытиями, равномерно распределявших
колоссальную тяжесть каменной массы.
Пирамиды являлись
центром целого комплекса сооружений.
Их окружали гробницы придворных вельмож
и родственников фараона, заупокойные
храмы и ограды. Пирамиды олицетворяли
границу жизни и смерти. Заупокойные
храмы располагались на плодородном берегу
Нила, оттуда дорога вела к пирамидам,
на запад от которых начиналась безжизненная
пустыня. Близ пирамиды фараона Хафра
высится удивительная статуя так называемого
Большого Сфинкса, фантастического существа
с туловищем льва и портретной головой
царя. Основу этого сооружения составляет
известняковая скала, искусно обработанная
мастерами. Размеры статуи огромны: длина
57 м, высота 20 м.
1. Архитектура
Древнего Египта
Самые
древние святилища египтяне сооружали из связок тростника
и циновок, которые прикреплялись на тростниковую
или деревянную основу. В них помещались
изображения божеств или их символы - фетиши.
При святилищах были загоны, где держали
священных животных.
В конце
IV - начале III тыс. до н.э. египтяне переходят
к строительству из дерева и кирпича-сырца.
С эпохи
Старого царства - с XXVI в. до н.э. - камень
станет основным материалом для возведения
не только усыпальниц, но и грандиозных
храмовых комплексов.
Храмы
периода Раннего царства (XXX-XXVIII вв. до н.э.) в Гиераконполе,
Тине и Абидосе не сохранились. Известны
лишь их изображения на стелах, посвященных
в эти храмы царями I и II династий.
Главным
помещением храма был наос, или
святилище, где находилось скульптурное
изображение бога. Эти части храмов египтяне
называли «дворами Ка (Двойника)».
При
строительстве гробниц царей
и вельмож Раннего Царства
в некрополях Саккара и Абидоса
в Египте впервые был применен
камень как строительный материал.
Египтяне,
как и многие другие народы, представляли
храм как дом бога. Поэтому
храм, как и жилище египетского сановника,
состоял из трех частей: двора, колонного
зала - гипостиля и святилища.
Открытый
двор вел в колонный зал, который
в жилом доме служил приемной или
гостиной.
Святилище
- наос, место обитания божества с его статуей,
и молельни были в «недрах» храма, так
же как в глубине жилого дома находилась
опочивальня хозяина.
Такая
структура была во всех древнеегипетских
храмах - «Домах богов» - и во всех заупокойных
храмах при гробницах царей.
В эпоху
Старого Царства египтяне
строили припирамидные храмы в Мемфисском
некрополе и «Солнечные» храмы в Абусире.
«Солнечные»
храмы - святилища, посвященные богу
солнца Ра, появились при царях V
династии в XXIV в. до н.э. Одно из преданий
рассказывает о том, что три первых царя этой
династии родились от союза бога Ра и жены
жреца его храма. Поэтому именно этими
фараонами были построены первые «Солнечные»
храмы.
Солнечные
храмы воздвигали близ припирамидных
городов, откуда в дни религиозных
праздников в храм Ра стекались толпы народа.
«Солнечные»
храмы строились на возвышении, обнесенном
стеной. Крытый коридор вел в большой
двор, по сторонам которого располагались
молельни и галереи. Стены храма
были украшены рельефами, изображающими
природу. Это было своеобразным гимном животворящей
силе солнца.
В центральном
дворе находился огромный каменный
обелиск. Его вершина была покрыта
золоченой медью. Казалось, она излучала
свет как солнце. Перед обелиском
находился огромный алтарь, где в
жертву богу Ра приносили животных.
К сожалению, от «Солнечных»
храмов сохранились лишь руины храма царя
Ниусерра в Абусире.
Строительство
храмов велось по древним руководствам,
записанным на папирусах. Они хранились
в храмовых архивах, их изучали начинающие
архитекторы.
Самое
известное из них - «Книга основания
храмов Великой Девятки богов - Эннеады».
По легенде - эта книга была взята на небо
богами, когда они покинули землю, а затем
сброшена ими с неба. Якобы она была найдена
к северу от Мемфиса и предназначалась
для Имхотепа - мудреца, зодчего и врача.
