Два
раза в год, 21 февраля и в день
коронации Рамсеса 21 октября, в этом
зале происходит «солнечное чудо» - лучи
солнца проникают в глубину храма,
достигают святилища и в течение 20 минут
освещают все статуи, кроме изображения
Птаха. В этот период бог Птах почитался
богом загробного мира.
Рядом
с храмом Рамсеса II в Абу-Симбел находится
храм, посвященный любимой супруге
Рамсеса II - знаменитой красавице древности,
царице Нефертари. Храм - меньших
размеров. Фасад святилища украшен 10-метровыми
фигурами Рамсеса и Нефертари в облике
богини любви Хатхор.
Надпись
над входом гласит: «Храм воздвигнут
навечно ради Великой супруги
Нефертари… той, ради которой светит
солнце».
Внутри
святилища Нефертари
предстает в образе священной звезды Сириус
(Сотис).
В 1960-х
г. во время строительства Ассуанской
плотины эти храмы были распилены
на блоки и перенесены на 90 метров
выше прежнего уровня, чтобы спасти
их от затопления.
После
завоевания Египта Александром
Македонским в IV в. до н.э. в стране утвердилась
династия Птолемеев. Несмотря на то что
Птолемеи были македонцами и греками,
они строили храмы в традициях египетской
архитектуры. Но в этот период в храмовой
архитектуре. Первый двор храма, доступный
для всех, отделялся стеной от других частей
святилища. Эта преграда делалась из каменных
плит с рельефами. В это время появился
и новый тип колонн. Капители колонн напоминали
букет из папируса, пальмовых листьев,
лотоса и других цветов.
Мистерии культа бога Осириса
совершались на крыше храма и были недоступны
для взора непосвященных.
Большой
интерес представляет храм бога Гора
в Эдфу. Храм был построен царем
Птолемеем III Эвергетом в 327 г. до н.э.
на месте храма царя Нового царства
Тутмоса III. Это святилище -
второе в Египте по масштабу после Карнакского
храма бога Амона-Ра в Египте. Вход в него
охраняют два сокола из гранита, олицетворяющие
бога Гора.
Мощный
пилон украшен огромными рельефными
фигурами Гора и богини Хатхор. На его
внешних стенах представлены
церемония, посвященная его строительству,
и сцены из мифов о Горе. Перед храмом расположен
Маммиси («место рождения» на языке коптов),
где Гор, по представлениям египтян, символически
рождался каждый день.
Храм
богини Исиды на острове Филе у первого порога
Нила - одно из самых знаменитых сооружений
эпохи Птолемеев. Он был построен в 350 г.
до н.э., завершая собой историю развития
древнеегипетского зодчества.
Египтяне
верили, что святилище богини Исиды
расположено там, где в Египте
начинается разлив Нила. Только
на одной стороне двора храма богини Исиды
были сделаны окна, через которые богиня
могла созерцать соседний островок Биге.
Там находилась могила ее божественного
супруга Осириса.
Место,
где Исида похоронила Осириса, было
доступно только жрецам, приплывавшим
туда для совершения ритуальных таинств.
На
стенах первого пилона храма Исиды
высечены изображения царя Птолемея
ХIII, жертвующего богам Хатхор и
Гору пленных врагов.
На
стене павильона Траяна сохранилась
последняя по времени из иероглифических надписей
IV в. н.э.
Этот
храмовый комплекс также включает в
себя также павильон царя Нектанеба
I и павильон римского императора Траяна.
Римские императоры были последними,
кто достраивал древнеегипетские храмы.
В 1972-1980
гг. храмы были разобраны и перенесены на
остров Аджилкия в связи с постройкой
Ассуанской плотины и затоплением части
территории Южного Египта.
Cимволом
великого самовластия египетских
царей стали не их дворцы, а
пирамиды.
2. Шедевры
Древнего Египта
В 1922
г. во время раскопок в Долине Царей Фиванского
некрополя близ современного города Луксора
английским археологом Говардом Картером
была обнаружена гробница царя Нового
Царства Тутанхамона, жившего в XIV в. до
н. э. Это единственная из известных древнеегипетских
царских усыпальниц, почти не разграбленных
охотниками за сокровищами. В ней прекрасно
сохранились мумия Тутанхамона в нескольких
саркофагах и более трех с половиной тысяч
предметов погребального инвентаря. Среди
них: колесницы, мебель, светильники и
ритуальные украшения. Всего - более 100
видов предметов, представляющих период
расцвета египетского искусства Нового
Царства.
Обелиск
- это монолит, выточенный в виде
четырехгранного столба, сужающегося
кверху и заканчивающегося маленькой
пирамидкой - пирамидионом.
Согласно
представлению римского
историка Плиния Старшего, обелиски - это
изображения в камне солнечных лучей.
Вертикальная форма обелиска символизировала
устремление ввысь, к вечности.
