Архитектура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:54, реферат

Краткое описание

Архитектура Древнего Египта теснейшим образом связано с заупокойным культом.
Классическим образцом архитектурных сооружений являются пирамиды фараонов 4 -
й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их
имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была
предельно лаконична и бесконечно выразительна

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектура Древнего Египта теснейшим образом связано с заупокойным культом.docx

— 37.63 Кб (Скачать файл)

никогда не падает на Птаха – бога тьмы.

Фиванские мастера широко привлекались Рамсесом II, как и его отцом, для  работ

по всей стране. Фиванский зодчий Маи строил храм в Гелиополе, другой фиванец

– Аменеминт – храм Птаха в Мемфисе. Фиванские же скульпторы были создателями

и рельефов в храме Сети I в Абидосе. Но и деятельность северных

художественных школ, особенно Мемфиса  и Таниса, расширилась по сравнению с

периодом XVIII династии.

2.     Пирамиды.                            

Самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности, были пирамиды

— эти удивительные искусственные  горы — гробницы древних египетских царей.

Пирамиды вырастают из песков пустыни  — колоссальные, величественные,

подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у

подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы

созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных

каменных глыб, как в наше время  дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи

рук рабов и подвластных фараону  египтян были заняты тяжелым и бесполезным

трудом — созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих

недрах мертвое тело фараона. Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал

своему бессмертному духу вечное жилище.

                          2.1. Пирамида Джосера.                         

Первым из египетских царей, воздвигнувшим  над своей гробницей пирамиду, был

фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных

ступеней. До постройки первой пирамиды в Египте воздвигались гробницы с

массивной прямоугольной надземной  частью, сложенной из камня. По форме  они

напоминают арабские скамейки —  мастабы — и под этим названием и вошли в

науку. Пирамида Джосера по существу представляла собой шесть таких мастаб,

поставленных одна на другую, уменьшавшихся кверху. Создание первого в мире

каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м)

приписывается Имхотепу — замечательному ученому — медику, математику и

архитектору, бывшему визирем царя Джосера. Слава Имхотепа была столь велика,

что уже через несколько столетий его имя было окружено легендами. От более

позднего времени сохранились статуэтки, изображающие этого замечательного

зодчего. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько доволен построенной

Имхотепом небывалой еще усыпальницей, что разрешил высечь имя архитектора на

цоколе своей статуи — честь, совершенно неслыханная в древнем Египте. При

раскопках заупокойного храма, находившегося возле пирамиды Джосера, ученые

нашли обломки нескольких статуй фараона и среди них пьедестал, на котором

было написано имя Имхотепа.

Раскопки возле пирамиды Джосера открыли целый «город мертвых», окружавший

усыпальницу фараона. Вокруг были построены  мастабы — гробницы членов царской

семьи и приближенных к фараону  вельмож. Здесь же находился и  заупокойный

храм, где совершались жертвоприношения в честь умершего фараона. При

раскопках храма археологами был  открыт зал, украшенный самыми древними в

мире колоннами. Правда, это были еще не обычные круглые колонны, они лишь

наполовину выступали из стен, но Имхотеп задолго до греческих архитекторов

создал прообраз строгой и стройной дорийской колоннады. Заупокойный  храм и

пирамида были обнесены стеной из белого известняка и, по замыслу архитектора,

составляли единый архитектурный  ансамбль.

2.3. Пирамида Хефрена.                         

Второй по величине после гробницы Хеопса считается пирамида фараона  Хефрена.

Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть

полированной облицовки. Остальные  пирамиды значительно меньше, и многие из

них сильно разрушились.

Вблизи от пирамиды Хефрена поднимается из песка пустыни холм. Высота его

около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись  к холму, путешественники видят

огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой

сфинкс — фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его  потрескалось,

нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили статую,

простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних египетских

богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно больше их

изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им было не под

силу, но изуродовали они его  основательно.

«Отец ужаса» — так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший

страх он внушает им ночью, освещенный яркой луной, когда глубокие тени

придают его чертам особую выразительность.

Кого же изображает эта колоссальная статуя, почему она оказалась в  таком

близком соседстве с пирамидами? На голове статуи повязка, которую носили

только фараоны. Ученые считают, что это статуя фараона Хефрена, которая

входила в ряд сооружений, связанных  с гробницей фараона.

В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде —

этому «вечному горизонту», за который  «зашел» фараон (о фараоне не говорили,

что он умер, — он «заходил» за горизонт, подобно солнцу; египетские цари

называли себя сыновьями солнца). Для того чтобы желающие могли  почтить память

умершего фараона, не оскорбляя  его величия, на некотором  расстоянии от

пирамиды воздвигался заупокойный  храм — нечто вроде приемной залы умершего

царя. Массивные  прямоугольные  столбы из полированного гранита  поддерживали

потолок. Гранитные стены и пол  здания были  тщательно отполированы.

Свет падал из небольших отверстий, пробитых в верхней части стен, и создавал

торжественный полумрак, в котором  особенно величественными казались темные

статуи  фараона — владыки, принимающего почтительных гостей. От этого

торжественного зала к пирамиде вел длинный  крытый коридор. Его  стены и пол

также были сделаны  из полированного  гранита. По этому коридору в пирамиду

везли тело фараона в тяжелом  саркофаге из ценного камня.

Родственники фараона и жрецы  заботились о том, чтобы умершему не грозила

опасность в загробном мире, чтобы  он мог свободно передвигаться внутри своей

гробницы и чтобы боги приняли его как равного. Поэтому часто стены помещений

внутри пирамид испещрены молитвами и заклинаниями. Особенно тщательному

заклятию подвергались двери, которые  вели из одного помещения  в другое или

из коридора в камеру. На стенах, прилегающих к дверям, помещены изображения

стражей дверей — павианов, волков, львов, и заклятия против них и  злых

демонов, угрожающих умершему фараону. Эти тексты, обнаруженные в большом

количестве, являются одним из самых древнейших произведений религиозной

литературы. Ученые назвали их по месту  находки «текстами пирамид».

Заботясь о безопасности духа умершего в загробном мире, его родственники не

забывали и о жизненно необходимых вещах. В особых помещениях хранились

драгоценности и различные предметы, принадлежавшие фараону. Ведь древние

египтяне верили, что умерший  продолжает жить и после смерти, что он нуждается

во всех  тех вещах, которые  были ему необходимы при жизни. И  великолепная

гробница царя служила ему домом, как при жизни домом был  роскошный дворец.

К пирамиде — освященному месту  упокоения фараона, ставшего божеством, —

простой смертный не смел приближаться. Однако богатства, наполнявшие кладовые

царской усыпальницы, были большим  соблазном для грабителей. Строители  пирамид

предусмотрели и это. Вход в склеп  закрывался изнутри тяжелым замковым камнем.

После окончания погребальных церемоний  из-под камня выбивались подпоры, и

вход в центральный покой  пирамиды, где стоял великолепный гранитный саркофаг

с телом фараона, замыкался навсегда. Такой же огромный камень, спущенный

вниз по наклонному ходу в склеп, закрывал ход в коридор. Колодец, по которому

спускались люди, после того как  были замурованы все входы и выходы,

засыпался. Царская могила была недоступна для людей и демонов. Фараон мог

мирно покоиться под стометровой  громадой пирамиды, нависшей над сводчатым

склепом. Но все предосторожности оказались напрасными. Царские гробницы были

ограблены еще в древности, и  до наших дней сохранились лишь пустые залы и

сложные переходы внутри пирамид.

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Архитектура Древнего Египта»                                                                                                         


Информация о работе Архитектура Древнего Египта