Он
был царского рода, жил при дворе
царя III династии Джосера. По этой книге
Имхотеп якобы построил ступенчатую
пирамиду для Джосера.
Позже
Имхотеп был обожествлен, и египтяне
поклонялись ему 3 тысячи лет.
Знаменитым
и единственным сохранившимся храмом Среднего
царства является заупокойный храм царя
Ментухотепа I в Фиванском некрополе в
современном Дейр-эль-Бахри. Его руины
находятся на западном берегу Нила. От
реки к скалистому хребту Ливийской пустыни
вела процессионная дорога. Погребальная
камера царя выбита глубоко в недрах скал
и соединена коридорами с наземным храмом.
Близ
Фив издревле выбивали гробницы в
скалах пустыни, так как в этом
районе Долина Нила сужается, и строить
наземные усыпальницы было нерентабельно.
Главная
часть храма Ментухотепа I - двухъярусное
сооружение пирамидальной формы. Когда-то
его венчала небольшая пирамида. За ним
находился открытый двор и зал. Две террасы
храма имеют галереи с пилонами, соединенными
пандусом - наклонным спуском. Многочисленные
рельефы храма представляли сцены поклонения
богам, охот, сражений и земледельческих
работ.
Архитектура
этого храма соединила две
традиции: мемфисскую - пирамидальную
форму царских гробниц Старого
Царства и фиванскую - тип скальных
усыпальниц.
Рядом
с храмом Ментухотепа I царица Нового Царства
Хатшепсут в XVI в. до н.э. воздвигла свой
заупокойный храм.
Великолепный
храм царицы Хатшепсут ХVI в. до н.э. превосходит
масштабом все прежние храмы.
Стены
храма покрыты уникальными яркими
рельефами. Эти рельефы рассказывают
об экспедиции в страну Пунт. Двести
скульптур - отличительная черта храма
- изображали царицу в виде царя, бога Осириса
(осирические) и сфинкса.
В отличие
от святилища Ментухотепа I этот храм
не был увенчан пирамидой. Три
его террасы украшены портиками
и соединены пологими пандусами. Погребальная
камера царицы выбита в глубине скалы.
Там же ее фаворит - архитектор Сененмут
дерзнул выбить и свою усыпальницу.
Классический
тип древнеегипетского храма
окончательно сформировался именно
в этот период - в XVI-XV вв. до н.э. Храм имел в плане вытянутый
прямоугольник, окруженный высокой стеной.
Ворота
храма вели во двор, обрамленный
галереей с колоннами или пилонами.
За двором следовал портик, построенный
немного выше уровня двора. За портиком
располагались большой колонный
зал - гипостиль - и ряд
других залов небольшой площади.
Святилище
находилось в глубине храма и
состояло из нескольких помещений. В
центральном стояла статуя главного
божества храма, в других чаще всего
помещались изображения супруги
и сына этого бога.
Основные помещения
храма окружали дополнительные залы: комнаты
для совершения разных сложных ритуалов,
храмовая библиотека и кладовые.
К храму
от берега Нила вела процессионная
дорога, обрамленная статуями сфинксов
и поэтому называемая «аллеей
сфинксов». Она вела к главному входу
в храм, который был оформлен огромным
пилоном в виде двух монументальных башен
с наклонными стенами.
На
пилонах реяли стяги с эмблемами
божеств и царя, которые крепились
к деревянным высоким мачтам. Перед
пилонами воздвигали обелиски и гигантские статуи
фараонов.
Дворы
храмов были залиты светом. Колонные залы
освещались через окна, расположенные
под крышей более высокого центрального
нефа, который обычно был выше боковых
нефов. Эта особенность храмов называется
базиликальностью. В глубине храма не было окон,
поэтому здесь всегда царил полумрак.
Для
храмов Нового царства характерно сочетание
разных типов колонн: геометрической
формы и колонн, имитирующих живую
природу: со стволами в виде связок
папируса или его стебля. Капители
таких колонн, которые ярко раскрашивались,
сделаны в форме цветка или бутона лотоса
или же метелочки папируса.