Египтяне
называли их tekhenu, но именно древние
греки стали их называть обелисками
из-за остроконечной
формы.
Слово
«обелиск» происходит от древнегреческого
«obeliskos», что буквально означает
«небольшой вертел», это слово можно
перевести как «пика», «копье».
Интересна
технология создания и подъема обелисков.
В скальные трещины вбивали деревянные клинья,
которые долго пропитывали водой. Со временем
дерево разбухало и отрывало от скалы
каменные глыбы. Камнетесы умели направлять
линию отрыва блока камня от материковой
скалы. В каменоломнях глыбе придавали
форму обелиска.
Затем
монолит перевозили по Нилу к месту
его окончательной отделки, где шлифовали
его грани и высекали на них надписи. Пирамидион
покрывали листами позолоченной меди.
Затем обелиск тащили на деревянной платформе
вверх по песчаному склону к месту его
установки.
Обелиски
высекали долго, например,
обелиск Тутмеса III делали 35 лет.
В Египте
обелиски были объектами поклонения
солнцу. Они олицетворяли холм Бен-Бен,
который появился, согласно преданиям,
как земная твердь из водного хаоса.
На нем распустился лотос, из которого
родился бог Ра.
Самые
древние - огромные приземистые обелиски
- были частью «Солнечных храмов» III тыс.
до н.э., построенных близ Мемфиса. Вершины
обелисков, обитые золоченой медью,
светились, как само солнце. Рядом
находился алтарь, где приносили
богу Ра в жертву животных.
Цари
Среднего и Нового Царств устанавливали
обелиски в храмах, в частности, к
юбилеям своего правления. Известны
«юбилейные» обелиски Тутмеса III, царицы
Хатшепсут.
Заключение
Зодчество
являлось ведущей сферой египетского
искусства. Время не пощадило большинства
памятников египетской архитектуры; до
нас дошли главным образом культовые сооружения
- гробницы и храмы.
Самая
ранняя форма гробницы - мастаба (каменная
скамья) - представляла собой массивное
прямоугольное в плане сооружение
со стенами, наклоненными
к центру; в подземной части (глубина от
пятнадцати до тридцати метров) располагалась
погребальная камера с мумией, в наземной
- несколько культовых помещений, в том
числе (на восточной стороне) молельня,
и залы для посещений; там же находились
статуи умершего; стены были покрыты рельефами
и росписями, имевшими информативное (прославление
покойного) или магическое (обеспечение
его загробного существования) значение.
При I-II династиях мастабы служили местом
упокоения как фараонов, так и знати, при
III-VI династиях - только знати.
Мастаба
стала конструкционной основой
для новой формы царского погребения,
появившейся при III династии, - пирамиды.
Пирамида выражала новую концепцию
царя как бога, возвышающегося над
всеми остальными людьми. Задача создания грандиозного
царского погребения была решена через
его увеличение по вертикали. Пирамида
строилась из плотно пригнанных друг к
другу каменных блоков и была ориентирована
по сторонам света; вход в нее находится
в северной части; внутри располагались
погребальные и разгрузочные камеры (для
равномерного распределения давления).
Первым видом пирамиды стала ступенчатая
пирамида - пирамида Джосера в Саккаре
высотой в 60 м, возведенная зодчим Имхотепом.
Она представляла собой шесть поставленных
друг на друга уменьшающихся кверху мастаб.
При IV династии строители начали заполнять
пустоты между ступенями, в результате
чего сложился классический тип пирамиды
- покатая пирамида. Первой пирамидой этого
типа была пирамида Снофру в Дашуре (свыше
100 м). Ее преемницами высочайшие каменные
сооружения в истории человечества - пирамиды
Хуфу (146,5 м) и Хафры (143 м) в Гизе. Царская
пирамида являлась центром обширного
погребального архитектурного ансамбля,
обнесенного стеной: в него входили заупокойный
храм, маленькие пирамиды цариц, мастабы
придворных и номархов. При V-VI размеры
пирамид значительно уменьшились (не выше
70 м).
В начальный
период Среднего царства (XI династия) возникла
новая форма царского захоронения
- скальная гробница, расположенная
под крытым колонным залом, перед
которым находился заупокойный храм (гробница
Ментухотепов). Однако фараоны XII династий
возобновили строительство пирамид. Они
были средней величины (пирамида Сенусерта
I достигала 61 м) и не отличались большой
прочностью из-за нового способа кладки:
ее основой являлись восемь каменных стен,
расходившихся радиусом от центра к углам
и середине каждой стороны пирамиды; от
этих стен под углом 45 градусов отходили
еще восемь стен; пространство между стенами
засыпалось песком и щебнем.
В Новом царстве вновь возобладала
традиция захоронения царей в потайных
скальных гробницах в Долине царей под
Фивами. Для большей сохранности их высекали,
как правило, в отдаленных гористых районах.
