Архитектура России 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Разруха Смутного времени привела практически к полному прекращению каменного строительства в стране. Перерыв в строительной деятельности длился почти четверть века — срок достаточный для пресечения архитектурной традиции в условиях Средневековья, когда профессиональные навыки передавались посредством наглядного показа при совместной работе старшего и младшего поколений мастеров.

Вложенные файлы: 1 файл

Arkhitektura_Rosii_17_veka.docx

— 74.02 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Разруха Смутного времени привела  практически к полному прекращению  каменного строительства в стране. Перерыв в строительной деятельности длился почти четверть века — срок достаточный для пресечения архитектурной  традиции в условиях Средневековья, когда профессиональные навыки передавались посредством наглядного показа при  совместной работе старшего и младшего поколений мастеров. Поэтому, когда  в 1620-х годах экономика России достигла уровня, достаточного для  возобновления строительства каменных зданий, в архитектуре началось как  бы повторение пройденного — репродуцировались  старые типы построек, иногда в огрубленном, сниженном варианте.

Консервация старой типологии и  декоративных форм после Смутного времени  имела не только материальные, но и  идейные причины. Разрыв культурной традиции, вызванный неблагоприятными политическими и экономическими обстоятельствами, очень остро переживался  русским обществом того времени, программно ориентированным (как это  свойственно Средневековью) на воспроизведение  традиции. Обращение к ней представлялось безусловным благом, восстановлением  утраченной целостности бытия. Кроме  того, «досмутные» времена стали  видеться своеобразным «золотым веком» — периодом относительной стабилизации, благоденствия, мирной жизни. Этим, вероятно, объясняется обращение к формам годуновского зодчества, хотя в глазах новых заказчиков, Романовых, связь  этих форм с Годуновым должна была бы существенно их дискредитировать. Наконец, резко конфликтные отношения  с Западом тоже способствовали культурному  ретроспективизму. Заимствования западноевропейских новшеств в таких условиях представлялись нежелательными, а в этом случае единственным выходом становилась  ориентация на национальную традицию.

 

1 Архитектура Росии 17 века

 

XVII век  явился веком потрясений и  огромных изменений в России. Это век смуты, восстаний, появления  самозванца, вторжения иноземцев,  но вместе с тем век прославлен  необыкновенной стойкостью и  способностью русского народа  к возрождению. Мно­гочисленные  потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового  времени сказалось и на культуре, главной особенно­стью которой  стал отход от церковной каноничности. Во всех областях культуры  шла борьба между старыми церковными  и новыми светскими формами,  которые постепенно побеждали,  что привело к дальнейшему  усилению реалистических тенденций  в искусстве.

Русская наука в XVII в. испытывала подъем. Все  большее значение приобретали естественные и точные дисциплины. Укреплялись  связи с Западной Европой, откуда привозили книги по астрономии, медицине, географии. В литературе большое  внимание уделялось человеку, его  судьбе, передаче его сложного внутреннего  мира. Произошли изменения и в  области архитектуры. Начали зарождаться  новые стили. Постараемся подробнее  рассмотреть изменения в русской  архитектуре XVII века.

В XVII в. переход  к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны привели к росту  старых городов и возникновению  новых на юге и востоке, к постройке  гостиных дворов и административных зда­ний, каменных жилых домов бояр и купцов. Развитие старых городов  шло в рамках уже сложившейся  планировки, а в новых городах-крепостях  пытались внести регулярность в планировку улиц и форму кварталов. В связи  с развитием артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. На юге и в Сибири строились и  деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились  более нарядными. Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение масштабов  Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских  сооружений. При этом больше думали выразительности силуэта и нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. Сложный силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных наличников получил  теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает число каменных жилых  зданий. B XVII в. они обычно строились  по трехчастной схеме (с сенями посередине), имели подсобные помещения в  нижнем этаже и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях  часто был каркасным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Порой верхние этажи каменных домов были деревянными. В Пскове дома XVII в. почти лишены декоративного  убранства, и лишь в редких случаях  окна обрамлялись наличниками. Среднерусские  кирпичные дома, часто асимметричные, с разными по высоте и форме крышами, имели карнизы, междуэтажные пояса, рельефные наличники окон из профильного кирпича и украшались раскраской и изразцовыми вставками. Иногда применялась крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных зданий, внутренние лестницы вместо наружных.

