Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:58, курсовая работа
Разруха Смутного времени привела практически к полному прекращению каменного строительства в стране. Перерыв в строительной деятельности длился почти четверть века — срок достаточный для пресечения архитектурной традиции в условиях Средневековья, когда профессиональные навыки передавались посредством наглядного показа при совместной работе старшего и младшего поколений мастеров.
ВВЕДЕНИЕ
Разруха Смутного времени привела
практически к полному
Консервация старой типологии и
декоративных форм после Смутного времени
имела не только материальные, но и
идейные причины. Разрыв культурной
традиции, вызванный неблагоприятными
политическими и экономическими
обстоятельствами, очень остро переживался
русским обществом того времени,
программно ориентированным (как это
свойственно Средневековью) на воспроизведение
традиции. Обращение к ней представлялось
безусловным благом, восстановлением
утраченной целостности бытия. Кроме
того, «досмутные» времена стали
видеться своеобразным «золотым веком»
— периодом относительной стабилизации,
благоденствия, мирной жизни. Этим, вероятно,
объясняется обращение к формам
годуновского зодчества, хотя в глазах
новых заказчиков, Романовых, связь
этих форм с Годуновым должна была
бы существенно их дискредитировать.
Наконец, резко конфликтные отношения
с Западом тоже способствовали культурному
ретроспективизму. Заимствования
1 Архитектура Росии 17 века
XVII век
явился веком потрясений и
огромных изменений в России.
Это век смуты, восстаний,
Русская
наука в XVII в. испытывала подъем. Все
большее значение приобретали естественные
и точные дисциплины. Укреплялись
связи с Западной Европой, откуда
привозили книги по астрономии, медицине,
географии. В литературе большое
внимание уделялось человеку, его
судьбе, передаче его сложного внутреннего
мира. Произошли изменения и в
области архитектуры. Начали зарождаться
новые стили. Постараемся подробнее
рассмотреть изменения в
В XVII в. переход
к товарному хозяйству, развитие
внутренней и внешней торговли, усиление
центральной власти и расширение
границ страны привели к росту
старых городов и возникновению
новых на юге и востоке, к постройке
гостиных дворов и административных
зданий, каменных жилых домов бояр
и купцов. Развитие старых городов
шло в рамках уже сложившейся
планировки, а в новых городах-крепостях
пытались внести регулярность в планировку
улиц и форму кварталов. В связи
с развитием артиллерии, города окружались
земляными валами с бастионами. На
юге и в Сибири строились и
деревянные стены с земляной засыпкой,
имевшие башни с навесным боем
и низкими шатровыми крышами.
Каменные стены среднерусских монастырей
в то же время теряли свои старые
оборонительные устройства, становились
более нарядными. Планы монастырей
стали регулярнее. Укрупнение масштабов
Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских
сооружений. При этом больше думали
выразительности силуэта и
Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных владык включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались стеной с башнями и имели вид кремля или монастыря. Монастырские кельи часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса. Административные здания XVII в. походили на жилые дома. Гостиный двор в Архангельске, имевший 2-этажные корпуса с жильем наверху и складами внизу, был в то же время и крепостью с башнями, господствовавшей над окружающей застройкой. Расширение культурных связей России с Западом содействовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыграли белорусские керамисты, работавшие у патриарха Никона на постройке Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Убранству патриаршего собора стали подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. В конце XVII в. ордерные формы выполнялись в белом камне.
В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.
Одним из
интереснейших историко-
Основателем
монастыря был честолюбивый
Строительные
работы начались в 1658 году, и
этот год считается годом
Задуманное Никоном строительство обеспечивалось огромными материальными богатствами, которые этот крупнейший церковный феодал сосредоточил в своих владениях. К строительству были привлечены лучшие зодчие того времени, огромное число крепостных крестьян, мастеровых. Новый Иерусалим стал крупным центром художественных ремесел. На месте было организовано производство кирпича и рельефных многоцветных (ценинных) изразцов. Керамическими мастерскими руководил «всяких рукодельных хитростей премудрый ремесленный изыскатель» белорус Петр Заборский. С ним работал талантливый мастер изготовления многоцветных изразцов Степан Полубес. Строительными работами руководил русский зодчий «каменных дел мастер» Аверкий Мокеев, плотницкими – мастер Иван Яковлев. При постройке собора были использованы все новшества русской архитектуры XVII века.
Однако
Никону не суждено было
Низложение
и ссылка Никона прервали
Собор
представлял собой весьма
Повторяя
план, топографию и размеры храма
в Иерусалиме, строители Воскресенского
собора возвели памятник
Не
меньшее впечатление
В
1658 году к северо-западу от
монастыря был построен скит
патриарха. Он представлял
В
конце XVII века у западной стены
монастыря были построены
К
западу же от Воскресенского
собора, тоже в конце XVII века, был
построен корпус Трапезных
В 1690–1694
годах деревянные крепостные
стены монастыря были заменены
кирпичными с восьмью башнями
и надвратной
Стены
и башни монастыря строились
под руководством одного из
талантливейших зодчих Древней
Руси Якова Бухвостова. Общая
протяженность стен около 930 метров,
их высота в настоящее время
от 9 до 11 метров. Снаружи они делятся
на цоколь, среднюю часть с
бойницами «подошвенного боя», то
есть нижнего, и верхнюю часть
с бойницами-щелями для
Большинство
башен монастырских стен
Стены и башни монастыря строились в традициях древнерусских крепостных сооружений. Однако, как известно, монастырские укрепления конца XVII века уже теряют прежнее военно-оборонительное значение и приобретают новые черты декоративной архитектуры.