Со времени XVIII династии гробницу стали
отделять от заупокойного храма (идея
зодчего Инени).
Доминирующей
формой храмовой архитектуры в эпоху
Древнего царства был заупокойный
храм, являвшийся неотъемлемой частью
погребального комплекса. Он примыкал
к пирамиде с востока и представлял
собой прямоугольник с плоской
крышей из массивных
известныковых блоков. В центре его находился
зал с четырехгранными монолитными столбами
и с двумя узкими помещениями для заупокойных
царских статуй; зал переходил в открытый
двор, за которым располагались молельни
(храм при пирамиде Хафра). При V-VI династиях
значение храма в погребальном ансамбле
возрастает; его размеры увеличиваются;
архитектурное убранство усложняется;
впервые используются пальмовидные колонны
и колонны в форме связок нераспустившихся
папирусов; стены покрываются цветными
рельефами. Позже возникает еще один тип
колонны - в виде связки бутонов лотоса.
При V династии появляется новая форма
храма - солнечный храм: главный его элемент
- колоссальный каменный обелиск, верхушка
которого покрыта медью (окаменевший луч
Ра); он стоит на возвышении; перед ними
расположен огромный жертвенник.
При
XI династии заупокойный храм становится
центральным элементом погребального
ансамбля; он состоит из двух террас,
обрамленных портиками и увенчан
пирамидой, основание которой служит
естественная скала (усыпальница
Ментухотепов). При XII династии, несмотря
на возобновление строительства монументальных
пирамид, он, тем не менее, сохраняет свою
важность в рамках (погребальный комплекс
Аменемхета III). Храм окончательно превращается
в центр общегосударственного культа
фараона. Его отличают внушительные размеры,
большое количество помещений, обилие
скульптур и рельефов. В храмовом строительстве
начинает широко использоваться колоннада
с новой формой колонны (украшенной капителями
с рельефными головами богини Хатор) и
пилон (ворота в виде двух башен с узким
проходом). Возникает обычай устанавливать
перед храмом колоссальные статуи или
обелиски с облицованными медью верхушками.
При
XVIII династии утверждается классический
тип наземного египетского храма (Карнакский и
Луксорский храмы в Фивах). В плане он представляет
собой вытянутый прямоугольник, ориентированный
с востока на запад; его фасад обращен
к Нилу, от которого к нему ведет дорога,
обрамленная сфинксами (аллея сфинксов).
Вход в храм сделан в форме пилона, перед
которым стоят два обелиска и колоссальные
статуи фараона. За пилоном расположен
открытый двор, окруженный по периметру
колоннадой (перистиль), который упирается
в еще один пилон меньших размеров, ведущий
во второй двор, сплошь заставленный колоннами
и статуями фараона (гипостиль). Гипостиль
непосредственно примыкает к основному
зданию храма, состоящему из одного или
нескольких колонных залов, святилица
со статуями богов и подсобных помещений
(сокровищница, библиотека, кладовые).
Многократный переход из одного архитектурного
пространства в другое (карнакский ансамбль
вытянут в длину более чем на 1 км) несет
в себе идею неспешного постепенного приближения
верующего в божеству. Поскольку египетский
храм не являлся законченным целым и существовал
как совокупность отдельных частей, он
мог без нарушения гармонии быть «продолжен»,
дополнен новыми сооружениями. В отличие
от разнообразного внутреннего убранства,
в своем внешнем выражении он демонстрировал
простоту линий, соответствовавшую однообразному
ландшафту; ее нарушала лишь стенная живопись
и светлая окраска.
Со
временем заупокойные царские храмы
превращаются в самостоятельные
монументальные сооружения с массивными
пилонами и аллеями сфинксов (храм
Аменхотепа III с двумя огромными
статуями фараона - так называемые
колоссы Мемнона). Особняком стоит заупокойный
храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри
(зодчий Сенмут), продолжающий архитектурные
традиции эпохи XI династии. Он состоит
из трех террас с высеченными в скалах
залами, фасады которых обрамлены колоннадами;
террасы связаны между собой пандусами.
Список
литературы
1. Афанасьева
В., Луковнин В., Померанцева Н.
Малая история искусств. Искусство
Древнего Востока. М., 1976.
2. Искусство
Древнего Востока. Памятники мирового
искусства. М., 1968.
3. История зарубежного искусства
/ Под ред. М.Т. Кузьминой, НЛ. Мальцевой.
М., 1984.
4. История Древнего
Востока / Под ред. В.И. Кузищева.
М., 1988.
5. История Древнего
мира. Ранняя древность. Кн. I, M., 1989.
6. Керам К.
Боги, гробницы, ученые/Пер. с нем. М., 1994.
7. Любимов Л.
Искусство Древнего мира. Книга
для чтения. М., 1980.
8. Матье М.Э.
Искусство Древнего Египта. Очерки
истории и теории изобразительных
искусств. М., 1958.