Дворцы  в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к компактности и  симметрии. Это видно из сравнения  деревянного дворца в селе Коломенском  с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных владык включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались стеной с башнями и имели вид  кремля или монастыря. Монастырские кельи часто состояли из трехчастных  секций, образующих длинные корпуса. Административные здания XVII в. походили на жилые дома. Гостиный двор в Архангельске, имевший 2-этажные корпуса с жильем наверху и складами внизу, был  в то же время и крепостью с  башнями, господствовавшей над окружающей застройкой. Расширение культурных связей России с Западом содействовало  появлению на фасадах домов и  дворцов ордерных форм и поливных изразцов, в распространении которых  известную роль сыграли белорусские  керамисты, работавшие у патриарха  Никона на постройке Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Убранству  патриаршего собора стали подражать  и даже стремились превзойти его  нарядностью. В конце XVII в. ордерные формы выполнялись в белом  камне.

  В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.

Одним из интереснейших историко-архитектурных  памятников Подмосковья является бывший Воскресенский Новоиерусалимский  монастырь. Он расположен в живописной местности на высоком холме, который  с трех сторон огибает река Истра. В некоторых местах возвышенность  была искусственно подсыпана, а своей  восточной частью она примыкала  к городу, который разросся рядом  с монастырем и ранее назывался  Воскресенском. В 1939 году он был переименован в город Истра по названию протекающей  здесь реки.

 Основателем  монастыря был честолюбивый патриарх  Никон, один из крупнейших деятелей  Руси XVII века. В целях демонстрации  величия и могущества церкви, ее приоритета над светской  властью он задумал создать  под Москвой дивный монастырь – свою новую резиденцию, который превзошел бы и затмил своим величием царские усадьбы. Воскресенский монастырь – колоссальный по тем временам архитектурный ансамбль – должен был стать новым центром православия. Согласно исследованиям Г. В. Алферовой, проект собора принадлежал самому Никону.

 Строительные  работы начались в 1658 году, и  этот год считается годом основания  Воскресенского монастыря. Архитектурным  прообразом Воскресенского собора  послужила, по идее Никона, христианская  святыня – храм гроба господня  в Иерусалиме, построенный в XII веке и поражавший всех паломников  своей необычной формой и размером. Поэтому свой монастырь Никон  назвал Новый Иерусалим.

  Задуманное Никоном строительство обеспечивалось огромными материальными богатствами, которые этот крупнейший церковный феодал сосредоточил в своих владениях. К строительству были привлечены лучшие зодчие того времени, огромное число крепостных крестьян, мастеровых. Новый Иерусалим стал крупным центром художественных ремесел. На месте было организовано производство кирпича и рельефных многоцветных (ценинных) изразцов. Керамическими мастерскими руководил «всяких рукодельных хитростей премудрый ремесленный изыскатель» белорус Петр Заборский. С ним работал талантливый мастер изготовления многоцветных изразцов Степан Полубес. Строительными работами руководил русский зодчий «каменных дел мастер» Аверкий Мокеев, плотницкими – мастер Иван Яковлев. При постройке собора были использованы все новшества русской архитектуры XVII века.

 Однако  Никону не суждено было увидеть  окончательно завершенным свой  замысел. Великолепие собора, о  котором ходили легенды, стало  раздражать царя, а идеи патриарха  и его убеждения в том, что  «священство выше царства», показались  государю и его приближенным  опасными. На церковном соборе 1666 года Никона обвинили в ереси,  его лишили сана патриарха  и сослали в Ферапонтов монастырь. 

 Низложение  и ссылка Никона прервали развернутые  им строительные работы. Собор  был закончен лишь в 1685 году  по указу царя Федора Алексеевича.  Но затянувшееся строительство  не изменило первоначального  проекта.

 Собор  представлял собой весьма сложное  сооружение. По образу храма в  Иерусалиме он состоял из трех  основных объемов, расположенных  но оси восток – запад: подземной  церкви Константина и Елены,  главы которой как бы вырастают  из-под земли, крестовокупольногр  храма Воскресения, завершенного  могучей главой на крестовом  основании, колоссальной ротонды  храма, перекрытой огромным каменным  шатром, возведенным над часовней  гроба господня. Это был самый  грандиозный каменный шатер в  истории русского зодчества, имевший  диаметр у основания 20 метров  при высоте 18 метров. Так при строительстве  этого собора были нарушены  традиции и каноны русской  культовой архитектуры: вместо обычного четырехстолпного пятиглавого храма главная часть собора выполнена в виде перекрытой куполом колоссальной ротонды. Собор – образец русского барокко, которое получило дальнейшее развитие в конце XVII – первой половине XVIII века.