Храмовый
комплекс бога Амона-Ра в Фивах - Карнак
- был главным святилищем Египта.
Здесь на протяжении 1500 лет со времен
Среднего Царства возводились грандиозные сооружения
- храмы, молельни, пилоны, залы, обелиски.
Огромный священный пруд в Карнаке предназначался
для ритуального плавания солнечной ладьи
Амона-Ра.
От
Карнакского храма к Луксорскому
вела длинная, почти двухкилометровая
мощенная камнем аллея, украшенная сфинксами.
Карнак называют каменным архивом истории
Египта: здесь сохранились посвятительные
надписи царей разных династий, гимны
богам; сцены, изображающие ритуалы, а
также сведения о важнейших исторических
событиях Нового Царства.
Самая
впечатляющая часть храма
Амона-Ра - грандиозный гипостильный зал
длиной 102 м и шириной 53 м с 134 колоннами.
Огромным масштабом поражают два ряда
колонн в центре зала с капителями в виде
метелок папируса высотой почти 20 м, а
также колонны боковых нефов в виде гигантских
связок папируса в 13 м. Этот сумрачный
зал напоминает настоящую чащу леса. Стены
и колонны были покрыты расписанными и
позолоченными рельефами, часть которых
сохранилась.
Царь
Аменхотеп III, дошедший до самообожествления,
поставил здесь свои статуи колоссальных
размеров - от 18 до 24 м высотой. Его предшественники
же ставили в храмах только обелиски.
Самые
знаменитые колоссы Аменхотепа III когда-то
украшали первый пилон его заупокойного
храма, от которого мало что сохранилось.
Греки назвали их колоссами Мемнона.
Легенда
рассказывает о том, что после
одного из землетрясений одна из статуй
начала «петь» - издавать на рассвете жалобные
звуки. Греки назвали «пение»
статуи плачем древнегреческой богини
утренней зари Эос по погибшему в
Троянской войне ее сыну Мемнону. На
самом деле ночной холодный воздух пустыни
внутри статуи утром нагревался и, расширяясь,
с протяжным заунывным звуком выходил
наружу. Когда по приказу римского императора
Септимия Севера колосс отреставрировали,
он «замолчал».
Луксорский
храм, посвященный
богине Мут-Сохмет, супруге бога Амона-Ра,
и их сыну Хонсу, был вторым по величине
сооружением Фив. Построенный Аменхотепом
III в конце XV в. до н.э. храм является образцом
святилища классического типа.
Величественные
стройные колоннады вестибюля и гипостильных
залов - отличительное украшение Луксорского
храма. Сооружение напоминает заросли
гигантских каменных папирусов. Здесь
можно найти двойные ряды колонн в виде
связок папируса и капители в виде цветка
лотоса. Одна из композиций на стенах храма
повествует о рождении фараона Аменхотепа
III от брака его матери с самим богом Амоном-Ра.
На самом юге
современного Египта в береговой
скале по приказу самого энергичного
строителя из всех фараонов - Рамсеса
II Великого - был вырублен большой
храм. Он находиться в Абу-Симбел - территория
древней Нубии.
Сооруженный в
ознаменование покорения Нубии
храм был посвящен триаде богов - Амону-Ра,
Хармакису и Птаху. Фасад храма
украшен четырьмя колоссами, изображающими
Рамсеса II. Этот пещерный храм поражает
своими размерами: ширина фасада - 38 м,
длина 68 м. Высота статуй - 20 м, ширина лиц
статуй Рамсеса II от уха до уха - 4 м.
Огромные статуи,
вырубленные в песчанике, были издалека
видны проплывающим по Нилу ладьям.
Внутри
храм состоит из четырех последовательно
уменьшающихся залов, расположенных
на одной оси. В первый пускали
всех египтян, во второй только «благородных»,
в третий - жрецов. Последний зал
был доступен только для царя и
жрецов. Там установлены четыре статуи богов, как
и у входа в храм, - Амона-Ра, Хармакиса,
Птаха и самого Рамсеса II.