 Повторяя  план, топографию и размеры храма  в Иерусалиме, строители Воскресенского  собора возвели памятник глубоко  национальный. Многоглавие, ярусность,  невиданное изобилие многоцветного  изразцового декора позволили  создать величественное и монументальное  сооружение. Особую красоту и  оригинальность собору придавало  украшение из цветных изразцов, искусство изготовления которых  было хорошо известно русским  строителям, применявшим поливные  кирпичи в своих сооружениях  еще с глубокой древности. Изразцовые  орнаменты украшали порталы входов, наличники, пояса-карнизы и другие  детали храма.

 Не  меньшее впечатление производил  храм Воскресения и своим внутренним  убранством. Могучие пилоны с  арками между ними охватывали  полукольцом алтарь, который воспринимался  почти как театральная сцена.  В его глубине располагалось  «горнее место», состоявшее из  ступеней, поднимавшихся кверху  амфитеатром. В центре находился  патриарший трон, на котором должен  был восседать Никон в окружении  священнослужителей. Особенно богато  были декорированы иконостасы, выполненные  из многоцветных изразцов удивительной  красоты. Их отличали богатство  фантазии и искусство исполнения.

 В  1658 году к северо-западу от  монастыря был построен скит  патриарха. Он представлял собой  небольшое трёхэтажное каменное  здание, объединяющее культовые,  жилые и хозяйственные помещения,  на плоской крыше были поставлены  келья, восьмигранная церковь  и звонница. Здание, как и собор,  было украшено изразцами. 

 В  конце XVII века у западной стены  монастыря были построены Больничные  палаты, превращенные в XVIII веке  в царский дворец. Корпус Больничных  палат состоит из разделенных  сенями двух палат и Трехсвятской  церкви.

 К  западу же от Воскресенского  собора, тоже в конце XVII века, был  построен корпус Трапезных палат.  Он состоит из трех палат  зального типа и церкви Рождества  Христова, построенной в виде  двусветного четверика с двумя  декоративными восьмериками. Окна  Трапезных палат обрамлены типичными  для XVII века белокаменными наличниками  в виде двухколонного портика  с разорванным фронтоном. Трапезная  соединена с Больничными палатами  изящной аркадой, выполненной  по проекту архитектора М. Ф.  Казакова, работавшего в Воскресенском  монастыре в конце XVIII – начале XIX века. В середине XIX века аркада  была украшена рустом и сдвоенными  пилястрами. С севера к Трапезным  палатам примыкают настоятельские  покои, а с юга – Царские  и Больничные палаты.

 В 1690–1694 годах деревянные крепостные  стены монастыря были заменены  кирпичными с восьмью башнями  и надвратной Входоиерусалимской  церковью, возведенной в 1697 году.

 Стены  и башни монастыря строились  под руководством одного из  талантливейших зодчих Древней  Руси Якова Бухвостова. Общая  протяженность стен около 930 метров, их высота в настоящее время  от 9 до 11 метров. Снаружи они делятся  на цоколь, среднюю часть с  бойницами «подошвенного боя», то  есть нижнего, и верхнюю часть  с бойницами-щелями для стрельбы  из ружей. На уступе стен  расположены навесные бойницы-машикули. С внутренней стороны стен  можно видеть полуциркульную  открытую аркаду, над которой  расположен по периметру стен  крытый боевой ход, огражденный  парапетом.

 Большинство  башен монастырских стен получило  наименования ворот и башен  древнего палестинского Иерусалима. Они трехъярусные. Их верхние  ярусы, гранные или цилиндрические, увенчаны каменными шатрами и  башенками с железными «прапорами»  – флажками.

  Стены и башни монастыря строились в традициях древнерусских крепостных сооружений. Однако, как известно, монастырские укрепления конца XVII века уже теряют прежнее военно-оборонительное значение и приобретают новые черты декоративной архитектуры.

Информация о работе Архитектура России 17 века